Самообразование на тему «Кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками»
материал (старшая группа)

Тасакова Татьяна Леонидовна

Образовательная кинезиология, по другому ОК или Окей- система, позволяющая учиться любому новому делу, добывать и усваивать новые знания легко и радостно с помощью движения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya_2023-2024.doc323.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Чебурашка»

 ПЛАН  САМООБРАЗОВАНИЯ

2023-2024 уч.год

Воспитатель: Тасакова Т. Л.

«Кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками»

Мозг, хорошо устроенный,

 стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

Мишель де Монтень

Введение

         

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) дошкольного образования ставит перед педагогами решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей. Обусловлено это ростом числа детей с различными хроническими заболеваниями, органическими нарушениями (проблемы в развитии речи, мышления, изменения качеств психики).

Ведь задача охраны и укрепления физического и психического здоровья ребенка, в том числе их эмоционального благополучия является самой главной и первоочередной в моей деятельности.

  В ходе поисков я натолкнулась на термин КИНЕЗИОЛОГИЯ.

   Это здоровьесберегающая технология, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. А двигательная активность должна составлять примерно 50% всего времени бодрствования ребенка. Известно: самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Цель здоровьесберегающих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. 

Характерной чертой игровой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Игра – ведущая деятельность ребенка периода дошкольного детства, поэтому именно на основе игры я выстраиваю свою образовательную и воспитательскую работу с ребенком. Игра - универсальный способ привлечь к деятельности любого ребенка.

   Ну вот, возможно и нашла, подумала я и погрузилась в историю этой технологии! Именно Образовательная кинезиология, по другому ОК или Окей- система, позволяющая учиться любому новому делу, добывать и усваивать новые знания легко и радостно с помощью движения. Это то, что нужно!

Мои поиски увенчались успехом, поверилось в то, что все сложности, которые испытывают мои воспитанники в образовательной деятельности, поможет преодолеть гимнастика для мозга, которая стала обязательной частью каждого дня нашей группы.

Началось все с изучения теоретического материла. Проанализировав источники, опыт работ коллег, приступила к практическому их использованию. Но так как основное требование кинезиологии – четкое, точное выполнение движений и приемов, я должна была сама освоить все упражнения, понять и осознать влияние этой технологии на себе. И только потом вводить в образовательный процесс своей группы.

То, что происходило с моим организмом, укрепило во мне уверенность, что я на верном пути. Ведь положительные результаты использования гимнастики мозга стали заметны мне практически сразу, но то, что они имеют эффект накапливания, вдохновило меня еще больше. И началась работа.

 В младшей группе учили детей выполнять пальчиковые игры, добивались правильного положения рук и правильного выполнения. Использовала их как «отдыхалочки», во время гимнастики, при организации детей, в СОД, в режимных моментах во второй половине дня. Каждое занятие начинала с игрового или сюрпризного момента, что бы заинтересовать малыша, привлечь его внимание.

После того, как дети научились выполнять пальчиковые игры, стала вводить кинезиологические упражнения, состоящие из дву-трех положений рук.  Детям младшего возраста они давались с трудом, и только в конце года у нас стало получаться соединять две –три положения руки.

Постепенно от занятия к занятию увеличивала сложность и длительность выполнения упражнений. С вводом новых, сначала отрабатываем технику движений, сначала в медленном темпе правой рукой (левши – левой), затем левой (левши – правой). И только после того, как будет освоена техника выполнения движения поочередно обеими руками, соединяем все упражнение. Детям, испытывающим трудности при воспроизведении упражнения, предлагаю сопровождать свои действия командами: РЕБРО - ЛАДОНЬ  - КУЛАК.

Главное – делать все в системе, без пропусков, обязательно в доброжелательной обстановке и соблюдении длительности разучивания и выполнения каждого комплекса. Не пугаться того, что положительный эффект появиться не сразу и не одновременно у всех воспитанников, у кого – то он появится раньше, у кого-то чуть позднее. И это нормально, мы все с вами разные, у всех разная физиология, темперамент, характер и т.д, но то, что положительный эффект от выполнения упражнений будет, в этом я уже не сомневаюсь.

    Убедившись, …..    стала подбирать методические и дидактические материалы для своих воспитанников: что  то брала из сети интернет, что то приходилось разрабатывать и компоновать самой.

План самообразования.

Этапы

Сроки реализации

Формы работы

Формы отчетности

1 этап Организационно -диагностический

Теоретическое изучение проблемы

Август-сентябрь

Выбор и определение темы самообразования   Планирование работы по теме самообразования.

Подбор материала по данной теме. Изучение научно-методической литературы, раскрывающей направления практического использования метода кинезиологии с детьми дошкольного возраста. Изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.

- Развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона;

 - Учебнометодическое пособие Сазонов «Кинезиологическая гимнастика против стрессов»

- Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников.

Пополнения предметно – развивающей среды дидактическим материалом и оборудованием для выполнения кинезиологических упражнений.

- Васильева Л.Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии.

План работы по самообразованию.

Библиографический список литературы по теме самообразования

Выявление и обоснование актуальности проблемы 

Методическая работа

Сентябрь – октябрь

- Анализ методической литературы. Выявление возможностей использования Кинезиологических комплексов в работе с детьми 5 – 6 лет.

- Подбор материала для введения приемов кинезиологии в образовательную деятельность (в соответствии с возрастом детей).

- Подбор материала по работе с родителями.

План работы по использованию системы кинезиологии  в повседневном взаимодействии с детьми.

План работы с родителями.

Взаимодействие с родителями

Октябрь - ноябрь

Декабрь - январь

Февраль

Март – апрель

Май

- Организация родительского собрания «Эффективность использования Кинезиологических  комплексов в работе с детьми дошкольного возраста»

- Помощь родителей в создании и оснащении центра по кинезиологии.

-День открытых дверей. Просмотр ООД с использованием элементов кинезиологии.

- Консультация  для родителей по теме самообразования.

- Методические рекомендации по организации игр и упражнений с воспитанниками дома.

- Мастер –класс «Путешествие в мир Кинезиологии»

Презентация «Кинезиология – это интересно и полезно!»

Центр «Хочу всё знать!».

Дидактические игры (самодельные).

Фотовыставка «Наша Кинезиология»

Оформленный стенд для родителей папками-передвижками: «Кинезиология в повседневной жизни», «Кинезиологические игры», «Что такое – кинезиология?».

Работа с детьми

В течение учебного года

-Разработка системы работы с детьми

-Отбор и апробация кинезиологических упражнений, методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста, определение содержания, методов, приемов работы с детьми;

- Создание развивающей среды (планирование, накопление, систематизация материала);

- Включение кинезиологических упражнений в непосредственно-образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников,

- Разработка конспектов занятий

  • Методическая копилка.  
  • Картотека «Кинезиологические игры», «Кинезиологические упражнения».

Конспекты занятий.

Самореализация

Октябрь – май

Апрель - май

- Работа над созданием условий для систематической и эффективной работы по теме самообразования.

- Систематизирован методический материал по теме самообразования.

- Анализ работы по использованию технологии Образовательная кинезиология. 

Самоанализ проведенных мероприятий.

- Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.

-Предоставление информации для воспитателей и родителей;

-Формирование рекомендаций для воспитателей об особенностях практического использования метода кинезиологии с детьми дошкольного возраста;

 

 

Оснащение РППС.

Тематический план мероприятий.

Оформление отчета, с представлением результатов деятельности.

Публикация опыта работы в сети Интернет и СМИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с ОВЗ.

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, КОТОРЫЕ УЛУЧШАЮТ РАБОТУ МОЗГА : ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, ИНТЕЛЛЕКТ И ДРУГИЕ ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ...

Кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками

Нам всем известно, что любые действия рук или ног сначала импульсами проходят через мозг. Это подтверждает всем известная рефлекторная дуга Павлова. Именно такую связь головного мозга и действий взяли...

Отчет по самообразованию: «Кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками»

Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Общество стремительно развивается, технический ...

Кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками с ОВЗ

В статье рассказывается о пользе кинезиологических упражнений в работе с дошколниками с ОВЗ...

Отчет по самообразованию. "Кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками".

 Это здоровьесберегающая технология, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. А двигательная активность должна составлять...

Отчет по самообразованию. "Кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками".

Сложности, которые испытывали мои воспитанники в образовательной деятельности, помогла преодолеть гимнастика для мозга, которая стала обязательной частью каждого дня нашей группы....

План по самообразованию "Использование кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками".

     Актуальность. Число дошкольников с проблемами в развитии, к сожалению, не имеет тенденции к снижению. Тяжелые нарушения речи могут привести к задержке развития психических п...