ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА: «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»
материал
Лэпбук - книжка-раскладушка или самодельная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. В этой папке собирается материал по определенной теме. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно с взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, дошколенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленушка» г. Строитель Яковлевского городского округа»
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА:
«Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Воспитатель:
Митрохина О.М.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской активности на основе использования лэпбука.
Дата проведения: 27 мая 2021 года
Аудитория: воспитатели младшего и раннего дошкольного возраста, воспитатели средних групп Яковлевского городского округа
Форма проведения: видеоконференция
Ход выступления:
(1 слайд)
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас. Тема моего выступления «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
(2 слайд)
В нашей практике все чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься, которым неинтересно то, что происходит в совместной образовательной деятельности педагога и детей.
Поэтому важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации системно-деятельностного подхода к образованию является использование инновационной формы работы - лэпбук.
Ведущая педагогическая идея заключается в развитии познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством использования лэпбука.
Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Проблеме познавательной активности, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования А.М.Матюшкина и др.
Познавательная активность – активность, возникающая по поводу познания и в его процессе и выражающаяся в заинтересованном принятии информации, желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; проявлении творчества, в умении усваивать способ познания и применять его на другом материале.
В процессе работы с лэпбуками идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчет об увиденном формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Исследования российского ученого Н. Н. Поддъякова позволяют сформулировать следующие положения:
1. Лэпбук является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников.
2. В использовании лэпбуков мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования), продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
3. Лэпбук лежит в основе любого процесса детского творчества.
Итак, при выборе данной формы работы необходимо прежде всего стремиться к продуктивному результату. При этом от дошкольника требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Реформирование системы дошкольного образования, в связи с введением ФГОС, заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки; содержание, методы, формы работы с детьми, требования к развивающей предметно-пространственной среде. Внедрение стандарта включило педагогов в активный поиск, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.
Сегодня я хочу познакомить вас с новой технологией, интересным методическим пособием – лэпбук.
Лэпбук - книжка-раскладушка или самодельная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. В этой папке собирается материал по определенной теме. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно с взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, дошколенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
(3 слайд)
Лэпбук - тематическая или интерактивная папка. Важно отметить, что лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения детей.
Актуальность данной темы в том, что лэпбук- это отличный способ закрепления и повторения материалов изучаемой темы, это способ, в процессе которого ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации, т.е. ребенок становится деятелем.
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.
(4 слайд)
Лэпбук:
-информативен;
— полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с окружающим, развивает речь, знакомит детей с сенсорными представлениями (цветом, формой, величиной) и т. д.
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-обладает вариативной функцией (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста (материалы и содержание подбираются согласно возрасту детей);
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
(5 слайд)
Чем для меня стала привлекательна данная форма работы с детьми?
- Лэпбук помогает ребенку организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал;
- Это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку;
- Лэпбук можно использовать как разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
1 целеполагание (выбор темы)
2 разработка лэпбука (составление плана)
3 выполнение (практическая часть)
4 подведение итогов
- Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности;
- Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку: организационную (экскурсии, походы), техническую (фото, видео), информационную (сбор информации для лэпбука), мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе);
- Лэпбук очень мобильная система (можно дать эту папку «погостить» в другую группу или даже домой ребенку).
(6 слайд)
Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса. Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
включенность воспитателя наравне с ребенком в деятельность;
добровольное присоединение детей к деятельности;
свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
открытый временной конец деятельности (каждый из участников работает в своем темпе).
(7 слайд)
Работа с технологией «Лэпбук» в разных возрастных группах имеет свои особенности. Данную технологию можно использовать, начиная с первой младшей группы. На этом возрастном этапе выбор темы, изготовление лэпбука осуществляет педагог (малыши могут просто листать, открывать окошки книжечки). Начиная со второй младшей группы педагог постепенно вовлекает детей к изготовлению и наполнению информации Лэпбука (дети с помощь воспитателя могут определить тему, вносить рисунки по данной теме, участвовать в изготовлении карточек, совместно с родителями собирать информацию: стихи, загадки). С детьми среднего и старшего дошкольного возраста лэпбук можно изготавливать совместно.
(8 слайд)
Что дает лэпбук в работе педагогу?
Способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования. Способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности. Способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми. Обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми. Способствует творческой самореализации педагога.
(9 слайд)
Для ребенка лэпбук - это помощник:
В понимании и запоминании информации по изучаемой теме.
В приобретении ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;
В повторении и закреплении материала по пройденной теме (ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал).
В организации информации по изучаемой теме: он помогает лучше понять и запомнить изучаемый материал .В организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
В развитии творческого мышления, познавательного интереса.
В развитии мелкой моторки (в лэпбуке содержится множество по-разному раскрывающихся кармашков, окошечек, книжек раскладушек).
В оформление результатов совместной проектной деятельности;
В творческом взаимодействии с родителями (в ходе совместного изготовления, в процессе реализации совместного проекта).
(10 слайд)
Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности посредством использования лэпбуков у детей развиты умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.
Работа с лэпбуком является отличным способом закрепления определенной темы с детьми. Позволяет осмыслить содержание книги, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Технология, известная во всем мире как лэпбук, заслуживает нашего пристального внимания. Эта универсальная технология ориентирована на разные области развития детей. Детская активность выражается не в том, что ребёнок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребёнок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником социальных отношений.
(11 слайд) Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"
Рекомендовано педагогам ДОУ....
лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.
оригинальное методическое пособие-лэпбук!...
Семинар для педагогов: «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
Ранее закрепление информации в учреждениях для дошкольников и школьников проходила путем ее повторения, оформления в виде рефератов, проектных работ. Лэпбук (детская книжка-раскладушка) – это но...
Консультация для педагогов "Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. В дословном переводе с английского языка означает...
семинар для педагогов "Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"
Материал предназначен для педагогов ДОО...
Конспект мастер-класс для педагогов на тему: «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Конспект мастер-класс для педагогов на тему:«Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»...
Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста
Лэпбук — очень интересное многофункциональное пособие, ставшее необычайно востребованным у родителей дошкольников и школьников, педагогов да и среди самой детворы. Причём популярность его всё вр...