Отчет по самообразованию. "Кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками".
материал (старшая группа)

Тасакова Татьяна Леонидовна

Сложности, которые испытывали мои воспитанники в образовательной деятельности, помогла преодолеть гимнастика для мозга, которая стала обязательной частью каждого дня нашей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_samoobrazovaniyu_2023-2024_2.doc323.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Чебурашка»

 ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

2023-2024 уч.год

Воспитатель: Тасакова Т. Л.

«Кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками»

Мозг, хорошо устроенный,

 стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

Мишель де Монтень

Введение

         

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) дошкольного образования ставит перед педагогами решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей. Обусловлено это ростом числа детей с различными хроническими заболеваниями, органическими нарушениями (проблемы в развитии речи, мышления, изменения качеств психики).

Ведь задача охраны и укрепления физического и психического здоровья ребенка, в том числе их эмоционального благополучия является самой главной и первоочередной в моей деятельности.

  В ходе поисков я натолкнулась на термин КИНЕЗИОЛОГИЯ.

   Это здоровьесберегающая технология, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. А двигательная активность должна составлять примерно 50% всего времени бодрствования ребенка. Известно: самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Цель здоровьесберегающих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. 

Характерной чертой игровой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Игра – ведущая деятельность ребенка периода дошкольного детства, поэтому именно на основе игры я выстраиваю свою образовательную и воспитательскую работу с ребенком. Игра - универсальный способ привлечь к деятельности любого ребенка.

   Ну вот, возможно и нашла, подумала я и погрузилась в историю этой технологии! Именно Образовательная кинезиология, по другому ОК или Окей- система, позволяющая учиться любому новому делу, добывать и усваивать новые знания легко и радостно с помощью движения. Это то, что нужно!

Мои поиски увенчались успехом, поверилось в то, что все сложности, которые испытывают мои воспитанники в образовательной деятельности, поможет преодолеть гимнастика для мозга, которая стала обязательной частью каждого дня нашей группы.

Началось все с изучения теоретического материла. Проанализировав источники, опыт работ коллег, приступила к практическому их использованию. Но так как основное требование кинезиологии – четкое, точное выполнение движений и приемов, я должна была сама освоить все упражнения, понять и осознать влияние этой технологии на себе. И только потом вводить в образовательный процесс своей группы.

То, что происходило с моим организмом, укрепило во мне уверенность, что я на верном пути. Ведь положительные результаты использования гимнастики мозга стали заметны мне практически сразу, но то, что они имеют эффект накапливания, вдохновило меня еще больше. И началась работа.

 В младшей группе учили детей выполнять пальчиковые игры, добивались правильного положения рук и правильного выполнения. Использовала их как «отдыхалочки», во время гимнастики, при организации детей, в СОД, в режимных моментах во второй половине дня. Каждое занятие начинала с игрового или сюрпризного момента, что бы заинтересовать малыша, привлечь его внимание.

После того, как дети научились выполнять пальчиковые игры, стала вводить кинезиологические упражнения, состоящие из дву-трех положений рук.  Детям младшего возраста они давались с трудом, и только в конце года у нас стало получаться соединять две –три положения руки.

Постепенно от занятия к занятию увеличивала сложность и длительность выполнения упражнений. С вводом новых, сначала отрабатываем технику движений, сначала в медленном темпе правой рукой (левши – левой), затем левой (левши – правой). И только после того, как будет освоена техника выполнения движения поочередно обеими руками, соединяем все упражнение. Детям, испытывающим трудности при воспроизведении упражнения, предлагаю сопровождать свои действия командами: РЕБРО - ЛАДОНЬ  - КУЛАК.

Главное – делать все в системе, без пропусков, обязательно в доброжелательной обстановке и соблюдении длительности разучивания и выполнения каждого комплекса. Не пугаться того, что положительный эффект появиться не сразу и не одновременно у всех воспитанников, у кого – то он появится раньше, у кого-то чуть позднее. И это нормально, мы все с вами разные, у всех разная физиология, темперамент, характер и т.д, но то, что положительный эффект от выполнения упражнений будет, в этом я уже не сомневаюсь.

    Убедившись, …..    стала подбирать методические и дидактические материалы для своих воспитанников: что  то брала из сети интернет, что то приходилось разрабатывать и компоновать самой.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2023-2024 учебный год

Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

             Цель:

Знакомство с возможностями Окей- системы, применение и повышение качества образования через активное внедрение Образовательной кинезиологии в образовательный процесс. 

 Основная идея использования данной технологий в образовательном процессе  заключена в следующем:

*   Максимально развивать способности детей;

* Способствовать формированию любознательности, мотивации в достижении успеха, уверенности в своих силах и творческих возможностях

* Воспитывать самоконтроль и самостоятельность, бережное и заботливое отношение к своему здоровью, проявление инициативы в выполнении упражнений.

    Задачи самообразования:

1. Изучить методическую литературу по теме.

2. Наметить направления работы с детьми по использованию кинезиологических упражнений  в образовательном процессе

3.Обогатить среду дидактическим материалом и оборудованием.

4. Определить пути взаимодействия с родителями по использованию кинезиологических упражнений. 

2. Планирование работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.

3. Теоретическое изучение проблемы.

Подобран материала по данной теме. Изучена научно-методической литература, раскрывающей направления практического использования метода кинезиологии с детьми дошкольного возраста. Частично изучен опыта педагогов на интернет-сайтах.

  1. Развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона;

 2.   Учебнометодическое пособие Сазонов «Кинезиологическая гимнастика против стрессов»

  1. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников.
  2. Васильева Л.Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии.
  3. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с.;
  4. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. –  48 с.;
  5. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера,2002. – 48с.;
  6. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие.–М.: ВНИИФК, 1999.;
  7. Интернет-ресурсы. 

4. Практическая деятельность.

  • Разработан план работы с детьми

Прошел отбор и апробация кинезиологических упражнений,  методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста, определение содержания, методов, приемов работы с детьми  (Планирование  комплексов кинезиологических упражнений)

  •  С помощью родителей создана развивающая среда (дидактические игры, карточки – схемы.)
  •  Сформирована и оформлена методическая копилка. 
  • Картотека: «Кинезиологические игры», «Кинезиологические упражнения». Подобраны конспекты занятий.
  • Оформлен стенд для родителей папками-передвижками: «Кинезиология в повседневной жизни», «Кинезиологические игры», «Что такое – кинезиология?».
  • В течении года включала  комплексы кинезиологических упражнений в непосредственно-образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников,
  • Разработаны конспекты занятий
  • Для родителей проведен ряд мероприятий:

  • Проведен совместный с родителями мастер-класс «Путешествие в мир Кинезиологии».

  • Анализ работы по теме самообразования и самоанализ проведенных мероприятий.
  • Публикация опыта работы в сети Интернет и СМИ.
  • Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.

5. Подведение итогов самообразования.

     В результате работы по теме самообразования: 

 Проведя целенаправленную работу по развитию межполушарного взаимодействия с детьми, я могу сказать, что кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом.

Они не требуют какой-то определенной подготовки, как от педагога, так и от детей. На мой взгляд, видны следующие результаты:

• снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее;

• улучшились навыки самообслуживания;

• развивается устная речь;

• формируется логическое мышление;

• улучшаются коммуникативные навыки;

• улучшаются внимание, память, воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения в работе с дошкольниками с ОНР

В игре развивается интеллект, творческие способности, память, внимание, наблюдательность, воля, сообразительность. Главное, чтобы игра была интересной и посильной для ребёнка. Особенно живо игры...

«Игровые упражнения в работе с дошкольниками с ОНР»

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра способствует поддержанию интереса детей к занятиям, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию. Эффективность орга...

Консультация «Использование дыхательных упражнений в работе с дошкольниками».

Использование дыхательных упражнений в работе с дошкольниками....

Использование релаксационных упражнений в работе с дошкольниками

Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы...

Отчет по самообразованию: «Кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками»

Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Общество стремительно развивается, технический ...

Отчет о самообразовании "Кинезиологические упражнения в работе с детьми с ОВЗ"

В отчете представленя проведенная работа при изучении темы самообразования...

Отчет по самообразованию. "Кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками".

 Это здоровьесберегающая технология, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. А двигательная активность должна составлять...