Дидактические игры для детей 5-6 лет. 2022г
картотека (старшая группа)

Абкарова Татьяна Рафаэловна

Картотека дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.i.raspechatat.docx51.14 КБ

Предварительный просмотр:

 Дидактические игры.

5-6 лет

(старшая группа)

Игра «Шофер идет в гараж»

Чему учится ребенок: формировать единственное и множественное число имен существительных (мужского, женского, среднего рода).

Оснащение: игрушечные машины или предметные картинки с их изображением.

Ход игры: поставьте в ряд игрушки (или разложите предметные картинки): легковая машина, грузовая машина, автобус, троллейбус, трактор. Предложите ребенку ответить на ваши вопросы.

Как называется человек, который водит автобус, троллейбус, легковой автомобиль? (Водитель или шофер.)

Как называется место, где стоят машины? (Гараж.)

Назови автомобили, стоящие около гаража. (Автобус, легковая машина, грузовая машина.)

Создайте игровую ситуацию—расставьте игрушки или разложите картинки в соответствии с описанием игры. Попросите ребенка: «Рассмотри автомобили, стоящие в гараже справа. Скажи, как можно назвать их одним словом. (Автобусы.) Назови автомобили, стоящие слева. (Грузовые автомобили.)»

Предложите поиграть в игру «Один — много». Попросите ребенка образовывать множественное число по образцу.

Если одно, то колесо, а если много, то ...(колеса).

Если один, то троллейбус, а если много, то ... (троллейбусы).

Если один, то трактор, если много, то... (тракторы).

Если один, то шофер, а если много, то ... (шоферы).

Игра «Найди, угадай, назови»

Чему учится ребенок: дифференцировать имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.

Ход игры: предложите ребенку найти картинку, на которой изображен мужчина-врач. Попросите подобрать к ней парную картинку — на которой изображена женщина-врач. Спросите у ребенка: «Кто изображен на второй картинке?» (Женщина-врач.) «Подумай и скажи, как можно назвать женщину-врача одним словом» (Она.) «Кто изображен на первой картинке? (Мужчина-врач). «Как можно назвать врача-мужчину одним словом? (Он.)» С предложенным лексическим материалом проведите игру по аналогии.

Лексический материал

Мужчина-повар. Женщина-повар.

Мужчина-водитель. Женщина-водитель.

Игра «В кабине, в кузове»

Чему учится ребенок: формировать окончания имен существительных в винительном падеже.

Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 14).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинку. Попросите назвать недостающие детали грузовой машины. Задайте вопросы: «Чего нет у грузовой машины?» (Дверцы, борта.) «Как открывается дверь кабины? Кто сидит в кабине?» (Водитель сидит в кабине.) «Как называется человек, который едет с водителем в машине?» (Пассажир.) «Где сидит пассажир?» (Пассажир сидит в кабине около водителя.) Вырежьте в нижней части листа дверцу от кабины грузовой машины и боковой борт. Приклейте их к нарисованной грузовой машине таким образом, чтобы можно было их отогнуть.

Если у ребенка есть набор «Лего», предложите ему сконструировать грузовой автомобиль. Попросите посадить в кабину пассажира и водителя. Спросите, кто и где сидит в кабине автомобиля? Игру с кузовом проведите по аналогии. (В кузове лежит песок, кирпичи.) Вы можете вместе с ребенком нарисовать любой груз для изображенного на рисунке грузовика.

Игра «Кто, что, для кого?»

Чему учится ребенок: закреплять в речи формы имен существительных в творительном падеже.

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть изображенных людей. Попросите его определить и назвать их профессии. Затем спросите, что изображено на предметных картинках в нижней части листа. Наклейте стикеры с липким слоем над изображенными людьми разных профессий. Показывайте поочередно на пианино, кастрюлю и шапочку врача и спрашивайте: «Кому этот предмет нужен для работы?»

Задайте вопросы.

Чем повар режет овощи? (Ножом.)

Чем врач делает уколы? (Шприцем.)

На чем играет музыкант? (На музыкальных инструментах.)

Попросите ребенка назвать профессию человека, которому для работы нужен нож и кастрюля. (Повару.) Спросите: «Кому для работы нужен шприц?» (Врачу.) «Кому для работы нужно пианино?» (Музыкальному руководителю.) «Кто работает с детьми?» (Воспитатель.)

Игра «Грустный, веселый, сердитый»

Чему учится ребенок: понимать и различать категории рода имен прилагательных, обозначающих эмоциональные состояния людей; согласовывать имена прилагательные в роде и числе.

Ход игры: подготовьтесь к игре заранее: вырежьте в нижней части листа вуаль, маску, шарф. Приклейте их справа от каждого героя. Покажите ребенку картинки. Предложите внимательно их рассмотреть.

Попросите назвать профессии изображенных на картинке людей. Поиграйте в игру «Я начну, а ты продолжи».

Попросите ребенка рассмотреть выражение лица каждого гостя и назвать его эмоциональное состояние. Начните фразу и предложите ребенку ее продолжить, вспомнив выражение лица человека данной профессии.

Музыкальный руководитель ... веселый. Попросите проверить правильность ответа, поднять приклеенную на шляпке вуаль. Врач ... сердитый. Попросите проверить правильность ответа, приподняв приклеенную маску. Воспитатель ... огорченный. Предложите так же проверить правильность своего ответа, приподняв шарф, закрывающий лицо на прогулке. Предложите ребенку рассмотреть в нижней части листа схематично изображенные лица. Попросите его выбрать то эмоциональное состояние, в котором находится ребенок в данный момент, и рассказать вам об этом. Например: «Я сегодня грустный». Расскажите о том, в каком эмоциональном состоянии находитесь сегодня вы: «Я сегодня веселая».

                                 Игра «Повар готовит обед»

Чему учится ребенок: пополняет словарный запас за счет имен существительных, обозначающих названия профессий; согласовывать имена числительные «два», «пять» с именами существительными.

Оснащение: натуральные овощи.

Ход игры: предложите ребенку вспомнить, как называется профессия человека, который готовит вкусные обеды. (Повар.) Расскажите, что повар решил приготовить овощной салат. Для этого он взял... Разложите овощи на столе. Предложите ребенку рассмотреть выложенные перед ним овощи. Попросите его сосчитать их. Затем попросите рассказать, сколько картошек, морковок, огурцов, помидоров и луковиц взял повар для приготовления овощного салата. Накройте овощи красивой салфеткой.

Две картошки, пять морковок, два огурца, пять помидоров, две луковицы, много зеленого горошка.

Попросите ребенка нарисовать рецепт салата. (Последовательность, в которой повар будет складывать в салатницу нарезанные на мелкие кусочки овощи.) Поднимите салфетку и еще раз попросите ребенка перечислить количество овощей, которые он положил в овощной салат.

                                          Игра «Хвастуны»

Чему учится ребенок: образовывать сравнительную степень имен прилагательных.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку послушать небольшой рассказ: «Жили-были два мальчика. Жили они оба на одной улице, в одном доме. Ходили они в один детский сад. Но один мальчик был старше второго на один год, поэтому ходили они в разные группы. Да и воспитатели у них тоже были разные, а любили они их одинаково—очень сильно. Сидят мальчики на скамейке и спорят».

Предложите ребенку закончить начатую вами фразу: «„Моя воспитательница красивая".— „А моя еще ... красивее".— „Моя воспитательница добрая".— „А моя еще ... добрее".— „Моя воспитательница милая".— „А моя еще ... милей".— „Моя высокая".— „А моя еще ... выше".

Долго спорили ребята, а к общему мнению так и не пришли. А мне кажется, что все, кто работает с детьми, добрые, красивые и милые!»

                                   Игра «Закончи предложение»

Чему учится ребенок: согласовывать глаголы прошедшего времени с местоимениями 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку внимательно послушать начатую вами фразу и продолжить ее.

Он лечил. Она...лечила. Они...лечили.

Он варил. Она... варила. Они... варили.

Он воспитывал. Она ...воспитывала. Они ...воспитывали.

Он тормозил. Она... тормозила. Они... тормозили.

Он выгрузил. Она... выгрузила. Они... выгрузили.

Он пел. Она...пела. Они...пели.

Усложнение: используйте в игре глаголы, характерные для разных профессий.

                          Игра «Продавец обувного магазина»

Чему учится ребенок: формировать категории множественного числа родительного

падежа.

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Задайте вопросы.

В каком магазине работает продавец? (В обувном.)

Почему ты так решил? (Потому, что на полках стоит много обуви.)

Попросите ребенка: «Рассмотри картинку и скажи, что держит в руке продавец». (Один

сапог.)

«Найди сапоги на второй полке. Скажи, что стоит на второй полке?» (Две пары сапог.) «Найди и покажи на второй полке высокие сапоги. Скажи, сколько пар высоких сапог

стоит на второй полке?» (Одна пара.)

«Сколько пар женских сапог стоит на второй полке?» (Две пары.) Спросите ребенка, сколько туфель стоит на верхней полке. (Много туфель.) «Сколько пар из них женских? (Семь пар.) А сколько мужских?» (Ни одной.) «Как называется человек, продающий обувь?» (Продавец обувного отдела.) «Как называется человек, покупающий обувь в обувном магазине?» (Покупатель.)

                                         Игра «Что кому»

  Чему учится ребенок: понимать и использовать в речи обобщающее слово «профессия»; расширяет словарный запас за счет имен существительных, обозначающих названия транспортных профессий (водитель, летчик, машинист) и творческих (композитор, писатель, художник).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть на картинке разные виды транспорта (грузовую машину, легковую машину, самолет, поезд). Предложите ребенку рассмотреть изображенных людей. Попросите его рассказать, как называется профессия каждого человека. Попросите ребенка соединить цветным карандашом человека определенной профессии с тем видом транспорта, на котором он работает.

Летчик летает на самолете.

Машинист водит паровоз.

Водитель водит легковую, грузовую машину.

Предложите ребенку послушать рифмовку:

Летчик рукой прижимает штурвал, Водитель справляется ловко с рулем, А машинист как ведет паровоз? Он рычаги нажимает, В дальний путь паровоз отправляет!

Игра «Без чего!»

Чему учится ребенок: закреплять в речи формы родительного падежа имен существительных.

Оснащение: цветные карандаши или фломастеры.

Ход игры: расскажите ребенку, что прежде чем отправиться в дальний путь, необходимо проверить техническое состояние транспорта. Предложите ребенку посмотреть внимательно и сказать, что неисправно у паровоза, легковой машины, самолета, вертолета.

Чего нет у паровоза? (Трубы.)

Чего нет у легковой машины? (Дверцы.)

Чего нет у самолета? (Крыла.)

Чего нет у вертолета? (Лопастей.)

Чего нет у парохода? (Кормы.)

Предложите ребенку найти в нижней части листа недостающие детали. Попросите соединить их цветными карандашами с теми видами транспорта, которые их «потеряли». Назовите профессии людей, которые чинят транспорт.

Паровоз чинит... (ремонтник).

Корабль чинит... (судоремонтник).

Легковую машину чинит... (автослесарь).

Самолет и вертолет чинит... (механик).

             Игра «Все профессии нужны, все профессии важны»

Чему учится ребенок: закреплять в речи форму дательного падежа имен существительных, обозначающих предметы, характерные для определенных профессий.

Оснащение: цветные карандаши или фломастеры.

Ход игры: предложите ребенку рассказать, людей каких профессий он видит справа (продавец, крановщик), слева (каменщик, плотник, кассир). Попросите ребенка назвать предметы, находящиеся в нижней части листа. Попросите его определить и сказать, кому какой предмет необходим для работы. Например: Каменщику нужен мастерок.

Плотнику нужен ... (рубанок).

Крановщику нужен ... (подъемный кран).

Продавцу нужны ... (весы).

Кассиру нужна ... (касса).

Предложите ребенку закончить начатую вами фразу. Попросите его соединить предмет с человеком, которому этот предмет необходим для работы.

Игра «Чем лечат!»

Чему учится ребенок: закреплять в речи формы имен существительных в творительном падеже.

Ход игры: предложите ребенку поиграть в «доктора». Прочтите стихотворение:

Под землей копая ход, Как-то лапу ранил крот. Дятла просит: «Помоги! Вдруг останусь без ноги?» — Лапу вылечить несложно, Вот совет мой от души: К свежей ране осторожно Подорожник приложи.

Задайте ребенку вопросы по тексту.

Чем лечил дятел кроту лапу? (Подорожником.)

Предложите ребенку взять на себя роль врача, а на себя возьмите роль больного. Врач принимает больных с разными болезнями и советует, как лечиться. Например:

Больной: У меня болит палец. Я его порезал.

Врач: Промойте рану ... перекисью водорода. Смажьте ... зеленкой (йодом). Перевяжите ... бинтом.

Больной: У меня болит горло.

Врач; Завяжите горло теплым ... шарфом. Полощите ... лечебным раствором.

Усложнение: придумайте другие игровые ситуации.

                                          Игра «Отгадай загадку»

Чему учится ребенок: развивает смекалку, абстрактное мышление; закреплять в речи форму имен существительных в предложном падеже.

Ход игры: предложите ребенку внимательно прослушать текст загадки. Попросите его рассказать, о чем она. Предложите назвать отгадку и рассказать, как он догадался.

Кто в дни болезней всех полезней, И лечит нас от всех болезней?

(Доктор)

Ходит он по этажам, Вести в дом приносит нам, Телеграммы, письма, бланки, Сумка у него на лямке... Угадай, кто же он? Ну, конечно...

(Почтальон.)

Очень сложная работа — Всех доставить на работу. Чтоб никто не опоздал, Чтобы день прекрасным стал.

(Шофер.)

Кто в самолете всех главней, Кто мчится выше туч, И пассажиров вмиг доставит Туда, где их сегодня ждут?

(Летчик)

Кто в магазине день-деньской Продает продукты — овощи и фрукты?

(Продавец) Усложнение: подберите другие загадки о профессиях

                                  Игра «Что мы умеем!»

Чему учится ребенок: образовывать новые слова из словосочетаний.

Ход игры: повторите с ребенком названия профессий. Начните фразу, предложите ребенку продолжить начатую вами фразу.

Летает на самолете ... (летчик).

Водит паровоз ... (машинист).

Водит машину ... (водитель, шофер).

Предложите ребенку вспомнить и назвать характерные для каждой профессии действия. Начните фразу. Предложите ребенку ее закончить. Если ребенок затрудняется, задайте вопрос (что делает?).

Водитель нажимает на тормоз—он ... (что делает?) тормозит.

Водитель крутит руль —он ... (что делает?) рулит.

Летчик отправляется в путешествие—он ... (что делает?) путешествует.

Игра «Идем в магазин»

Чему учится ребенок: образовывать имена прилагательные от существительных.

Ход игры: предложите ребенку послушать рифмовку:

Очень рад продавец! Много днем работы!

Он игрушки продает, Веселится весь народ! Грузовик заводной, Пес пушистый, смешной! Неваляшки — пестрые рубашки! Счастлив малый народ! Каждый что-то унесет!

Предложите ребенку вспомнить, как называются магазины, в которые он ходит с родителями покупать игрушки. Вспомните вместе с ним, что магазины бывают разные. Предложите поиграть — назвать их. Начните фразу, предложите ребенку ее закончить: «Магазин, в котором продаются овощи,—... овощной магазин».

Лексический материал

Магазин, в котором продают молочные продукты,—... молочный магазин.

Магазин, в котором продают книги,—... книжный магазин.

Магазин, в котором продают игрушки,—... игрушечный магазин.

Игра «Вязальщица»

Чему учится ребенок: образовывать имена прилагательные от существительных.

Ход игры: вспомните вместе с ребенком, как называется человек, который вяжет разные предметы одежды (вязальщица). Объясните, что вы будете называть материал, из которого вы будете вязать, в ребенок расскажет, что из него он будет вязать. Например: «Свитер из шерсти (какой?) — шерстяной свитер».

Лексический материал

Носки их пуха (какие?) — пуховые носки.

Кофта из льна (какая?) — льняная кофта.

Шарф из шелка (какой?) — шелковый шарф.

                                 Игра «Послушай, найди, покажи»

Чему учится ребенок: образовывать слова с помощью приставок.

Ход игры: покажите ребенку картинки. Попросите его показывать вам ту картинку, которая соответствует произнесенному вами предложению. Например: «Покупатель входит в магазин. Покупатель выходит из магазина».

Лексический материал

Продавец подходит к витрине. Продавец отходит от витрины.

Продавец складывает игрушки (в коробку). Продавец выкладывает игрушки (на прилавок).

Кассир отдает чек. Кассир передает чек.

                                                 Игра «Много»

Чему учится ребенок: употреблять в речи имена существительные в единственном и множественном числе.

Ход игры: рассмотрите картинки вместе с ребенком. Попросите его называть профессии изображенных людей и показывать их на картинках. Например: «Вот врачи, а это—врач». Если ребенок затрудняется, покажите и назовите профессию в единственном числе, а ребенок образует множественное.

Лексический материал

Врач—врачи, пожарный — пожарные, капитан — капитаны, почтальон—почтальоны, маляр — маляры, балерина—балерины, художник — художники, шофер — шоферы, летчик—летчики, строитель—строители.

                                             Игра «Кондитер»

Чему учится ребенок: закреплять в речи формы имен существительных в винительном падеже.

Оснащение: натуральные или вылепленные из пластилина или изображенные на предметных картинках торт, пирожное, хлеб, печенье, пряники, вафли.

Ход игры: прочтите ребенку стихотворение Э. Мошковской «Кондитер»:

Поглядите,

Вот — кондитер

Испечет он,

Что хотите!

Он, наверно, чей-то папа,

Он, наверно, чей-то дядя,

Он, наверно, чей-то брат...

Этот брат,

Наверно, рад!!!

Попросите ребенка: «Посмотри внимательно на картинки. Скажи, что испек кондитер». (Торт, пирожное, печенье, пряники, вафли, хлеб.) «Зачеркни тот продукт, который испек хлебопек».

                                                       Игра «Загадки»

Чему учится ребенок: развивает смекалку, абстрактное мышление; закреплять в речи форму имен существительных в предложном падеже.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку внимательно послушать текст загадки. Попросите его подумать и назвать отгадку. Попросите его объяснить, почему он так решил.

Вот на краешке с опаской Он железо красит краской. У него в руках ведро, Сам расписан он пестро.

(Маляр)

...Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой пять на медной бляшке, В синей форменной фуражке? Это он, это он, Ленинградский...

(Почтальон)

Кто плывет на пароходе?

Кто на мостике стоит

И в бинокль в даль глядит?

(Капитан)

В синем небе он летит И на землю не глядит. Нас доставит быстро он Отдыхать в любой район.

(Летчик)

Игра «Самое-самое»

Чему учится ребенок: образовывать сравнительную степень имен прилагательных в различных падежах.

Ход игры: предложите ребенку закончить начатую вами фразу. Например: «Кондитер испек не просто вкусный торт, а (какой?)... вкуснейший торт».

Лексический материал

Почтальон принес не просто красивый журнал, а (какой?)... красивейший журнал.

Врач лечил не просто хитрого мальчика, а (какого?)... хитрейшего мальчика.

Летчик летел не просто на быстром самолете, а (на каком?)... на быстрейшем самолете.

Усложнение: придумайте свой лексический материал.

                     Игра «Кто больше скажет о профессии» 

Чему учится ребенок: соотносить действия людей с их профессией; образовывать соответствующие глаголы.

Ход игры: повторите вместе с ребенком значение слова «профессия». Расскажите ему, что каждый взрослый выполняет на своей работе определенные действия, характерные для его профессии. Объясните ребенку правила игры: «Я буду рассказывать о действиях человека, а ты назови его профессию». Например: «Как называется человек, который учит детей?» (Учитель.)

«Как называется человек, который ухаживает за полем?» (Землепашец.)

«Как называется человек, который выращивает хлеб?» (Хлебороб.)

«Как называется человек, который выращивает лес?» (Лесник.) «Как называется человек, который печет кондитерские изделия?» (Кондитер.) «Как называется человек, который строит дома?» (Строитель.) Усложнение: придумайте свой лексический материал.

                                         Игра «Подбери слово»

Чему учится ребенок: образовывать имена существительные из двух слов.

Ход игры: предложите ребенку составить сложные слова из двух предложенных слов.

Лексический материал

Пашет землю — землепашец.

Выращивает лес—лесовод.

Выращивает сад—садовод.

Копает землю — землекоп.

Рубит лес—лесоруб.

Прочтите стихотворение:

Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют.

Задайте вопросы.

Как называют человека, который выращивает хлеб? (Хлебороб.) Как называют человека, который печет хлеб? (Хлебопек.)

Усложнение: придумайте свой лексический материал.

Игра «Я — летчик»

Чему учится ребенок: образовывать новые слова при помощи приставок..

Ход игры: предложите ребенку послушать рифмовку:

Я летчик, лечу высоко

Взлетаю в синие дали,

Пролетаю над городом сонным,

Подлетаю к взлетной полосе,

И меня увидят все!

Из дома я улетаю,

И опять домой прилетаю!

Голосом подчеркивайте выделенные слова. Попросите его объяснить значение выделенных в тексте слов.

Игра «Многозначность слов»

Чему учится ребенок: понимать многозначность слов.

Ход игры: расскажите ребенку о том, что многие слова могут употребляться в разных ситуациях и обозначать разные предметы. Прочтите рифмовки. Предложите ребенку найти на картинке и показать соответствующий предмет.

Они обычно для шитья, И у ежа их видел я. Бывают на сосне, на елке. А называются... иголки.

Груз поднимают краны на стройке, Кран для воды починил нам сосед. Так починил, что воды дома нет.

Улетает время безвозвратно, Улетают дни, недели, годы, Улетает птица в небо высоко, Улетает камень в пропасть глубоко.

Игра «Мы такие разные»

Чему учится ребенок: подбирать антонимы.

Ход игры: покажите ребенку картинки с изображенными на них мальчиками. Объясните, что один из этих мальчиков — строитель, а второй—разрушитель. Спросите ребенка, кем он хочет быть в игре. На себя возьмите оставшуюся роль. Укажите на любую картинку. Назовите изображенное на ней действие. Предложите ребенку найти картинку с противоположным действием и назвать его.

Лексический материал

Созидатель—разрушитель.

Добрый—злой.

Храбрый—трусливый.

Большой—маленький.

Строить—ломать.

Смеяться — плакать.

Стоять — бежать.

Старый—новый.

Горячо—холодно,

Усложнение: придумайте свой лексический материал.

Игра «Как сказать иначе!»

Чему учится ребенок: употреблять в речи причастия.

Ход игры: попросите ребенка составить по предложенному вами образцу словосочетание. Если ребенок затрудняется выполнить задание, можно задавать ему вопросы какой? какай? какое? Например: «Летчик летит в самолете.— Какой летчик?— Летчик, летящий в самолете».

Лексический материал

Капитан плывет на пароходе.—Какой капитан?—Капитан, плывущий на пароходе.

Лесоруб рубит лес.— Какой лесоруб?— Лесоруб, рубящий лес.

Усложнение: увеличьте количество лексического материала.

дидактические игры по теме: «профессии людей».

(Для формирования у детей интереса к людям разных профессий)

 Цель изучения темы: продолжать расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться.


                                     “Кто чем занимается”.


Цель. Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.
Ход игры. Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду), врач… (лечит людей), учитель… (учит детей), строитель… (строит дома), художник… (рисует картины), пианист…(играет на пианино), писатель…(пишет книги), портниха…(шьет одежду), прачка…(стирает одежду), уборщица…(моет полы), продавец…(продает товар), фотограф…(фотографирует людей), воспитательница…(воспитывает детей), машинист…(ведет поезд), контролер…(проверяет билеты) и т.д.


                               “Кто больше знает профессий”


Цель. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.).
Ход игры.
Воспитатель. Я работаю в школе учителем. Это моя профессия. Я учу писать, читать, считать, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю вам стихотворения, рассказы, ... Это моя профессия — учить вас. А какая профессия у …? Она нам готовит обед. Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Ответы.) Каждый взрослый человек обязательно учится какой-либо профессии. Овладев ею, поступает на работу и выполняет определенные действия. Что делает повар? (Дети: Повар варит, печет, жарит, чистит овощи.) Что делает врач? (Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.) Что делает портной? (Кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.)
Педагог называет и другие профессии — строителя, учителя, пастуха, сапожника, а дети называют действия.

                                              “Профессии” 

Цель. Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими.
Ход игры. Вы задаете ребенку вопрос: " Что делает…..?" и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать профессии, из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях. Интересно получается, если спросить подряд "Что делает врач?", "Что делает ветеринар?" (разобрать разницу), а затем так же "учитель" и "ученый". От детей иногда слышишь интересные версии.


                            “Подскажи словечко”. (“Добавлялки”).

Цель. Развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму.
Ход игры. Дети подсказывают слова, заканчивают стихотворение.
 В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож).
Инструмент любой у места – и рубанок, и … (стамеска)..
С огнем бороться мы должны.
Мы смелые работники.
C водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? – … (пожарники).
Я бы летчиком-пилотом
Непременно стать хотел,
Я тогда на самолете
До Москвы бы … (Долетел).
В небо синее пилот поднимает… (самолет)..
Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок).
Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом:
Вместо кисти он принес механический… (насос).
Чтоб не мокли люди под дождем
Кровельщик железом покрывает… (дом).
Летят опилки белые, летят из-под пилы:
Это плотник делает рамы и… (полы).
Каждый день газету в дом нам приносит... (почтальон).
На глазах у детворы крышу красят... (маляры).
Кукол я лечу с утра. Я сегодня... (медсестра).
Красить комнаты пора. Пригласили... (маляра).
Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц... (дрессировать).
Южных рыбок нам привёз, юнга будущий... (матрос).

                        «Кому без них не обойтись»

Цель: закреплять знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Ход игры: педагог показывает детям предмет, а дети называют профессию человека, которому он необходим. Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий.

                                «Что сначала, что потом?»

Цель: закреплять знания детей о последовательности трудовых действий.

Ход игры: педагог просит научить куклу пылесосить. Спрашивает, что нужно сделать сначала, что потом (включить в розетку, потом нажать кнопку, пропылесосить, нажать кнопку выключателя, вытащить вилку из розетки). Предложить детям и другие трудовые процессы.

                               «Что хочет делать Маша?»

Цель: уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Ход игры: педагог обращается к детям от имени куклы Маши:

- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.

Подставляет кукле называемые ею предметы.

- Как вы думаете, что она будет делать? (стирать). Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль, пшено. Что она собирается делать? (кукла хочет варить кашу). Как называется каша? (пшенная).

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы, для старших детей воспитатель использует картинки с изображением предметов или просто перечисляет эти предметы без показа иллюстраций.

                                     «Кому это нужно»

Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Ход игры: педагог показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью (это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот).

                             «Угадай, что я делаю?»

Цель: расширить представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры: педагог и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:

Что ты делаешь - не знаем,

Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует действия не только движениями, но передавая звуками (чистит пылесосом пол, пилит, едет на машине, стирает, варит еду). Дети угадывают действия.

                       «Кому, что надо для работы?»

Цель: учить детей использовать в речи существительные ед. ч. дат. падежа (нож, доска, кастрюля, половник - нужны повару и др).

                 «Назови предмет, которого не хватает»

Цель: учить детей подбирать предметы по аналогии.

Дворнику - лопата, продавцу - касса, врачу - фонендоскоп, повару – кастрюля, … .

                                  «Кто что делает?»

Цель: учить детей подбирать как можно больше глаголов к названию профессии.

Врач что делает? Повар что делает? Дворник что делает? Парикмахер что делает?

                                «Угадай профессию по описанию»

Цель: учить детей находить соответствующие понятия (повар - готовит; врачу - лекарство, белый халат, градусник).

                                          «Кто какой, какая?»

Цель: расширять словарный запас детей, учить подбирать слова определения к разным видам профессий.

Водитель какой? - внимательный, сильный, сосредоточенный.

Повар какой? - ловкий, аккуратный, внимательный.

                            «Исправь ошибки в предложениях»

Цель: упражнять детей в употреблении предложений со значением противопоставления.

Врач готовит для ребят вкусный обед. Повар готовит вкусный обед, а врач лечит людей.

                               «Я начну, а ты продолжи»

Цель: упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений.

Врач лечит людей, чтобы ... .

Строитель строит дома, чтобы ... .

Парикмахер подстригает людей, чтобы ... .

                          «Маленький - большой»

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Лопата - лопатка, ведро – ведерко, … .

                      «Что из чего получается»

Цель: упражнять детей в образовании слов по аналогии.

Сок из моркови - морковный; варенье из яблок – яблочное; … .

                           «Назови, что лишние»

Цель: учить группировать предметы по определенному признаку и выделять лишний предмет.

Грабли, лопата, тележка, половник - …? Половник лишний, потому что грабли, лопата и тележка нужны дворнику, а половник не нужен ему для работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для детей 4-7 лет "Профессии" с приложенным дидактическим материалом

Цель: знакомить детей с особенностями разных профессийЗадачи:1) Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и сверстников;2) Расширять представления детей об особенностях профессий3) Продолжат...

«Лучшая научно-исследовательская или дидактическая игра». Дидактическая игра для детей раннего возраста «Нарядим ёлочку».

Дидактическая игра:-обеспечивает накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и ...

Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС

Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...

Дидактическая игра для детей дошкольников старшей -подготовительной группы. Православные праздники Дидактическая игра «Православные праздники» для детей 5-7 лет

Цель: приобщение детей к истокам и традициям православной культуры через знакомство с церковными праздниками.Задачи:• вызвать интерес к истории и традициям православных праздников;• фор...

Музыкально-дидактические игры для детей старшего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми подготовительной группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)

Перечень музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста (подготовительной группы).ФПАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ   1. Узнай песню по двум звукам 2.Бубенчики 3.Музы...

Музыкально-дидактические игры для детей среднего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми средней группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)

Перечень музыкально-дидактических игр для детей среднего возраста (средней группы). Фрагменты занятий   1. Птица и птенчики 2.Качели 3.Эхо 4.Курицы...

Музыкально-дидактические игры для детей старшего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми старшей группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)

Перечень музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста (старшей группы)ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ   1. Труба 2.Кто скорее уложит спать кукол 3.Весёлые гармошк...