Программа «Развивай-ка» На основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» Для детей 5 лет
методическая разработка (старшая группа)
Программа дополнительного образования разработана для использования игрового развивающего пособия "Дары Фребеля"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota.docx | 34.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 (центр образования) г.Суворова имени Героя Советского Союза Е.П. Тарасова»
Программа «Развивай-ка»
На основе игрового пособия «Дары Фрёбеля»
Для детей 5 лет
Подготовила: воспитатель Степина М.Д.
2024г.
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию примерных образовательных программ дошкольного образования в процессе получения ребёнком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Развивающая образовательная среда призвана создавать условия для:
- Формирования общей культуры, включающей аспект духовно-нравственного развития и воспитания;
- Развития физических, интеллектуальных и личностных качеств;
- Формирования предпосылок учебной деятельности;
- Обеспечения возможности достижения социальной успешности;
- Сохранения и укрепления физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста;
При создании развивающей предметно-пространственной образовательной среды образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, необходимо учитывать содержательные, организационные, проектировочные условия в подборе элементов, составляющих содержание интерьера, окружающей обстановки, оборудования, игрушек и образовательных средств.
Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием ведущей деятельности происходит главнейшее изменение психики ребёнка, подготавливающее ребёнка к новой, высшей ступени его развития.
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель. (Фридрих Фрёбель (1782 г.р.-1852) - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г).Для своего детского сада разработал набор игр и игрушек, которые дети получали в подарок). По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» - говорил Ф. Фрёбель. «Игра есть естественная деятельность детства. Задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Это открытие Фрёбелем игры есть то незыблемое, что вошло составной частью во всю последующую педагогику», - Гессен С. И. «Основы педагогики» Введение в прикладную педагогику.
Теоретические обоснования, актуальность программы.
При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Применив в практической деятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели удивительные результаты.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников в различных организациях, оказывающих образовательные услуги, и в процессе семейного воспитания.
Комплект является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно исследовательской деятельности детей. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» предназначен для воспитателей, психологов, логопедов, дефектологов, родителей, а также студентов и преподавателей педагогических колледжей и вузов.
Основные принципы программы
В ФГОС ДО утверждены основные принципы дошкольного образования, полностью соответствующие принципам педагогики Фрёбеля, реализация которых способствует решению поставленных перед образовательными организациями задач.
- Принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
- Принципы педагогики Фрёбеля.
- Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДО
Реализация данных принципов с позиции авторов ФГОС возможна прежде всего в том случае, если создать в образовательной организации дошкольного образования соответствующие условия: психолого-педагогические, кадровые, материально- технические и финансовые.
Дары Фрёбеля - новый подход
Фридрих Фрёбель (1782 г.р.-1852) - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г). Для своего детского сада разработал набор игр и игрушек, которые дети получали в подарок.
«Шесть даров Фридриха Фрёбеля»:
1)мячи разного цвета на ниточках,
2)небольшие деревянные шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра для освоения формы предметов;
3) кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогало понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть» и т.д.
4)такой же кубик, но разделенный на восемь пластин (способствовало развитию у детей строительных способностей);
- куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.
- кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части.
Интеграция педагогических идей Фридриха Фрёбеля в современное российское дошкольное образование стала причиной разработки компанией "Светоч" игрового набора "Дары Фрёбеля".
Игровой набор "Дары Фрёбеля" - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» сопровождает комплект методических пособий по работе с ним. Это большая помощь педагогам по использованию данного игрового набора в процессе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников.
Комплект является составной частью нашей развивающей образовательной среды.
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.
Направления программы
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
Организационно-методическая деятельность по реализации программы Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
Создание условий для дополнительного образования.
Объекты программы Дети 5 лет.
- Семьи детей, посещающих детский сад.
Методы:
- Игровой метод (дидактические игры).
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
- подгрупповая;
Принципы комплектования группы и организации работы
Учет интересов и способностей детей.
- Желание родителей.
- Добровольное участие.
- Учет психофизических особенностей детей.
Продолжительность реализации программы:
Данный курс состоит из 29 занятий по 25 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в неделю.
Цель программы:
1. Обеспечение условий для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка, и обеспечение возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей дошкольного возраста в образовательной организации, экспериментировании с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участия в подвижных играх, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Задача программы
Создать условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Задачи обучения
1.Познавательное развитие:
- Развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;
- Создать условия для построения ребёнком целостной образно-смысловой картины мира;
- Формирование начал самопознания.
Итоговые результаты освоения Программы.
Формирование первичных представлений о себе, других людях, окружающем мире ( форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях), о малой родине и Отечестве, ценностях нашего народа, традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов.
Список воспитанников
- Артемова Злата
- Башкатова Полина
- Макарова Софья
- Кузина Мария
- Карпачева Виктория
- Потемкин Никита
- Сидорова Алина
- Солдатенков Александр
- Фомичев Михаил
- Раизина Виктория
Описание и технические характеристики
Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей:
- Модуль 1 «Шерстяные мячики»
- Модуль 2 «Основные тела»
- Модуль 3 «Куб из кубиков»
- Модуль 4 «Куб из брусков»
- Модуль 5 «Кубики и призмы»
- Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
- Модуль 7 «Цветные фигуры»
- Модуль 8 «Палочки»
- Модуль 9 «Кольца и полукольца»
- Модуль 10 «Фишки»
- Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
- Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
- Модуль 13 (5B) «Башенки»
- Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80 карточек):
- Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);
- Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.
- Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.
- Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.
- Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.
- Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт. карточек-игр.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Литература:
- Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
- Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие».
- Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие».
- Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».
- Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
- Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие».
Тематическое планирование
Месяц | Тема занятия | Содержание | Материал |
Октябрь | Занятие №1 Создатель первого детского сада | Знакомство детей с биографией Ф. Фребеля, рассмотреть портрет великого педагога. Дать возможность визуально обследовать «Дары Фребеля». | Игровой набор «Дары Фребеля». |
Занятие №2 «Мячики» | Знакомство с содержанием 1 модуля; Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; реализация самостоятельной конструктивной деятельности; Игра: « Тише, мыши». | Модуль № 1. | |
Занятие №3 Основные тела | Знакомство с содержанием 2 модуля; Развитие воображения, творческой активности, реализация самостоятельной конструктивной деятельности. Игра: «Пчелы и змеи». | Модуль №2. | |
Занятие №4 Куб из кубиков | Знакомство с содержанием 3 модуля; Развитие умения сотрудничать; развитие навыков планирования. Игра: «Небоскреб». | Модуль №3. | |
ноябрь | Занятие №5 Куб из брусков | Знакомство с содержанием 4 модуля; Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности. Игра: « Волшебный мешочек». | Модуль №4. |
Занятие №6 Кубики и призмы | Знакомство с содержанием 5 модуля; Реализация самостоятельной конструктивной деятельности; формирование представлений об особенностях природных явлений. Игра: « Стихийные бедствия». | Модуль №5. | |
Занятие №7 Кубики, столбики, кирпичики | Знакомство с содержанием 6 модуля; Развитие самостоятельной конструктивно-модельной деятельности. Игра: « Приглашаем в теремок». | Модуль №6. | |
Занятие №8 Цветные фигуры | Знакомство с содержанием 7 модуля; Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности. Игра: « В мире фигур». | Модуль №7 | |
Декабрь | Занятие №9 Палочки | Знакомство с содержанием 8 модуля; Формирование позитивных установок к творчеству, первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира(размере, материале, количестве). Игра: «Костерок». | Модуль №8. |
Занятие №10 Кольца и полукольца | Знакомство с содержанием 9 модуля; Развитие мышления, мелкой моторики; игровой деятельности. Игра: «Для чего еще». | Модуль №9. | |
Занятие №11 Фишки | Знакомство с содержанием 10 модуля; Становление ценностей здорового образа жизни; развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; Игра: « Охрана зрения». | Модуль №10. |
Месяц | Тема занятия | Содержание | Материал |
Январь. | Занятие №12 Цветные тела | Знакомство с содержанием 11 модуля; Формирование познавательных действий; Игра: « Волшебный мяч» | Модуль j1. |
Занятие №13 Мозаика. Шнуровка | Знакомство с содержанием 12 модуля; Формирование представлений об обектах окружающего мира; развитие общения, реализация самостоятельной деятельности Игра: « Космос». | Модуль j2. | |
Февраль. | Занятие №14 Башенки Февраль. | Знакомство с содержанием 13 модуля; Развивать желание самостоятельно создавать постройки Игра по замыслу. | Модуль5b. |
Занятие №15 Арки и цифры Февраль. | Знакомство с содержанием 14 модуля; Развитие общения; мелкой моторики, познавательного интереса Игра: « Магазин» | Модуль5p. | |
Занятие 16 Февраль. | Формирование познавательных действий; Развитие воображения, творческой активности. Игра: «Аэропорт». | Модули№ 2,3.4,5,5в,6,7.8.9,10. | |
Занятие №17 Февраль. | Развитие общения со сверстниками, формирование первичных представлений о себе, других людях и объектах окружающего мира; Игра: « Гербы и Флаги». | Модули№ 7,8.9,10. | |
Занятие №18 Март. | Развитие творческой активности, реализация самостоятельной творческой деятельности; Игра: «Аптека». | Модули № 3,4,5,6,7,8,9,10,куклы. | |
апрель . Март. | Занятие №19 Март. | Развитие общения со сверстниками воображения, творческой активности; Игра: «Большая стирка». | Модули № 7,8,9,10. |
Занятие №20 Март. | Формирование познавательных действий, отечественных традиций; Игра: « Подарок». | Модуль №7,8,9,10. | |
Занятие №21 Март. | Реализация самостоятельной творческой деятельности; Игра: « Зеркало». | Модули №7,8,9,10. | |
Занятие№22 Апрель. Занятие№23 Апрель. Занятие№24 Апрель. Занятие № 25 Апрель. Занятие №26 Май. Занятие №27 Май. Занятие №28 Май. Занятие №29 Май. | Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; развитие элементарных математических представлений; Игра: « Туристический автобус». Усвоение норм, принятых в обществе, реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей; Игра: «Дорожное движение». Развитие эмоционального интеллекта; реализация самостоятельной конструктивной деятельности. Игра: « Настроение». Формирование навыков работы в группе, развитие фантазии. Игра: « Я- змея». Формирование позитивных установок к различным видам творчества, первичных представлений об объектах окружающего мира. Игра : « Поможем лягушке». Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора. Игра: « На лугу». Развитие представлений об объектах окружающего мира, развитие познавательно-исследовательской деятельности. Игра: «Одного поля ягоды». Формирование первоначальных представлений о семье; развитие мелкой моторики, творческого мышления. Игра№ «Пир на весь мир». | Модуль №7,8,9. Модуль№1,2,9. Модуль № 7,8.9,10. Модуль №1, j1, j2. Модуль № 7,8,9,10. Модуль №7,8,9,10. Модуль №3,4,5,6,7,8,9,10. Модуль№2,3.4.5.6.7.8.9,10. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для детей 5-7 лет.
Пояснительная запискаВ соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию примерных образовательных программ дошкольного образования в процессе получения ребёнком дошкольного образования должно быть обе...
Образовательная программа на основе игрового пособия "Дары Фрёбеля" (для детей 5-7 лет)
Данный материал может быть использован педагогами ДОУ для работы с детьми 5-7 лет....
Дополнительная общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для детей 2-7 лет.
Интеграция педагогических идей Фридриха Фрёбеля в современное российское дошкольное образование стала причиной разработки компанией "Светоч" игрового набора "Дары Фрёбеля". Игровой...
Образовательная программа на основе игрового пособия _Дары Фрёбеля_ (для детей 5-7 лет)
При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логическ...
Программа кружка по дополнительному образованию «Веселая математика» на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для детей 2-7 лет.
Направления программы: Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие ...
Дополнительная общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для детей 5-7 лет.
Представлена программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для детей 3-7 лет
1 Программа дополнительного образования «Дары Фребеля» разработана для формирования у детей элементарных математических представлений, посредством дидактических игр. Программа составлена н...