Статья «Формирование патриотических чувств у детей раннего и младшего возраста»
материал
Статья «Формирование патриотических чувств у детей раннего и младшего возраста».
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-любви к своей семье, к своему жилищу, к детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С.Лихачев
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Патриотическое воспитание дошкольников по ФОП довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население. Дети младшего возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу .
Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
Раннее детство - это очень благоприятный период для развития, воспитания и формирования в целом. Психика детей этого возраста очень пластична, поэтому из них можно «вылепить» что угодно. Но к великому сожалению часто в молодых семья приходится наблюдать взаимо отчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – это очень ценный ресурс страны, залог ее будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. А в молодых семья вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, многие родители считают, что эти чувства появятся сами по себе в старшем дошкольном возрасте, многие надеются на детский сад и школу.
Моя цель, как педагога - воспитать у дошкольников чувство любви и привязанности к близким людям, к детскому саду, родному поселку, стране.
Ставлю перед собой следующие задачи:
1.Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, улице, городу.
2.Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.
3.Воспитание уважения к труду людей.
4.Развитие интереса к русским традициям и ремеслам.
5.Формирование элементарных знаний о правах человека.
6.Расширение представлений о России, столице государства, о своей малой родине.
7.Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном.
8.Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины.
9.Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, традициям.
общественной жизни, традициям, народным праздника.
Эти задачи решаются комплексно во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в быту, через праздники, экскурсии, беседы, кружковую работу, совместную деятельность, работу с родителями, так как воспитывают в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
В раннем детстве дети способны уже понимать многие вещи и ведущая доля воспитания ложится на семью. Формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма. Оно осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фольклор (песенки, потешки, прибаутки) в исполнении мамы. Средствами воспитания на этом этапе выступают, во-первых, совместная деятельность в семейном кругу. Например, настольные игры вечером, организация хозяйственно-бытового труда с участием малыша. Семейный досуг с участием членов семьи.
Оформление или просматривание семейного фотоальбома. Детям всегда интересно смотреть, как выглядели мамы и папы, бабушки и дедушки в детстве.
Семейные традиции. Если нет, стоит придумать и придерживаться их. Они могут быть разными, как ежедневными, так и ежегодными. По мере взросления ребенка традиции могут усложняться.
Чтение ребенку сказок и рассказов, в которых отражены семейные отношения.
Изготовление подарков на праздники своими руками формирует у ребенка внимательное и заботливое отношение к близким и родным людям.
Вторым этапом патриотического воспитания ребенка раннего возраста можно считать поступление его в детский сад. Здесь основная ответственность по патриотическому воспитанию ложится на воспитателей.
Данные задачи по патриотическому воспитанию я решаю во всех видах детской деятельности: на занятиях, в беседах, в быту, наблюдениях, чтении художественной литературы, в играх, в труде, в быту. Они воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Работая с детьми раннего возраста, я большое внимание уделяю работе над понятием «семья», провожу этические беседы о семье, о близких родственниках. Беседую с детьми о маме, обращаю их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи. Стараюсь вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи. В течении года расспрашиваю детей о других членах семьи -папе, бабушке, дедушке, братишках и сестренках. Предлагаю принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи. Вместе с детьми готовим подарки для родных и близких к праздникам 8 марта и 23 февраля. Регулярно играем с детьми в дидактические игры «Чей малыш?», «У кого какая мама», в пальчиковые игры: «Семья», «Сорока Белобока», «этот пальчик бабушка» и сюжетно-ролевые игры «семья», «Дочки –матери», «Уложим куклу спать», «Ждем гостей». Разучиваем песни, стихи о маме и семье. Продолжаю учить играть детей вместе, дружно. Формирую положительное отношение к семье, подвожу к пониманию того, что такое семья, что она должна быть крепкой и дружной.
В начале учебного года мы знакомимся с детьми, друг с другом, с помещениями группы и их значением, с предметами, находящимися в группе. Обращаю внимание, что все сделано так, чтобы им было удобно и комфортно. В первую очередь дети знакомятся с трудом помощника воспитателя, с которым сталкиваемся каждый день. Организую экскурсии на кухню, где дети знакомятся с поваром, видят, где для них готовят еду, как там все устроено. Знакомимся с кабинетом медсестры, рассматриваем необходимые предметы для их работы. За трудом дворника наблюдаем во время прогулки. Главная моя задача- вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь.
Следующим средством приобщения ребенка к патриотическому воспитанию в рамках детского сада является организация и проведение праздников. В нашем детском саду проводятся фольклорные праздники, вечера развлечений с использованием народных и подвижных игр, на которых уже с раннего детства мы знакомимся с традициями народа.
Во время чтения русских народных сказок, разучивания потешек, рассматривания предметов народно-прикладного искусства мы ненавязчиво знакомимся с культурой своего народа. Сказки рассказывают детям о добре и зле, воспитывают трудолюбие, уважение к окружающим ,честность, справедливость. Во время посещение «Уголка русской избы» дети знакомятся с жизнью и бытом нашего народа, с предметами старины. Делаю акцент на то, что все придумал и сделал русский народ и жил так раньше.
Чувство любви к родной природе – еще одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети раннего возраста получают элементарные сведения о природе участка детского сада, о растениях , животных. Провожу дидактические игры с целью закрепления понятий овощи и фрукты, домашние и дикие животные. Воспитываю любовь и бережное отношение ко всему живому. Здесь хорошим средством воспитания будет и организация трудовой деятельности на участке, например, полить цветочки, собрать опавшие листья, сгрести песок в горку , повесить кормушки , покормить птичек.
Закладываю понятие, что ребенок тоже житель нашего поселка, хоть и маленький, но уже должен быть причастным к делам взрослых, бережно относиться ко всему окружающему.
Воспитание любви к родному поселку - одна из задач патриотического воспитания. Рассказываю детям, что поселок наш большой, с множеством улиц и домов. Каждая улица имеет свое название, каждый дом и квартира имеет свой номер. В течение года рассматриваю с детьми альбом с фотографиями родного поселка. Дети запоминают его название и рассказывают о тех местах, где гуляли с родителями.
После всей проведенной работы дети понимают, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне, а наш поселок-часть большой страны, а мы ее жители.
Родителей привлекаю к активному участию в жизни группы, сюда относятся и совместное изготовление тематических поделок для конкурсов детского сада, участие в праздниках и конкурсах, изготовление тренажеров для развития мелкой моторики и сенсорики. Пополняем родительский уголок памятками «Формирование начал патриотических чувств», «Маленький помощник», «Мир в сердце – мир в семье» и другие.
Дети-наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь все, что создано старшим поколением: свободу, мир, Отечество. Воспитание детей в современных условиях все больше требует обращения к опыту, накопленному предшествующими поколениями. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»
Литература.
Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / Педагогика. 2005. №2.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Под ред. А.М. Виноградовой.- М., 1991.
Ветохина А.Я. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.-СПБ: Детство-Пресс,2013.
Данилина Г.Н. Дошкольнику- об истории и культуре России. –М.: Аркти, 2003.
Дозорова М.А. «Семья»- М.:Аркти,2008.
Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? - М.: Сфера, 2004.
Маханева М.Д. Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников.-М.: Сфера, 2009.
Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника.-М., 1987.
Усачева Т.В. Программа патриотического воспитания дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_razmeshcheniya_formirorvanie_semeynyh_tsennostey.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Семья – это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро» В.А. Сухомлинский
Семья является первостепенным институтом социализации ребенка, имеет непосредственное значение для его всестороннего развития. От семьи во многом зависит становление ребенка как личности. Именно в семье ребенок впервые ощущает любовь и заботу, учится их проявлению. В семье закладывается отношение к себе, другим людям, миру, природе.
Однако, на сегодняшний день отмечается динамичное изменение нашего общества, забываются и обесцениваются многие традиции семейного воспитания, чаще встречаются случаи распада семей, изменяется роль родителей в духовно-нравственном воспитании, многие дети не ощущают ценности семейных отношений. Эти негативные факторы накладывают отпечаток на процесс формирования личности ребенка, а также на развитие общества.
А как мы знаем, именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи». Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Нам педагогам необходимо оказывать родителям социально-педагогическую помощь, раскрывать необходимость духовно-нравственного воспитания, знакомить с методами и средствами его осуществления, а дошкольникам прививать семейные ценности. Этим определена актуальность формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Целью работы выступает выявление особенностей процесса формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Формировать у дошкольников семейные ценности возможно во взаимодействии детского сада и семьи, через проведение различного рода мероприятий, направленных на решение рассматриваемой проблемы. Я в своей работе использую различные методы, формы, средства для установления позитивного взаимодействия и сотрудничества в рамках ДОУ.
Один из метод моей работы - метод проектов. Цель - укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс, создание условий для закрепления интереса к своей семье, родословной, воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам, формирование и развитие личности, партнерских отношений с семьёй. Работа над проектами способствует активному сотрудничеству с семьями воспитанников, установлению партнерских отношений, сплочению детского коллектива, родителей. Среди всех проектов, особое место занимает проект, посвященный Дню матери. Перед детьми встал вопрос, почему этот праздник всемирный? Дети совместно с родителями искали ответы на этот вопрос в интернет- ресурсах, энциклопедиях, рисовали рисунки, разучивали песни, стихи, записывали видео-поздравление для мам, готовили подарки. Итогом этого проекта было спортивное развлечение «Вместе с мамой!»
Взаимодействие с родителями в проекте «Традиции нашей семьи» способствовало формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей, традиций. Родители дома подготовили презентацию, о традициях, увлечениях своей семьи, а дети на занятии рассказали .
Во время проекта «Блокада Ленинграда» дети делились своими знаниями о том, что они узнали дома от родителей о войне, о своих воевавших родственниках, приняли участие вместе с родителями во Всероссийском конкурсе рисунков.
В моей группе стала традиция празднования дней рождений детей в детском саду. Эта форма работы духовно обогащает ребенка, восстанавливает добрые семейные традиции, приносит радость, поднимает настроение, предвкушение праздника, как детям, так и взрослым.
Совместные праздники в нашем детском саду пользуются огромной популярностью среди детей и родителей. Такие мероприятия помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить родителей и педагогов. Родители проявляют смекалку и фантазию в различных конкурсах, играют главные роли, помогают в создании костюмов.
Традиционны и любимы в нашем детском саду такие праздники - досуги как: « Праздник осени», «8 Марта», «День матери», День защитника Отечества», «Новый год», «День семьи, любви и верности», спортивные мероприятия .
К каждому празднику дети выступают на утренниках, дарят подарки близким и родным людям.
Чтобы возрастить в детских душах семена любви к родному дому, семье, к истории , культуре и традициям нашего народа, в детском саду проводятся такие праздники: «Посиделки на Покров», «Рождество Христово», «Масленица», «Пасха Красная».
Театрализованная деятельность в детском саду совместно с родителями дает возможность объеденить в один дружный коллектив разносторонних людей, с разными талантами, сплотить педагогов и родителей, создать положительные эмоции у детей.
Совместные походы, экскурсии – еще одна из форм взаимодействия с родителями, которая способствуют сплочению родителей, проявлению интереса к жизни детей в детском саду. В организации таких мероприятий у детей воспитывается интерес, внимание к близким, уважение к труду взрослых. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Дети, обогащенные новыми впечатлениями о природе, о своем поселке, о профессиях.
Регулярно провожу с родителями родительские собрания, анкетирования, консультации, День открытых дверей, на которых рассматривается вопрос о значимости участия родителей в процессе воспитания и обучения ребенка. Проведение мастер классов вызывает массу положительных эмоций, вовлекает родителей в образовательный процесс ДОУ, создает атмосферу творчества.
Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно – информационный материал: ширмы, стенды, папки – передвижки.
Помощь в формировании у детей представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей, оказывают художественные произведения. На примере литературных героев у детей закладываются чувства доброты, эмоциональной отзывчивости, заботы о старших. Неоценимую роль в нравственном воспитании ребенка играет устное народное творчество, поэтому с детьми выучили пословицы и поговорки о семье. Закреплять представление о семье, об обязанностях членов семьи, воспитывать любовь к труду помогают сюжетно-ролевые игры.
Проведенная работа способствовала:
• Сохранению семейных ценностей, развитию интереса к ним, возрождению традиций, благоприятно повлияла на позитивные взаимоотношения в семьях воспитанников;
• Развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения к своим родным, близким;
• Повышению компетенции родителей в вопросах семейного воспитания, восстановлению преемственности семейных поколений;
• Дети получили необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях;
• Произошел обмен опытом семейного воспитания;
• Поиску новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
А главный результат, на который и была направлена наша работа, - усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, сострадания, любви к родным и близким.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие «Игры на формирование речевого восприятия у детей раннего и младшего возраста»
Весёлые и простые упражнения помогают малышу овладеть правильной речью, так как умение «слушать и слышать» формирует правильное звукопроизношение...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в I младшей группе на тему «Развитие патриотических чувств у детей раннего возраста посредством формирования представления о флаге РФ
Данная непосредственно образовательная деятельность направлена на закрепление знаний о флаге России, как одном из символов государства....
Статья. "Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста через организацию мини- музея в ДОУ".
quot;Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста через организацию мини-музея в ДОУ"Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена, в Российском госу...
статья "Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста"
Формирование у подрастающего поколения россиян любви к родному краю, к своему Отечеству – один из самых перспективных путей стабилизации социокультурного развития нашей страны. Именно поэтому вы...
Занятие в первой младшей группе по патриотическому воспитанию «Развитие патриотических чувств у детей раннего возраста посредством формирования представления о флаге РФ, как о символе государства».
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в первой младшей группе «Развитие патриотических чувств у детей раннего возраста посредством формирования представления о флаге РФ, как о символе г...
Конспект занятия в первой младшей группе по патриотическому воспитанию «Развитие патриотических чувств у детей раннего возраста посредством формирования представления о флаге РФ, как о символе государства».
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в первой младшей группе «Развитие патриотических чувств у детей раннего возраста посредством формирования представления о флаге РФ, как о символе г...
Консультация для педагогов на тему: "Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста средствами социально-нравственного воспитания."
laquo;Разумное воспитание требует, чтобы ужев самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя,внушалось им стремление ко всемудоброму, истинному. Ранние привычкибудут сл...