Доклад на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста, посредством использования робототехники и LEGO - конструирования»
материал (подготовительная группа)
Сегодня в нашу повседневную жизнь все больше входят новые технологии и новые системы обучения и образования, а начинается буквально с рождения – с продуманных, интересных, инновационных игр и игрушек. Инновационные процессы, которые происходят в системе образования, требуют совершенствования образовательного процесса. Одной из главных задач, которая стоит сегодня перед педагогом в рамках реализации ФГОС ДО - развитие познавательной деятельности, которое предполагает развитие познавательной мотивации и любознательности, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности. В связи с этим огромное значение отведено конструктивной деятельности через техническое конструирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_lego_i_robototehniki.docx | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» с. Шелаево
Валуйского района Белгородской области
Доклад на тему: «Развитие познавательных способностей детей
дошкольного возраста, посредством использования
робототехники и LEGO - конструирования»
Подготовила:
воспитатель
Ерохина Е.В.
Шелаево, 2021г.
Сегодня в нашу повседневную жизнь все больше входят новые технологии и новые системы обучения и образования, а начинается буквально с рождения – с продуманных, интересных, инновационных игр и игрушек. Инновационные процессы, которые происходят в системе образования, требуют совершенствования образовательного процесса. Одной из главных задач, которая стоит сегодня перед педагогом в рамках реализации ФГОС ДО - развитие познавательной деятельности, которое предполагает развитие познавательной мотивации и любознательности, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности. В связи с этим огромное значение отведено конструктивной деятельности через техническое конструирование.
LEGO-конструирование и робототехника – это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ.
Идеи приобщения детей к данной технологии уже нашли отражение в концепции развития образования и стратегии инновационного развития Российской Федерации они актуальны в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования, потому что:
• позволяют осуществлять интеграцию образовательных областей
• дают возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;
• позволяют формировать познавательные действия, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, умение работать в коллективе;
• позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре).
Данная технология является на сегодняшний день лучшим способом обучения актуальным практическим навыкам воспитанников, позволяет на практике применить знания, полученные на занятиях по всем образовательным областям.
Развитие детского технического творчества в нашей дошкольной организации осуществляется посредством внедрения парциальной модульной образовательной программы «STEАM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста», авторы Татьяна Владимировна Волосовец, Вера Александровна Маркова, Сергей Александрович Аверин. В частности образовательный модуль «LEGO-конструирование» и модуль «Робототехника».
Цель программы – развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами STEАM-образования.
Образовательный модуль «LEGO-конструирование» состоит из двух частей: парциальной программы «LEGO в детском саду» и «LEGO-конструирование в начальной школе».
ФГОС ДО среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующих специфике дошкольного возраста, предполагает построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющегося у ребёнка в совместной деятельности со взрослым, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития) отмечает:
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
- поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
- взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе путём создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
В рамках создания «доброжелательного пространства» в нашем детском саду создан центр развития детского техническо-конструктивного творчества LEGO-центр. Одним из элементов такой эффективной среды для развития и обучения дошкольников являются конструкторы LEGO, дающие детям возможность получать практический, творческий опыт в процессе игровой, познавательной, исследовательской, экспериментальной активности.
LEGO - DUPLO. Серия Lego Duplo разработана специально для малышей от 1,5 лет, поэтому в целях безопасности детали имеют увеличенный размер. Дети знакомятся с основными деталями конструктора, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.
LEGO Education (Эдьюкейшн) кирпичики для творческих занятий, рассчитан на детей в возрасте от 4 лет и позволяют детям проявить всю свою фантазию. В наборе 1000 деталей, что позволит создавать самые невероятные модели и постройки.
LEGO Education (Эдьюкейшн) «Городские жители». Набор состоит из огромного множества разнообразных фигурок людей и животных. Рассматривая фигурки, малыши познают реальный мир, знакомятся с разными видами трудовой деятельности взрослых людей.
Пожарный, повар, доктор, парикмахер, музыкант, садовод, почтальон и другие профессии ярко представлены в комплекте в виде фигурок, поэтому рассказы о разных профессиях детьми воспринимаются достаточно легко. В игровой форме для ребенка облегчается восприятие и запоминание новой информации, формируются ассоциации.
LEGO Education (Эдьюкейшн) «Простые механизмы». В конструктор входят: 16 базовых моделей, 4 основные модели и 4 модели для исследования принципов действия простых и сложных механизмов, встречающихся в повседневной жизни: зубчатых колес, рычагов, шкивов и колес на осях. Этот набор отличное средство для подготовки по таким предметам как физика, робототехника и технологии.
Конструктор «Полидрон». Замечательный разноцветный конструктор предназначается для коллективных игр. Помогает развивать пространственное мышление в игровой форме, что возможно за счет непосредственного включения в набор плоских и объемных фигур.
Конструкторы «Тико». Возможности ТИКО-конструктора неограниченны это не только развитие мелкой моторики, знакомство с геометрическими фигурами и телами, но и знакомство с основным спектром цветов, развитие познавательных процессов, пространственных представлений, развитие фантазии, творческих способностей.
Магнитные конструкторы. Наборы «Магникон» представляют собой многофункциональные развивающие изделия, состоящие из различных геометрических форм и фигур. В них нет мелких, опасных деталей, и каждый из элементов соединяется с другим силой магнитного притяжения.
Конструктор DEDE, из пластмассовых соломин. Благодаря гибкости соломинок, ребенок сможет создавать огромные трехмерные конструкции любой сложности, Не ограничиваясь советами инструкции, используя неограниченную фантазию, ребенок сможет построить красочные ракеты, замки и дома в человеческий рост. Области развития: визуальное восприятие, мелкая моторика, гармония правого и левого мозга, тактическое и тактильное восприятие, творчество и воображение, развитие интеллекта. К комплект входит палочки разных цветов длиной 20 см. и соединительные кронштейны, которые позволяют делать различные формы.
Конструктор Bauer Classic блочный конструктор, Предназначен для детей от 3х лет. Развивает мелкую моторику, пространственное мышление и фантазию. В комплекте: кубики различного размера, фигурки человечков, инструменты, сборные машинки, элементы декора (заборы, деревья, окна, двери, крыши). Конструктор Bauer Classic — захватывающая обучающая игра для детей, позволяющая строить объекты различной сложности. Во время игры ребенок учится различать цвета, геометрические фигуры и изучает пространственное моделирование. Конструктор Bauer способствует развитию воображения, улучшает мелкую моторику рук, стимулирует творческую активность ребенка.
Задачи образовательного модуля: «Робототехника»
- Развитие логики и алгоритмического мышления
- Формирование основ программирования
- Развитие способностей к планированию, моделированию
- Обработка информации
- Развитие способностей к оценке процесса и результатов собственной деятельности.
Модуль «Робототехника» условно можно разделить на 2 модуля: это готовые мини роботы и роботы собираемые из лего с возможностью движения. В соответствии с возрастом, задачи, решаемые ребёнком, постепенно усложняются, от простой сборки и механического перемещения модели до программирования систем управления.
Дети старшей группы во время организованной образовательной деятельности и в свободной деятельности используют набор «Робомышь». Ребята учатся программированию, задавая «мышке Колби» план действий и разрабатывая для него задания. Игровые компоненты, включенные в образовательный процесс, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Занимаясь разработкой заданий на поле и назначением путей передвижения, дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Во время игр ребята сотрудничают и активно ищут ответы на поставленные задачи. Ребята с интересом программируют и самостоятельно составляют маршруты для «Робомыши».
«Робозмея» уникальная роботизированная змея, на пульте управления совсем как живая! Корпус игрушки выполнен из пластмассы, окрашенной в черно- белый цвет. Туловище змеи поделено на 19 отсеков и является подвижным благодаря 4 парам колёсиков. Ребенок знакомится с ярким представителем дикой природы, становится внимательным и наблюдательным. Реалистичность игрушки позволяет формировать достоверную картину мира. Игры со змеей тренируют зрительное восприятие и дарят массу положительных эмоций.
LEGO Education WeDo 2.0 – это практико-ориентированная робототехническая образовательная платформа, призванная эффективно развивать навыки ведения естественнонаучной деятельности, программирования и инженерного проектирования у детей старшего дошкольного возраста. Это уникальное решение сочетает в себе специальные электронные компоненты, знакомые ребятам кубики LEGO, простое в использовании программное обеспечение и адаптированные под требования ФГОС , учебные материалы, вдохновляющие детей на всестороннее изучение окружающего их мира. С помощью LEGO WeDo 2.0 дети смогут проводить исследования, анализировать их и делиться своими научными открытиями, конструируя, программируя и внося изменения в проекты. В ходе коллективной работы они погружаются в мир научного познания, технического конструирования, технологии и программирования, которые пробуждают тягу к проведению опытов и научно-ориентированных изысканий.
Таким образом, LEGO WeDo 2.0 — это комплексное образовательное решение, укрепляющее в детях уверенность в своей способности ставить вопросы, описывать задачи и находить собственные решения, самостоятельно совершая научные открытия.
LEGO конструирование и Робототехника легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности, и всесторонне развивают детей. Их можно включать как элемент в структуру организованно образовательной деятельности по познавательному развитию, социально-коммуникативному развитию и речевому развитию.
Наглядные модели создаются в ходе разных видов деятельности. Созданные LEGO постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, что создаёт условия для развития речи, творчества и благоприятно влияет на эмоциональную сферу ребёнка.
LEGO элементы могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях, направленных на развитие речи, мышления, памяти, тактильного восприятия. Например: «Чудесный мешочек», «Запомни и повтори» и т. д. Работу по Робототехнике необходимо вести в непосредственной и совместной образовательной деятельности с детьми. Тематика организованной образовательной деятельности разрабатывается в соответствии с возрастом детей и комплексно-тематическим планом.
С детьми старшего дошкольного возраста используются следующие формы работы: создание совместных построек, беседы, разнообразные игры, изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности, создание макетов, проектная деятельность, экспериментирование, оформление выставок, продуктивная деятельность.
Специально организованная образовательная деятельность по лего - конструированию и робототехнике включена в часть, формируемую участниками образовательных отношений. Дети начинают заниматься лего - конструированием со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).
В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже можно использовать графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления и речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями.
Подготовительная к школе группа - завершающий этап в работе по развитию конструктивной деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.
Освоение навыков лего - конструирования и робототехники дошкольниками происходит в 4 этапа:
1. На первом этапе работы происходит знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей.
2. на втором этапе дети учатся собирать простые конструкции по образцу.
3. На третьем этапе перед педагогом стоит задача познакомить детей с языком программирования и пиктограммами, в компьютерной среде.
4. Этап усовершенствования предложенных разработчиками моделей, создание и программирование моделей с более сложным поведением.
В старшей и подготовительной группе юные конструкторы исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение конструкции: они заменяют детали, проводят испытания, оценивают ее возможности, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, сценарии и разыгрывают спектакли с построенными моделями.
Работа в проектной деятельности учит планировать и самостоятельно выполнять творческие задания. Например: дети и педагоги создают проекты: «В мире животных», «Мы идем в зоопарк», «Мы строим Космодром», «Летим к звездам», «Станция на орбите», «Транспорт», «Великие открытия», «Растительный мир и животный», «Чудесный парк» и т. д.
В соответствии с основными направлениями регионального проекта по реализации модели создания детствосберегающего пространства «Дети в приоритете» особое внимание уделяется не только внедрению в образовательную деятельность «доброжелательных» технологий, но и привлечению педагогического ресурса семьи и повышению родительской компетентности, развитию детского технического творчества, обеспечение времени и пространства для детской игры. Все эти компоненты нашли своѐ отражение в результатах деятельности ДОО. Современные педагогические технологии, используемые педагогами при LEGO-конструировании и робототехнике с воспитанниками, обеспечивают не только качественное образование, но и построение партнѐрского взаимодействия с детьми в современном формате.
В рамках реализации технологии развития интеллектуальных и конструктивных способностей с использованием конструкторов типа LEGO педагогами было предложено использование конструкторов не только в образовательной, но и в свободной деятельности детей в условиях детского сада и семьи.
С этой целью в каждой группе была сформирована зона для свободной LEGO-конструирующей деятельности детей, помимо основных наборов типа LEGO предложены тематические серии конструкторов: «Строительные машины», «Городская жизнь» и др., способствующие развитию самостоятельной конструкторской деятельности в соответствии с возрастными и гендерными особенностями детей дошкольного возраста, разработана специальная картотека технологических карт.
Создание LEGO конструирующей среды осуществлялось совместно с их родителями. Многие семьи приобрели конструкторы серии LEGO и его аналоги, что позволило детям успешно конструировать и в домашних условиях.
Таким образом, LEGO-конструирование и робототехнику по праву можно назвать не просто средствами развития интеллектуальных и познавательных способностей детей, а многофункциональным образовательным комплексом, который позволяет педагогу решить важнейшие задачи:
- обучить детей создавать что-то новое и полезное;
- развить у дошкольников конструктивные способности;
- научить детей применять и преобразовывать модели и схемы;
- привить детям навыки совместной работы со сверстниками и взрослыми;
- научить детей добиваться конечного результата;
- развить воображение и творческое мышление дошкольников.
Можно с уверенностью сказать, что внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий с использованием робототехники и конструкторов LEGO поможет воспитать будущих инженеров с детского сада, способствовать выявлению детей, проявляющих способности в области научно-технического творчества и созданию условий для их дальнейшего развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов
Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов...
Доклад на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в лепке».
Доклад на тему:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в лепке»....
Доклад на тему: «Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности»
Проектная деятельность...
Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича»
Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича&raq...
Педагогический опыт на тему:«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством использования Лего-конструирования»
Становление опыта осуществлялось в условиях МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14 города Шебекино Белгородской области», расположенного по адресу г. Шебекино ул. Генерала Шумилова....
Доклад на тему: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Доклад на тему:«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»...
Выступление на РМО. Доклад на тему: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".
Выступление на РМО от 24.03.2022 по теме: "Кружковая деятельность как форма реализации дополнительного образования в дошкольной образовательной организации".В данном материале можно познаком...