План самообразования на 2023-2024 учебный год. Тема: «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»
методическая разработка (старшая группа)

Цель: Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

- изучить методическую литературу, интернет-ресурсы по данной теме;

- расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;

- обучать приемам нетрадиционных  техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;

- прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;

- развивать детское творчество, фантазию и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности;

- развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

 

Актуальность темы

    Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Все дети любят рисовать, но далеко не у всех это получается, поэтому педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость.

    Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.

    Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

    Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

    Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания.

    Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

    Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

 

Ожидаемые результаты:

Дети будут знать:

  •  о разнообразии техник нетрадиционного рисования;
  •  о свойствах и качествах различных материалов;
  •  о технике безопасности во время работы.

Дети будут уметь:

  •  планировать свою работу;
  •  договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
  •  анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
  •  создавать индивидуальные работы;
  •  использовать различные техники и способы создания рисунков;
  •  аккуратно и экономно использовать материалы.

 

Формы проведения:

В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить трудные методы и техники рисования :

- рисование песком;

- рисование мятой бумагой;

- монотипия пейзажная;

- печать по трафарету;

- кляксография обычная;

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы по самообразованию

     Сентябрь

1. Составление плана работы, подготовка списка литературы  по теме самообразования для изучения. Подготовить учебно-методические пособия, наглядность: картотека по нетрадиционной технике рисования; альбом по многообразию способов нетрадиционного рисования; разработка рекомендательных буклетов для родителей о развитии художественно-творческих способностей детей.

2. Работа с детьми .Монотипия пейзажная. «Осень отражается в воде.» Цель: знакомить с техникой рисования монотипия, складывая лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует желаемый рисунок используя много воды, затем по сгибу накрывают рисунок чистой стороной листа и прижимают ладошками.

3.. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» Привлечь родителей к сбору материала для рисования: зубные щетки, зубочистки, трафареты, жидкое мыло, трубочки для коктейлей, свечи, цветной песок.

4. Консультации для педагогов на тему «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Октябрь

1. Работа с детьми. Рисование песком на бумаге. Цель: познакомить с техниками рисования песком (насыпание из ладони, кулачка, пальцев; вытирание пальцем, ребром ладони, кулачком; процарапывание с помощью зубочистки, ватной палочки; отпечаток трафаретов, предметов, ладоней)

2.Публикация «Нетрадиционные техники рисования» (презентация нетрадиционных материалов для рисования)

3. Консультация для педагогов «Нетрадиционное рисование как средство развития творчества у детей».

4. Консультация для родителей: «Рисуем вместе. Нетрадиционное рисование.» Цель: привлечение внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей, к пользе нетрадиционных техник рисования.

Ноябрь

1. Изучение электронных ресурсов.

2. Работа с детьми Натюрморт из фруктов. Свеча + акварель. Цель: знакомить с техникой рисования свечой.

3.Консультация для родителей на тему: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

4. Ознакомительная экскурсия педагогов в группу: «Нетрадиционные материалы» Консультация: «Развитие творческих способностей детей старшего возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами».

Декабрь

1.Работа с детьми. Рассматривание альбомов с рисунками, выполненные при помощи нетрадиционных техник рисования. Техника рисования по мокрому листу и рисование марлей.

«Дождливый день». Познакомить с техникой нетрадиционного рисования по мокрому листу и рисование марлей

2. Публикация. «Рисуем без кисточки»

3.Памятка для родителей. «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей детей»

4. Папка-передвижка для педагогов : «Как организовать рабочее место для детского творчества».

Январь

1.  Участие в конкурсе «Зимняя фантазия».

2. Работа с детьми. Техника рисования “набрызг” Рисование при помощи зубной щётки. «Зимний лес». Создать условия для свободного экспериментирования с различными художественными инструментами. Формировать представление о многообразии художественных средств.

Беседа о русских художниках.

3.Круглый стол с педагогами на тему: «Влияние нетрадиционных техник рисования на речевое развитие детей дошкольного возраста».

4.  Буклеты для родителей «Мой дом вечером» техника рисования – восковые мелки + акварель + свеча.

Февраль

1. Анкетирование для педагогов «Роль нетрадиционной техники рисования в развитие ребенка»

2. Консультация для родителей на тему: «Рисование – это важно!»

3. «Зимний пейзаж». Кляксография. Чудесные превращения кляксы. Создать условия для свободного экспериментирования. Научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). «Подарок папе». Подарок папе и дедушке в этой технике

Март

1. Работа с детьми «Цветок для мамы». Рисование на мятой бумаге Рисование мятой бумагой. Цель: знакомство детей с техникой рисования мятой бумагой.

2.Совместное с родителями пополнение уголка ИЗО с нетрадиционными материалами для рисования.

3. Изучение методической литературы  А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

4. Буклет для педагогов «Виды нетрадиционного рисования»

 

Апрель

1. Работа с детьми .Печать по трафарету «Космос»

Учить рисовать с помощью трафарета. Рисование с использованием трафарета коллективной картины.

2. Папка-передвижка в родительском уголке «Чудесный мир рисунков».

3. Оформление альбома для педагогов с творческими работами детей. «Вот как мы можем»

Май

1. Подготовка отчета по самообразованию.

2. Подготовка работ для выставки.

3. «День победы». Техника набрызга.

4. Презентация для родителей (на родительском собрании) «Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Аверьянова А. П. Мастерилка. – Дмитров: Издательский дом «Карапуз», 2000.
  2. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. – С. 48 – 50.
  3. Как научиться рисовать. Пер с англ. М. Д. Лахути. – М. : Росмэн, 2001.
  4. Колобова Л. Путешествие по стране Рисовании // Дошкольное воспитание. – 1994. - №4. – С. 18 – 25.
  5. Рогаткина Т. Как краски искали друзей // Дошкольное воспитание. – 2000. - №11. – С. 8 – 12.

6. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки / Художник А. А. Селиванов – Ярославль: Академия Холдинг, 2004.

7. Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», Москва 2005

8. Г. В. Морозова «Ознакомление с окружающим миром», Москва 2010.

9. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Академия развития 2006.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobr.netr_.ris_.2023-24g.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад « Тургай » комбинированного вида

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ «Красносельский

детский сад «Тургай» комбинированного вида

__________________Л. Ш. Губайдуллина

План самообразования на 2023-2024 учебный год.

Тема: «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Материал подготовила воспитатель

Низамова Зульфия Ильфатовна

Высокая Гора, 2023 год

Цель: Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

- изучить методическую литературу, интернет-ресурсы по данной теме;

- расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;

- обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;

- прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;

- развивать детское творчество, фантазию и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности;

- развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

Актуальность темы

Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Все дети любят рисовать, но далеко не у всех это получается, поэтому педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Ожидаемые результаты:

Дети будут знать:

  • о разнообразии техник нетрадиционного рисования;
  • о свойствах и качествах различных материалов;
  • о технике безопасности во время работы.

Дети будут уметь:

  • планировать свою работу;
  • договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
  • анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
  • создавать индивидуальные работы;
  • использовать различные техники и способы создания рисунков;
  • аккуратно и экономно использовать материалы.

Формы проведения:

В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить трудные методы и техники рисования :

- рисование песком;

- рисование мятой бумагой;

- монотипия пейзажная;

- печать по трафарету;

- кляксография обычная;

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Перспективный план работы по самообразованию

Сентябрь

1. Составление плана работы, подготовка списка литературы по теме самообразования для изучения. Подготовить учебно-методические пособия, наглядность: картотека по нетрадиционной технике рисования; альбом по многообразию способов нетрадиционного рисования; разработка рекомендательных буклетов для родителей о развитии художественно-творческих способностей детей.

2. Работа с детьми .Монотипия пейзажная. «Осень отражается в воде.» Цель: знакомить с техникой рисования монотипия, складывая лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует желаемый рисунок используя много воды, затем по сгибу накрывают рисунок чистой стороной листа и прижимают ладошками.

Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» Привлечь родителей к сбору материала для рисования: зубные щетки, зубочистки, трафареты, жидкое мыло, трубочки для коктейлей, свечи, цветной песок.

4. Консультации для педагогов на тему «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Октябрь

1. Работа с детьми. Рисование песком на бумаге. Цель: познакомить с техниками рисования песком (насыпание из ладони, кулачка, пальцев; вытирание пальцем, ребром ладони, кулачком; процарапывание с помощью зубочистки, ватной палочки; отпечаток трафаретов, предметов, ладоней)

#1055;убликация «Нетрадиционные техники рисования» (презентация нетрадиционных материалов для рисования)

3. Консультация для педагогов «Нетрадиционное рисование как средство развития творчества у детей».

4. Консультация для родителей: «Рисуем вместе. Нетрадиционное рисование.» Цель: привлечение внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей, к пользе нетрадиционных техник рисования.

Ноябрь

1. Изучение электронных ресурсов.

2. Работа с детьми Натюрморт из фруктов. Свеча + акварель. Цель: знакомить с техникой рисования свечой.

#1050;онсультация для родителей на тему: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

4. Ознакомительная экскурсия педагогов в группу: «Нетрадиционные материалы» Консультация: «Развитие творческих способностей детей старшего возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами».

Декабрь

#1056;абота с детьми. Рассматривание альбомов с рисунками, выполненные при помощи нетрадиционных техник рисования. Техника рисования по мокрому листу и рисование марлей.

«Дождливый день». Познакомить с техникой нетрадиционного рисования по мокрому листу и рисование марлей

2. Публикация. «Рисуем без кисточки»

#1055;амятка для родителей. «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей детей»

4. Папка-передвижка для педагогов : «Как организовать рабочее место для детского творчества».

Январь

1. Участие в конкурсе «Зимняя фантазия».

2. Работа с детьми. Техника рисования “набрызг” Рисование при помощи зубной щётки. «Зимний лес». Создать условия для свободного экспериментирования с различными художественными инструментами. Формировать представление о многообразии художественных средств.

Беседа о русских художниках.

#1050;руглый стол с педагогами на тему: «Влияние нетрадиционных техник рисования на речевое развитие детей дошкольного возраста».

4. Буклеты для родителей «Мой дом вечером» техника рисования – восковые мелки + акварель + свеча.

Февраль

1. Анкетирование для педагогов «Роль нетрадиционной техники рисования в развитие ребенка»

2. Консультация для родителей на тему: «Рисование – это важно!»

3. «Зимний пейзаж». Кляксография. Чудесные превращения кляксы. Создать условия для свободного экспериментирования. Научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). «Подарок папе». Подарок папе и дедушке в этой технике

Март

1. Работа с детьми «Цветок для мамы». Рисование на мятой бумаге Рисование мятой бумагой. Цель: знакомство детей с техникой рисования мятой бумагой.

2.Совместное с родителями пополнение уголка ИЗО с нетрадиционными материалами для рисования.

3. Изучение методической литературы А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

4. Буклет для педагогов «Виды нетрадиционного рисования»

Апрель

1. Работа с детьми .Печать по трафарету «Космос»

Учить рисовать с помощью трафарета. Рисование с использованием трафарета коллективной картины.

2. Папка-передвижка в родительском уголке «Чудесный мир рисунков».

3. Оформление альбома для педагогов с творческими работами детей. «Вот как мы можем»

Май

1. Подготовка отчета по самообразованию.

2. Подготовка работ для выставки.

3. «День победы». Техника набрызга.

4. Презентация для родителей (на родительском собрании) «Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»

Список литературы:

  1. Аверьянова А. П. Мастерилка. – Дмитров: Издательский дом «Карапуз», 2000.
  2. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. – С. 48 – 50.
  3. Как научиться рисовать. Пер с англ. М. Д. Лахути. – М. : Росмэн, 2001.
  4. Колобова Л. Путешествие по стране Рисовании // Дошкольное воспитание. – 1994. - №4. – С. 18 – 25.
  5. Рогаткина Т. Как краски искали друзей // Дошкольное воспитание. – 2000. - №11. – С. 8 – 12.

6. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки / Художник А. А. Селиванов – Ярославль: Академия Холдинг, 2004.

7. Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», Москва 2005

8. Г. В. Морозова «Ознакомление с окружающим миром», Москва 2010.

9. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Академия развития 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» на 2018-2019 учебный год

Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала че...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема:«Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, повышение своего профессионального мастерства через использование нетрадиционных техник рисования. Зад...

Тема:«Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, повышение своего профессионального мастерства через использование нетрадиционных техник рисования. Зад...

ПЛАН по самообразованию «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»

Актуальность темы:Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Все дети любят рисовать, но далеко...

Проект по самообразованию «Художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

laquo;Художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Для развития творческой активности я изучила и апробировала Программу ...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» на 2021-2022 учебный год

Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала че...

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность дет...