Экологический проект Тема: «Будь природе другом»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Природа хрупка и ранима. В настоящее время безжалостно загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, обедняются флора и фауна – всё это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим, тема экологического воспитания подрастающего поколения становится актуальной как никогда. В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности дошкольников. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников Ведь именно в дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на основе знаний особенностей жизни живых существ, их взаимодействия со средой обитания, где не мало важную роль играет не только знание взрослого, но и его личный пример. Осознанное отношение к природе проявляется в разнообразной деятельности экологического характера. Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов, он содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта: - образовательная деятельность, - опытно-экспериментальная деятельность, - игры, развлечения, - наблюдения и экскурсии, - работа с родителями, - природоохранные акции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bud_prirode_drugom_znayki_16-17.docx | 37.86 КБ |
perspektivnyy_plan_raboty_s_doshkolnikami_znayki17.docx | 23.19 КБ |
diagnostika_detey_znayki_ogorod_17.docx | 31.03 КБ |
foto_aktsiya_karmushka_dlya_ptits.docx | 722.87 КБ |
foto_aktsiya_kormlenie_ptits.docx | 598.18 КБ |
foto_aktsiya_lepim_snezhnye_figury.docx | 435.25 КБ |
foto_igry_vyberi_pereletnyh_ptits.docx | 408.19 КБ |
foto_sovmestnaya_applikatsiya_zhivotnye_stredney_polosy.docx | 488.78 КБ |
fotolepka_dikih_zhivotnyh.docx | 287.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аленка»
Г.Котельники 3-ий Покровский пр-д, д.5
тел: 8-498-711-81-12
Экологический проект
Тема: «Будь природе другом»
(Экологическое воспитание детей 5-7 лет)
Фокина Светлана Геннадьевна ,воспитатель подготовительной группы.
Оанна Елена Александровна, воспитатель подготовительной группы.
Срок выполнения проекта: с 1.09.2016 г по 31.05.2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
1.1 Актуальность
1.2 Анализ внешней среды
1.3 Анализ внутренней среды
1.4 Проблема
2. Основная часть
2.1 Целеполагание
2.2 Задачи проекта
2.3 Ожидаемый результат
2.4 Реализация проекта
2.5 Ресурсное обеспечение
2.6 Мониторинг проекта
3. Заключения. Выводы
Список литературы
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1 Актуальность
Природа хрупка и ранима. В настоящее время безжалостно загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, обедняются флора и фауна – всё это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим, тема экологического воспитания подрастающего поколения становится актуальной как никогда.
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности дошкольников. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников
Ведь именно в дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на основе знаний особенностей жизни живых существ, их взаимодействия со средой обитания, где не мало важную роль играет не только знание взрослого, но и его личный пример. Осознанное отношение к природе проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.
Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов, он содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:
- образовательная деятельность,
- опытно-экспериментальная деятельность,
- игры, развлечения,
- наблюдения и экскурсии,
- работа с родителями,
- природоохранные акции.
1.2 Анализ ситуации
Неблагоприятные факторы |
Политические |
- Сложности переходного периода в системе образования на современном этапе; - потребительское отношение людей к природным ресурсам и ухудшение экологии; - родители не уделяют должного внимания экологическому воспитанию своих детей, недооценивая положительное влияние природы на полноценное и гармоничное развитие детей дошкольного возраста; - ухудшение экологической обстановки неблагоприятно сказывается на физическом здоровье детей и взрослых. |
Экономические |
- Недостаточное техническое и материальное обеспечение педагогического процесса в ДОУ |
Социальные |
- Во многих семьях нет условий, обеспечивающих экологическое воспитание детей: отсутствие у родителей свободного времени для проведения культурного досуга с ребенком на природе; невозможность содержания домашних питомцев; - Разнородность социального статуса родителей. |
1.3 Анализ внутренней среды
Слабые стороны |
Программно – методическое обеспечение |
Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий; - отсутствие экологических знаний и педагогического опыта у родителей воспитанников. |
Материально – техническая база |
- Недостаточное техническое и материальное обеспечение педагогического процесса в ДОУ |
1.4 Проблема
Государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.
В теоретических основах экологического воспитания дошкольников (П.Г.Саморукова, С.Н.Николаева, Н.А.Рыжова и др.) указывается на необходимость максимально использовать данный период детства, так как в это время ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Процесс это сложный и длительный, поэтому, целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.
Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
2.1 Целеполагание.
Цель проекта: Формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры
2.2 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Ø Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.
Ø Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
Ø Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
Ø Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
Ø Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
Ø Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
Ø Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
Ø Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
2.3 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Мы предположили к концу года получить следующие результаты:
Дети | Педагоги | Родители |
· У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. · Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым. · У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы. ·Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы. | · Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства · Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников. ·Пополнится развивающая среда в группе. · Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей | · Обогащение уровня экологических знаний родителей. · Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей. · Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. · Возможность участвовать в совместных экологических проектах. |
2.4. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
(сентябрь 2016 г.)
2 этап –практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
(сентябрь 2016 – май 2017 г.г.)
3 этап – оценочный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
(май 2017 г.г.)
ЭТАПЫ | ЗАДАЧИ | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОКИ |
ПОДГОТОВИ-ТЕЛЬНЫЙ | Повышение собственной профессиональной компетентности | Изучение программно-методического материала по направлению работы |
Сентябрь 2016 г. |
Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом | Подбор программно-методического материала по направлению работы | ||
Подбор диагностичес-кого материала | |||
Обогащение эколого - игровой среды | Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий: - создание Экологической тропинки на участке детского сада; - наблюдения, экскурсии на экологической тропе; - конкурсы для детей (в.ч. городской «Хочу всё знать»), воспитателей и родителей: «Природная кладовая», «Кормушки для птиц», «Снежные постройки», «Лучший участок» - создание аудио- видеотеки «Любимые питомцы», «Звуки природы», «Голоса природы»; - создание коллекции презентаций экологического направления; - пополнение уголков дидактические, экологические, имитационные игры, игры-путешествия; -эколого-познавательные праздники и развлечения - выпуск экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем» | В течение года | |
Создание сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки | В течение года | ||
Пополнение уголка природы макетами: «Времена года», «Обитатели природных зон», «Домашние животные», «Дары леса»; | В течение года | ||
Педагогическое просвещение родителей | Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома | В течение года | |
Проведение консультаций | В течение года | ||
Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания | |||
В течение года | |||
дома |
ПРАКТИЧЕСКИЙ | Выявить уровень развития экологической воспитанности детей 5-7 лет | Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей 5-7 лет по методике С.Н.Николаевой | Октябрь 2016г. |
Реализация поставленных задач | Составление перспективного плана проведения НОД, образовательной деятельности, наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников 5-7 лет | Сентябрь 2016 г. | |
Проведение образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы | По плану | ||
Использованием экологического материала при проведении НОД | Сентябрь-октябрь 2016 г. | ||
Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки | В течение года | ||
Проведение экологических праздников «День птиц», «День Земли». | В течение года | ||
Индивидуальная работа с детьми на прогулке | В течение года | ||
Работа с педагогами | Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников» | В течение года | |
Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием | Октябрь 2016 г. | ||
Работа с родителями | Участие в акции «Кормушки для птиц» |
В течение года | |
Родительское собрание в группах «Воспитание любви к природе» | |||
Облагораживание и озеленение территории детского сада | |||
Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка с рекомендациями по экологическому воспитанию детей - дошкольников в домашних условиях, газета «Прикоснись к природе сердцем» | |||
Диагностика и мониторинг качества экологического образования детей 5-7 лет | |||
ОЦЕНОЧНЫЙ | Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению экологической воспитанности детей 5-7 лет | Проведение итоговой диагностики по выявлению экологической воспитанности детей 5-7 лет по методике С.Н.Новиковой | Май 2016 г. |
Подведение итогов работы
| Май 2016 г. | ||
Оценка эффективности работы педагога | Презентация проекта (на педагогическом совете) | Май 2016 г. | |
Анкетирование | Май 2016 г. | ||
Оценка эффективности работы с родителями | Обобщение опыта семейного воспитания
| Май 2016 |
2.5 Ресурсное обеспечение
Кадровый потенциал:
☺ Педагоги
☺ Родители
☺ Дети
☺ Инструктор по физическому воспитанию
☺ Музыкальный руководитель
Материально-техническая база:
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;
- уголки природы в группах;
- экологическая тропа на территории детского сада;
- огород на территории ДОУ;
- огород на окне;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);
- библиотека книг с экологическим содержанием;
- костюмы животных, растений.
Методическое:
¬ теоретическая и методическая литература,
¬ материалы по передовому педагогическому опыту.
Информационное обслуживание проекта:
¬ Интернет-сайты (сайт ДОУ; странички воспитателей в социальной сети )
¬ Выпуск фотоотчетов;
2.6 МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Оценка результативности проекта происходит на основании по методике «Диагностики экологической воспитанности детей» С.Н.Новиковой.
Цель диагностики:
выявить уровень экологической воспитанности детей 5-7 лет
Критерии сформированности экологической воспитанности у детей:
Ø Познавательный интерес к природе и ее изучению;
Ø Проявление гуманного отношения к природе;
Ø Знания и представления об окружающей природе;
Ø Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
Ø Практические умения и навыки по охране природы (наблюдение в природе; умение ухаживать за обитателями уголка природы,объектами природы).
Критерии наблюдений за детьми:
Ø Частота проявлений бережного отношения;
Ø В каких случаях проявляется и на что направлено.
Шкала оценок: Общие показатели:
В (высокий уровень) - 3 балла 55 – 63 балла
С (средний уровень) - 2 балла 30- 55 баллов
Н (низкий уровень) - 1 балл 55 – 63 балла
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ВЫВОДЫ:
По результатам диагностики на начальном этапе, мы сделали следующие выводы: дети с низким уровнем развития экологической воспитанности показали незнание практических навыков и умений по охране природы, дали мало правильных ответов об окружающей природе (знания не оформленные, отрывчатые), испытывали затруднения в ответах, даже получая помощь взрослого, чувствовали себя неуверенно, Эти дети не проявляют интереса к изучению и охране окружающей среды.
У детей, показавших средний уровень развития экологической воспитанности, побуждения к изучению природы, гуманному отношению к ней - неустойчивые, ответы детей были нечеткими, с большинством диагностических заданий эти дети справляются с помощью взрослого. Стоит отметить, что дети со средним уровнем вели себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем развития экологической воспитанности…
Дети с высоким уровнем развития экологической воспитанности справились со всеми диагностическими заданиями без помощи взрослого, показали содержательные знания об окружающей природе, показали оригинальность суждений, сообразительность.
По результатам исследования большинство детей находятся на среднем уровне развития, дети используют полученные ранее знания в практической деятельности.
Средний уровень – показали 53% процента продиагностированных детей. Причём, если в старшей группе 47% детей показали средний уровень, то в подготовительной к школе группе – 53%.
Низкий уровень – развития экологической воспитанности показали 33% пропродиагностированных детей, при этом особо высокий процент низкого уровня наблюдался в старшей группе – 40%, в подготовительной -28%.
Высокий уровень – развития экологических знаний выявлен у 15% детей 5-7 лет; причём, как в старшей, так и в подготовительной группе примерно на одном уровне ( 13% - старшая; 16% - подготовительная).
Таким образом, анализ результатов начальной (констатирующей) диагностики, подтвердил необходимость целенаправленной педагогической работы для повышения уровня экологической воспитанности детей 5-7 лет через экологизацию образовательного процесса и организацию предметно – развивающей среды: реализацию проекта «Будь природе другом»,что не только повысило уровень экологической грамотности детей, но и повысило интерес к объектам окружающей природы.
После реализации проекта нами были использована та же диагностика, что и в начале работы. Цель диагностики- выявление динамики уровня сформированности экологической воспитанности детей 6-7 лет.
Анализ полученных результатов, позволил сделать вывод, что уровень экологической воспитанности детей 6-7 лет изменился.
Количество детей с высоким уровнем развития экологической воспитанности резко увеличился – 60% из общего числа ( старшая группа – 53%, подготовительная – 68%). Эти дети справились со всеми диагностическими заданиями без помощи взрослого, показали содержательные знания об окружающей природе, сообразительность. Выполняли задания с большой радостью, вносили в них элементы творчества. Своим ответам они добавляли эмоциональность. У детей с высоким уровнем развития в ответах наблюдалось оригинальность суждений, отсутствие трафаретности в высказываниях. Дети подготовительной группы подтвердили свою готовность к обучению в школе.
Количество детей со средним уровнем развития экологической воспитанности изменился за счет того, что часть детей перешли в группу детей с высоким уровнем, а дети с низким уровнем овладели некоторыми знаниями и умениями экологического характера, начали проявлять познавательный интерес, проявлять гуманное отношение к природе: 40% из общего числа; по группам – старшая – 47 %, подготовительная – 32%.
Детей с низким уровнем развития экологической воспитанности на конец года не осталось. При участии в диагностике в конце учебного года дети вели себя более уверено в ответах и выполнении заданий воспитателя.
Сравнительные данные об уровне экологической воспитанности детей представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Сравнительные данные по выявлению уровня
экологической воспитанности детей
старшей группы (всего 27 детей)
УРОВНИ | Сентябрь 2016 год | Май 2017год | ||
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | |
ВЫСОКИЙ | 6 | 15% | 24 | 60% |
СРЕДНИЙ | 21 | 53% | 16 | 40% |
НИЗКИЙ | 13 | 33% | 0 | 0 |
Для наглядности результаты за 2016 - 2017 учебный год представлены в диаграмме.
Рисунок 1. Результаты диагностирования уровня экологической воспитанности детей
На основе полученных результатов проследим общую динамику развития средних показателях у детей за 2010 -2011 г.г. Наглядно этот сравнительный анализ представлен в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительный анализ данных за 2016 – 2017г.г.
УРОВНИ СРОКИ | ВЫСОКИЙ | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ |
% | % | % | |
2012 год | 15% | 53% | 33% |
2013 год | 60% | 40% | 0 |
Динамика | На 45%увеличился | 13% детей перешли на высокий уровень | На 33% уменьшился |
Из таблицы видно, что наблюдается положительная динамика развития экологической воспитанности у детей.
Результаты проведенной нами работы по развитию экологической воспитанности у детей подтвердила результативность проведённой проектной деятельности.
Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень развития экологической воспитанности у детей был качественно и количественно выше, чем в начале года. Детей с низким уровнем развития на конец года не осталось, вырос процент детей с высоким уровнем развития по данному направлению. Проведенная в течение года работа по экологическому воспитанию детей 5-7 лет привела к следующим результатам:
- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;
- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней,
- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
Таким образом, работа по реализации проекта способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.
При организации воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность позволила, в свою очередь:
- педагогам повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;
- родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения
Достижению положительной динамики по развитию экологической воспитанности детей способствовала разработка и реализация системы мероприятий по организации экологизации предметно – развивающей среды в группах. Это дало возможность ребенку реализовать потребность в общении с природным окружением.
В течение года родители принимали активноеучастие в обогащение предметно – развивающей среды в группах. Родители с большим желанием и интересом участвовали в совместных мероприятиях: в создании экологической тропы ДОУ, в облагораживании и озеленении территории детского сада.
Важным педагогическим условием является использование простейших методов проблемного обучения – вопросов, экспериментальной деятельности в уголке природы ,на участке, участие в городском конкурсе «Хочу всё знать», проблемных ситуаций, которые имеют тенденцию к усложнению. Кроме того, усложняющиеся творческие задания позволяют развить не только фантазию воспитанников, лишить ее психологических барьеров, но и вооружить специальными приемами, сформировать умения самостоятельно выявлять и решать проблемы по природоохранным мероприятиям.
Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных целей:
1. Воспитание любви и уважения к растениям, природе в целом.
2. Воспитание осознанного бережного отношения к объектам природы.
3. Формирование умения и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.
4.Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя взрослыми людьми, спасающими и оберегающими природу родного края.
ЛИТЕРАТУРА
1.Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
2.Горькова Л.Г, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
3.Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.- Волгоград: Учитель, 2008
4.Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
5. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
6.Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н.Николаевой .-М, 2005
7.Коломина В.Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.
8.Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.
9.Молодцова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.- Минск «АСАР», 2001.
10.Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. -Волгоград: Учитель, 2011
11.Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
12. Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.
13.Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
14.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
15. Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.
16.Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.
17. Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.
18. Н.А.Рыжова «Воздух - невидимка» / пособие по экологическому воспитанию/ Москва LINKA – PRESS 1998.
19.Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002
20.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.
21. Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
22.Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду.- М:Мозаика-Синтез,2008
23. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Г.А.Лапшина.-2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2009.
24. В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2002.
25.Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011
26.Интернет-ресурсы.
27. Видеоматериал «Двенадцать месяцев» СГУ ТВ, 2008г
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1.Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006
2.В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011
2. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир.
Часть1 - 2, - М., Издательство: Баласс, 2006
3.Егупова В.А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009
4. Поддубная Л.Б. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы, - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с дошкольниками
старшей группы «Знайки» МАДОУ ДС «Аленка»
Сентябрь
Неделя | Мероприятие | Цели и задачи | Место проведения |
1 неделя | Экскурсия по территории сада | Фиксация наблюдений за птицами в календаре наблюдений. Сортировка собранного на прогулках материала. Изготовление гербария. Беседы в целях уточнения представлений о наблюдаемых на прогулках явлениях. Работа с журналом «Экология». Прослушивание «Времена года» П.И. Чайковского, другой музыки. Чтение и беседы после чтения о способностях животных приспосабливаться к среде обитания (В. Зотов «Жирафа и окапи». М., 1981) | Территория детского сада |
2 неделя | Планета Земля | Изготовление поделок из собранного природного материала. Рассматривание глобуса. Чтение стихо-творения «Не рвите цветы». Игра «Найди ошибку». Цель: выяснить, что знают дети о состоянии дерева в разное время года. Игра-хоровод «Здравствуй, осень» | В группе |
3 неделя | Наблюдение за ветром | Игра «Магазин цветов». Цель: ознакомление дошкольников с растениями. Проведение наблюдений: сколько требуется воды каждому растению и почему Рассматривание иллюстраций на тему «Осень в природе». Чтение: «Первая осень» (экологический атлас «Окно в мир». С. 26) | В группе |
4 неделя | Игра-хоровод «Здравствуй, Осень!» | Музыкальный зал |
Октябрь
Неделя | Мероприятие | Цели и задачи | Место проведения |
1 неделя | Путешествие в мир лекарственных растений Южного Урала | Упражнения на развитие логического мышления. Украшение групповой комнаты осенними листьями, изготовление гирлянды из листьев. Выкладывание узоров из осенних листьев на листах бумаги черного цвета. Игра «С какой ветки детки» (см.: В.А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями». М., 1981); Что предпочитают употреблять в пищу домашние животные? Чтение стихов. | В группе |
2 неделя | Дом для Кисточки | Чтение: «Как люди речку обидели» (Н. Рыжов «Волшебница вода». М., 1997. С. 51). Загадки о состоянии воды. Игра на воображение: «Мы большие киты, мы — лягушки, мы — стайка рыб и др.». Игровое упражнение «Для чего нужна вода». Игра «Отдых на реке». Решение речевой логической задачи «Разноцветные кораблики» (Н.Ф. Виноградова). | В группе |
3 неделя | Дары осени | Игровое упражнение «Дорисуй осеннюю картинку». Игра «Приготовим овощной суп». Экологическая разминка «Почему погибла бегония?». («Дети уехали на дачу, а про цветы забыли».) Чтение стихотворения О. Дриз с последующим обсуждением | В группе |
4 неделя | Свет, тепло, воздух | Дидактические упражнения «Про воздух и воду». Организация опытов с воздухом. Чтение рассказа «О чем рассказывал ветер» из экологического атласа «Окно в мир». Игровое упражнение «Раскрась воздушный транспорт». Чтение рассказа «Кому сказать спасибо» (Л. Кларина «Экономика и экология для 'малышей». М., 1995. С. 134—135). Работа с журналом «Экология» | В группе |
Ноябрь
Неделя | Мероприятие | Цели и задачи | Место проведения |
1 неделя | Зарождение земледелия | Упражнения на развитие воображения: «Как вы думаете, по какой дороге мы пойдем в парк?» Игра «Помоги белке». Прослушивание «Вальса цветов» из балета П. Чайковского «Щелкунчик». Выполнение игрового упражнения «Составь цветик-семицветик». Рассказ воспитателя о подготовке пчел к зиме | В группе |
2 неделя | Подготовка диких животных к зиме | Чтение рассказа «Снежинка» Игровое упражнение «Назови части растений» (корень, стебель, лист, цветок, бутон, плод). Игры «Посади дерево», «Кто где живет, что где растет» (дети составляют «картину» из набора из маленьких иллюстраций). Чтение рассказа «Звери наряжаются в зимние шубы» Г. Скребицкого | В группе |
3 неделя | Беседа о лесе | Чтение рассказа «Трава и дуб». Рассматривание иллюстрации «Диковинные деревья». Рассказ воспитателя о поведении птиц осенью. Игра «Выбери перелетных птиц». Решение речевой логической задачи (Н.Ф. Виноградова «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой». М., 1982. С. 34). Вечер развлечений на тему «Воздух-невидимка» | В группе |
4 неделя | Итоговая беседа об осени | Игра-путешествие на воображение «Поездка в осенний лес». Разгадывание загадок про времена года. Игра «Что ты знаешь о птицах». Опыты со снегом (таяние в тепле, сохранение тепла — вода в бутылке под снегом не промерзает, какой снег быстрее растает: рыхлый или плотно уложенный в стакане...). Чтение экологической сказки «Осень» | В группе |
Декабрь
Неделя | Мероприятие | Цели и задачи | Место проведения |
1 неделя | Экскурсия по зимней территории сада | Игра «С чьей ветки детки» (с плодами и семенами деревьев и кустарников). Слушание фрагментов из зимней тематики «Времена года» П.И. Чайковского. Игровое упражнение «Назови части растения». Наблюдение за состоянием комнатных растений зимой (замедление роста, состояние покоя у некоторых растений). Рисование зимнего парка. Составление рассказов детьми о том, как они были в зимнем парке. Работа со схемой для обозначения долготы дня зимой. Рассматривание иллюстраций «Дикорастущие и культурные растения». Разучивание стихотворения «Мороз» Е. Благинина. | В группе |
2 неделя | Условия для роста растений | Игровое упражнение «Какие бывают растения». Игры, предлагаемые в книге Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» (Минск, 1995) Рассматривание иллюстраций растений. Рассказ воспитателя о значении растений в природе и жизни человека. Викторина «Птичка-сестричка» | В группе |
3 неделя | Как звери в лесу живут. | Игра «Времена года». Игровое упражнение «С кем дружит ель» (с клестом — питается семенами, с зайцем — прячется под ветки, с белкой, мышкой и т.д.). Игра «Кто больше назовет деревьев, кустарников, трав». Рассматривание картины Шишкина «Зима». Чтение экологического рассказа «Березовая роща» или другого на сходную тему. Игровая обучающая ситуация «Сравнение игрушечной ели с живой» | В группе |
4 неделя | Через добрые дела можно стать юным экологом | Игра «Посади дерево». Знакомство с исчезающими растениями. Беседа о причинах их исчезновения. Опыты со снегом (снег сохраняет тепло: одну бутылку с водой закопать в снег, другую оставить на поверхности почвы). Чтение и пересказ сказки «Мороз Иванович» или другой, на зимнюю тематику | В группе |
Январь
Неделя | Мероприятие | Цели и задачи | Место проведения |
1 неделя | Мы – ветры | Игровое упражнение с разрезными картинками «Составь животное». Рассматривание зимних узоров на окне. Рассказ воспитателя о том, почему они появляются. Рассматриваниеиллюстраций с изображением животных края, области. Создание совместно с воспитателем дидактической игры «Кто где живет, что где растет». Чтение рассказа «Зимующие птицы». Игра «Пришла зима — открывай ворота» | В группе |
2 неделя | Растение — живое существо | Игровое упражнение «Дорисуй животное». Речевая логическая задача «Где снежки». Просмотр диафильма «Зима в лесу». Рассказ воспитателя об исчезающих животных. Беседа о причинах их исчезновения. Совместная аппликация «Животные средней полосы». Рассказ воспитателя о значении животных в жизни человека (животные одевают человека, предупреждают об опасности и др.) | В группе |
3 неделя | Сравнение белого и бурого медведей | Чтение стихов «Опять проспал» Джафара Чуяко. Подвижная игра «Снежные круги». Рассказ воспитателя об отличии диких и домашних животных. Чем питаются дикие животные средней полосы России? | В группе |
4 неделя | Зачем зимой снег | Пальчиковое рисование «Деревья в снегу».Игра на развитие творчества детей. Чтение рассказа «Снежинка» из экологического атласа «Окно в мир», Лепка «Дикие животные». Игра «Угадай по описанию» (о животных). Упражнение в составлении из иллюстраций «пищевых» цепочек (например: семена шишки — белка — куница; зерна пшеницы — мышь — сова). Опыты со снегом и льдом для определения их физических свойств. | В группе |
Февраль
Неделя | Мероприятие | Цели и задачи | Место проведения |
1 неделя | Зима в природе, поверья в народе. | Игровое упражнение «Нарисуй животное по точкам». Наблюдение за погодой: иней на деревьях — к морозу; зима морозная — лето жаркое. Игры «Где чей домик», «Зима в природе». Чтение рассказов о зиме. | В группе |
2 неделя | Кто такие домашние животные? | Просмотр диафильма «Как зимуют животные». Изготовление аппликаций на тему: «Животные средней полосы». Загадывание загадок о животных. Разгадывание загадок о животных. Чтение рассказов о животных зимой. Рассматривание иллюстраций, в том числе следов животных на снегу. Игра-имитация «Изобрази животное» | В группе |
3 неделя | Знакомство детей с водой и ее свойствами | Составление коллективного рассказа «Как мы помогали зимовать птицам участка». Чтение рассказа «Тайны леса» Д. Зуева или другого, созвучного по содержанию. Рассматривание иллюстрации «Строение человека». Рассказ воспитателя о том, что человек — живое существо и что для жизни нужны чистая вода, воздух, жилище, другие благоприятные условия. | В группе |
4 неделя | Итоговая беседа о зиме. | Акция «Лепка фигур из снега» Опыт. Внесение срезанных веток в групповую комнату. На каких из них быстрее распустятся листья и почему? Предложить детям составить рассказ «Как зимует белка». Игровое упражнение «Назови охраняемых животных, раскрась их». Рассматривание иллюстрации с зимним пейзажем | На территории и в группе |
Март
Неделя | Мероприятие | Цели и задачи | Место проведения |
1 неделя | Как сосчитать оттепель? | Наблюдение за веточками, принесенными с улицы и поставленными в воду. Ведение дневника наблюдений за распусканием листьев, находившихся в светлом и теплом месте, и — для сравнения — других, помещенных в прохладное место (между оконными рамами). Опыт: раскапывание снега с целью определения количества оттепелей в течение зимы. Рассказ воспитателя о начале весны | В группе |
2 неделя | Беседа о картофеле | Рассматривание иллюстраций на тему: «Весна в природе». Пускание корабликов в ручейках. Вспоминание свойств воды: Чтение рассказа «Светлая капель» М. Пришвина. Прослушивание музыки (П.И. Чайковский «Времена года»). Игра «Кому что по вкусу» (о животных) | В группе |
3 неделя | Поможем природе | Чтение «Весенней песенки» С.Маршака. Игровая обучающая ситуация: «Айболит осматривает животных уголка природы» (по методике С.Н. Николаевой). Игра на закрепление знаний о природных сообществах. Чтение стихов о природе | В группе |
4 неделя | Березы тоже плачут | Игровое упражнение «Дорисуй птицу». Чтение «Кучевые облака и первые грозы» (см. книгу «С любовью к природе». С. 105). Игра «Кто где живет» (определение места обитания животных). Игра «Гори-гори ясно» | В группе |
Апрель
Неделя | Мероприятие | Цели и задачи | Место проведения |
1 неделя | Витамины на окошке | Выращивание овса на окне. Наблюдение за развитием овса. Опыт по определению легкости птичьего пера. Рассматривание строения пера. Объяснение воспитателя. Игра «Что сначала, что потом» (с использованием иллюстраций о развитии птицы: гнездо, гнездо с яйцами, с птенцами, подросшие, взрослые птенцы). Чтение рассказа «Воробьи» Соколова-Микитова. Рассматривание картины «Грачи прилетели» Саврасова | В группе |
2 неделя | Беседа о перелетных птицах | Наблюдение за комнатными растениями. Игровые упражнения «Весна в природе» (рассматривание растений первоцветов). Знакомство со знаками, запрещающими и разрешающими поведение на природе. Объяснение воспитателя. Опыт по смачиванию пера в воде: «Почему оно не намокает?» | В группе |
3 неделя | Путешествие в весенний лес сада | Знакомство с иллюстрациями по весенней тематике. Игра «Угадай правило» (воспитатель показывает напоминающий знак поведения, а ребенок дает объяснение). Наблюдение за скворцами у скворечника. Игровое упражнение «Что изменилось». Чтение рассказов и рассматривание иллюстраций о перелетных птицах. Организация опытно-поисковой деятельности: когда появились первые насекомые? Почему? Знакомство с ними | В группе |
4 неделя | Дед Мазай и зайцы | Рассматривание иллюстрации птиц. Знакомство с весенними приметами (увидел грача — весну встречай, вода с гор потекла и др.) Развитие логического мышления «Весенний дождь лишним не бывает». Почему? Чем питаются дикие тропические животные? Чтение книги Дед Мазай и зайцы. | В группе |
Май
Неделя | Мероприятие | Цели и задачи | Место проведения |
1 неделя | Значение насекомых в природе | Игра «Назови первоцвет» (по иллюстрациям). Чтение рассказа В. Бианки «Голубые лягушки». Игровое упражнение «Продолжи фразу: человеку нужна чистая вода для того, чтобы...». Беседа «Что будет, если исчезнут насекомые» | В группе |
2 неделя | Человек — часть природы | Составление рассказов детьми по теме: «Как определить весну». Наблюдение за одуванчиками. Прослушивание голосов птиц (грамзапись). Игровое упражнение «Выбери живое» (закрепление знаний о живом и неживом). Рассказ воспитателя о жизни животных весной. Игровые упражнения «Кого можно увидеть в высокой траве?», «Где чей домик». Нарисовать свой жилой дом. В чем отличие жилища человека от жилища животных? | В группе |
3 неделя | Итоговая беседа о весне | Игра «Угадай, какое время года» (воспитатель называет характерные признаки, а дети подбирают соответствующие иллюстрации). Сравнительное наблюдение за первоцветами. Игровое упражнение «Потребности человека». Чтение стихотворения «Весенняя гроза» Ф. Тютчева. Рассказ воспитателя о жизни весной под водой. Раскрашивание картинок «Природа весной» | В группе |
4 неделя | Засеиваем земельный участок | Рассматривание иллюстраций «Насекомые». Рисование детьми условных обозначений — свет, тепло, вода, почва, воздух. Экологический тренинг. Пришли дети на луг и стали бегать, кричать, рвать цветы, ловить насекомых... Правильно ли они вели себя? Опыты по выявлению свойств песка. Игра «Где чей дом» | В группе |
Предварительный просмотр:
Задание 1. Определение уровня знаний характерных особенностей представителей мира животных
Проводится индивидуально с каждым ребенком.
Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование: Три большие карты: первая разделена на 3 части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг.
Фигурки птиц и животных.
Вопросы:
1. Как называется животное (птица, насекомое) ?
2. Что ты можешь рассказать о нем ?
3. Твое отношение к ним ?
Протокол обследования знаний:
№ | Фамилия и имя ребенка | Уровень развития | ||
высокий | средний | ниже среднего | ||
1. | Блохина Анастасия | ! | ||
2. | Валериус Максим | * | ||
3. | Гаратова Виктория | ! | ||
4. | Гераськин Александр | ! | ||
5. | Дегтярева Арина | ! | ||
6. | Ефимова Иванна | * | ||
7. | Жукова Милана | ! | ||
8. | Зарянская Полина | ! | ||
9. | Ковач Владислав | * | ||
10. | Куванов Александр | * | ||
11. | Макарихин Александр | + | ||
12. | Моисеев Максим | + | ||
13. | Османов Айхан | * | ||
14. | Османова Наджабат | * | ||
15. | Османов Елцан | * | ||
16. | Панова Марика | + | ||
17. | Пестов Матвей | + | ||
18. | Рабаданова Фатима | * | ||
19. | Резник Артем | * | ||
20. | Силаков Павел | ! | ||
21. | Талтанова Виктория | * | ||
22. | Тарасова Полина | ! | ||
23. | Тихомирова Мария | + | ||
24. | Тяпкин Матвей | * | ||
25. | Фокин Даниил | + | ||
27. | Юдин Денис | + |
Оценка результатов деятельности:
!- Высокий уровень (3 балла). Ребенок без особого по видам; аргументируя свой выбор. Соотносит представления фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связано и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
+- Средний уровень (2 балла). Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
*-уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном не верно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомые.
Задание 2. Определение уровня знаний характерных особенностей растительного мира
Проводится индивидуально с каждым ребенком.
Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Оборудование: Комнатные растения герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра и бальзамин султанский, лейка для полива; распылитель воды, палочка для рыхления; тряпочка, поддон.
Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.
Вопросы:
1. Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений ?
2. Как правильно ухаживать за комнатными растениями ?
3. Покажи, как правильно это нужно делать ? (на примере одного растения).
4. Для чего нужны людям комнатные растения ?
5. Нравится ли тебе комнатные растения и почему ?
Затем педагог предлагает из представленных выбрать:
а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза)
б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина)
в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника)
г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан)
Протокол обследования знаний:
Оценка результатов деятельности:
№ | Фамилия и имя ребенка | Уровень развития | ||
высокий | средний | ниже среднего | ||
1. | Блохина Анастасия | ! | ||
2. | Валериус Максим | * | ||
3. | Гаратова Виктория | ! | ||
4. | Гераськин Александр | ! | ||
5. | Дегтярева Арина | ! | ||
6. | Ефимова Иванна | * | ||
7. | Жукова Милана | ! | ||
8. | Зарянская Полина | ! | ||
9. | Ковач Владислав | * | ||
10. | Куванов Александр | * | ||
11. | Макарихин Александр | + | ||
12. | Моисеев Максим | + | ||
13. | Османов Айхан | * | ||
14. | Османова Наджабат | * | ||
15. | Османов Елцан | * | ||
16. | Панова Марика | + | ||
17. | Пестов Матвей | + | ||
18. | Рабаданова Фатима | * | ||
19. | Резник Артем | * | ||
20. | Силаков Павел | ! | ||
21. | Талтанова Виктория | * | ||
22. | Тарасова Полина | ! | ||
23. | Тихомирова Мария | + | ||
24. | Тяпкин Матвей | * | ||
25. | Фокин Даниил | + | ||
27. | Юдин Денис | + |
!- Высокий уровень (3 балла). Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяет группы предложенных растений. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
+-Средний уровень (2 балла). Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассматривает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
*-Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор. Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.
Задание 3. Определение уровня знаний характерных особенностей неживой природы
Проводится индивидуально с каждым ребенком.
Цель: Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Оборудование: Три баночки (с песком, с камнями, с водой)
Вопросы:
1. Какие свойства песка ты знаешь ?
2. Где и для чего человек использует песок ?
3. Какие свойства камней ты знаешь ?
4. Где и для чего человек использует камни ?
5. Какие свойства воды ты знаешь ?
6. Где и для чего человек использует воду ?
Протокол обследования знаний:
Оценка результатов деятельности:
№ | Фамилия и имя ребенка | Уровень развития | ||
высокий | средний | ниже среднего | ||
1. | Блохина Анастасия | ! | ||
2. | Валериус Максим | * | ||
3. | Гаратова Виктория | ! | ||
4. | Гераськин Александр | ! | ||
5. | Дегтярева Арина | ! | ||
6. | Ефимова Иванна | * | ||
7. | Жукова Милана | ! | ||
8. | Зарянская Полина | ! | ||
9. | Ковач Владислав | * | ||
10. | Куванов Александр | * | ||
11. | Макарихин Александр | + | ||
12. | Моисеев Максим | + | ||
13. | Османов Айхан | * | ||
14. | Османова Наджабат | * | ||
15. | Османов Елцан | * | ||
16. | Панова Марика | + | ||
17. | Пестов Матвей | + | ||
18. | Рабаданова Фатима | * | ||
19. | Резник Артем | * | ||
20. | Силаков Павел | ! | ||
21. | Талтанова Виктория | * | ||
22. | Тарасова Полина | ! | ||
23. | Тихомирова Мария | + | ||
24. | Тяпкин Матвей | * | ||
25. | Фокин Даниил | + | ||
27. | Юдин Денис | + |
!- Высокий уровень (3 балла). Ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.
+-Средний уровень (2 балла). Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры, того, как люди используют объекты неживой природы.
*- Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.
Задание 4. Определение уровня знаний времен года
Проводится индивидуально или маленькими подгруппами.
Цель: Определить уровень знаний времен года.
Оборудование: Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
Вопросы:
1. Какое время года тебе больше нравится ?
2. Нарисуй картинку, где будет изображено это время года ?
3. Назови время года которое наступит после твоего любимого времени года ?
4. Когда это бывает ?
Светит яркое солнце, дети купаются в реке.
Деревья покрытые снегом, дети катаются с горки на санках.
С деревьев падают листья, птицы улетают в теплые края.
На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Протокол обследования знаний:
Оценка результатов деятельности:
№ | Фамилия и имя ребенка | Уровень развития | ||
высокий | средний | ниже среднего | ||
1. | Блохина Анастасия | ! | ||
2. | Валериус Максим | * | ||
3. | Гаратова Виктория | ! | ||
4. | Гераськин Александр | ! | ||
5. | Дегтярева Арина | ! | ||
6. | Ефимова Иванна | * | ||
7. | Жукова Милана | ! | ||
8. | Зарянская Полина | ! | ||
9. | Ковач Владислав | * | ||
10. | Куванов Александр | * | ||
11. | Макарихин Александр | + | ||
12. | Моисеев Максим | + | ||
13. | Османов Айхан | * | ||
14. | Османова Наджабат | * | ||
15. | Османов Елцан | * | ||
16. | Панова Марика | + | ||
17. | Пестов Матвей | + | ||
18. | Рабаданова Фатима | * | ||
19. | Резник Артем | * | ||
20. | Силаков Павел | ! | ||
21. | Талтанова Виктория | * | ||
22. | Тарасова Полина | ! | ||
23. | Тихомирова Мария | + | ||
24. | Тяпкин Матвей | * | ||
25. | Фокин Даниил | + | ||
27. | Юдин Денис | + |
!- Высокий уровень (3 балла). Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года. Проявляет творчество и фантазию при ответе на вопрос «Какое время года тебе нравиться больше и почему?» По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года. Комментирует свой рисунок. Выражает эстетическое отношение к природе.
+-Средний уровень (2 балла). Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускается незначительные ошибки. На вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему ?» отвечает односложно. В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе.
*-Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разных времен года. Отвечая на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?», называет только время года. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 5. Определение уровня отношений к миру природы
Проводится индивидуально с каждым ребенком.
Цель: Определить уровень отношений к миру природы.
Вопросы:
1. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными ?
2. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду ?
3. Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения ?
4. Как мы можем помочь зимующим птицам ?
Протокол обследования знаний:
Оценка результатов деятельности
№ | Фамилия и имя ребенка | Уровень развития | ||
высокий | средний | ниже среднего | ||
1. | Блохина Анастасия | ! | ||
2. | Валериус Максим | * | ||
3. | Гаратова Виктория | ! | ||
4. | Гераськин Александр | ! | ||
5. | Дегтярева Арина | ! | ||
6. | Ефимова Иванна | * | ||
7. | Жукова Милана | ! | ||
8. | Зарянская Полина | ! | ||
9. | Ковач Владислав | * | ||
10. | Куванов Александр | * | ||
11. | Макарихин Александр | + | ||
12. | Моисеев Максим | + | ||
13. | Османов Айхан | * | ||
14. | Османова Наджабат | * | ||
15. | Османов Елцан | * | ||
16. | Панова Марика | + | ||
17. | Пестов Матвей | + | ||
18. | Рабаданова Фатима | * | ||
19. | Резник Артем | * | ||
20. | Силаков Павел | ! | ||
21. | Талтанова Виктория | * | ||
22. | Тарасова Полина | ! | ||
23. | Тихомирова Мария | + | ||
24. | Тяпкин Матвей | * | ||
25. | Фокин Даниил | + | ||
27. | Юдин Денис | + |
!-Высокий уровень. Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека жизнью животных, птиц, растений. Без труда выражает свое отношение к проблеме.
+-Средний уровень. Ребенок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений. Может выразить свое отношение к проблеме.
*-Уровень ниже среднего. Ребенок затрудняется ответить на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, растений, птиц. Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.
Предварительный просмотр:
Акция «Кормушка для птиц»
Предварительный просмотр:
Акция «Кормление птиц»
Предварительный просмотр:
Акция «Лепка фигур из снега»
Предварительный просмотр:
Игра «Выбери перелетных птиц»
Предварительный просмотр:
Совместная аппликация «Животные средней полосы»
Предварительный просмотр:
Лепка «Дикие животные»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию на тему: «Будь природе другом!»
- прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение; - воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, до...
Проект по экологическому воспитанию на тему: «Будь природе другом!»
Формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей. Создать условия, раскрывающие интеллектуальную и творческую потенциальность дошко...
Проект по экологическому воспитанию на тему: «Будь природе другом!»
Формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей. Создать условия, раскрывающие интеллектуальную и творческую потенциальность дошко...
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Будь природе другом!»
Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания....
Экологический проект Тема: «Будь природе другом» Консультации для родителей
При организации воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность поз...
Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Будь природе другом!»
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию ...
Педагогический проект Тема: «Будь природе другом»
Актуальность проекта: в настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии....