Тема: «Использование современных игр и пособий для логико – математического развития детей среднего дошкольного возраста»
статья по математике (средняя группа) на тему
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее образование, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных и одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач педагогики и психологии на современном этапе. Практика дошкольного образования показывает, что на успешность образования влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование современных игр и пособий для логико – математического развития детей среднего дошкольного возраста»
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее образование, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных и одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач педагогики и психологии на современном этапе. Практика дошкольного образования показывает, что на успешность образования влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. (слайд 2)
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.
Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Дидактический набор "Логические блоки" состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции "не", "и", "или". В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.(слайд 4,5)
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5x5 см.), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые "рассказывают" о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.(слайд 6)
Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал - игрушки-персонажи, обручи, веревочки и пр.(слайд 7)
Игры и упражнения с логическими блоками можно предлагать детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Если дополнить их другими развивающими играми и игровыми заданиями, "насытить" новыми игровыми задачами, действиями, сюжетами, ролями и пр., то этим можно помочь детям преодолеть интеллектуальные трудности.(слайд 8- 11)
Педагогам дошкольных образовательных учреждений широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.
Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел - эти неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения.Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками), а также и самостоятельно. Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.(слайд 12)
С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений "больше-меньше", "больше-меньше на...", познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению такихпонятий, как "левее", "правее", "длиннее", "короче", "между", "каждый", "какой-нибудь", "быть одного и того же цвета", "быть не голубого цвета", "иметь одинаковую длину" и др. С помощью палочек Кюизенера можно еще в детском саду познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной "цветной алгеброй", готовящей к изучению школьной алгебры.
В работе с дошкольниками используется упрощенный вариант набора цветных палочек, содержащий 144 палочки.(слайд 13- 14)
Упражнения с палочками могут носить комплексный характер, позволяя решать одновременно несколько задач. Желательно в упражнении предусматривать перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление "поездов" одинаковой длины из двух, трех, четырех и т.д. "вагонов", измерение одной и той же палочкой-меркой разных палочек, одинаковых палочек разными мерками-палочками, измерение простой и составной меркой (соответственно одной, а затем двумя такими же палочками) и т.д.
Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе упражнений учитывается их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств. Игровые элементы в упражнения вводятся в форме игровой мотивации (построить лесенку для петушка, починить забор и так далее) для младших и средних детей и в виде соревнования (кто быстрее составит, сделает, положит, скажет) - для старших. (слайд 15-16)
Педагогическая технология развивающих игр Б.П. Никитина направлена на формирование у ребенка готовности к общественно-значимым и общественно-оцениваемым видам деятельности.
Цель: развитие воображения и символической функции сознания, позволяющей переносить свойства одних вещей на другие.
Задачи:
1. Ознакомить ребенка с различными способами получения и передачи
информации.
2. Развивать творческие способности, воображение детей.
Немаловажным в понимании и функционировании данной технологииявляется описание ее концептуальной части: руководящих идей, гипотез, принципов. (слайд 17)
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами»,термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом. (слайд 18-19)
Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» (Авторы: В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая)
Целевыми ориентациями технологии является формирование интеллектуально-игровой деятельности детей дошкольного возраста, направленной на решение проблемных и творческих задач, ее доминирующая цель - развитие интеллектуальных способностей дошкольников.
В основу технологии положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который достигается при решении проблемных и творческих задач.
Основная идея, заложена в основу игр - интерес - познание - творчество - становится максимально действенной, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.
Построенная по принципу полифункциональности и высокой вариативности, саморазвития и творчества, каждая игра позволяет ребенку задействовать психические процессы в зонах ближайшего развития, в рамках возрастной психофизиологии. (слайд 20-21)
Как показывает опыт применения технологии интенсивного развития
интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные
лабиринты игры», развивающие игры делают учение увлекательным, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной
игровой деятельности, организованной взрослым (в прямой или опосредованной форме). (слайд 22- 24)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Воспитание интереса к занятиям математикой. 2. Развитие логико - математических представлений: О геометрических фигурах О пространстве О величинах О времени О числах 3. Развитие логических способов познания: Обследование, сравнение Группировка Классификация Анализ и синтез Упорядочение Трансформация Экспериментирование Моделирование Задачи логико-математического развития:
В среднем возрасте продолжаем знакомить детей с логическими блоками Дьенеша: «Домино», «Раздели фигуры»; палочками Кюизенера: «Лесенки», «Рамки», «Коврики», играми Б. П. Никитина: «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Уникуб». Игры для среднего возраста:
Всё большее место в педагогической практике современного детского сада занимают логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход к ребёнку и его развитию. Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрических фигур.
БЛОКИ ДЬЕНЕША Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: 1. Ф ормой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные; 2. Ц ветом - красные, желтые, синие; 3. Р азмером -большие и маленькие; 4. Т олщиной -толстые и тонкие.
КАРТОЧКИ с условным обозначением свойств блоков (цвет, форма, размер, толщина) - толстый и тонкий блок - блок соответствующей формы Карточки с перечеркнутыми изображениями указывают на отрицание какого-либо свойства. - не круглый , - не толстый , - не большой и т.д . -синий, красный, желтый блок - большой и маленький блок -не синий,
Игра «Подбери фигуру» «Сортировка предметов по признакам»
Игра «Расселяем жильцов в домике»
Игра «Строим дорожку по схеме»
Для развития умения выявлять свойства, «читать схему» и закрепления навыков порядкового счёта рекомендуется использовать игру с блоками Дьенеша «Украсим ёлку бусами»
Для развития интеллектуальных способностей у детей прекрасно подходят игры, в которых ребёнок отгадывает загадку, ответ – портрет героя – выкладывает из блоков по схеме. Две росинки – чудеса! Полетели в небеса… Но моргнули, как глаза, Оказалась … (стрекоза)
Счетные палочки Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия (палочки одного цвета обозначают одинаковые числа) и порядка следования чисел: 1, 2, 3… В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения .
Комплект состоит из 116 пластмассовых палочек, 10 разных цветов и разной длины. Наименьшая палочка имеет длину 1 см., и является кубиком. Цифры от 1до 10, знаки действий, знаки отношений. В состав комплекта входят: белая - число 1 - 25 штук, розовая - число 2 - 20 штук, голубая – число 3 - 16 штук, красная – число 4 - 12 штук, жёлтая – число 5 - 10 штук, фиолетовая – число 6 - 9 штук, чёрная – число 7 - 8 штук, бордовая – число 8 - 7 штук, синяя – число 9 - 5 штук, оранжевая – число 10 - 4 штук
Этапы обучения в ДОУ На первом этапе (работа с детьми 2-4 лет) палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма. На втором этапе (работа с детьми 4-7 лет) палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий, количественного и порядкового счета, сравнение по длине и высоте, арифметических действий…
ИГРА «Лесенка»
ИГРА «Коврик»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР Б.П. НИКИТИНА Технология развивающих игр направлена на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и создает условия для опережающего развития способностей детей. Цель: развитие воображения и символической функции сознания, позволяющей переносить свойства одних вещей на другие. Задачи: 1. Ознакомить ребенка с различными способами получения и передачи информации. 2. Развивать творческие способности, воображение детей.
Игра Б. П. Никитина «Сложи узор»
Игры – головоломки: «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» Игры на развитие воображения «Дорисуй и назови предмет» Используются также:
ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ» В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая Целевыми ориентациями технологии является формирование интеллектуально-игровой деятельности детей дошкольного возраста, направленной на решение проблемных и творческих задач, ее доминирующая цель - развитие интеллектуальных способностей дошкольников.
Технология решает следующие задачи: - развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое. - развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности. - развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения). - гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал. - формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений. - построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.
По решаемым образовательным задачам все игры Воскобовича можно условно разделить на 3 группы: - игры, направленные на логико-математическое развитие. -игры с буквами, звуками, слогами и словами - универсальные игровые обучающие средства.
Геоконт
Квадрат Воскобовича
Нужно стараться не загромождать память ребенка, не давать «готовые» знания, а формировать поисковую деятельность детей, насыщая образовательную деятельность проблемными задачами, вопросами, ситуациями. Главное требование к организованной образовательной деятельности: как можно меньше показа способов действий, как можно больше поисковой деятельности. Ибо «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить» (А. Дистервег).
1. Михайлова З.А. Математика от трех до семи. – СПб: Детство – пресс, 2007. 2. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Физкультура и спорт, 1990. 3. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. – М.: Мозаика – синтез,2009. 4. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Акцидент, 1997. 5. Панова Е.Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – Воронеж, 2007. Используемая литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование как метод логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста.
В статье описываются этапы формирования навыков моделирования у детей дошкольного возраста. Представлены виды моделей, использующихся в дошкольном образовании. Приводятся примеры из практики МДОУ №21 ...
Мастер-класс: « Использование современных игр и пособий для логико - математического развития дошкольника в образовательном процессе»
Этот мастер класс является опытом моей работы по логико- математическому развитию дошкольников. С введением в практику работы ФГОС ДО педагогу предоставляется самостоятельный выбор парциал...
Логико-математическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: блоков Дьенеша палочек Кюизинера
Логико-математическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: блоков Дьенеша палочек Кюизинера...
Сообщение к педсовету "Использование проектной технологии в математическом развитие детей среднего дошкольного возраста"
quot;Использование проектной технологии в математическом развитие детей среднего дошкольного возраста"...
Методическая разработка "По логико-математическому развитию детей среднего дошкольного возраста"
Дидактический материал...
Конспект организованной образовательной деятельности по логико-математическому развитию детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Космическое путешествие»
Цель: Развитие мыслительных процессов с помощью математических средств.Задачи:Образовательные: Познакомить детей с основными особенностями палочек Кюизенера, отвечающих за монографический метод обучен...
Конспект организованной образовательной деятельности по логико-математическому развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Пиратский остров»
Цель: Создать условия для развития логического мышления детей, сообразительности, внимания.Задачи:Обучающая:способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргумен...