Проект Тема: «В природе столько красоты!»
проект (средняя группа)

Дьячкова Светлана Владимировна

Природа-это самая лучшая из книг, написанная на особом языке.

(Н. Г. Гарин-Михайловский)

Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, Своей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx314.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №51»

Методическое пособие

Проект

Тема: «В природе столько красоты!»

Художественно- эстетическое развитие

                             

                                                                                                            Составители:

                                                                                   Дьячкова С.В., воспитатель

                                                                     Черданцева А.А., учитель – логопед

                                                                                 Шабалина И.Ю., воспитатель  

                                                           Ленинск-Кузнецкий ГО 2023

                                            Актуальность проекта.

Природа-это самая лучшая из книг, написанная на особом языке.

(Н. Г. Гарин-Михайловский)

Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, Своей Родины.

 Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.

Необходимо специально подчеркнуть: экологические знания, включенные в программу ДОУ, - это средство формирования у детей отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности с экологическим содержанием.

Отношение к природе является важным показателем экологической культуры. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и находит свое выражение в поступках, практических действиях, деятельности. Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями. Психологи отмечают сложный характер связей между знаниями и эмоциями: отношение не может зародиться только на основе знания - к нему должен подключиться личностный смысл, понимание, осознание объективности происходящего. Эмоциональный аспект отношения присутствует в нем как обязательный, так как он обеспечивает весь процесс его формирования.

Сухомлинский В.А. писал, что у ребенка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».

Проблема проекта: формирование у детей умения идентифицировать себя с различными объектами природы; предотвращение жестокого обращения к ним.

Цель проекта: формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

 Задачи проекта:

- создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;

- развивать познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;

- развивать эстетическое и эмоциональное восприятие красоты  природы; чувственное видение состояния объектов природы;

 - воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к         окружающей природе.

Вид проекта: художественно- эстетический.

Объект исследования: познавательный интерес детей к объектам природы.

Продолжительность: сентябрь, октябрь, ноябрь (среднесрочный).

Участники  проекта:  воспитатель, дети дошкольного возраста

Этапы реализации проекта.

1 этап. Подготовительный.

- Изучение методической литературы по теме проекта.

- Обогащение предметно-развивающей среды, в соответствии с темой проекта.

- Подбор художественной литературы с описанием природы.

- Подбор аудиозаписей звуков природы.

- Изготовление карточек-символов.

- Разработка интегрированных занятий по теме проекта.

- Консультация для родителей « Тайны рисования природы».

2 этап. Основной этап.

Продуктивная деятельность.

- Интегрированные занятия по теме проекта. (конспект)

- Дидактические игры: «Найди по описанию», « С какого дерева упал листочек»,

- выставка работ.

-Участие в конкурсе рисунков.

Ожидаемые результаты: 

Выставка рисунков на экологическую тему.

Вывод.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой: зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки-все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Только живое переживание, полученное в детстве, связанное с представлениями о ценности жизни, может изменить отношение к природе. И только знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.  

Реализация данного проекта дает возможность перейти от рационального знания к эмоциональному восприятию всего живого. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя различные формы и методы работы, увлекательные для нового поколения технологии/ не традиционные методы/, можно обеспечить эту включенность и успешно реализовать поставленные задачи.

За основу своей работы над проектом я взяла положение

 В. А. Сухомлинского о том, что если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств.


Приложение

                                            Конспект занятия

по художественно-эстетическому развитию (рисование)

Тема: «Золотая осень»

Цель:

Учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности, продолжать развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью цвета, формы, композиции.

Задачи:

  • продолжать учить рисовать деревья, закрашивать детали рисунка, не выходя за контур;
  • развивать воображение, цветовосприятие, моторику рук;
  • воспитывать эстетическое восприятие, аккуратность при выполнении рисунка.

Предварительная работа:

наблюдения за сезонными изменениями в природе;

рассматривание картины И. Левитана "Золотая осень", иллюстраций с изображением осенней природы;

чтение рассказа И. Соколова-Микитова "Осень в лесу", стихов об осени, загадывание загадок.

Оборудование:

Краски, кисти, баночка с водой, листы формата А-4 для каждого воспитанника.

Ход

1. Вводная часть:

Воспитатель:

- Ребята, я прошу вас удобно расположиться за вашими столами и внимательно послушать меня. Сегодня почтальон принес в нашу группу письмо из волшебной страны Рисовандии, сейчас я его прочту для вас. "Здравствуйте, ребята! У нас произошли большие неприятности - в один миг куда-то пропали все цвета. Вокруг все серое и унылое, а ведь сейчас одно из самых прекрасных времен года - золотая осень.  Не знаем, что делать. Надеемся на вашу помощь."

- Ребята, мы можем помочь жителям Рисовандии?

Дети:

- Да, можем.

Воспитатель:

- А как? Что для этого нужно сделать?

Дети:

- Надо нарисовать золотую осень.

Воспитатель:

- Правильно, ребята. Мы нарисуем золотую осень и отправим наши рисунки в волшебную страну.

2. Основная часть:

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами рассматривали картины и иллюстрации с осенними пейзажами. Почему осень называют "золотой"?

Дети:

- Листья на деревьях желтые, как будто золотые.

Воспитатель:

- А какие ещё цвета у осени? Вспомните, как описывают осень поэты и писатели.

Дети:

- Багряный, красный, пурпурный, охряный и т.п.

Воспитатель:

- Молодцы, вы внимательно слушали эти произведения и запомнили такие сложные слова.

- Ребята, а теперь я вас прошу вспомнить строение дерева? Расскажите, как мы рисуем деревья?

Дети:

- Ствол длинный, прямой. Рисуем его сверху вниз. Ветки вверху короткие и тонкие, а книзу - длинные, изогнутые, потолще.

Воспитатель:

- Осенью часто идет дождь, на земле лужи. Каким цветом вы изобразите лужу?

Дети:

- Синим, фиолетовым.

Воспитатель:

- А пожухлую травку?

Дети:

- Желтым и коричневым.

Воспитатель:

- Ребята, давайте немного отдохнем, а затем вы приступите к работе.

Чтение стихотворения

В природе столько красоты! 
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

(В. Чижов)

- Ребята, какие качества нам потребуются для того, чтобы нарисовать хороший рисунок?

Дети:

- Терпение, старание, аккуратность.

(Дети выполняют рисунки, воспитатель оказывает индивидуальную помощь по необходимости).

3. Заключительная часть:

Воспитатель:

- Ребята, что мы с вами сегодня делали?

Дети:

- Рисовали золотую осень для жителей Рисовандии?

Воспитатель:

- Как вы думаете, мы помогли им вернуть краски?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

Кратко комментирует рисунки детей, подводит итог.

- Вы сегодня все молодцы, очень постарались - рисунки получились яркие, красочные. Я думаю, что жителям Рисовандии они очень понравятся, и осень у них снова станет разноцветной.


Конспект по художественно- эстетическому развитию

Тема: «Деревья - краса Земли».

Цель: способствовать формированию у детей познавательных и коммуникативных навыков, развитию творческих способностей.

Задачи:

-учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (лиственные и хвойные), расширять кругозор;

-формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы;

-развивать связную речь у детей, активизировать словарь;

- развивать воображение, ловкость рук, логическое мышление;

- воспитывать бережное отношение к родной природе, вызвать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Оборудование: листы А4, краски, кисточка, баночка с водой.

Ход

Занятие по ООД проводится на плюнере.

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому что я получила письмо-приглашение в лес.  А вы сможете объяснить, что означает слово лес? (Высказывания детей)

Воспитатель: -Правильно, лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света т.к. в нем растет много деревьев. Давайте вспомним пословицы про лес. Я буду произносить начало пословиц, а вы продолжать их:

 «Лес-богатство и краса… береги свои леса»

 «Враг природы тот…кто леса не бережет»

Воспитатель: -Ну что не боитесь отправиться в лес. Давайте мы с вами скажем волшебные слова:

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в лесу ты окажись.

Воспитатель: -Ребята, давайте будем вежливыми и поздороваемся с лесом:

Здравствуй, лес!

Дремучий лес.

Полный сказок и чудес!

Воспитатель: -Хотите послушать сказку про деревья? (Да!) Садитесь по удобнее и внимательно слушайте.

Сказка про деревья.

“Жили – были деревья – подружки:

Елка – Зеленушка.

Береза – Веселушка.

Рябина – Краснощечка.

Сосна – Стройнушка.

Они жили дружно, но однажды они заболели хвастовством.

Но вдруг налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно. Вам понравилась сказка? А среди вас есть хвастунишки? Вы дружные ребята?

Воспитатель: Ой, ребята, а это еще кто? (Лесовичок)

“Я старичок-Лесовичок. Вы попали в мои владения. И чтобы опять попасть домой, вам придется выполнить мои задания. Отгадаете мои загадки и дорога домой вам открыта”.

- Ребята, вы готовы ответить на загадки Лесовичка?

-Какие деревья растут в этом лесу? Каким словом можно назвать такой лес?

- А какие деревья растут в этом лесу? Каким словом можно назвать такой лес?

- Попробуйте описать деревья, изображенные в разное время года.

-Какое сейчас время года? Давайте все превратимся в осенние листочки и изобразим листопад.   Дети встают со своих мет и кружиться.

Воспитатель: -Послушайте, ребята, какое красивое стихотворение я вам прочитаю стихотворение

Деревце 
Была горячая пора:
Всё лето жарила жара,
И я про клён не забывал,
Пять раз в неделю поливал.
И выжил в это лето клён!
Меня повыше ныне он,
И зеленеет по весне.
Иду – он веткой машет мне.
Привет, привет, дружок! Расти!
Рад, что помог тебя спасти.
Не зря прожита жизнь моя:
Хоть что-то с пользой сделал я!
(А. Дмитренко)

Воспитатель: Какие дары леса вы знаете? Как нужно относиться к лесу?

-Молодцы, ребята, вы на все загадки дали верные ответы. Пожалуй, я вас отпущу .  Мой лес хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости.

Воспитатель: попробуем, ребята, вернуться домой. Давайте вспомним наши волшебные слова:

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в саду ты окажись.

 

Продуктивная деятельность.

-Ребята, в память о нашем путешествии я предлагаю сейчас изобразить осеннее дерево. (Воспитатель приглашает детей за столы)

-Какое дерево изображено на картинке? Оно хвойное или лиственное?

Итог занятия.

- Ребята, у вас получились замечательные осенние деревья. Вы просто молодцы! Не зря так говорят: «Деревья - краса Земли».

А путешествие в лес вам понравилось?

Что нового и интересного для себя узнали?


Стань природе другом!

Стихотворения к «Минуткам доброты

В природе столько красоты! 

В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

(В. Чижов)

Люблю птиц 

Я, ребята, птиц люблю. 
Никогда их не ловлю, 

Ни ловушками, 
Ни в сети.

Не держу их дома в клетке. 
Никогда гнезда не трону. 
Ни сороки, 
Ни вороны, 
Ни скворца, 
Ни воробья 
Не обидел в жизни я!

(Г. Ладонщиков)

        Кормилец

Я единственный кормилец
Всех ворон и голубей,
Ждёт мой крошечный гостинец
Каждый крошка-воробей.
Только выйду на крыльцо,
Узнают меня в лицо,
И гурьбой с окрестных крыш:
– Чем, родимый, угостишь?

(А. Орлова)

Что ты тискаешь утёнка? 

Что ты тискаешь утенка?
Он малыш, а ты — большой.
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой…
Ты представь такую штуку, —
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черед?
Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать,
Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться, и кричать!..
Ты снеси утенка к утке,
Пусть идет купаться в пруд,—
Лапы мальчика не шутка,
Чуть притиснешь — и капут.

(Саша Чёрный)

           Благодарность 
Однажды на дачный порожек
Зашёл любознательный ёжик.
Навстречу ему потянулась рука,
Другая рука налила молока.
Крошили печенье в глубокое блюдце
И ёж, уходя, обещал им вернуться.
А вечером думал, гуляя в лесу:
– Я завтра рукам червяков принесу.

(Ю. Симбирская)

Деревце 
Была горячая пора:
Всё лето жарила жара,
И я про клён не забывал,
Пять раз в неделю поливал.
И выжил в это лето клён!
Меня повыше ныне он,
И зеленеет по весне.
Иду – он веткой машет мне.
Привет, привет, дружок! Расти!
Рад, что помог тебя спасти.
Не зря прожита жизнь моя:
Хоть что-то с пользой сделал я!
(А. Дмитренко)

Недалекое будущее 

Человек идет скучает
В одиночестве в лесу,
По дороге не встречает
Ни оленя, ни лису...
Не летит пчела на клевер,
Уток нету в камышах...
Вместо птиц китайский плеер
Заливается в ушах.
Не цветет в траве фиалка.
Рыбы нет в глубинах рек.
Слева – свалка, справа – свалка,
Посредине – человек.
Что стоишь – глядишь уныло?
Раньше думать надо было!

(А. Игнатова)

 

Пришла беда


Под высокою сосной,
Защищая лес родной,
Муравейник жил без бед
Двадцать зим и двадцать лет.
А потом пришла беда:
Ни потоп, ни холода,
Ни лесной пожар, ни свалка.
А пришёл... Кирюша с палкой.

(А. Сметанин)

Бабочка, давай дружить!

Бабочка, давай дружить!

Веселее в дружбе жить,

Есть в саду у нас цветы

Полетай над ними ты.

Ну а дождь пройдет над садом,

Волноваться зря не надо!

Ни о чем не беспокойся,

Под моей панамой  скройся!

Пословицы и поговорки о природе

Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.
Много воды - много травы.
Растение - земли украшение.
Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.
Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему зеленая ветка.
Срубили кусты -  прощай птицы.
Рощи да леса -  родного края краса.
Судьба природы - судьба Родины. 

                                                   Читаем детям.

  • «От первых цветов до белых снежинок» (рассказы и стихи) Г. Г. Кученева, В.П. Жаров;
  • Детская энциклопедия леса. А. В. Тихонов, Москва «Росмэн», 2005год;
  • «Как ходят деревья», «Лесные хоромы». Рассказы русских писателей.
  • «В реке купались облака», А. Шевченко;
  • «Природа – чудесница», И. Акимушкин.

Дидактическая игра

«С какого дерева листок»

 Цель: формировать представления детей о различных видах деревьев, их особенностях, пользе для человека. Развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать; активизировать словарный запас детей; воспитывать любознательность, добрые чувства к природе.

Варианты игры.

1.Подобрать листочки к каждому дереву, назвать дерево и листочек: например, «Это дерево называется берёза, а листочек берёзовый».

2.Описать дерево и его листья (Например, «Это дерево называется дуб. Дуб считают лиственным деревом. Это очень могучее крепкое дерево с широким разветвлённым стволом чаще всего произрастает в лесу. Листья дуба светло – зелёного цвета, гладкие с не ровными краями.)

3.Найти деревья, у которых есть иголочки, назвать их.

4. Назвать особенность каждого дерева (Например, на дубе растут жёлуди, черёмуха приносит чёрные ягодки, у берёзы есть серёжки и т. д.)

5. Составить рассказ о берёзе и дубе, о черёмухе и тополе, о сосне и иве, опираясь на картинки деревьев.


Список используемой литературы:

  1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: Просвещение, 2007.
  2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность: Методическое пособие.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
  3. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно – методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2012
  4. Дидактические игры – занятия в ДОУ (старший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ автор – составитель Е.Н. Панова.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006
  5. Молева И. Наш общий дом  - Земля!// журнал «Дошкольное воспитание № 3 2011г.
  6. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010
  7. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.- СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Тема: «За природу в ответе и взрослые и дети».

Цель: Познакомить детей с многообразием животного мира....

Экологический проект Тема: «Будь природе другом»

Природа хрупка и ранима. В настоящее время безжалостно загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, обедняются флора и фауна – всё это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окру...

Экологический проект Тема: «Будь природе другом» Консультации для родителей

При организации воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность поз...

Проект "В природе столько красоты"

Художественно- эстетическое развитие...

ПРОЕКТ тема: «Любители природы» для детей старшего дошкольного возраста

Карта педагогического проекта «Любители природы».Название проекта«Любители природы»Тип проектаПознавательной  направленности, игровойУчастники проектаДети старшей группы, ...

Литературная гостиная "В природе столько красоты!"

Детство - пора, когда все впечатления особенно ярки и значительны. Услышанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь.Быть "талантливым читат...

«В природе столько красоты!»

Есть на земле огромный дом под крышей голубой.Живут в нём солнце, дождь и гром, и месяц молодой.Живут в нём птицы и цветы, весёлый звон ручья.Живёшь в том доме светлом ты и все мои друзья!Куда  б...