Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».
методическая разработка по обж
Повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя разнообразные формы и методы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_seminar.doc | 534.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОАУ «Детский сад № 101»
Семинар – практикум для педагогов ДОУ :
«Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».
Оренбург 2022 г.
Семинар – практикум: «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя разнообразные формы и методы работы.
Задачи:
- Ознакомление педагогов с инновационными технологиями и методами, применяемыми в организации безопасности жизнедеятельности воспитанников;
- Активизация знаний педагогов по проблеме;
- Обучение педагогов общению, выработке единого мнения в педагогическом коллективе.
Предварительная работа:
- Определение спектра вопросов по проблеме.
- Знакомство с материалами по проблеме, представленными в интернете.
- Изучение литературы по теме и составление аннотаций.
- ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Формирование безопасного образа жизни является актуальной проблемой современного общества. В сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия, а на сегодняшний день и террористического, требует внимания родителей и педагогов всех элементов образовательной системы, начиная с дошкольного образования.
Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения.
Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.
Очень важно, каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д.
Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
«Безопасность жизнедеятельности» — это область образования детей дошкольного возраста, содержание которой, направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решения задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Как отмечают многие исследователи, занимающиеся проблемами безопасности, главной особенностью в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста является то, что при знакомстве детей с правилами безопасности очень важно делать акцент на формирование у них определённой модели поведения, которая в сочетании с рассмотренными выше механизмом и направлениями способствуют наиболее эффективному усвоению детьми знаний и навыков безопасности жизнедеятельности:
· предвидеть опасность
· уметь принять меры во избежание опасности
· уметь обращаться за помощью к другим
· уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе. Организовывать ее так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей. В групповых помещениях создаются «Уголки безопасности», в оснащении которых можно подбирать и разрабатывать дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников основ безопасности. Они способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.
Кроме того, можно широко использовать:
- произведения детской художественной литературы. С различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, дети знакомятся через загадки, стихотворения, поговорки, сказки, рассказы. Можно использовать примеры из знакомых сказок и литературных произведений.
- наиболее эффективной формой ознакомления дошкольников с основами безопасности является игра. Использовать можно словесные, театрализованные, сюжетные, а также дидактические игры; понятным и доступным для дошкольника видом деятельности является игра-драматизация. Театральное действие наиболее эффективный метод эмоционального и нравственного воспитания.
- ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы.
- примеры из личного опыта и пример правильного безопасного поведения окружающих взрослых;
- организацию встреч с представителями экстремальных и социальных служб (врачами, медсестрами, полицейскими, пожарниками и т.п.).
- показ детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом и т.п.) с помощью иллюстраций.
«Безопасность и здоровье наших детей». Неслучайно эти два термина объединены воедино. Невозможно иметь здоровых детей, если они будут подвергаться опасности, как с физической стороны, так и психической. Одной из форм подачи знаний является физкультурно-оздоровительная работа: организация дней здоровья, спортивных игр, развлечений. Где ребёнок становится сам участником действия, что способствует формированию конкретных умений. Об этом нам сейчас расскажет заместитель заведующего по ВО и МР Вдовенко Е.В.
В последнее время актуальна тема терроризма, который является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Терроризм — это одно из самых страшных преступлений. Скорее всего, вам не придется столкнуться с этим страшным злом, но, к сожалению, угроза терактов существует, и лучше всего быть к ней готовым. Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Сейчас с этим вас познакомит воспитатель старшей группы Кожевникова Н.В.
Еще одна из эффективных форм работы по основам безопасности жизнедеятельности детей является игровой тренинг. Он даёт возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно или с помощью группы найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения. Ход каждого игрового – тренинга определяется возможностями детей, уровнем их подготовленности. На тренингах следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Цель педагога - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.
А сейчас приглашаем поиграть
И проблемы порешать.
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
Для проведения нашего игрового тренинга, мы вас разделили на 2 команды: команда «Спасатели» и команда «Пожарники».
- Разминка «Мозговой штурм»
Команда «Спасатели»
1. При поступлении на работу воспитатель должен пройти предварительный медицинский осмотр и обязательно …. (инструктаж)
2. О каждом несчастном случае в учреждении воспитатель после оказания первой доврачебной помощи пострадавшему должен сообщить (руководителю учреждения, родителям ребенка и другим лицам)
3. На этом размещают огнетушители, багры, топоры, ведра. Рядом устанавливается ящик с песком и лопатами (пожарные щиты)
4. Место первоначального возникновения пожара (очаг пожара)
Команда «Пожарные»
1. Кто несет персональную ответственность за здоровье и безопасность детей во время нахождения в ДОУ при проведении всех режимных моментов (воспитатель)
2. Наиболее распространенное огнетушащее вещество для борьбы с загораниями и пожарами, что обусловлено ее доступностью, низкой стоимостью, высокой теплоемкостью (вода)
3. Устройство, при котором принцип огнетушащего действия хладонов основан на снижении объемного содержания кислорода в газовой среде (огнетушитель)
4. Неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства (пожар)
- Задание для команды «Пожарные», составить памятку «Как вести себя с незнакомцами»
- Не ходи с незнакомцем (тетей, дядей и т.д.), что бы он тебе не говорил.
- Не садись к незнакомым людям в машину, ни под каким предлогом.
- Не заходи в подъезд дома или лифт с незнакомцем, даже если на вид он совершенно безопасен.
- Ничего не бери у незнакомца, чтобы он тебе ни предлагал.
- Ты не обязан отвечать на вопросы незнакомых людей, и чем бы то ни было помогать им (даже если тебя попросили проводить до квартиры, которую не могут найти).
- Не бойся отказывать! Научите ребенка вежливо отказывать старшим. Есть скромные, деликатные, воспитанные дети, которые не в состоянии отказать незнакомцу в просьбе, хотя внутренне испытывают протест.
- Не бойся кричать! Необходимо объяснить ребенку, что если к нему пристанет незнакомец, ему следует громко и пронзительно кричать, звать на помощь прохожих, царапать, щипать самые ранимые мест.
Для команды «Спасатели», «Правила пожарной безопасности».
- Не играй со спичками и зажигалками. Это может стать причиной пожара.
- Уходя из дома или комнаты, не забывай выключить электроприборы.
- Не суши белье (или волосы) над плитой.
- Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи, бенгальские огни дома. Это можно делать только со взрослыми на улице.
- В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке, не открывай печную дверку. От выпавшего уголька может загореться дом.
Проведем небольшую музыкальную паузу. Споем известную песню «Пусть бегут неуклюже, пешеходы по лужам» используя дорожные знаки.
- Задание «Сказка ложь, да в ней намек». Кто назовет больше сказок, где нарушение основ безопасности жизнедеятельности привело к печальным последствиям. Объяснить почему?
(«Колобок», «Приключение Буратино», «Красная Шапочка» - чрезмерное доверие незнакомым; «Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - слушаться старших; «Кошкин дом» - несоблюдение правил пожарной безопасности; «Волк и семеро козлят» - не открывать дверь чужим; «Спящая красавица» - будь осторожен с колющими и режущими предметами; «Снежная королева» - нельзя цепляться за транспорт; «Три медведя»- заходить в чужой дом)
- Задание кроссворд. Записываем ответы по порядку по горизонтали:
1. Основной и любимый вид деятельности детей (игра)
2. Гимнастический предмет для совершенствования талии (обруч)
3. Кружок физического воспитания (секция)
4. Один из видов движения (метание)
5. Гимнастические танцы под музыку (аэробика)
6. Один из способов пробуждения организма (гимнастика)
7. Один из видов профилактики заболеваний (закаливание)
Должно получиться слово по вертикали:
8. То, что предотвращает заболевание (профилактика)
Завершить наш семинар-практикум мне хочется словами.
Философы говорят, что "жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них" уверена, что эмоциональная память сохранит атмосферу нашего семинара. Спасибо вам! Берегите себя и своих близких.
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности бед избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Раздача памяток «Азбука для воспитателей» (как воспитывать безопасное поведение у дошкольников), буклеты по антитеррору.
Задание кроссворд. Записываем ответы по порядку по горизонтали:
1. Основной и любимый вид деятельности детей (игра)
2. Гимнастический предмет для совершенствования талии (обруч)
3. Кружок физического воспитания (секция)
4. Один из видов движения (метание)
5. Гимнастические танцы под музыку (аэробика)
6. Один из способов пробуждения организма (гимнастика)
7. Один из видов профилактики заболеваний (закаливание)
Должно получиться слово по вертикали:
8. То, что предотвращает заболевание (профилактика)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для педагогов ДОУ : «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».
Семинар – практикум для педагогов ДОУ : «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»материал будет интересен воспитателям, методистам ДОУ. Помогает провести семинар интересно и к...
Семинар – практикум для педагогов ДОУ : «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя разнообразные формы и методы работы.Задачи:Ознакомление педагогов ...
Семинар – практикум для педагогов ДОУ: «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».
Семинар – практикум для педагогов ДОУ:«Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»....
Семинар – практикум для педагогов ДОУ: «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»
laquo;Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»...
Семинар-практикум для педагогов «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»
Семинар-практикум для педагогов «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизн...
Семинар – практикум для педагогов ДОУ : «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».
Семинар – практикум: «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопаснос...
Семинар – практикум для педагогов ДОУ : «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»
Семинар – практикум: «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедея...