Инструментарий для мониторинга ранний возраст
учебно-методический материал

Бахтина Алина Аликовна

Мониторинг рассматривается как специально организованное, систематическое наблюдение за динамикой развития умений и навыков ребенка, способствующее выявлению его особенностей, нуждающихся в корректировке, изменении способов взаимодействия, попечении и внимании со стороны педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instrumentariy_dlya_monitoringa_ranniy_vozrast.docx122.92 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика педагогического процесса в первой младшей группе

(с 1,6 до 3 лет)

дошкольной образовательной организации на 202_ / 202_ учебный год

Группа        первая младшая №        

Воспитатели:

1.         

2.         

Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 2-3 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки №1155 от 17 октября 2013 года: « Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», « Речевое развитие», « Художественно – эстетическое развитие», « Физическое развитие», что В позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

  • 1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
  • 2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
  • 3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
  • 4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
  • 5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации,- в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает два этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности – для подготовки к групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/данной образовательной области.. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов детей данного возраста).

Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

№ п\п

ФИО ребенка

Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать

действиям сверстника и взрослого.

Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и

взрослым.

Общается в диалоге с воспитателем. Может поделиться информацией, пожаловаться на неудобство и действия сверстника.

Обращается с речью к сверстнику.

Следит за действиями героев кукольного театра.

Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках.

Слушает стихи, сказки,

небольшие рассказы без наглядного

сопровождения.

Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы.

Выполняет простейшие трудовые действия.

Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным

качествам сверстников. Проявляет элементарные правила вежливости.

Итоговый показатель по

каждому ребенку ( среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

Итоговый показатель по

группе (среднее значение)

Выводы

Образовательная область « Познавательное развитие»

№п/п

ФИО

ребенка

Знает свое имя.

Называет предметы

ближайшего окружения, имена членов своей семьи и воспитателе

й

Осуществл яет перенос действий с объекта на объект,

использует предметы - заместител и

Узнает и называет игрушки, некоторых домашних

и диких животных, некоторые овощи и фрукты.

Имеет элементарные

представления о сезонных явлениях, смене дня и ночи.

Узнает шар и куб,

называет размер( большой – маленький)

Группирует однородные предметы, выделяет один - много

Умеет по словесному указанию взрослого находить

предметы по назначению,

цвету, размеру.

Проявляет интерес к книгам, и

рассматривани ю иллюстраций

Итоговый показатель по

каждому ребенку ( среднее значение)

Сен

.

Май

Се н.

Май

Сен.

Май

Сен.

Май

Сен

.

Май

Сен

.

Май

Сен

.

Май

Сен.

Май

Сен.

Май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Итоговый

показатель по группе ( среднее значение)

Выводы         

Образовательная область « Речевое развитие»

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Сопровождает речью игровые и бытовые действия

По просьбе взрослого проговаривает слова, небольшие фразы

Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», « Что делать»)

Может рассказать об изображенном на кар-тинке, об игрушке, о собы- тиях из личного опыта

Итоговый показатель по каждому ребенку

(среднее значение)

сентя брь

май

сентяб рь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентяб рь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Выводы         

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

№п/.п

ФИО

ребенка

Различает основные формы

конструктор а. Со взрослым сооружает постройки.

Знает

назначение

карандашей, ф ломастеров, красок и кисти, клея,

пластилина.

Создает простые предметы из разных

материало в, обыгрывае т совместно

со взрослым

Узнает знакомые мелодии, вместе с взрослым подпевает в песне

музыкальные фразы

Проявляет активность при

подпевании, выполнении танцевальных движений

Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в

ладоши, поворачивать кисти рук

Умеет

извлекать звуки из музыкальных инструментов: погремушки, бубен

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее

значение)

Сен

.

Май

Сен.

Май

Сен.

Май

Сен.

Май

Сен.

Май

Сен.

Май

Сен.

Май

Сен.

Май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Выводы         

Образовательная область «Физическое развитие»

№ п\п

ФИО ребенка

Проявляет навыки опрятности, пользуется индивидуальны ми предметами гигиены (носовым платком, полотенцем,

расческой, горшком)

Умеет принимать жидкую и твердую пищу.

Правильно использует

ложку, чашку, салфетку.

Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей.

Проявляет желание играть в подвижные игры.

Может

прыгать на двух ногах на месте, с продвижение м вперед.

Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.

Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу.

Итоговый показатель по

каждому ребенку ( среднее значение)

сентяб рь

май

сентя брь

май

сентяб рь

май

сентя брь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Итоговый показатель по группе (среднее

значение)

Выводы         

_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструментарий проведения мониторинга в ясельной, младшей, средней группах ДОУ. Область "Коммуникация".

Инструментарий проведения мониторинга в ясельной, младшей, средней группах ДОУ. Область коммуникация....

Инструментарий проведения мониторинга в старшей, подготовительной группах ДОУ. Область "Коммуникация".

Инструментарий проведения мониторинга в старшей, подготовительной группах ДОУ. Область коммуникация....

Инструментарий проведения мониторинга в группах ДОУ. Область "Художественная литература"

Инструментарий проведения мониторинга в группах ДОУ. Область "Художественная литература"...

Мониторинг ранний возраст

Мониторинг достижения целевых ориентиров детьми раннего возраста...

Инструментарий педагогического мониторингав группе раннего возраста 1-2 года

Инструментарий педагогического мониторингав группе раннего возраста 1-2 года...

Инструментарий для мониторинга средний возраст

Мониторинг рассматривается как специально организованное, систематическое наблюдение за динамикой развития умений и навыков ребенка, способствующее выявлению его особенностей, нуждающихся в корре...

Мониторинг ранний возраст

Описание и рекомендации по использованию инструментария педагогической диагностики в группе раннего возраста (2-3 г) по списку -23 участвовало -23(в соответствии с содержанием ФОП)Образовательная...