Доклад из опыта работы «Художественно –эстетическое развитие дошкольников».
материал

Беляева Ольга Николаевна

Доклад

из опыта работы «Художественно –эстетическое развитие дошкольников».

 

 

 

 

Подготовил воспитатель: Беляева О.Н

 

 

 

 

 

 

 

           Художественно-эстетическое развитие — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.

 Художественно-эстетическое развитие ребенка начинается с момента его рождения. К трем годам ребенок проходит огромный путь развития. Он овладел многими движениями, которые требуют более тонких и дифференцированных движений, например манипулирование с карандашом, глиной. Ребенок небезразлично относится к окружающей обстановке, к своему внешнему виду. Он предпочитает яркие, красивые игрушки, посуду, картинки, начинает ориентироваться во многих словах, которые помогают ему в его практической деятельности.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

Художественно-эстетическое развитие предусматривает решение следующих целей и задач:

  • формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
  • развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
  • развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Художественно-эстетическое развитие включает в себя изобразительную деятельность, восприятие художественной литературы ,искусству, конструктивно-модельную деятельность, музыкальную деятельность и приобщение к искусству.

С раннего детства мы приобщаем детей  к художественной литературе.

Читаем книги, предусмотренные программой, учим детей слушать сказки, потешки, песенки- прибаутки. Сопровождаем чтение показом игрушек, картинок, а также учим слушать произведения без наглядного сопровождения. Предоставляем возможность детям договаривать слова, фразы. Приобщаем детей самостоятельно рассматривать картинки в книгах, учим правильно пользоваться книгами, ставить на место.

Изобразительная деятельность

Рисование и лепка – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят детям много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.

В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть). Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.

Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми.  Происходит развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность. Мы поддерживаем каждого ребенка, не ругаем за неудачу. Учим преодолевать трудности, принимать решения.

 Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.

Занятия по лепке носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки.

Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить.

Большое значение в процессе обучения имеют правильно подобранный материал и оборудование. Современные технологии позволили усовершенствовать используемый пластичный материал – пластилин стал более мягким и эластичным, приобрёл чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие, как для детей, так и для взрослых.

Конструктивно-модельная деятельность

Детей в нашей группе знакомим с кубиками, кирпичиками. Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы.

Конструируя, ребенок учится различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и др.); у него также развиваются познавательные и практические действия.

В процессе строительной деятельности развивается трудолюбие, самостоятельность, инициатива, ответственное отношение к делу.

Строительные игры способствуют совершенствованию речи у детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, подсказывают то или иное решение. Расширяется словарный запас.

Музыкальная деятельность

Музыка в раннем возрасте – это самое доступное средство воздействия на ребенка. Она необходима, как для воспитания музыкального слуха, вкуса, чувства ритма, так и для развития речи, памяти, внимания. Дети учатся слышать и слушать музыку, знакомятся с музыкальными инструментами, которые развивают фонематический слух и чувство ритма. Формируем у детей способность воспроизводить движения, показываемые взрослым.

 Дети учатся подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем).

Приобщение к искусству.

Основная цель приобщения детей раннего возраста к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает и крепнет интерес к различным произведениям, формируется восприятие и понимание прекрасного, развивается воображение. Кроме того, посредством предметов искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями, учатся различать добро и зло, у них формируется нравственный стержень. 

Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественно-эстетическое творчество, поэтому эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств, но и всей личности в целом, а также  чувства прекрасного, художественный вкус, творческие умения.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_razmeshcheniyu_hudozhestvenno-esteticheskoe.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

из опыта работы «Художественно –эстетическое развитие дошкольников».

Подготовил воспитатель: Беляева О.Н

           Художественно-эстетическое развитие — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.

 Художественно-эстетическое развитие ребенка начинается с момента его рождения. К трем годам ребенок проходит огромный путь развития. Он овладел многими движениями, которые требуют более тонких и дифференцированных движений, например манипулирование с карандашом, глиной. Ребенок небезразлично относится к окружающей обстановке, к своему внешнему виду. Он предпочитает яркие, красивые игрушки, посуду, картинки, начинает ориентироваться во многих словах, которые помогают ему в его практической деятельности.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

Художественно-эстетическое развитие предусматривает решение следующих целей и задач:

  • формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
  • развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
  • развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Художественно-эстетическое развитие включает в себя изобразительную деятельность, восприятие художественной литературы ,искусству, конструктивно-модельную деятельность, музыкальную деятельность и приобщение к искусству.

С раннего детства мы приобщаем детей  к художественной литературе.

Читаем книги, предусмотренные программой, учим детей слушать сказки, потешки, песенки- прибаутки. Сопровождаем чтение показом игрушек, картинок, а также учим слушать произведения без наглядного сопровождения. Предоставляем возможность детям договаривать слова, фразы. Приобщаем детей самостоятельно рассматривать картинки в книгах, учим правильно пользоваться книгами, ставить на место.

Изобразительная деятельность

Рисование и лепка – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят детям много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.

В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть). Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.

Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми.  Происходит развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность. Мы поддерживаем каждого ребенка, не ругаем за неудачу. Учим преодолевать трудности, принимать решения.

 Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.

Занятия по лепке носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки.

Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить.

Большое значение в процессе обучения имеют правильно подобранный материал и оборудование. Современные технологии позволили усовершенствовать используемый пластичный материал – пластилин стал более мягким и эластичным, приобрёл чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие, как для детей, так и для взрослых.

Конструктивно-модельная деятельность

Детей в нашей группе знакомим с кубиками, кирпичиками. Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы.

Конструируя, ребенок учится различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и др.); у него также развиваются познавательные и практические действия.

В процессе строительной деятельности развивается трудолюбие, самостоятельность, инициатива, ответственное отношение к делу.

Строительные игры способствуют совершенствованию речи у детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, подсказывают то или иное решение. Расширяется словарный запас.

Музыкальная деятельность

Музыка в раннем возрасте – это самое доступное средство воздействия на ребенка. Она необходима, как для воспитания музыкального слуха, вкуса, чувства ритма, так и для развития речи, памяти, внимания. Дети учатся слышать и слушать музыку, знакомятся с музыкальными инструментами, которые развивают фонематический слух и чувство ритма. Формируем у детей способность воспроизводить движения, показываемые взрослым.

 Дети учатся подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем).

Приобщение к искусству.

Основная цель приобщения детей раннего возраста к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает и крепнет интерес к различным произведениям, формируется восприятие и понимание прекрасного, развивается воображение. Кроме того, посредством предметов искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями, учатся различать добро и зло, у них формируется нравственный стержень. 

Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественно-эстетическое творчество, поэтому эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств, но и всей личности в целом, а также  чувства прекрасного, художественный вкус, творческие умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью»

Актуальной проблемой современного образования и воспитания детей является развитие эстетического восприятия средствами народного декоративного искусства.Научиться видеть и понимать прекрасное – эту сп...

Из опыта работы "Художественно-эстетическое развитие по ФГОС в ДОУ".

Из опыта работы "Художественно-эстетическое  развитие по ФГОС в ДОУ".«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.Это правило касается всех сфер духовности...

Доклад из опыта работы по речевому развитию дошкольников

Доклад из опыта работы по теме:«Особенности воспитания звуковой культуры речи в младшем дошкольном возрасте»...

Обобщение педагогического опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности»

В 2019 году я начала работу в инновационном направлении над темой: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности» в об...