Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста. Развитие речи через художественное слово Донского края.
консультация на тему

Бузулан Оксана Викторовна

Приобщение к духовному наследию, развитие его чувств и речи невозможно представить вне художественной литературы. Сегодня, многие педагоги отмечают снижение интереса детей к книге. Можно посоветовать воспитателям и родителям при подборе книг учитывать не только данный в программе перечень, но и интересы современных детей, следить за новинками детской литературы, знакомить дошкольников с детскими журналами, пополнять детскую библиотечку. Определяя круг детского чтения, необходимо включить в него произведения местных авторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_teme.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов по теме: «Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста. Развитие речи через художественное слово Донского края».

Говорить умеют почти все, но говорить правильно умеют единицы. Разговаривая с другим человеком мы пользуемся речью, как средством для передачи своих мыслей, соображений, настроений. Мы делаем это, потому что речевое общение - одна из главных потребностей и функций человека. Она дана ему природой и отличается его от всех других представлений живого мира. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольника без оценки его речевого развития невозможно. В первую очередь, развитая личность обладает умениями правильно выражать свои мысли, пользоваться достаточно обширным и постоянно расширяющимся словарным запасом, умеет правильно строить предложения, взаимодействовать в разговоре с другим человеком, слушать и понимать собеседника, размышлять вслух, убеждать в своей правоте, высказывать свою точку зрения, управлять своими эмоциями в разговоре, пересказывать и обсуждать услышанное и увиденное, умеет вступать в контакт со взрослыми и сверстниками, спрашивать и отвечать на вопросы, возражать, объяснять, спорить. Речь - самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею-серьёзная наука и немалое искусство. Ребёнок-дошкольник рассказывает о каких-то волнующих его событиях, захлёбывается словами, нервничает, размахивает руками, а его собеседник остаётся либо равнодушным, либо также начинает возбуждаться, но смысла сказанного не улавливает. Дети слушают чтение сказок, переживают в тех местах, которые воспитательница эмоционально выделяет, но пересказать услышанное не могут, эмоции затмевают  идею сказки  или стихотворения, интонационные акценты не там расставлены. Правильной речи детей необходимо учить. Прежде всего должна быть хорошая речевая среда в ДОУ. Кроме игр и игровых речевых заданий детям необходим тщательно подобранный литературный репертуар для чтения, рассказывания, заучивания наизусть. Хорошо известно, что воспитание культурного человека начинается в годы дошкольного детства. Приобщение к духовному наследию, развитие его чувств и речи невозможно представить вне художественной литературы. Сегодня, многие педагоги отмечают снижение интереса детей к книге. Можно посоветовать воспитателям и родителям при подборе книг учитывать не только данный в программе перечень, но и интересы современных детей, следить за новинками детской литературы, знакомить дошкольников с детскими журналами, пополнять детскую библиотечку. Определяя круг детского чтения, необходимо включить в него произведения местных авторов. Из наиболее близких для детей нашего Донского края можно использовать произведения  М. Шолохова, П.  Лебеценко, И. Василенко, Б. Изюмского, Д. Долинского, Н. Скребова и др., а также малые фольклорные формы. Донскую литературу отличает богатство содержания, жанровое и тематическое многообразие. Эти произведения помогут ребёнку узнать много нового и интересного о своей Малой Родине, её людях, особенностях природы, животного мира, проникнуться уважением к её историческим и культурным традициям.                                                          

При отборе книг для детского чтения и рассматривания важно учитывать доступность литературного произведения, его сюжетную занимательность, литературную ценность, соответствие задачам нравственного воспитания, воспитание любви к Родине, к людям, к природе. Очень важно неоднократно возвращаться к прочитанному раннее, повторять прочитанные стихи, и учить выразительно рассказывать, инсценировать литературные произведение, рассматривать иллюстрации необходимо, рисовать на темы прочитанного, устраивать выставки книг, интересно рассказывать о писателях. Особое внимание необходимо уделить развитию образной речи  детей в процессе ознакомления с разными жанрами литературы (сказка, рассказ, быль, легенда, стихотворение, басня) и малыми фольклорными формами. Начальному  литературному образованию детей способствуют также утренники, вечера досуга, посвящённые творчеству писателей или поэтов, вечера сказок, стихов, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора). Вся эта работа должна быть пронизана творчеством, любовью самого педагога к литературе и стремлением передать эту любовь к детям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы.

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматрива...

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы.

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматрива...

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы.

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматрива...

Все проекты. Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу" (старший дошкольный возраст 6 лет) "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии О.Капитовской".

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оцен...

Консультация для педагогов по теме: «Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста».

Хорошо известно, что воспитание культурного человека начинается в годы дошкольного детства. Приобщение к духовному наследию, развитие его чувств и речи невозможно представить вне художественной литера...

Презентация проекта по приобщение к чтению художественной литературы детей дошкольного возраста

Хорошая книга глубоко затрагивает чувства ребёнка, её образы оказывают большое воздействие на формирование личности. Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духо...

Приобщение художественной литературе детей дошкольного возраста на материале народного фольклора

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучен...