ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИЗИБОРДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация (средняя группа)
Современные требования к организации обучения детей заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы развития личности ребенка. В дошкольном возрасте начинают выделяться особые процессы, направленные на непосредственное ознакомление со всем, что окружает, на запоминание и воспроизведение воспринятого материала, на выяснение взаимосвязи и взаимозависимостей между явлениями.Наиболее интересной из новых игровых технологий для дошкольников мне показалась идея создания бизиборда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_biziborda_dlya_razvitiya_detey.docx | 34.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИЗИБОРДА
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одним из важных этапов в жизни и развитии ребенка является дошкольный возраст – непродолжительный, но очень яркий и стремительно меняющийся период жизни. В это время происходит значительный рост психоэмоционального, личностного и физического формирования ребенка. Зарождаются первые признаки стремления к независимости, самостоятельности, растет интерес к социуму и окружающему миру, закладываются первые кирпичики в фундамент будущего Я- концепции ребенка.
Дети дошкольного возраста заметно отличаются друг от друга, поскольку в этот период происходит развитие основных личностных качеств, механизмов поведения в различных ситуациях. Поведение ребенка уже не является импульсивным и зависит не столько от ситуации, в которой требуются действия, сколько от его собственных представлений о мире. Нравственные формы поведения усваиваются активнее, происходит организация волевой регуляции поведения, что дает возможность обучения в образовательных учреждениях. Современные требования жизни к
организации обучения детей заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы развития личности ребенка.
В дошкольном возрасте начинают выделяться особые процессы, направленные на непосредственное ознакомление со всем, что окружает, на запоминание и
воспроизведение воспринятого материала, на выяснение взаимосвязи и взаимозависимостей между явлениями.
Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные
ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у малышей. Именно поэтому, сегодня такое разнообразие всевозможных игрушек, кубиков, конструкторов и других игровых материалов, предназначенных для детей. И ни для кого не секрет, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста.
Именно в этом возрасте мы отмечаем у детей интерес к предметно-манипулятивной
деятельности [11, с. 117].
В настоящее время существует большое разнообразие игровых методик поэтому направлению работы: пальчиковые игры; игры с крупами (сортировка, рисование); детское творчество (карандаши, восковые мелки, краски, лепка из соленого теста). И главная задача взрослого – сделать все эти знания разнообразными и интересными, ориентируясь на интересы малыша [10, с. 78].
Организуя игровую деятельность своих воспитанников, я стремлюсь найти что-то новое, нетрадиционное для занятий с ними, избежать формального игрового
взаимодействия, активизировать желания и деятельность малышей, мотивировать
на более продуктивное, развивающее взаимо сотрудничество детей и взрослых.
Наиболее интересной из новых игровых технологий для дошкольников раннего возраста мне показалась идея создания бизиборда.
Бизиборды – развивающие игровые доски для детей, созданные по методике
Монтессори, на которых закреплены различные игрушки и мелкие детали.
Бизиборд является отличным пособием для развития детей дошкольного возраста и необходим в каждой группе, как элемент развивающей предметно-пространственной среды. Бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребенка, отраженных в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое. И так же может являться формой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребенка-дошкольника, средством всестороннего развития его личности.
Начиная работу по использованию бизиборда, как средства всестороннего
развития детей раннего возраста, я учитывала требования к организации предметно-
развивающей среды, указанные в программе, которая реализуется в нашем ДОУ. Исходя из них, я определила, что бизиборд соответствует данным требованиям, а именно таким компонентам как:
∙ содержательно-насыщенный, развивающий (чем больше различных элементов будет закреплено на такой доске, тем более интересна она будет малышу:различные замочки, колёсики, дверцы, цепочки, кнопочки и т.д.; бизиборд будет максимально интересным для малышей, если закрепленных предметов будет по возможности много, и каждый из них сможет выполнять какое-то действие – ребенок учится нажимать, открывать, крутить различные предметы, пощёлкать, постучать, повертеть и пр.);
∙ доступный (пособие изготовлено с учётом возрастных особенностей и
находится в свободном доступном месте, что доставляет детям радость, развивает у
них интерес к изучению нового);
∙ безопасный (все поверхности основы тщательно зашкурены; саморезы, которые используются для крепления, не выглядывают с обратной стороны доски;
основной материал - мягкие тканевые доски для малышей до года и деревянные гладкие основы без острых углов для детей постарше; нет предметов, о которые можно пораниться, и тонких нитей);
∙ здоровьесберегающий (все детали сделаны из прочных материалов и покрыты качественной краской);
∙ эстетически-привлекательный (основной фон яркий; предметы разных форматов и цветов; использованы шумовые музыкальные пособия).
По моему мнению, бизиборды являются действительно нужными предметами, с такой доской ребенок не только будет некоторое время занят, но также значительно пополнит свой багаж знаний, научится открывать и закрывать защелки, разовьет свои тактильные ощущения, моторику пальцев, логику и мышление. На бизиборде можно найти детали, которые неизменно вызывают интерес у ребенка, но запрещаются родителями по соображениям безопасности - розетки с вилками, выключатели, прищепки, шпингалеты и замочки, крючки и цепочки.
В работе с детьми своими целями при работе с бизибордами выделяю:
– развитие мелкой моторики и памяти. Благодаря наличию множества мелких
деталей мозг ребенка активно развивается;
– развитие координации движений. Ребенок учится управлять руками и
направлять движения правильно, чтобы достичь цели;
– развитие логики и понимания причинно-следственных связей;
– привитие усидчивости;
– раскрытие воображения [5, с. 29].
Манипуляции с элементами развивающих игрушек помогают детям узнать о функциональном назначении различных предметов в быту; развить знания об объектах природы; безопасном поведении. Различная тематика созданных «бизибордов», их полифункциональность, вариативность, доступность способствуют в формировании исследовательской деятельности детьми.
На бизиборде можно найти детали, которые неизменно вызывают интерес у ребенка, но и запрещаются родителями по соображениям безопасности – розетки с вилками, прищепки, крючки. Дети изучают каждую мелкую детальку: двигают защелку, пытаются открыть замок ключами или надеть крючок, открыть кошелек или расстегнуть молнию и т.д.
Одной из главных целей в своей работе я ставлю формирование единого сообщества: родители – дети – педагоги, основанного на гармоничных партнерских отношениях, для создания единого пространства детского развития. Организация взаимодействия с семьей представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно – образовательном процессе и способствует укреплению связи образовательных отношений. В своей работе с родителями моих воспитанников я провела анкетирование на тему «Развивающие игрушки вашего ребенка», которое показало необходимость повышения родительской компетентности по данному вопросу. Дискуссия «Что знает Ваш ребенок о правилах поведения в быту» позволила выявить знания детей по востребованной проблеме. Информационный буклет «Бизиборд. Что это такое».
Презентация «Как изготовить «бизиборд» своими руками», просмотр видео ролика
«Играем и развиваемся» помогли родителям увидеть и понять предназначение развивающих игрушек. Необходимо сказать о том, что все «бизиборды» изготовлены
родителями как участниками образовательных отношений. Родители приняли активное участие в создании развивающих игр для детей. Все «бизиборды» авторские.
Совместная деятельность по созданию «бизибордов» послужила раскрытию творческих способностей взрослых и детей. «Бизиборды» имеют разную тематику и распределены по разделам:
∙ «Бизиборды для мальчиков» («Удивительный дом», «Пожарная станция»,
«Автобус», «Пожарная машина»).
∙ «Бизиборды для девочек» («Ванная комната», «Кухня»).
∙ «Мир природы» («Мир природы», «Ферма», «Морское путешествие»).
∙ «Сказочные бизиборды» («Сказочный домик», «По дорожке с колобком»,
«Приключения колобка»).
∙ «Музыкальные бизиборды» («Приключения Винни - Пуха» и «Новогоднее чудо»).
∙ «Мир увлекательных вещей» (бизиборды: «Занимательный», «Уютный дом», «В гостях у Гены», «Машины забавы», «Незнайка – исследователь», «Ночное путешествие», «Волшебная страна», «Воображайка»).
Игры сопровождают ребенка на протяжении всего периода детства. Важную роль в развитии детей играет организация игровой деятельности в детских дошкольных учреждениях. Задача нас педагогов разнообразить игровую деятельность детей,
способствовать удовлетворению их желаний и возможностей
В заключение отмечу, что доска бизиборд не имеет каких-то возрастных ограничений. Заниматься бизибордом можно до самой школы, тренируя навыки, которые пригодятся в быту и развивая зоны мозга, отвечающие за речь. В процессе игры с бизибордом дети учатся самостоятельно решать различные задачи и проблемные ситуации, видят свои ошибки, стараются их исправить или помогают сделать своим друзьям (коммуникативность и взаимопомощь). Положительные отзывы родителей и наблюдаемая динамика в развитии детей говорят о высокой эффективности проводимой работы и необходимости продолжения использовать данное дидактическое пособие. Хочется отметить, что с использованием бизиборда у детей повышается желание взаимодействовать друг с другом, а общение и взаимодействие наполняются новым, актуальным и интересным, содержанием.
Литература
1. Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве:
учебное пособие / В.П. Арсентьева. – М.: Форум, 2012. – 144 с.
2. Баширова, Ф.Ф. Бизиборд как средство развития детей дошкольного возраста /
Ф.Ф. Баширова // Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в совре-
менной психологии и педагогике:сборник статей Международной научно-практической
конференции. – М., 2018. – С.27-31.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание и развитие детей среднего дошкольного возраста в театральной деятельности по программе «Кукляндия» с использованием нетрадиционных кукол.
"Кукляндия" -это волшебная страна, где дети играют с куклами, куклы оживают в их руках, а дети ощущают себя волшебниками.Я представляю вам материал с использованием интересной технологии уч...
Конспект непосредственно организованной деятельности по физическому развитию детей среднего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий «По следам Герды»
Занятие с использованием мячей разных видов....
"Использование игровых упражнений в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста"
Работа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности....
Методическая разработка конспекта по художественно - эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста с использованием ИКТ и нетрадиционной техники рисования "Падают, падают листья..."
Педагогический замысел: формирование и систематизация знаний детей о временах года (осени) через продуктивную деятельность.Стимуляция познавательной активности через эксперименты с краской. Развитие у...
Конспект ООД по развитию речи с использованием игровых технологий для детей среднего дошкольного возраста на тему:«Сказочный лес».
Этот материал предназначен для среднего дошкольного возраста. Занятие помогает воспитателю в решении таких воспитательных и образовательных задач, как :- формировать понятия о звуках, которые пр...
Сообщение к педсовету "Использование проектной технологии в математическом развитие детей среднего дошкольного возраста"
quot;Использование проектной технологии в математическом развитие детей среднего дошкольного возраста"...
Тема: «Использование современных игр и пособий для логико – математического развития детей среднего дошкольного возраста»
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее образование, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познава...