Выступление с докладом на РМО "Роль музыки в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Людмила Вячеславовна Сорокина

Выступление

на тему: «Роль музыки в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo_3.11.2023.docx19.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко»

Выступление

на тему: «Роль музыки в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Музыкальный руководитель

Сорокина Л.В.

Дата проведения: г.

г. Инсар, 2023

Сл. 1. Добрый день, уважаемые коллеги!

Сл. 2. Познавательное развитие – одно из важнейших направлений

дошкольного образования. Задача педагога – создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности, познавательной активности и развития познавательных способностей детей.

Сл. 3. Основными формами организации познавательной деятельности

на музыкальных занятиях являются:

  1. Восприятие музыкальных произведений.
  2. Дидактические игры.
  3. Познавательно-исследовательская деятельность.

Сл. 4.

  • Восприятие музыкальных произведений – это один из основных видов музыкальной деятельности человека. Музыка успокаивает, вызывает сопереживание, эмоциональную отзывчивость. У детей слушание музыки развивает познавательный интерес, расширяет музыкальный кругозор и повышает музыкальную восприимчивость.

Слушая музыкальные произведения, беседуя о характере и содержании музыкального произведения, ребенок знакомится с историей и культурой родного края и России.

Сл. 5. Усваивает представления о природе, о жизни и деятельности человека

в образной, эмоционально-чувственной форме.

Сл. 6. Слушая музыкальные произведения «Листопад» муз. Т. Попатенко,

«Метель» Г.В.Свиридова, «Подснежники» муз. В. Калинникова, «Весна» П.И. Чайковского, дети получают представления о явлениях природы и временах года.

Сл. 7. Прослушивая музыкальные произведения Д. Б. Кабалевского

«Плакса», «Злюка» и «Резвушка» дети знакомятся с разными чертами характера человека.

А при восприятии музыкальных произведений композитора Ю. Слонова

«Лесные картинки» знакомятся с голосами птиц и животных.

Сл. 8. Чувства и эмоциональные переживания играют значительную роль

в развитии познавательных способностей и становлении мировоззрения ребенка дошкольного возраста.

Сл. 9.

  • Дидактические игры – следующая форма организации познавательной деятельности на музыкальных занятиях.

Сл. 10. Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, созданных

для решения задач обучения, воспитания и развития детей на основе образовательных ситуаций. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети, применяя уже освоенные ранее представления, самостоятельно решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, сами находят решения проблемных ситуаций.

Сл. 11. Например, дидактические игры: «Узнай и спой песню по картинке»;

«Музыкальный магазин»; «Назови композитора» – способствуют развитию восприятия и музыкальной памяти; дидактические игры: «Музыкальные инструменты» и «Веселые музыканты» муз. Ш. Кульбарисова – знакомят с культурой башкирского народа, а музыкальная дидактическая игра «Времена года» – способствует развитию представлений о природе.

Сл. 12. Важно, чтобы при организации дидактической игры были

представлены все её элементы: дидактическая и игровая задача, содержание и правила игры, игровые действия, результат игры. Задачи, поставленные музыкально-дидактической игрой, требуют устойчивого внимания, активной деятельности всех анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения, что, несомненно, влияет на развитие познавательных способностей детей.

Сл. 13.

  • Следующая форма – Познавательно-исследовательская деятельность. Это своего рода детская лаборатория, в которой ребенок получает массу сведений о новом объекте в процессе его практического исследования.

Сл. 14. На основе восприятия и с помощью обследовательских действий дети

устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей действительности, учатся задавать вопросы (из чего? для чего? как использовать?), задумываются над ответами на них, пытаются найти ответы самостоятельно.

Сл. 15. Например, знакомя детей с музыкальными и немузыкальными

звуками, педагог подводит детей к исследованию, определяя проблемные вопросы: «Что такое звук?», «Как он получается?», «Почему звуков так много?», «Откуда берутся звуки?», а затем вводит в процесс создания детских самодельных игрушек-инструментов. У ребенка развивается большой интерес к миру звуков и творческое самовыражение.

Сл. 16. Чем разнообразнее и интереснее музыкальный руководитель

организует исследовательскую, поисковую деятельность на музыкальном занятии, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет развитие познавательных способностей.

Сл. 17. Примечание.

В самостоятельной музыкальной деятельности для развития у детей познавательных способностей можно организовать: творческие мастерские, игры – путешествия, игры – инсценировки, творческие гостиные, интерактивные праздники.

Сл. 18. Таким образом, представленные формы проведения музыкальной деятельности позволяют обеспечить развивающее обучение дошкольников, способствуют обогащению познавательной сферы и развитию их познавательных способностей.

Сл. 19. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста при проведении игр развивающего характера"

Материал раскрывает тему сюжетно-ролевой игры и этапы её развития. О том , как сюжетно-ролевая игра влияет на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста....

Выступление на методическом объединении воспитателей ДОУ на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»      Выступление на методическом объединении...

Выступление на РМО музыкальных руководителей "Роль музыки в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста"

Данный материал будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ. Здесь представленны формы проведения музыкальной деятельности в ДОУ, которые помогут педагогам обеспечить развивающее обучен...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА: «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Лэпбук - книжка-раскладушка или самодельная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, пер...

Доклад на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста, посредством использования робототехники и LEGO - конструирования»

Сегодня в нашу повседневную жизнь все больше входят новые технологии и новые системы обучения и образования, а начинается буквально с рождения – с продуманных, интересных, инновационных игр и иг...

Выступление на РМО музыкальных руководителей на тему: «Роль музыки в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Выступлениена РМО музыкальных руководителей на тему: «Роль музыки в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста»...