Самообразование на тему «Кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками»
материал (старшая группа)
Образовательная кинезиология, по другому ОК или Окей- система, позволяющая учиться любому новому делу, добывать и усваивать новые знания легко и радостно с помощью движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_2023-2024.doc | 323.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Чебурашка»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
2023-2024 уч.год
Воспитатель: Тасакова Т. Л.
«Кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками»
Мозг, хорошо устроенный,
стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
Мишель де Монтень
Введение
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) дошкольного образования ставит перед педагогами решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей. Обусловлено это ростом числа детей с различными хроническими заболеваниями, органическими нарушениями (проблемы в развитии речи, мышления, изменения качеств психики).
Ведь задача охраны и укрепления физического и психического здоровья ребенка, в том числе их эмоционального благополучия является самой главной и первоочередной в моей деятельности.
В ходе поисков я натолкнулась на термин КИНЕЗИОЛОГИЯ.
Это здоровьесберегающая технология, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. А двигательная активность должна составлять примерно 50% всего времени бодрствования ребенка. Известно: самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Цель здоровьесберегающих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Характерной чертой игровой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Игра – ведущая деятельность ребенка периода дошкольного детства, поэтому именно на основе игры я выстраиваю свою образовательную и воспитательскую работу с ребенком. Игра - универсальный способ привлечь к деятельности любого ребенка.
Ну вот, возможно и нашла, подумала я и погрузилась в историю этой технологии! Именно Образовательная кинезиология, по другому ОК или Окей- система, позволяющая учиться любому новому делу, добывать и усваивать новые знания легко и радостно с помощью движения. Это то, что нужно!
Мои поиски увенчались успехом, поверилось в то, что все сложности, которые испытывают мои воспитанники в образовательной деятельности, поможет преодолеть гимнастика для мозга, которая стала обязательной частью каждого дня нашей группы.
Началось все с изучения теоретического материла. Проанализировав источники, опыт работ коллег, приступила к практическому их использованию. Но так как основное требование кинезиологии – четкое, точное выполнение движений и приемов, я должна была сама освоить все упражнения, понять и осознать влияние этой технологии на себе. И только потом вводить в образовательный процесс своей группы.
То, что происходило с моим организмом, укрепило во мне уверенность, что я на верном пути. Ведь положительные результаты использования гимнастики мозга стали заметны мне практически сразу, но то, что они имеют эффект накапливания, вдохновило меня еще больше. И началась работа.
В младшей группе учили детей выполнять пальчиковые игры, добивались правильного положения рук и правильного выполнения. Использовала их как «отдыхалочки», во время гимнастики, при организации детей, в СОД, в режимных моментах во второй половине дня. Каждое занятие начинала с игрового или сюрпризного момента, что бы заинтересовать малыша, привлечь его внимание.
После того, как дети научились выполнять пальчиковые игры, стала вводить кинезиологические упражнения, состоящие из дву-трех положений рук. Детям младшего возраста они давались с трудом, и только в конце года у нас стало получаться соединять две –три положения руки.
Постепенно от занятия к занятию увеличивала сложность и длительность выполнения упражнений. С вводом новых, сначала отрабатываем технику движений, сначала в медленном темпе правой рукой (левши – левой), затем левой (левши – правой). И только после того, как будет освоена техника выполнения движения поочередно обеими руками, соединяем все упражнение. Детям, испытывающим трудности при воспроизведении упражнения, предлагаю сопровождать свои действия командами: РЕБРО - ЛАДОНЬ - КУЛАК.
Главное – делать все в системе, без пропусков, обязательно в доброжелательной обстановке и соблюдении длительности разучивания и выполнения каждого комплекса. Не пугаться того, что положительный эффект появиться не сразу и не одновременно у всех воспитанников, у кого – то он появится раньше, у кого-то чуть позднее. И это нормально, мы все с вами разные, у всех разная физиология, темперамент, характер и т.д, но то, что положительный эффект от выполнения упражнений будет, в этом я уже не сомневаюсь.
Убедившись, ….. стала подбирать методические и дидактические материалы для своих воспитанников: что то брала из сети интернет, что то приходилось разрабатывать и компоновать самой.
План самообразования.
Этапы | Сроки реализации | Формы работы | Формы отчетности |
1 этап Организационно -диагностический Теоретическое изучение проблемы | Август-сентябрь | Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования. Подбор материала по данной теме. Изучение научно-методической литературы, раскрывающей направления практического использования метода кинезиологии с детьми дошкольного возраста. Изучение опыта педагогов на интернет-сайтах. - Развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона; - Учебнометодическое пособие Сазонов «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» - Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. Пополнения предметно – развивающей среды дидактическим материалом и оборудованием для выполнения кинезиологических упражнений. - Васильева Л.Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. | План работы по самообразованию. Библиографический список литературы по теме самообразования Выявление и обоснование актуальности проблемы |
Методическая работа | Сентябрь – октябрь | - Анализ методической литературы. Выявление возможностей использования Кинезиологических комплексов в работе с детьми 5 – 6 лет. - Подбор материала для введения приемов кинезиологии в образовательную деятельность (в соответствии с возрастом детей). - Подбор материала по работе с родителями. | План работы по использованию системы кинезиологии в повседневном взаимодействии с детьми. План работы с родителями. |
Взаимодействие с родителями | Октябрь - ноябрь Декабрь - январь Февраль Март – апрель Май | - Организация родительского собрания «Эффективность использования Кинезиологических комплексов в работе с детьми дошкольного возраста» - Помощь родителей в создании и оснащении центра по кинезиологии. -День открытых дверей. Просмотр ООД с использованием элементов кинезиологии. - Консультация для родителей по теме самообразования. - Методические рекомендации по организации игр и упражнений с воспитанниками дома. - Мастер –класс «Путешествие в мир Кинезиологии» | Презентация «Кинезиология – это интересно и полезно!» Центр «Хочу всё знать!». Дидактические игры (самодельные). Фотовыставка «Наша Кинезиология» Оформленный стенд для родителей папками-передвижками: «Кинезиология в повседневной жизни», «Кинезиологические игры», «Что такое – кинезиология?». |
Работа с детьми | В течение учебного года | -Разработка системы работы с детьми -Отбор и апробация кинезиологических упражнений, методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста, определение содержания, методов, приемов работы с детьми; - Создание развивающей среды (планирование, накопление, систематизация материала); - Включение кинезиологических упражнений в непосредственно-образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников, - Разработка конспектов занятий |
Конспекты занятий. |
Самореализация | Октябрь – май Апрель - май | - Работа над созданием условий для систематической и эффективной работы по теме самообразования. - Систематизирован методический материал по теме самообразования. - Анализ работы по использованию технологии Образовательная кинезиология. Самоанализ проведенных мероприятий. - Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете. -Предоставление информации для воспитателей и родителей; -Формирование рекомендаций для воспитателей об особенностях практического использования метода кинезиологии с детьми дошкольного возраста;
| Оснащение РППС. Тематический план мероприятий. Оформление отчета, с представлением результатов деятельности. Публикация опыта работы в сети Интернет и СМИ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с ОВЗ.
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, КОТОРЫЕ УЛУЧШАЮТ РАБОТУ МОЗГА : ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, ИНТЕЛЛЕКТ И ДРУГИЕ ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ...
Кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками
Нам всем известно, что любые действия рук или ног сначала импульсами проходят через мозг. Это подтверждает всем известная рефлекторная дуга Павлова. Именно такую связь головного мозга и действий взяли...
Отчет по самообразованию: «Кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками»
Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Общество стремительно развивается, технический ...
Кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками с ОВЗ
В статье рассказывается о пользе кинезиологических упражнений в работе с дошколниками с ОВЗ...
Отчет по самообразованию. "Кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками".
Это здоровьесберегающая технология, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. А двигательная активность должна составлять...
Отчет по самообразованию. "Кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками".
Сложности, которые испытывали мои воспитанники в образовательной деятельности, помогла преодолеть гимнастика для мозга, которая стала обязательной частью каждого дня нашей группы....
План по самообразованию "Использование кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками".
Актуальность. Число дошкольников с проблемами в развитии, к сожалению, не имеет тенденции к снижению. Тяжелые нарушения речи могут привести к задержке развития психических п...