Статья «Формирование патриотических чувств у детей раннего и младшего возраста»
материал

Беляева Ольга Николаевна

Статья «Формирование патриотических чувств у детей раннего и младшего возраста».

 

 

  «Любовь к родному краю,  родной культуре, родной  речи начинается с малого-любви к своей семье, к своему жилищу, к детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»   Д.С.Лихачев

 

  Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Патриотическое воспитание дошкольников по ФОП довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе.  Воспитание  подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население. Дети младшего  возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно  проводить воспитательную работу  .

Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

     Раннее детство - это очень благоприятный период для развития, воспитания и    формирования в целом. Психика детей этого возраста очень пластична, поэтому из них можно «вылепить» что угодно.  Но к великому сожалению часто в молодых семья приходится наблюдать взаимо отчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – это очень ценный ресурс страны, залог ее будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. А в молодых семья вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, многие родители считают, что эти чувства появятся сами по себе в старшем дошкольном возрасте, многие надеются на детский сад и школу.

 Моя цель, как педагога - воспитать у дошкольников чувство любви и привязанности к близким людям, к детскому саду, родному поселку, стране.

Ставлю перед собой следующие задачи:

1.Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, улице, городу.

2.Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.

3.Воспитание уважения к труду людей.

4.Развитие интереса к русским традициям и ремеслам.

5.Формирование элементарных знаний о правах человека.

6.Расширение представлений о России, столице государства, о своей малой родине.

7.Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном.

8.Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины.

9.Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, традициям.

общественной жизни, традициям, народным праздника.

  Эти задачи решаются комплексно во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в быту, через праздники, экскурсии, беседы, кружковую работу, совместную деятельность, работу с родителями, так как воспитывают в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.   

           В раннем детстве дети способны уже понимать многие вещи и ведущая доля воспитания ложится на семью. Формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма. Оно осуществляется через любовь  и заботу близких людей,  через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фольклор (песенки, потешки, прибаутки) в исполнении мамы. Средствами воспитания на этом этапе выступают, во-первых, совместная деятельность в семейном кругу. Например, настольные игры вечером, организация хозяйственно-бытового труда с участием малыша.  Семейный досуг с участием членов семьи.

  Оформление  или просматривание семейного фотоальбома. Детям всегда интересно смотреть, как выглядели мамы и папы, бабушки и дедушки в детстве.

Семейные традиции. Если  нет, стоит придумать и придерживаться их. Они могут быть разными, как ежедневными, так и ежегодными. По мере взросления ребенка традиции могут усложняться.

Чтение ребенку сказок и рассказов, в которых отражены семейные отношения.

 Изготовление подарков на праздники своими руками формирует у ребенка внимательное и заботливое отношение к близким и родным людям.

Вторым этапом патриотического воспитания ребенка раннего возраста можно считать поступление его в детский сад. Здесь основная ответственность по патриотическому воспитанию ложится на воспитателей.

Данные задачи по патриотическому воспитанию я решаю во всех видах детской деятельности: на занятиях, в беседах, в быту, наблюдениях, чтении художественной литературы, в играх, в труде, в быту. Они воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

    Работая с детьми раннего возраста, я большое внимание уделяю работе над понятием «семья», провожу этические беседы о семье, о близких родственниках. Беседую с детьми о маме, обращаю их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи. Стараюсь вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи. В течении года расспрашиваю детей о других членах семьи -папе, бабушке, дедушке, братишках и сестренках. Предлагаю принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи. Вместе с детьми готовим подарки для родных и близких к праздникам 8 марта и 23 февраля. Регулярно играем с детьми в дидактические игры «Чей малыш?», «У кого какая мама», в пальчиковые игры: «Семья», «Сорока Белобока», «этот пальчик бабушка» и сюжетно-ролевые игры «семья», «Дочки –матери», «Уложим куклу спать», «Ждем гостей». Разучиваем песни, стихи о маме и семье. Продолжаю учить играть детей вместе, дружно. Формирую положительное отношение к семье, подвожу к пониманию того, что такое семья, что она должна быть крепкой и дружной.

    В начале учебного года мы знакомимся с детьми, друг с другом, с помещениями группы и их значением, с предметами, находящимися в группе. Обращаю внимание, что все сделано так, чтобы им было удобно и комфортно. В первую очередь дети знакомятся с трудом помощника воспитателя, с которым сталкиваемся каждый день.  Организую экскурсии на кухню, где дети знакомятся с поваром, видят, где для них готовят еду, как там все устроено. Знакомимся с кабинетом медсестры, рассматриваем необходимые предметы для их работы. За трудом дворника наблюдаем во время прогулки. Главная моя задача- вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь.

       Следующим средством приобщения ребенка к патриотическому воспитанию в рамках детского сада является организация и проведение праздников.  В нашем детском саду проводятся фольклорные праздники, вечера развлечений с использованием народных и подвижных игр, на которых уже с раннего детства  мы знакомимся  с традициями народа.

       Во время чтения русских народных сказок, разучивания потешек, рассматривания предметов народно-прикладного искусства мы  ненавязчиво знакомимся  с культурой своего народа. Сказки рассказывают детям о добре и зле, воспитывают трудолюбие, уважение к окружающим ,честность, справедливость. Во время посещение «Уголка русской избы» дети знакомятся с жизнью и бытом нашего народа, с предметами старины. Делаю акцент  на то, что все придумал и сделал русский народ и жил так раньше.

     Чувство любви к родной природе – еще одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети раннего возраста получают элементарные сведения о природе участка детского сада, о растениях , животных.  Провожу дидактические игры с целью закрепления понятий овощи и фрукты, домашние и дикие животные. Воспитываю любовь и бережное отношение ко всему живому. Здесь хорошим средством воспитания будет и организация трудовой деятельности на участке, например, полить цветочки, собрать опавшие листья, сгрести песок в горку , повесить кормушки , покормить птичек.

   Закладываю понятие, что ребенок тоже житель нашего поселка, хоть и маленький, но  уже должен быть причастным к делам взрослых, бережно относиться ко всему окружающему.

   Воспитание любви к родному поселку - одна из задач патриотического воспитания. Рассказываю детям, что поселок наш большой, с множеством улиц и домов. Каждая улица имеет свое название, каждый дом  и квартира имеет свой номер. В течение года рассматриваю с детьми альбом с фотографиями родного поселка. Дети запоминают его название и рассказывают о тех местах, где гуляли с родителями.

       После всей проведенной работы дети понимают, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне, а наш поселок-часть большой страны, а мы ее жители.

  Родителей привлекаю к активному участию в жизни группы, сюда относятся и совместное изготовление тематических поделок для конкурсов детского сада, участие в праздниках и конкурсах, изготовление тренажеров для развития мелкой моторики и сенсорики. Пополняем родительский уголок памятками «Формирование начал патриотических чувств», «Маленький помощник», «Мир в сердце – мир в семье» и другие. 
   Дети-наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь все, что создано старшим поколением: свободу, мир, Отечество. Воспитание детей в современных условиях все больше требует обращения к опыту, накопленному предшествующими поколениями. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»

 

           
Литература.

Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / Педагогика. 2005. №2.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Под ред. А.М. Виноградовой.- М., 1991.

Ветохина  А.Я. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.-СПБ: Детство-Пресс,2013.

Данилина Г.Н. Дошкольнику- об истории и культуре России. –М.: Аркти, 2003.

Дозорова М.А. «Семья»- М.:Аркти,2008.

Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? - М.: Сфера, 2004.

Маханева М.Д. Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников.-М.: Сфера, 2009.

Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника.-М., 1987.

Усачева Т.В. Программа патриотического воспитания дошкольника

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_razmeshcheniya_formirorvanie_semeynyh_tsennostey.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

  «Семья – это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро» В.А. Сухомлинский

Семья является первостепенным институтом социализации ребенка, имеет непосредственное значение для его всестороннего развития. От семьи во многом зависит становление ребенка как личности. Именно в семье ребенок впервые ощущает любовь и заботу, учится их проявлению. В семье закладывается отношение к себе, другим людям, миру, природе.

Однако, на сегодняшний день отмечается динамичное изменение нашего общества, забываются и обесцениваются многие традиции семейного воспитания, чаще встречаются случаи распада семей, изменяется роль родителей в духовно-нравственном воспитании, многие дети не ощущают ценности семейных отношений. Эти негативные факторы накладывают отпечаток на процесс формирования личности ребенка, а также на развитие общества.

А как мы знаем, именно  семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи». Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Нам педагогам необходимо оказывать родителям социально-педагогическую помощь, раскрывать необходимость духовно-нравственного воспитания, знакомить с методами и средствами его осуществления, а  дошкольникам прививать семейные ценности. Этим определена актуальность формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. 

Целью работы выступает выявление особенностей процесса формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Формировать у дошкольников семейные ценности возможно во взаимодействии детского сада и семьи, через проведение различного рода мероприятий, направленных на решение рассматриваемой проблемы. Я в своей работе использую различные методы, формы, средства для установления позитивного взаимодействия и сотрудничества в рамках ДОУ.

Один из метод  моей работы - метод проектов.  Цель - укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс, создание условий для закрепления интереса к своей семье, родословной, воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам, формирование и развитие личности, партнерских отношений с семьёй. Работа над проектами способствует активному сотрудничеству с семьями воспитанников, установлению партнерских отношений, сплочению детского коллектива, родителей. Среди всех проектов, особое место занимает проект, посвященный Дню матери. Перед детьми встал вопрос, почему этот праздник всемирный?  Дети совместно с родителями искали ответы на этот вопрос в интернет- ресурсах, энциклопедиях, рисовали рисунки, разучивали песни, стихи, записывали видео-поздравление для мам, готовили подарки. Итогом этого проекта было спортивное развлечение «Вместе с мамой!»

Взаимодействие с родителями в проекте «Традиции нашей семьи» способствовало формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей, традиций. Родители  дома подготовили презентацию, о традициях, увлечениях своей  семьи, а дети на занятии  рассказали .

 Во время проекта «Блокада Ленинграда» дети делились своими знаниями о том, что они узнали дома от родителей о войне, о своих воевавших  родственниках, приняли участие вместе с родителями во Всероссийском конкурсе рисунков.

 В моей группе стала традиция празднования дней рождений детей в детском саду. Эта форма работы духовно обогащает ребенка, восстанавливает добрые семейные традиции, приносит радость,  поднимает настроение, предвкушение праздника, как детям, так и взрослым.

  Совместные праздники  в нашем детском саду пользуются огромной популярностью среди детей и родителей. Такие мероприятия помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить родителей и педагогов. Родители проявляют  смекалку и фантазию в различных конкурсах, играют главные роли, помогают в создании костюмов.

Традиционны и любимы в нашем детском саду такие праздники - досуги как: « Праздник осени», «8 Марта», «День матери», День защитника Отечества», «Новый год», «День семьи, любви и верности», спортивные мероприятия .

К каждому празднику дети выступают на утренниках, дарят подарки близким и родным людям.

Чтобы возрастить в детских душах семена любви к родному дому, семье, к истории , культуре  и традициям нашего народа, в детском саду проводятся такие праздники: «Посиделки на Покров», «Рождество Христово»,  «Масленица», «Пасха Красная».

Театрализованная деятельность в детском саду совместно с родителями дает возможность объеденить  в один дружный коллектив разносторонних людей, с разными талантами, сплотить педагогов и родителей, создать положительные эмоции у детей.

  Совместные походы, экскурсии – еще одна из форм взаимодействия с родителями, которая способствуют сплочению родителей, проявлению интереса к жизни детей в детском саду. В организации таких мероприятий  у детей воспитывается интерес, внимание к близким, уважение к труду взрослых. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.  Дети, обогащенные новыми впечатлениями о природе, о своем поселке, о профессиях.

Регулярно провожу с родителями родительские собрания, анкетирования, консультации, День открытых дверей, на которых рассматривается вопрос о значимости участия родителей в процессе воспитания  и обучения ребенка. Проведение мастер классов вызывает массу положительных эмоций, вовлекает родителей в образовательный процесс ДОУ, создает атмосферу творчества.

 Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно – информационный материал: ширмы, стенды, папки – передвижки.

Помощь в формировании у детей представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей, оказывают художественные произведения. На примере литературных героев у детей закладываются чувства доброты, эмоциональной отзывчивости, заботы о старших. Неоценимую роль в нравственном воспитании ребенка играет устное народное творчество, поэтому с детьми выучили пословицы и поговорки о семье. Закреплять представление о семье, об обязанностях членов семьи, воспитывать любовь к труду помогают сюжетно-ролевые игры.

Проведенная работа способствовала:

• Сохранению семейных ценностей, развитию интереса к ним, возрождению традиций, благоприятно повлияла на позитивные взаимоотношения в семьях воспитанников;

• Развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения к своим родным, близким;

• Повышению компетенции родителей в вопросах семейного воспитания, восстановлению преемственности семейных поколений;

• Дети получили необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях;

• Произошел обмен опытом семейного воспитания;

• Поиску новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

А главный результат, на который и была направлена наша работа, - усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, сострадания, любви к родным и близким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Игры на формирование речевого восприятия у детей раннего и младшего возраста»

Весёлые и простые упражнения помогают малышу овладеть правильной речью, так как умение «слушать и слышать»  формирует  правильное звукопроизношение...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в I младшей группе на тему «Развитие патриотических чувств у детей раннего возраста посредством формирования представления о флаге РФ

Данная   непосредственно образовательная деятельность направлена на закрепление знаний о флаге России, как одном из символов государства....

Статья. "Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста через организацию мини- музея в ДОУ".

quot;Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста через организацию мини-музея в ДОУ"Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена, в Российском госу...

статья "Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста"

Формирование у подрастающего поколения россиян любви к родному краю, к своему Отечеству – один из самых перспективных путей стабилизации социокультурного развития нашей страны. Именно поэтому вы...

Занятие в первой младшей группе по патриотическому воспитанию «Развитие патриотических чувств у детей раннего возраста посредством формирования представления о флаге РФ, как о символе государства».

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в первой младшей группе «Развитие патриотических чувств у детей раннего возраста посредством формирования представления о флаге РФ, как о символе г...

Конспект занятия в первой младшей группе по патриотическому воспитанию «Развитие патриотических чувств у детей раннего возраста посредством формирования представления о флаге РФ, как о символе государства».

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в первой младшей группе «Развитие патриотических чувств у детей раннего возраста посредством формирования представления о флаге РФ, как о символе г...

Консультация для педагогов на тему: "Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста средствами социально-нравственного воспитания."

laquo;Разумное воспитание требует, чтобы ужев самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя,внушалось им стремление ко всемудоброму, истинному. Ранние привычкибудут сл...