Программа «Развивай-ка» На основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» Для детей 5 лет
методическая разработка (старшая группа)

Марина Дмитриевна Степина

Программа дополнительного образования разработана для использования игрового развивающего пособия "Дары Фребеля"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota.docx34.52 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 (центр образования) г.Суворова имени Героя Советского Союза Е.П. Тарасова»

 

 

 

 

Программа «Развивай-ка»

На основе игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Для детей 5 лет

Подготовила: воспитатель Степина М.Д.

2024г.

                                              Пояснительная записка

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию   примерных образовательных  программ дошкольного образования в процессе получения ребёнком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

 

  Развивающая образовательная среда призвана создавать условия для:

  • Формирования общей культуры, включающей аспект духовно-нравственного развития и воспитания;
  • Развития физических, интеллектуальных и личностных качеств;
  • Формирования предпосылок учебной деятельности;  
  • Обеспечения возможности достижения социальной успешности;
  • Сохранения и укрепления физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста;

  При создании развивающей предметно-пространственной образовательной среды образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, необходимо учитывать содержательные, организационные, проектировочные условия в подборе элементов, составляющих содержание интерьера, окружающей обстановки, оборудования, игрушек и образовательных средств.

Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием ведущей деятельности происходит главнейшее изменение психики ребёнка, подготавливающее ребёнка к новой, высшей ступени его развития.

  Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель. (Фридрих Фрёбель (1782 г.р.-1852)  - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г).Для своего детского сада разработал набор игр и игрушек, которые дети получали в подарок). По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» - говорил Ф. Фрёбель. «Игра есть естественная деятельность детства. Задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Это открытие Фрёбелем игры есть то незыблемое, что вошло составной частью во всю последующую педагогику», - Гессен С. И. «Основы педагогики» Введение в прикладную педагогику.

Теоретические обоснования, актуальность программы.

При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Применив в практической деятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели удивительные результаты.

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников в различных организациях, оказывающих образовательные услуги, и в процессе семейного воспитания.

Комплект является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.

Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно исследовательской деятельности детей. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» предназначен для воспитателей, психологов, логопедов, дефектологов, родителей, а также студентов и преподавателей педагогических колледжей и вузов.

 

                    Основные   принципы     программы

В ФГОС ДО утверждены основные принципы дошкольного образования, полностью соответствующие принципам педагогики Фрёбеля, реализация которых способствует решению поставленных перед образовательными организациями задач.  

  • Принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
  • Принципы педагогики Фрёбеля.
  • Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДО

Реализация данных принципов с позиции авторов ФГОС возможна прежде всего в том случае, если создать в образовательной организации дошкольного образования соответствующие условия: психолого-педагогические, кадровые, материально- технические и финансовые.

 

                      Дары Фрёбеля - новый подход

Фридрих Фрёбель (1782 г.р.-1852)  - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г). Для своего детского сада разработал набор игр и игрушек, которые дети получали в подарок.  

                      «Шесть даров Фридриха Фрёбеля»: 

1)мячи разного цвета на ниточках,  

2)небольшие деревянные шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра для освоения формы предметов;

3) кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогало понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть» и т.д.

4)такой же кубик, но разделенный на восемь пластин (способствовало развитию у детей строительных способностей);

  1. куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.
  2. кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части.

Интеграция педагогических идей Фридриха Фрёбеля в современное российское дошкольное образование стала причиной разработки компанией "Светоч" игрового набора "Дары Фрёбеля".

 

      Игровой набор "Дары Фрёбеля" - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.

 

Игровой набор «Дары Фрёбеля» сопровождает комплект методических пособий по работе с ним. Это большая помощь педагогам по использованию данного игрового набора в процессе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников.

Комплект является составной частью нашей развивающей образовательной среды.

Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.  

 

Направления   программы

Оздоровительное  направление  предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.

Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития,  воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость  мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание  умения выражать свои эмоции. Развитие  и корректирование  зрительных, слуховых и тактильных ощущений.

Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.

 

Организационно-методическая деятельность по реализации программы Систематический анализ  сенсорного развития  детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.

Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.

Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры,  сенсорному  образованию детей.

 

Создание условий для  дополнительного образования.

Объекты программы          Дети 5 лет.

  • Семьи детей, посещающих детский сад.

                                 Методы:

  • Игровой метод (дидактические игры).
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
  • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:

  •         подгрупповая;

Принципы комплектования группы и организации работы          

         Учет интересов и способностей детей.

  • Желание родителей.
  • Добровольное участие.
  • Учет психофизических особенностей детей.

Продолжительность реализации программы:

Данный курс состоит из 29 занятий по 25 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в неделю.

 

 

 

Цель программы:

1. Обеспечение  условий для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка, и обеспечение возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей дошкольного возраста в образовательной организации, экспериментировании с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участия в подвижных играх, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Задача программы

         Создать условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.  

 

                                                       Задачи обучения

      1.Познавательное развитие: 

  • Развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;
  • Создать условия для построения ребёнком целостной образно-смысловой картины мира;
  • Формирование начал самопознания.

 

Итоговые результаты освоения Программы.

   

       Формирование первичных представлений о себе, других людях,             окружающем мире ( форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях), о малой родине и Отечестве, ценностях нашего народа, традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов.

Список воспитанников

  1. Артемова Злата
  2. Башкатова Полина
  3. Макарова Софья
  4. Кузина Мария
  5. Карпачева Виктория
  6. Потемкин Никита
  7. Сидорова Алина
  8. Солдатенков Александр
  9. Фомичев Михаил
  10. Раизина Виктория

                           Описание и технические характеристики

Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей:

  • Модуль 1 «Шерстяные мячики»
  • Модуль 2 «Основные тела»
  • Модуль 3 «Куб из кубиков»
  • Модуль 4 «Куб из брусков»
  • Модуль 5 «Кубики и призмы»
  • Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
  • Модуль 7 «Цветные фигуры»
  • Модуль 8 «Палочки»
  • Модуль 9 «Кольца и полукольца»
  • Модуль 10 «Фишки»
  • Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
  • Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
  • Модуль 13 (5B) «Башенки»
  • Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80 карточек):

  1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);
  2. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.
  3. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.
  4. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.
  5. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.
  6. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт. карточек-игр.

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Литература:

  1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
  2. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие».
  3. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие».
  4. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».
  5. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
  6. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие».

                                 Тематическое планирование  

Месяц

Тема занятия

Содержание

Материал

Октябрь

Занятие №1

Создатель первого детского сада

Знакомство детей с биографией Ф. Фребеля, рассмотреть портрет великого педагога.

Дать возможность визуально обследовать «Дары Фребеля».

Игровой набор

«Дары Фребеля».

Занятие №2

«Мячики»

Знакомство с содержанием 1 модуля;

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; реализация самостоятельной конструктивной деятельности;

Игра: « Тише, мыши».

Модуль № 1.

Занятие №3

Основные тела

Знакомство с содержанием 2 модуля;

Развитие воображения, творческой активности, реализация самостоятельной конструктивной деятельности.

Игра: «Пчелы и змеи».

Модуль №2.

Занятие №4

Куб из кубиков

Знакомство с содержанием 3 модуля;

Развитие умения сотрудничать; развитие навыков планирования.

Игра: «Небоскреб».

Модуль №3.

ноябрь

Занятие №5

Куб из брусков

Знакомство с содержанием 4 модуля;

Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности.

Игра: « Волшебный мешочек».

Модуль №4.

Занятие №6

Кубики и призмы

Знакомство с содержанием 5 модуля;

Реализация самостоятельной конструктивной деятельности; формирование представлений об особенностях природных явлений.

Игра: « Стихийные бедствия».

Модуль №5.

Занятие №7

Кубики, столбики, кирпичики

Знакомство с содержанием 6 модуля;

Развитие самостоятельной конструктивно-модельной деятельности.

Игра: « Приглашаем в теремок».

Модуль №6.

Занятие №8

Цветные фигуры

Знакомство с содержанием 7 модуля;

Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности.

Игра: « В мире фигур».

Модуль №7

Декабрь

Занятие №9

Палочки

Знакомство с содержанием 8 модуля;

Формирование позитивных установок к творчеству,          первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира(размере, материале, количестве).

Игра: «Костерок».

Модуль №8.

Занятие №10

Кольца и полукольца

Знакомство с содержанием 9 модуля;

Развитие мышления, мелкой моторики; игровой деятельности.

Игра: «Для чего еще».

Модуль №9.

Занятие №11

Фишки

Знакомство с содержанием 10 модуля;

Становление ценностей здорового образа жизни; развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Игра: « Охрана зрения».

Модуль №10.

Месяц

Тема занятия

Содержание

Материал

Январь.

Занятие №12

Цветные тела

Знакомство с содержанием 11 модуля;

Формирование познавательных действий;

Игра: « Волшебный мяч»

Модуль j1.

Занятие №13

Мозаика. Шнуровка

Знакомство с содержанием 12 модуля;

Формирование представлений об обектах окружающего мира; развитие общения, реализация самостоятельной деятельности

Игра: « Космос».

Модуль j2.

Февраль.

Занятие №14

Башенки

Февраль.

Знакомство с содержанием 13 модуля;

Развивать желание самостоятельно создавать постройки

Игра по замыслу.

Модуль5b.

Занятие №15

Арки и цифры

Февраль.

Знакомство с содержанием 14 модуля;

Развитие общения; мелкой моторики, познавательного интереса

Игра: « Магазин»

Модуль5p.

Занятие 16

Февраль.

Формирование познавательных действий;

Развитие воображения, творческой активности.

Игра: «Аэропорт».

Модули№ 2,3.4,5,5в,6,7.8.9,10.

Занятие №17

Февраль.

Развитие общения со сверстниками, формирование первичных представлений о себе, других людях и объектах окружающего мира;

Игра: « Гербы и Флаги».

Модули№ 7,8.9,10.

Занятие №18

Март.

Развитие творческой активности, реализация самостоятельной творческой деятельности;

Игра: «Аптека».

Модули № 3,4,5,6,7,8,9,10,куклы.

апрель .                                                                                                Март.

Занятие №19

Март.

Развитие общения со сверстниками воображения, творческой активности;

Игра: «Большая стирка».

Модули № 7,8,9,10.

Занятие №20

Март.

Формирование познавательных действий, отечественных традиций;

Игра: « Подарок».

Модуль №7,8,9,10.

Занятие №21

Март.

Реализация самостоятельной творческой деятельности;

Игра: « Зеркало».

Модули №7,8,9,10.

Занятие№22

Апрель.

Занятие№23

Апрель.

Занятие№24

Апрель.

Занятие № 25

      Апрель.

Занятие №26

       Май.

Занятие №27

       Май.

Занятие №28

        Май.

Занятие №29

        Май.

Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; развитие элементарных математических представлений;

Игра: « Туристический автобус».

Усвоение норм, принятых в обществе, реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей;

Игра: «Дорожное движение».

Развитие эмоционального интеллекта; реализация самостоятельной конструктивной деятельности.

Игра: « Настроение».

Формирование навыков работы в группе, развитие фантазии.

Игра: « Я- змея».

Формирование позитивных установок к различным видам творчества, первичных представлений об объектах окружающего мира.

Игра : « Поможем лягушке».

Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора.

Игра: « На лугу».

        Развитие представлений об объектах окружающего мира, развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Игра: «Одного поля ягоды».

Формирование первоначальных представлений о семье; развитие мелкой моторики, творческого мышления.

Игра№ «Пир на весь мир».

Модуль №7,8,9.

Модуль№1,2,9.

Модуль № 7,8.9,10.

Модуль №1, j1, j2.

Модуль № 7,8,9,10.

Модуль №7,8,9,10.

Модуль №3,4,5,6,7,8,9,10.

Модуль№2,3.4.5.6.7.8.9,10.

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для детей 5-7 лет.

Пояснительная запискаВ соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию примерных образовательных программ дошкольного образования в процессе получения ребёнком дошкольного образования должно быть обе...

Образовательная программа на основе игрового пособия "Дары Фрёбеля" (для детей 5-7 лет)

Данный материал может быть использован педагогами ДОУ для работы с детьми 5-7 лет....

Дополнительная общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для детей 2-7 лет.

Интеграция педагогических идей Фридриха Фрёбеля в современное российское дошкольное образование стала причиной разработки компанией "Светоч" игрового набора "Дары Фрёбеля". Игровой...

Образовательная программа на основе игрового пособия _Дары Фрёбеля_ (для детей 5-7 лет)

При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логическ...

Программа кружка по дополнительному образованию «Веселая математика» на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для детей 2-7 лет.

Направления программы: Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для детей 3-7 лет

1 Программа дополнительного образования «Дары Фребеля» разработана для формирования у детей элементарных математических представлений, посредством дидактических игр. Программа составлена н...