статья "Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста"
статья
Формирование у подрастающего поколения россиян любви к родному краю, к своему Отечеству – один из самых перспективных путей стабилизации социокультурного развития нашей страны. Именно поэтому высокая духовная сущность русского народа, Исключительную актуальность приобретает вопрос формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. В этот период активно происходит процесс становление национального самосознания как части Я – концепции личности, поэтому он является благоприятным для формирования представления детей о национально-духовных идеалах, воспитания любви к родной культуре и истории.использование в педагогических целях наших традиций преданности Отечеству, в том числе и Малой родине – родному краю, сегодня приобретают особое значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_iz_opyta_raboty_sashenko | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья из опыта работы
"Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста"
Вопрос важности формирования патриотических чувств у дошкольников не вызывает сомнения. В российском обществе идея патриотизма всегда была важна, включая вопросы развития национально-культурной самобытности нации, и выбора путей развития России. Формирование у подрастающего поколения россиян любви к родному краю, к своему Отечеству – один из самых перспективных путей стабилизации социокультурного развития нашей страны. Именно поэтому высокая духовная сущность русского народа, использование в педагогических целях наших традиций преданности Отечеству, в том числе и Малой родине – родному краю, сегодня приобретают особое значение. Нельзя не согласиться с мнением, которое высказывает в этой связи академик Д.С. Лихачев: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение, у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней» Очевидно, что сегодня патриотизм должен стать одной из главных движущих сил прогресса российского общества. В то же время, патриотические чувства не появляются в одночасье. Это итог продолжительного воспитания детей, которое начинается практически с младенческого возраста. М.А. Шолохов говорил об этом так: «Чувство патриотизма надо воспитывать с детского сада. Тогда это чувство войдет глубоко в сознание, и человек будет непоколебим в любых испытаниях, пронесет через всю жизнь преданность Родине».
Исключительную актуальность приобретает вопрос формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. В этот период активно происходит процесс становление национального самосознания как части Я – концепции личности, поэтому он является благоприятным для формирования представления детей о национально-духовных идеалах, воспитания любви к родной культуре и истории.
Формирование патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с историей и культурой своей малой родины–важный аспект патриотического воспитания, так как в это время существуют благоприятные условия, для развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Для более качественного и успешного формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе активизации знаний о своей малой родине, существуют на мой взгляд несколько приоритетных форм работы:
- экскурсионная работа;
- непосредственная образовательная деятельность (тематические занятия, построенные с учётом краеведческой специфики);
- целевые прогулки;
- развивающие игры;
- самостоятельная художественно-творческая деятельность детей, ориентированная на воспитание патриотических чувств.
Особенно хотелось бы отметить, что знания, полученные детьми в ходе экскурсий и на тематических занятиях, важно закреплять в процессе продуктивной деятельности детей (включая самостоятельное художественное творчество на краеведческие темы).
Экскурсионная работа с дошкольниками должна включать в себя посещение музеев, выставок, а не при возможности посетить можно использовать виртуальные экскурсии. Посещения музеев, а также организованные сотрудниками музея тематические мероприятия – огромный вклад в процесс воспитания любви к родному краю у старших дошкольников.
Родная природа также должна активно использовалась как средство формирования у дошкольников патриотических чувств. Важно постоянно проводить занятия по ознакомлению с родной природой, направленных на формирование у детей любви к родной природе и стремления заботиться о ней.
В своей работе по формированию патриотический чувств у детей нужно обязательно использовать инновационные педагогические технологии, они открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников.
Особенно важным направлением социального партнерства детского сада и семьи является проведение совместных мероприятий с участием основных субъектов педагогического процесса (дети-родители-воспитатели). Формы работы здесь разнообразные праздники, досуги, конкурсы, квесты, т.е. совместные (как правило, тематические) мероприятия с участием педагогов, родителей, детей.
Используемая литература
- Герасимова З., Козачек Н. Родной свой край люби и знай: Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края // Дошкольное воспитание. - 2001. - №12.
- Комарова Т., Пантелеева Н. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. - 2006. - №2.
- Комратова Н. Знакомство с национальной культурой // Дошкольное воспитание. - 2008. - №10.
- Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / Сост. и общая ред. Г.А. Дубровской. - М.: Детская литература, 1989.
- Мехтиева Н. О приобщении дошкольников к истории России // Дошкольное воспитание. - 1999. - №2.
7.Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. - М.: Айрис-Пресс, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание толерантности и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Толерантному, интернациональному и патриотическому воспитанию детей в нашей стране уделяется большое внимание. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной кр...
Презентация проекта по развитию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста : "Имя твое бессмертно". Авторская разработка.
Знакомство детей с некоторыми историческими моментами города Ленинграда, с героизмом жителей блокадного Ленинграда, с тем, как увековечена память тех, кто погиб, защищая наш город....
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...
Представляю педагогический опыт по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.
Описание педагогического опыта воспитателя МАДОУ ДСОВ №40 Афанасьевой Маргариты Владимировны. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной....
Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству
Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству...
"Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста: проект "Защитники Отечества"
Данная статья рассказывает о проекте "Защитники Отечества", который был направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма, гордости и уважения за Российскую армию....
Годовой план по самообразованию воспитателя старшей «А» группы на 2016-2017 учебный год Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»Цель: Изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.Актуальность темы:Воспитывать патриотизм ...