Системно-деятельностный подход по формированию патриотических чувств у дошкольников.
материал (средняя группа)

Еслямгалиева Айгуль Габдулловна

Аннотация: в современном обществе в дошкольных учреждениях большое внимание уделено формированию патриотизма у детей дошкольного возраста. Ведь воспитание бережного отношения к родной стране, городу, где родился и живёт маленький человек, начинается с раннего детства. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих исторических корней, обычаев своего народа нельзя вырастить полноценного человека, уважающего своих близких, свой отчий дом, свою страну.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_22patrioticheskoe_vospitanie22.docx65.99 КБ

Предварительный просмотр:


Изображение выглядит как текст, круг, Шрифт, логотип  Автоматически созданное описание

МБОУ Образовательный Центр «Багратион»
Детский сад № 67, г. Одинцово, Московская область

Автор: Еслямгалиева А. Г.

Системно-деятельностный подход по формированию патриотических чувств у дошкольников.


Аннотация: в современном обществе в дошкольных учреждениях большое внимание уделено формированию патриотизма у детей дошкольного возраста. Ведь воспитание бережного отношения к родной стране, городу, где родился и живёт маленький человек, начинается с раннего детства. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих исторических корней, обычаев своего народа нельзя вырастить полноценного человека, уважающего своих близких, свой отчий дом, свою страну.

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности. Именно в дошкольном возрасте формируются основные нравственные качества ребёнка. Именно там закладывается «фундамент» настоящего патриотизма.
Дети 4 - 7 летнего возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятны для воспитания патриотизма, т.к. в этом возрасте они достаточно внушаемы, впечатлительны, эмоциональны, их отличает искренность чувств, безграничное доверие взрослому, подражание старшим. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. В этом возрасте появляются новообразования, облегчающие процесс воспитания детей. К ним относится, прежде всего, формирование нравственных чувств детей на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают в детском саду развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
В дошкольном образовательном учреждении существует три вида направления патриотического воспитания: историко-краеведческое, нравственно-патриотическое, культурно-патриотическое и экологическое.
Экологическое воспитание. Чувство любви к Родине возникает у ребенка с восхищения и изумления от того, что он видит. В детском возрасте все эти впечатления еще не осознанны глубоко, однако имеют существенное влияние на формирования патриотических черт. Общение с природой облагораживает человека, поэтому важно, чтобы детские ощущения были навеяны красотой природа родного города, края, страны. Через приобщение к родной природе в ребенке развиваются многие нравственные качества, в числе которых чувство патриотизма, любви к родной земле.
Историческое воспитание. Под этим видом воспитания патриотизма понимают процесс изучения истории Родины, формирования сопричастности к историческим событиям. Задача воспитателя состоит в том, чтобы ознакомить детей с историей страны, рассказать о ее памятных местах, достопримечательностях, о великих людях, связанных с историей Отечества. Все это помогает прививать детям такие важные качества, как долг Родине, любовь к Отечеству.
Культурно-патриотическое воспитание. Очень важно привить детям чувство уважения и любви к культурным ценностям своей Родины, к ее традициям. Приобщение к родной культуре может происходить через чтение сказок, рассказов и фольклора. Обсуждение с детьми поведения и поступков персонажей, помогает сформировать у них личностные основы патриотизма, а также любовь к традициям.
Патриотическое воспитание можно реализовать с помощью следующих форм работы с детьми дошкольного возраста:
1. создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
2. тематические занятия
3. беседы о родной земле (изучение патриотической литературы, заучивание стихов и песен)
4. взаимодействие с родителями;
5. взаимодействие с социумом (экскурсии).
Таким образом, патриотическое воспитание является неотъемлемой частью воспитательного процесса, так как помогает воспитать маленького человека, стать патриотом и защитником своей Родины.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины.
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.

Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи"

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


Список литературы: 
Александрова Е.Ю. «Система патриотического воспитания ДОУ» г.Волгоград: Учитель 2007 г.
Андрианова Н.А. «Россия для детей» г. Москва : Эксмо 2014 г.
Буре Р.С. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» г.Москва: Просвещение 1999 г.
Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий» Издательство «Детство – пресс» 2011 г.
Шаламова Е.И. «Патриотическое воспитание : создание развивающей среды // Ребенок в детском саду» 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект развлечения "Поле чудес" для детей старшего дошкольного возраста по формированию патриотических чувств у дошкольников

Закреплять знания детей об истории родного города. Познакомить с историей  первоначального поселения белгородцев. Воспитывать любовь к родному городу....

Этнокультурное воспитание как основа для формирования патриотических чувств младшего дошкольника

Говорить о важности патриотического воспитания необходимо всегда. Последние годы свидетельствуют о том, что наше общество утратило представление о значении патриотизма как части национального ме...

План самообразования воспитателя ДОУ по теме: "Формирование патриотических чувств у дошкольников"

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском общест...

Формирование патриотических чувств у дошкольников

Выступление на педагогическим совете с презентацией...

Формирование патриотических чувств у дошкольников

Выступление на педагогическом совете с презентацией...

Музейная педагогика в формировании патриотических чувств у дошкольников

Музейная педагогика в формировании патриотических чувств у дошкольников...