Семинар – практикум для педагогов ДОУ : «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»
материал

Шабаева Вероника Рифатовна

Семинар – практикум: «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя разнообразные формы и методы работы.

Задачи:

  • Ознакомление педагогов с инновационными технологиями и методами, применяемыми в организации безопасности жизнедеятельности воспитанников;
  • Активизация знаний педагогов по проблеме;
  • Обучение педагогов общению, выработке единого мнения в педагогическом коллективе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_moy_avtovosstanovlenie.docx34.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Аленушка» р.п.Дергачи

Семинар – практикум для педагогов ДОУ :

«Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».

Старший воспитатель: Шабаева В.Р.

2023г

Семинар – практикум: «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя разнообразные формы и методы работы.

Задачи:

  • Ознакомление педагогов с инновационными технологиями и методами, применяемыми в организации безопасности жизнедеятельности воспитанников;
  • Активизация знаний педагогов по проблеме;
  • Обучение педагогов общению, выработке единого мнения в педагогическом коллективе.

           Предварительная работа:

  • Определение спектра вопросов по проблеме.
  • Знакомство с материалами по проблеме, представленными в интернете.
  • Опрос педагогов и детей по проблеме.
  • Изучение литературы по теме и составление аннотаций.
  • Выполнение педагогами домашнего задания.

План  семинара-практикума.

№ п/п

Формы и методы деятельности

Содержание деятельности

Примерное время

Предполагаемый результат

1

Сообщение

Актуализация проблемы

3 мин.

Создана мотивация деятельности.

2

Презентация

«ОБ в детском саду»

15 мин.

Усвоены научные понятия «социальное развитие», «ОБЖ. Сформированы умения выдвигать гипотезу.

3

Коллективный анализ

Анализ опросников педагогов и детей.

-«А вы готовы к неожиданностям?»

-Проектирование методик.

-«Понимание сюжетных картинок по безопасности».

-Дорожное движение «Безопасность».

10 мин.

Сопоставление собранной информации для планирования работы. Сформированы умения проводить опрос.

4

Работа с перфокартой

Проверка знаний педагогов по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.

7 мин.

Систематизированы знания педагогов по ознакомлению с правилами дорожного движения.

5

Работа в группах

1 группа. -Составить памятку «Правила пожарной безопасности».

2 группа.

 - Составить памятку «Как себя вести с незнакомцем?».

7 мин.

Овладение практическими навыками по проблеме.

Приобретение навыков публичного выступления

6

Игралочки для взрослых

«Классификация источников опасности»,

«Подбери действие и рифму к наказам».

5-7 мин.

Сопоставление прогнозируемого и полученного результата.

7

Рефлексия

Рефлексия, получение обратной связи.

3 мин.

Оценка эффективности семинара.

Ход семинара

1. Введение в тему.

   Наверно, ни для кого ни секрет, что очень часто мы с вами (взрослые люди) страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от подстерегающих нас опасностей, будь то поведение в природе, дороге, быту и т.д. А что уж говорить о детях, как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу,  так как не знают, как вести себя в сложившихся ситуациях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия, поэтому формирование основ безопасности является актуальной проблемой современного общества.

Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения.

С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего мира, поощряемая взрослым, порой становится небезопасной для него. Формирование навыков безопасного поведения детей неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: не трогай, отойди, нельзя. Но прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила чаще всего оказывается малоэффективным. Очень важно, каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д. в процессе игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, трудовой, продуктивной и других видов деятельности в различных формах обучения (Игра, беседа, занятие, развлечение, экскурсия)

Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

        Выделяют 3 компонента безопасного поведения человека,

1) предупреждение опасности;  

2) уклонение от опасности;

3) преодоление опасности.

    С этих позиций выделяются показатели сформированности опыта безопасного поведения детей:

-знания  ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);

-умения   действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;

-отношение  (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).

   Необходимо отметить, что обозначенные компоненты опыта безопасного поведения взаимосвязаны друг с другом.

                                         Задачи в работе с детьми:

  - формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

- формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.

- Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание отношения к необходимости выполнения этих правил

                                         

Задачи в рабате с родителями:

-знакомить родителей с работой ДОУ по формированию у детей основам безопасности;

-повышать уровень знаний родителей по формированию у детей основам безопасности;

-воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность  детей, их эмоциональное благополучие;

-создать особую форму общения между родителями и воспитателями: «Доверительно деловой контакт»

2. Презентация «ОБ в детском саду».

Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности.

Пространственно - предметная среда, построена на принципе красоты. Это правильно расставленная мебель, которая создает пространство, где дошкольники знакомятся с разными пособиями по основам безопасности жизнедеятельности: альбомы с картинками, рисунки, настольно - печатные игры, картины, иллюстрации, художественная литература, стихи, загадки, пословицы, атрибуты к сюжетно - ролевым играм. В группах в свободной деятельности дети могут рисовать, просматривать книги, играть в различные игры по техники безопасности, проводить экспериментальную деятельность в опытническом уголке.

Основная задача обогащения игровой среды групп элементами и атрибутами для игр, служит стимулом для познавательной активности детей. Педагогами могут изготавливаться разнообразные учебные пособия по основам безопасности жизнедеятельности: альбомы «Пожары», «Профессия пожарных», «Пожарная служба», «Скорая помощь», «Полиция», «Опасные ситуации в жизни детей», «Ребенок дома», «Ребенок и чужие люди».

Познавательная активность, заложенная в виде информации в группах, не реализованная сразу полностью, должна побудить ребенка к поиску решения различных ситуаций. Для этого в свободной деятельности дети в отведенных уголках играют в дидактические игры: «Горит - не горит», «Что необходимо пожарному?», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинки», «Черный ящик» и другие. С помощью дидактических игры дети подолгу рассматривают, думают, рассуждают.

При проведении различных досугов педагоги основываются на опыт дошкольников и имеющийся материал, который развивает умственную активность, смекалку, конструктивные умения, но и разностороннее развитие, жизненно важные качества, находчивость, самостоятельность, быстроту, ловкость, трудовую и физическую деятельность.

Средства ознакомление детей с основами

безопасности жизнедеятельности.

К средствам  ознакомления детей с основами  безопасности является показ ребенку социального мира изнури, помочь ему накопить социальный опыт, понимание своего места мире как члена современного общества, участника каких - либо событий.

Воспитатель может предложить детям нарисовать план - схему группы, - сада, где отмечаются опасные места красными кружками, вспоминают и обозначают социальные объекты окружающие ясли - сад, дом, дорогу.

Мир разнообразен, и предметы, окружающие ребенка, разнообразны по свойствам, качествам, функциям. Есть предметы, которые дети не замечают и не интересуются ими, пока педагоги не предложат и не создадут условия для их действия с ними. Только тогда субъективный предмет станет средством познания мира. Так в группах существуют опасные предметы: розетки, ножницы, вилки, ножи; а также бытовая техника: магнитофоны, пылесосы, часы, кварц, телевизоры, ноутбуки. Но рекомендуется в процессе организованной учебной и свободной деятельностях периодически рассматривать и выявлять принцип заложен в процесс работы механизмов. Взрослые должны предупреждать о правилах безопасности детей, проверять детей поняли ли они принцип работы бытовой техники (пример с кофемолкой и сахарной пудрой).

Источником знаний может выступать и  художественная литература -  произведения разных жанров (сказки, стихи, пословицы, поговорки, загадки), произведения с разным содержанием: познавательным (Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», Б. Житков «Пожар в морей», Е. Хоринский «Спичка - невеличка», С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герои», «Пожар»), юмористическое (К.Чуковский «Телефон», «Айболит», Н.Носов «Телефон», С.Я. Маршак «Приключение Буратино», «Колобок»). С помощью сказки у дошкольников развиваются сердечные чувства, благородства души, желание доставлять радость близким. Картинки в книжках являются средством приобщения к ознакомлению с основами безопасности, конкретизируют наглядно примеры.

Деятельность как условие по ознакомлению

с основами безопасности жизнедеятельности.

Деятельность является средством и условием, обеспечивающим ребенку активно самостоятельно познавать окружающий мир и стать частью этого мира, формирование многих личностных качеств.

Деятельность делиться на две группы. К первой относятся: игра и продуктивные виды деятельности.

Игра, по мнению А.Н. Леонтьева дает ребенку «Доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности». В игре ребенок отражает значимые события, что волнует общество, где подстерегают ребенка опасности. Отражая события ребенок становится участником, знакомится с миром, действуя активно. От игры зависят поступки в различных ситуациях, их поведение, отношение друг к другу. Искренние переживания в игре учат ребенка силе самой игры. Ведь в игре дети отражают то, что их особенно поразило, удивило, оставило яркое пятно, явление, факт. Используются словесно - наглядные, настольно - печатные, дидактические, сюжетно - ролевые и театрализованные игры в ознакомлении детей основам безопасности жизнедеятельности.

В рисунках, в лепке, в конструировании дети сознательно показывают окружающую действительность. Действительность отражают на основе воображения, наблюдений, впечатлений, полученных через беседу, картину, иллюстрации и другое. Процесс рисования может протекать через игру. Можно попросить детей нарисовать картинки из сказки «Кошкин дом»: Вторая группа это - предметная деятельность, труд, наблюдения.

Предметная деятельность заключает в себе познание ближнего окружения с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипуляция с предметами, дает навык знаний об свойствах, качествах, назначении и функции их. Она удовлетворяет познавательные интересы детей, помогает ориентироваться в окружающем мире, чувство уверенности, управление миром.

С помощью трудовой деятельности ребенок при обретает и обогащает социальный опыт. 

Наблюдение занимает особое место и обогащает социальный опыт детей, но чтобы не делали дети, они всегда наблюдают и все запоминают. Наблюдение развивает познавательные интересы, закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Учебная деятельность важна для познания социального мира. В процессе воспитания и обучения ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого, который организует получение знаний, контролирует усвоение детьми знаний, производить коррекционную работу. Выделяют четыре особенности воспитания и обучения:

1) слово - это главное между ребенком и ознакомлением с основами безопасности жизнедеятельности, большое значение имеет речь педагога, образность речи, конкретность, четкость мысли: беседы, чтение художественной литературы, стихов;

2) восприятие ребенком действительности, чувственного опыта, экспериментирование;

3) эмоции дошкольника, эмоциональное отношение, способствует активности детей в усвоении знаний: конструктивная деятельность;

4) под непосредственным руководством взрослого проводиться обучение детей.

Методы ознакомления детей с основами безопасности

жизнедеятельности.

Использование метода сравнения необходимо определить, с чего начинать сравнивать по сходству или по контрасту, группировать или классифицировать. Для этого на уметь анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Классификация в данном методе способствует познавательной активности, используется не как самоцель, а отображая предметы для выставок, альбомов и т.д.

Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применения знаний на деле, развитие мышление, воображения и подготовку выбора из экстремальной ситуации в жизни. Главное чтобы дети самостоятельно проявляли гибкость мышления при нахождении правильного ответа.

Метод повторения основывается на важном дидактическом принципе, без которого нельзя говорить о прочности знаний и воспитании чувств. Педагог требует от детей умение повторять усвоенное. Это приводит к появлению обобщений, выводам, повышают двигательной активности.

Экспериментирование дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение, опровержение собственных представлений.

Игровые приемы повышают качество усвоения познавательного материала и закрепление чувств. Воображаемая ситуация: путешествие, встреча. Повышение эмоциональной активности происходит с помощью игр - драматизаций.

Придумывание сказок на разные темы сильно воздействует на чувство оказываемые в сочетании с разнообразными средствами на занятиях.

  1. Коллективный анализ.

А теперь давайте порассуждаем, попытаемся ответить на вопросы:

  • Какую  вы ведете работу по ОБЖ в своих группах?
  • Достаточно ли эффективна эта работа?
  • Какая развивающая среда создана в ваших группах по данному направлению?
  • Какие мероприятия с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения вы можете провести и организовать?
  • Лекции и консультации;
  • Оформление стендов;
  • Эстафеты безопасности;
  • Театрализованные постановки;
  • Конкурсы;
  • Проекты.

4. Работа с перфокартой.

Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.

Вопросы

Варианты ответа

Как должен входить в автобус взрослый с ребенком?

1.Входить одновременно с ребенком.

2.Ребенок входит первым, взрослый за ним.

3.Взрослый входит первым, ребенок за ним.

Как должен взрослый с ребенком выходить из автобуса?

1.Входить одновременно с ребенком.

2.Ребенок идет первым, взрослый за ним.

3.Взрослый выходит первый, ребенок за ним.

С какого возраста рекомендуется знакомить детей с назначением желтого цвета светофора?

1.с 3-х лет.

2.с 4-х лет.

3.с 5-ти лет.

4.в зависимости от уровня развития и знаний детей.

Программе, какой возрастной группы соответствует знание детьми  таких правил пешехода: идти можно только по тротуару,  придерживаясь правой стороны, переходить улицу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, держась за руку взрослого.

1.2 младшая группа.

2.средняя.

3.старшая

Какому сигналу светофора соответствует положение регулировщика боком к пешеходу?

1.зеленый.

2.красный.

3.желтый.

5. Работа в группах

1 группа: «Правила пожарной безопасности» (памятка)

  • Не играй со спичками и зажигалками. Это может стать причиной пожара.
  • Уходя из дома или комнаты, не забывай выключить электроприборы.
  • Не суши белье (или волосы) над плитой.
  • Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи, бенгальские огни дома. Это можно делать только со взрослыми на улице.
  • В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке, не открывай печную дверку. От выпавшего уголька может загореться дом.

           2 группа: «Как вести себя с незнакомцами» (памятка)

  • Не ходи с незнакомцем (тетей, дядей и т.д.), что бы он тебе не говорил.
  • Не садись к незнакомым людям в машину,  ни под каким предлогом.
  • Не заходи в подъезд дома или лифт с незнакомцем, даже если на вид он совершенно безопасен.
  • Ничего не бери у незнакомца, чтобы он тебе ни предлагал.
  • Ты не обязан отвечать на вопросы незнакомых людей, и чем бы то ни было помогать им (даже если тебя попросили проводить до квартиры, которую не могут найти).
  • Не бойся отказывать! Научите ребенка вежливо отказывать старшим. Есть скромные, деликатные, воспитанные дети, которые не в состоянии отказать незнакомцу в просьбе, хотя внутренне испытывают протест.
  • Не бойся кричать! Необходимо объяснить ребенку, что если к нему пристанет незнакомец, ему следует громко и пронзительно кричать, звать на помощь прохожих, царапать, щипать самые ранимые мест.

6. Игралочки для взрослых.

1 задание. «Закончи предложение».

 1 команда

 1. Если съесть грязную сосульку, то… (может возникнуть отравление, дизентерия, заражение глистами, будет болеть горло)

 2. Если бы горящая бумага упала на мягкое кресло, то. (может случиться большой пожар)

 3. Если ты развёл костёр, то…. (не забудь потушить огонь, чтобы не разгорелся лесной пожар)

 4. Если попробовать незнакомую ягоду, то (можно отравиться)

 5. Если брать острые предметы, то… (можно порезаться)

2 команда

1. Если у вас поднялась температура, то… (надо вызвать врача, дать лекарство)

2. Если пойти гулять одному по незнакомому городу, то (можно потеряться, заблудиться)

 3. Если вы забыли выключить утюг, то… (может произойти пожар)

4. Если вам предлагают поиграть со спичками, то… (нужно отказаться)

5. Если ты погладишь незнакомую собаку, то (она может тебя укусить)

2 задание.  «Ах, эти сказки».

- В каких сказках говорится о том, что опасно оставлять ребенка без присмотра

 («Колобок», «Гуси – лебеди», «Кошкин дом», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т. д.)

-В каких сказках показано, что случается, если маленький герой сбежит в неизвестном место  («Колобок», «Буратино»)

 

7. Релаксация.

Завершить наш семинар-практикум мне хочется словами.

Философы говорят, что "жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них" уверена, что эмоциональная память сохранит атмосферу нашего семинара. Спасибо вам! Берегите себя и своих близких.

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности бед  избежать,

А где надо – на помощь позвать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов ДОУ : «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».

Семинар – практикум для педагогов ДОУ : «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»материал будет интересен воспитателям, методистам ДОУ. Помогает провести семинар интересно и к...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ : «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя разнообразные формы и методы работы.Задачи:Ознакомление педагогов ...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ: «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».

Семинар – практикум для педагогов ДОУ:«Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»....

Семинар – практикум для педагогов ДОУ: «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»

laquo;Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»...

Семинар-практикум для педагогов «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»

Семинар-практикум для педагогов «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизн...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ : «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».

Семинар – практикум: «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопаснос...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».

Повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя разнообразные формы и методы работы....