План работы по театрализованной деятельности в группе "Капитошки"
материал (подготовительная группа)
Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_tetraliz._deyat._-_ti_2023_-_2024.g_kapitoshki_1.docx | 34.68 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27» (МБДОУ № 27)
План работы по театрализованной деятельности
в разновозрастной группе «Капитошки»
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Воспитатель
Атаманова Светлана Алексеевна
г. Красноярск
2023– 2024г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.
Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. Сказки учат дружить, развивает у младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка предостерегает об опасности — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; учат слушаться родителей, старших. Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.
Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.
Огромную, ни с чем несравнимую радость, доставляет детям театр. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.
Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.
Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребенка. Они в полном объеме развивают речь ребенка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду. Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.
Цель кружка:
Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Последовательно знакомить детей с различными видами театра.
2. Развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
3. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой и жестами.
4. Систематизировать представления о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости.
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
6. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Формы работы с детьми:
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизации
• объяснение
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения
• инсценирование знакомых сказок, небольших занимательных сценок
• изготовление атрибутов к сказкам.
Планируемые результаты к концу года:
- хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
- показывают три-четыре пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;
- показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;
- произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
- выразительно читают стихотворный текст;
- передают образ героя характерными движениями;
- действуют на сцене в коллективе;
- действуют согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно;
- умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.
Работа с родителями
месяц | Вид деятельности |
Сентябрь | Консультация для родителей «Театр- наш друг и помощник». Анкетирование |
Октябрь | Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка». Привлечение к помощи в оформлении театрального уголка. |
Ноябрь | Папка - передвижка «Кукольный театр: куклы на палец, перчаточные куклы, кукла - живая рука, куклы - марионетки и т.д.» Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» |
Декабрь | Консультация «Развитие детей в театрализованной деятельности» Фотовыставка «Моя сказочная роль» |
Январь | Папка-передвижка «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» Конкурс поделок и рисунков «Мой любимый сказочный герой» |
Февраль | Консультация «Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей. |
Март | Консультация для родителей «Значение игр-драматизаций в развитии детей дошкольного возраста» Папка- передвижка «27 марта- всемирный день театра» |
Апрель | Анкета на выявление отношения семьи к совместной культурной досуговой деятельности Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю. |
Май | Награждение самых активных родителей грамотами. Показ фотоотчета за год. |
Перспективное планирование театрализованной деятельности
на 2023-2024 учебный год
в разновозрастной группе «Капитошки»
Задачи, содержание деятельности | Работа с родителями | |
Сентябрь | 1.Артикуляционная гимнастика: «Курочка - хохлатка», 2. Проговаривание чистоговорки на развитие дикции на звук «К - Г»; 3.Упражнение на интонациональную выразительность: «Петушок и курочка». 4.: Рассказывание и пересказ народной сказки: «Курочка Ряба» 5: Театрализация по сказке «Курочка Рябa».- пальчиковый театр. | Рассматривание ширмы для кукольного театра, рассматривание театральных игрушек, персонажей для настольного театра. Знакомство со сказкой «Курочка Ряба», учить детей пересказывать сказку в лицах. Учить детей обыгрывать роли из сказки. |
Октябрь | 1.Артикуляционная гимнастика: «Дедушка АУ»,». 2.Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «Д - Т»; 3. Пластические этюды «Кот крадётся», « Весёлая мышка». 4. Отгадывание загадок о домашних животных с использованием пальчикового театра. 5. Пальчиковая гимнастика: «Репка поспела». 4. Упражнение на интонационную выразительность, «Иди тянуть репку», 5. Чтение сказки «Репка» по ролям с использованием кукол настольного театра | Развивать интонационную вразительнсть. Знакомство со сказкой «Репка», учить детей пересказывать сказку. Учить обыгрывать роли по сказке «Репка», развивать желание помогать родным и друзьям. |
Ноябрь | 1.Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Домик открывается», «Язык здоровается с верхней губой». 2.Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми со звуком «ОК». 3.Этюды на пластику: «Кто как стучит в теремок». 4.Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми «Ок - ок - ок - вот стоит теремок» 5.Чтение и пересказ сказки «Теремок» | - Развивать интонационную вразительнсть. Знакомство со сказкой «Теремок», учить детей пересказывать сказку. Учить обыгрывать роли по сказке «Теремок», |
Декабрь | 1.Артикуляционная гимнастика «Часики», «Кружочек», «Уточка», «Прятки». 2.Упражнение на речевое дыхание «Спать хочется». 3.Проговаривание чистоговорки «Я на горку шла» с разной силой голоса. 4.Мимические этюды: «Заинька плачет», 5.Упражнение на развитие воображения «Отгадай и покажи», «Лес шумит», «Петушок кричит…» 6.Чтение и пересказ сказки «Заюшкина избушка», Обыгрывание эпизодов сказки. 6. Музыкально - театрализованная композиция: «Весёлые Гномы» | Продолжать знакомство с артикуляционной гимнастикой. Развивать связную образную речь, творческую фантазию Учить детей обыгрывать роли к сказке: «Заюшкина избушка». |
Январь | 1.Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Самовар», «Паровозик», «Гармошечка». 2.Проговаривание чистоговорки «Лиса по лесу» в разном темпе. 3.Упражнения на имитацию движений «Бабушка хромает»», «Дровосеки рубят деревья»», «Мама печёт пирожки для бабушки» 4.Упражнение на развитие интонационной выразительности: «Бабушка отвечает внучке», «Волк и Красная Шапочка». «Красная Шапочка зовёт лесорубов» 5.Разговор по телефону «Мама и Бабушка», «Красная Шапочка и волк», «Мама и Красная Шапочка». 6. Обыгрывание эпизодов сказки «Красная Шапочка и серый Волк». | Развивать интонационную выразительность, пластику.
Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой и жестами. Развивать связную образную речь, творческую фантазию. |
Февраль | 1.Артикуляционная гимнастика «Покусываем язычок», «Маятник», «Барабанщик», «Надуем шарик». 2.Чтение чистоговорки «Улитка» с движениями пальцев и рук. 3.Упражнение на активизацию словарного запаса: Разговор по телефону «Погода в лесу» «Лесорубы вызывают охотников», «Бабушка и лесорубы». 6. Подготовка к показу театрализованной сказки «Красная Шапочка» | Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой и жестами. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности. |
Март | 1.Артикуляционная гимнастика «Накажем непослушный язычок», «Покусываем язычок», «Шлёпаем губами язычок», «Весёлый язычок». 2.Проговаривание потешек с использованием кукол пальчикого театра. 3.Игра, на воображение «Узнай из какой сказки и покажи сам»; «Расскажи без слов». 4. Показ сказки «Красная Шапочка» (настольный театр) 5. Сценка «Три девицы» | Развивать интонационную выразительность. Систематизировать представления о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости |
Апрель | 1.Артикуляционная гимнастика «Часики», «Загоним мяч в ворота», «Лопаточка», «Заборчик», «Губы круглые, как бублики». 2. Чтение потешек «Сел мышонок на маслёнок» с разной силой голоса. Петушк - золотой гребешок» Зайку бросила хозяйка. Упрямый ослик» 3.Мимическийе этюды: «Медведь удивился», «Маша хитрая», «Смелая Маша», «Бабушка грустная», «Подружки испугались» 3.Упражнение на формирование разговорной (Диалогической) речи. Телефонный разговор: «Маша и бабушка», «Медведь и дедушка», «Маша и медведь». | Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности. Знакомство с новой сказкой: «Телефонный разговор» учить детей пересказывать сказку, сопереживать герою сказки. |
Май | 1.Артикуляционная гимнастика «Часики», «Загоним мяч в ворота», «Лопаточка», «Заборчик», «Губы круглые, как бублики». 2. Чтение поговорок. 3. Упражнение на речевое дыхание «Надуй шарик» 4. Записать видео - фильм: «Поздравления с Днм ПОБЕДЫ» | Учить детей гордится своими достижениями в театральной деятельности. Развивать интонационную выразительность, при чтении стихов о войне. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, гордость за погибших воинов в ВОВ. |
Результаты к концу года:
- хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
- показывают три-четыре пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;
- показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;
- произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
- инсценируют небольшие сказки.
ЛИТЕРАТУРА
- Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г
- О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
- И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
- Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.
- М.Д.Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М.,2009.
- А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.
- Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
- Е.А.Антипина «Кукольный театр в детском саду».
- Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
- А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
- Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
- Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.
- Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:200
- А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
- Т.Н.Доронова «развитие детей 5-6 лет в театрализованной деятельности» М.,1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по театрализованной деятельности в подготовительной группе
в работе представлен перспективный план работы с детьми подготовительной группы по художественно-эстетическому развитию....
Перспективный план работы по театрализованной деятельности в студии «Гномики»
Представлен перспективный план работы по театрализованной деятельности с детьми 4 - 6 лет....
План работы кружка театрализованной деятельности в подготовительной группе
План работы кружка театрализованной деятельности в подготовительной группе...
Планы работы по театрализованной деятельности
Планы работы с родителями и детьми...
Перспективный поэтапно - творческий план работы по театрализованной деятельности (Средняя группа, 1 квартал)
Перспективный поэтапно-творческий план работы по театральной деятельностиСредняя группа (1 квартал) ОсновныенавыкитеатральногомастерстваМетоды формированиятеатральногомастерства Средстваформирова...
Перспективный поэтапно - творческий план работы по театрализованной деятельности (Средняя группа, 2 квартал)
Перспективный поэтапно-творческий план работы по театральной деятельностиСредняя группа (2 квартал) ОсновныенавыкитеатральногомастерстваМетоды формированиятеатральногомастерства Средстваформирова...
Перспективный поэтапно - творческий план работы по театрализованной деятельности (Средняя группа, 3 квартал)
Перспективный поэтапно-творческий план работы по театральной деятельностиСредняя группа (3 квартал) ОсновныенавыкитеатральногомастерстваМетоды формированиятеатральногомастерства Средстваформирова...