Коррекционная работа
материал

Симакова Надежда Владимировна

Основными причинами считаются в основном влияние социальных факторов, прежде всего самих родителей, так как их невнимание и занятость осложняют процесс коррекции речевого развития в период дошкольного детства. Различные недоразвитие речи характеризуется недоразвитием звуковой и смысловой сторон речи. У детей с общим недоразвитием речи отмечается низкий познавательный интерес, неуверенность в себе, мнительность, чрезмерная ранимость, а также иногда наблюдаются проявления агрессивного поведения. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_korrektsionnaya_rabota.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Инжавинский детский сад «Берёзка»

              Доклад на тему:

                                

                                 

«Коррекционная работа воспитателя с детьми, имеющими речевые нарушения в группе комбинированной направленности»

Воспитатель:

Симакова Н.В.

                               

                                      Инжавино

                                          2023г

Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. С каждым годом количество таких детей возрастает. Причиной речевого нарушения могут быть биологические и социальные факторы. 

Биологические факторы:

  • внутриутробная патология;
  • наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
  • неблагоприятные роды и их последствия;
  • заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.

Социальные факторы:

  • недостаточность речевых и интеллектуальных контактов;
  • конфликтные отношения в семье;
  • неправильные методы воспитания;
  • психическая депривации;
  • среда, состоящая из лиц с речевой патологией;
  • многоязычие в семье

Основными причинами считаются в основном влияние социальных факторов, прежде всего самих родителей, так как их невнимание и занятость осложняют процесс коррекции речевого развития в период дошкольного детства. Различные недоразвитие речи характеризуется недоразвитием звуковой и смысловой сторон речи. У детей с общим недоразвитием речи отмечается низкий познавательный интерес, неуверенность в себе, мнительность, чрезмерная ранимость, а также иногда наблюдаются проявления агрессивного поведения. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа.

      В 2022-2023 я работала с детьми с нарушениями речи. По результатам коллегиального заключения ЦПМПК у 14 детей пяти-шести лет был установлен статут обучающихся с ОВЗ. Это ОНР и ФФН. Образовательная деятельность велась по адаптированной программе. Для каждого ребёнка был разработан индивидуальный образовательный маршрут.

Воспитатель в группе комбинированной направленности для детей с нарушением речи является помощником учителя - логопеда в исправлении речевых и сопутствующих нарушений, это его главная и в то же время специфическая функция.

Вся работа воспитателей строится в двух направлениях: коррекционно-развивающее и общеобразовательное, но первое направление является ведущим.

Основные функции воспитателя:

  • учет лексической темы при проведении всех занятий в группе;
  • пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов;
  • систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
  • включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей;
  • формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания);
  • закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
  • развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.

Логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, а воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Каждое занятие воспитателя, каждый режимный процесс подчинены особым коррекционным задачам.

Немаловажная роль отводится на занятиях речевому дыханию. Важнейшие условия правильной речи - это плавный и длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Воспитатель в игровых упражнениях следит, чтобы при вдохе поза была свободной, плечи опущены.

С детьми мы регулярно тренировали мелкую моторику рук в лепке, рисовании, штриховании, обведении фигур по контуру, вырезывании. Тем самым шла не только отработка общих задач (научить новому навыку), но и выполнялась коррекционная работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата (особенно у детей с дизартрическим компонентом).

Существенное место отводилось дидактическим играм и упражнениям, направленным на развитие когнитивных процессов, тематика которых совпадала с изучаемой лексической темой.

Коррекционная работа по лексической теме должна проводиться воспитателем в течение всего дня: в утренней гимнастике, на занятиях, на прогулке – и это главное. В вечерние и утренние часы дети рассматривали книги по данной теме, иллюстрации, фотографии, подобранные воспитателем и логопедом.

Большое значение для развития речи имеет оречевление воспитателем всего процесса ухода за ребенком: одевание, раздевание его, умывание, кормление (особенно в младших группах). В перечисленных ситуациях речь воспитателя не должна быть стереотипной, т. е. состоять из одних и тех же слов. Если речь воспитателя будем стереотипной, то она не будет способствовать развитию ребенка. Все время бодрствования детей (вне занятий) следует использовать для организации индивидуального общения. Воспитатель должен поддерживать любое обращение ребенка, развивать общение с ним путем вопросов, обращения к наглядным предметам и действиям.

Учитывая, что для детей с ОНР характерны отвлекаемость, пониженная наблюдаемость к языковым явлениям, плохое запоминание речевого материала, в системе коррекционного обучения предусмотрены специальные упражнения, направленные на развитие внимания и произвольного запоминания, а также проведение в середине занятия динамической паузы.

Работа воспитателя в группе с ОНР находится в прямой зависимости от планирования работы логопеда. Все темы, которые логопед проходит с детьми необходимо проработать воспитателю в группе. Коррекционное обучение проводится на общеобразовательных занятиях и в ходе ряда режимных моментов.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений воспитатель ставит своей целью активизацию речи детей, закрепление основных грамматических категорий, над которыми работает учитель-логопед. Проводятся специальные дидактические игры и упражнения, в ходе которых педагог закрепляет не только количественный счёт, но и грамматические категории, предусмотренные коррекционной программой.

Взаимопроникновения речевой и продуктивной деятельности, позволяют в процессе создания изображения или поделки усложнять и обогащать лексико-грамматические средства языка и одновременно совершенствовать изобразительные и конструктивно-технические навыки, способствуя формированию планирующей функции речи и параллельно — формированию представления об эталоне любой деятельности. 

Использовались разнообразные приёмы:

  • Называние дважды цели продуктивной деятельности: перед тем как дети начнут действовать и после завершения действия, как его результат»;
  • «Отчет ребенка о том, что он приготовил к занятию»;
  • «Создание проблемной ситуации»;  
  • «Обсуждение предстоящей деятельности, ее этапы, выбор способов действия»;
  • «Похвалим работу товарища»;
  • «Почемучки»;
  • «Дорисовывание» словами».

При организации театрализованной деятельности воспитатель не только заучивает с детьми стихотворения, потешки, но и обыгрывает их с использованием разных видов театров.

В течение всего дня воспитатель обязательно использует индивидуальную форму работы на режимных моментах. Вопросы педагога предполагают употребление детьми в ответах грамматические конструкции, включающие глаголы единственного числа совершенного и несовершенного вида: - Что ты делаешь? – Я мою руки. Так же предполагается выполнение действий по инструкции педагога, которые включают в себя глаголы, близкие по смыслу: завязывать (шнурки), застегивать (пуговицы), мыть (руки), умывать (лицо) и т.д.; заучивание чистоговорок, потешек (по заданию логопеда), включающих правильно произносимые детьми звуки.

Для самостоятельной деятельности детей в группе создана разнообразная предметная среда, обеспечивающая каждому ребёнку максимум условий для контактов со сверстниками.

Еженедельно с детьми группы ОНР проводятся занятия логопедической ритмики по тематике занятий, запланированными учителем-логопедом. Логоритмика – это упражнения на координацию слова с движением.

Цель логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Структура вечернего коррекционного занятия:

1. Организация детей.

2. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.

3. Работа по расширению словаря и формированию грамматического строя речи, развитие связной речи.

4. Физминутка.

5. Самостоятельная работа детей по самокоррекции.

/при самостоятельной работе все задания, предложенные, детям должны быть строго индивидуализированы, однако при наличии у детей сходных недостатков, возможно объединение в подгруппы и одинаковые задания для детей одной группы/.

6. Выполнение заданий логопеда:

 (индивидуальное занятие проводится обязательно перед зеркалом и все инструкции по выполнению речевых упражнений воспитатель дает обычным голосом, не переходя на шепотную речь).

7. Итог занятия.

Таким образом, в работе воспитателя в течение всего дня - в режимных моментах, на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулке - придается большое значение развитию у детей умения понимать обращенную к ним речь. Основной акцент в коррекционной работе педагогом делается на закрепление у детей некоторых навыков диалога, составления простых предложений и в итоге короткого рассказа.

Между логопедом, воспитателем и родителями установлена система непрерывной и эффективной обратной связи, которая превращает семью в активного субъекта коррекционного процесса и способствует осуществлению контроля за ходом и качеством проведения необходимой работы в семье. В процессе работы с родителями используются разнообразные средства: специальные «логопедические уголки», информационные стенды, папки-передвижки, проводятся консультации и т.д. Работа воспитателя с родителями осуществляется в значительно большем объеме: объясняет задания логопеда, находящегося в индивидуальной рабочей папке ребёнка, логопедические термины, принцип выполнения задания. Особенно тщательно проводится такая работа в начале обучения.

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и её основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...

Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи

Перспективный план коррекционной работы  в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи....

Комплексная коррекционная работа в логопедических группах ДОУ коррекционной направленности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Предлагается материал по взаимосвязи специалистов логопедических групп детского сада коррекционной направленности в соответствии с требованиями ФГОС. Главная цель данной работы - учитывать особен...

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ДОУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ.

Данная статья посвящена организации коррекционно-образовательной работы в коррекционном ДОУ для детей с ОВЗ. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславлив...

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии Основные направления коррекционной работы

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии. Основные направления коррек...

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...