Семинар – практикум для педагогов ДОУ: «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»
консультация по коррекционной педагогике

Афанасьева Юлия Вячеславовна

 «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_dlya_pedagogov.docx39.21 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов ДОУ:

«Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»

Ведущий: Уважаемые педагоги вы только что прослушали теорию нашего семинара, а теперь предлагаем перейти к практической части.  Предлагаем вам  пройти педагогический марафон. 

Для начала вам нужно разделится на 3 команды и дать название своим командам, можно в шуточной форме. (Раздать листы)

Команды представьтесь пожалуйста. (Команды представились).

Начнем  наш марафон с небольшой разминки:   «Игралочка для взрослых».

«Закончи предложение». Ваша задача быстро закончить предложение.

  • Если съесть грязную сосульку, то… (может возникнуть отравление, дизентерия, заражение глистами, будет болеть горло)
  • Если бы горящая бумага упала на мягкое кресло, то… (может случиться большой пожар)
  • Если ты развёл костёр, то…. (не забудь потушить огонь, чтобы не разгорелся лесной пожар)
  • Если попробовать незнакомую ягоду, то (можно отравиться)
  • Если брать острые предметы, то… (можно порезаться)
  •  Если у вас поднялась температура, то… (надо вызвать врача, дать лекарство)
  • Если пойти гулять одному по незнакомому городу, то (можно потеряться, заблудиться)
  • Если вы забыли выключить утюг, то… (может произойти пожар)
  • Если вам предлагают поиграть со спичками, то… (нужно отказаться)
  • Если погладить незнакомую собаку, то ….

2 задание.

Ведущий: Переходим ко второй части нашего семинара.

Уважаемые коллеги скажите, пожалуйста, сколько разделов содержит программа  Авдеевой Натальи Николаевны,  Стеркиной Рины Борисовны по основам безопасности жизнедеятельности? (6 разделов).

Давайте их вспомним.

Раздел 1. Ребенок и другие люди

О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.

Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.

Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.

Ребенок и другие дети, в том числе подростки.

Если «чужой» приходит в дом.

Ребенок как объект сексуального насилия.

Раздел 2. Ребенок и природа

В природе все взаимосвязано.

Загрязнение окружающей среды.

Ухудшение экологической ситуации.

Бережное отношение к живой природе.

Ядовитые растения.

Контакты с животными.

Восстановление окружающей среды.

Раздел 3. Ребенок дома

Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.

Открытое окно, балкон как источники опасности.

Экстремальные ситуации в быту.

Раздел 4. Здоровье ребенка

Здоровье — главная ценность человеческой жизни.

Изучаем свой организм.

Прислушаемся к своему организму.

О ценности здорового образа жизни.

О профилактике заболеваний.

О навыках личной гигиены.

Забота о здоровье окружающих.

Поговорим о болезнях.

Инфекционные болезни.

Врачи — наши друзья.

О роли лекарств и витаминов.

Правила оказания первой помощи.

Раздел 5. Эмоциональное благополучие ребенка

Психическое здоровье.

Детские страхи.

Конфликты и ссоры между детьми.

Раздел 6. Ребенок на улице

Устройство проезжей части.

«Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.

Дорожные знаки для водителей и пешеходов.

Правила езды на велосипеде.

О работе ГИБДД.

Милиционер-регулировщик.

Правила поведения в транспорте.

Если ребенок потерялся на улице.

Ведущий: Предлагаем вам выбрать по 2 раздела программы. (выбирают задания).

Вам  нужновыбрать темы по содержанию своих разделов, которые лежат на столах.(Педагоги на мольберт крепят название раздела и  под ним содержание данного раздела, выходит один представитель и озвучивает).

А теперь предлагаем вам выбрать любую тему  из раздела и проиграть эту тему так,  как бы вы познакомили ребенка с этой темой.

3 задание.

Ведущий: Вместе с тем данная программа, в силу ее особого значения для охраны жизни и здоровья ребенка, требует соблюдения  принципов. Давайте поговорим о принципах.

Перед вами лежит конверт. Вам нужно выбрать  принципы по программе «Основы безопасности жизнедеятельности». Какие  принципы вы выбрали?  Какие принципы остались? (ФГОС).

Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня; для этого можно выбрать определенный день недели или работать тематическими циклами (каждый день в течение недели с последующим перерывом в две-три недели). Однако независимо от выбранного ритма следует учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание программы давать не следует, можно лишь закреплять пройденный материал.

Также надо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности, и от педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.

Принцип сезонности. По возможности следует использовать местные условия, поскольку значительная часть программы заключается в ознакомлении детей с природой (например, разделы, предусматривающие знакомство детей со съедобными и несъедобными грибами и ягодами, рассматривание через лупу или микроскоп талой воды). Если в зимний период можно ограничиться дидактическими пособиями, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк с целью максимального приближения к естественным природным условиям и закрепления

Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Так, у городских детей особые проблемы возникают именно в условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными). И наоборот, сельские дети, попадая в город, часто оказываются не подготовленными к правильному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми. Иными словами, у каждого ребенка существует свой опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием.

Компенсировать его неосведомленность в правилах поведения в непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы.

Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие — для среднего, третьи — для старших дошкольников. Второй путь — одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах. (В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей.)

Принцип интеграции. Данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы. При этом ее содержание органично вплетается

в содержание основной комплексной программы. Прежде всего это касается занятий по изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а также нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов.

Выбор наиболее подходящей модели зависит от общей организации педагогического процесса дошкольного учреждения. Вместе с тем, для большей эффективности следует использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры). Иными словами, предлагаемая программа не должна быть искусственной надстройкой, ее следует естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

Принцип координации деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развертывать определенные темы. Например, инструктор по физвоспитанию, комментируя физические упражнения, рассказывает об их пользе, опираясь на уже имеющиеся у детей сведения о строении организма человека. Специалист по изодеятельности в содержание отдельных занятий включает такие темы, как ядовитые растения, опасные ситуации, связанные с контактами с другими людьми.

Если в дошкольном учреждении есть практический психолог, его рекомендуется привлечь к работе по профилактике и психотерапии детских страхов, последствий сексуального насилия, преодолению конфликтов.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса (см. раздел «Ребенок дома»).

4 задание.

Ведущий: Поговорим о средствах, используемых в работе с детьми по формированию  основ безопасности жизнедеятельности. Перечислите их. (Если затрудняются проговариваем сами).

(Педагогам предлагается вытянут карточки  с заданием)

Посовещайтесь и расскажите о средстве которое вам досталось, как вы используете  его в работе с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности.

Предметно- развивающая среда.

В группах ДОУ дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно- печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, диафильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно- ролевым играм «Юные пожарные», «Автомобили» и др. В группе имеются «места уединения», дающие возможность ребенку одному порисовать, посмотреть книгу, подумать. Но есть место и для коллективных игр, занятий, для проведения экспериментов. В целом в группе должна царить обстановка занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости. Одной  из основных задач должно быть обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Можно изготовить разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности; альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «01», «02», «03», «Спичка- невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» это (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка). Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к ее поиску. С этой целью в группе отвести место, где разложить разные дидактические игры «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит – не горит», «У светофора», «Предметы- источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку». Детей это очень интересует, они подолгу стоят, рассматривают, думают, рассуждают.

Необходимо создать:

- уголки безопасности в группах, которые содержат материалы: макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор, различные виды транспорта, маленькие куклы (пешеходы). Пособия для сюжетно- ролевых игр «Автобус», «Шофер», «Спасатели», «Скорая помощь», «Мы- пожарные».

- плакаты по ОБЖ,ЗОЖ,ПБ, план-схема поселка, где находится детский сад.

- игротека с дидактическими и настольно- печатными играми: «Опасно- не опасно», «Четвертый лишний», «Как избежать неприятностей», «Осторожность», «Вежливость», «Внимание- дорога», «Азбука дорожных знаков», «Угадай какой знак» и др.

- библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, иллюстрации, видио- фильмы, диски (ПДД,ПД,ЗОЖ)

Духовная среда.

Это отношение среди людей, основанное на любви, доверии друг к другу, интереса всех к каждому и каждому ко всем. Старайтесь не создавать такие ситуации, где были бы отрицательные эмоции. Заплаканный ребенок не в состоянии что- либо воспринять и осознать. старайтесь показать последствия неправильного поведения или обращения с каким- либо предметом. Вместо того чтобы кричать: «Вы что! Прекратите немедленно!»,- лучше сказать: «Положите ножницы на место! Драться из- за них опасно. Посмотрите, что могло бы случиться, если бы в этот момент ножницы раскрылись» . Очень важно также использовать каждую возможность, чтобы похвалить детей за хороший поступок.

По мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. По поводу этих предметов необходимо вести беседы, рассуждения. Какие еще опасности спрятаны в группе до поры до времени? (гвоздь в стуле, сломанная игрушка с острыми концами)

Художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств. Отберите литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Произведения с разным содержанием: познавательные- Е.Хоринский «Спичка- невеличка», И.Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б.Житков «Пожар в море», Л.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герои», «Пожар»; юмористические- С.Я.Маршак, «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К.Чуковский «Телефон», «Айболит», Н.Носов «Телефон». Особое место уделять сказке. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желание доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Это детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках» К.Люцис, «Учимся вежливости», «Уроки Айболита» Г.Зайцев.

Музыка.

Объединяет эмоциональные и эстетические сферы. Музыка позволяет ребенку любого возраста окунаться в музыкальный мир, понимать его, наслаждаться, душевно реагировать. В группах имеются магнитофоны, ДВД. Дети имеют возможность слушать сказки, стихи, песни, классические произведения в исполнении известных исполнителей. Дети могут работать под музыку, по желанию включать магнитофонные записи любимых песен. Музыкальная окрашенность жизни создает жизнерадостность.

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью  разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

Ведущий: Уважаемые педагоги перечислите, методы которые используются в работе с детьми по формированию основ безопасности.

Сейчас  вам  предлагается, вытянут один из методов, которые используются в работе с детьми. Проработайте его. Объясните, как  вы будете использовать этот метод на практике с детьми.

Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Например: детям предлагается изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности.

Метод моделирования ситуаций. Детей  целесообразно научить составлять план- карту группы, участка ДОУ, дороги в в детский сад и др. дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план- карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать? Подай ножницы правильно, нашел таблетку на полу, твои действия? Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения, применять полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д. Не  следует с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ.

Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению и правила безопасного обращения с ними.

Метод повторения. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический прием. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность

Метод экспериментирования и опыты. Дает  ребенку возможность самостоятельно находить решения, подтверждение собственных представлений. Например, детям был задан вопрос: «Почему нельзя украшать елку свечами?» они отвечали, что это не красиво, что сейчас много красивых игрушек, а об опасности они не думали. Тогда поднесли к зажженной свече снежинку из бумаги, она начала дымиться и дети поняли, что свеча это не украшение, а опасный огонек, от которого может возникнуть пожар. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение  или опроверждение собственных представлений.

Какой метод вы еще не озвучили?  Давайте вместе расскажем его.

Ведущий: Назовите, какие формы используются в работе с детьми по формированию основ безопасности? Кто больше назовет.

Работу с детьми необходимо проводить через следующие формы организации:

- занятия, экскурсии, развлечения,  проблемная ситуация, чтение литературы, тренинги, беседы,  заучивание правил,  совместная деятельность, игра, работа с родителями,  консультации, тестирование.

5 задание.

Немного отдохнем. Отгадайте, из какого произведения строки.

«Море пламенем горит, выбежал из моря кит,

Эй пожарные, бегите, помогите, помогите!»

(К. Чуковский «Путаница»)

«И вдруг заголосил: «Пожар! Горим! Горим!

С треском, щелканьем и громом, встал огонь над новым домом!

Озирается кругом, машет красным рукавом»

 (С. Маршак «Кошкин дом»)

«Что за дым над головой? Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом. Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницы команда, от огня спасает дом» (С. Михалков «Дядя Степа»)

«С дымом мешается облако пыли.

Мчатся пожарные автомобили,

Щелкают звонко, тревожно свистят.

Медные каски рядами блестят»

 (С. Маршак «Рассказ о неизвестном герои»)

6 задание.

В конце теперь давайте порассуждаем, и  попытаемся ответить на вопросы:

  • Какую вы ведете работу по основе безопасности жизнедеятельности  в своих группах?
  • Достаточно ли эффективна эта работа?
  • Какая развивающая среда создана в ваших группах по данному направлению?
  • Какие мероприятия с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения вы используете?
  • Лекции и консультации;
  • Оформление стендов;
  • Эстафеты безопасности;
  • Театрализованные постановки;
  • Конкурсы;
  • Проекты.

Подведя итоги, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности является актуальным. Воспитание безопасности это непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте.

Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. Все, что ребенок усвоил в детском саду прочно останется у него навсегда  и будет закрепляться так, чтобы шел процесс его совершенствования. Только  тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов ДОУ : «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».

Семинар – практикум для педагогов ДОУ : «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»материал будет интересен воспитателям, методистам ДОУ. Помогает провести семинар интересно и к...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ : «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя разнообразные формы и методы работы.Задачи:Ознакомление педагогов ...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ: «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».

Семинар – практикум для педагогов ДОУ:«Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»....

Семинар-практикум для педагогов «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»

Семинар-практикум для педагогов «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизн...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ : «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».

Семинар – практикум: «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопаснос...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».

Повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя разнообразные формы и методы работы....

Семинар – практикум для педагогов ДОУ : «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»

Семинар – практикум: «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедея...