Проект "Малые народы Севера"
проект (подготовительная группа)
Приобщение детей дошкольного возраста к культуре коренных народов Сибири с помощью знакомства с бытом и трудом, традициями, национальными костюмами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_malye_narody_severa_krasnoyarskogo_kraya.docx | 38.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27
Проект
«Малые народы Севера»
Разновозрастная группа «Капитошки»
Воспитатель:
Атаманова Светлана Алексеевна
г. Красноярск
2023 – 2024 г
Проект «Малые народы Севера»
Вид проекта: творческо-информационный, долгосрочный.
Сроки реализации: 01.09.2023 – 01.06.2024
Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, воспитатели, младший воспитатель, родители воспитанников.
Проблема
Проводя беседы с воспитанниками, мы видим, что наши дети могут рассказать о местах, достопримечательностях нашего города, , края, но затрудняются рассказывать о народах нашей родины, в особенности о коренных жителях Сибири, об их традициях, обычаях, растительном и живом мире.
Актуальность проекта
В Сибири веками живут коренные народы: ненцы, долганы, эвенсы, нганасаны, селькупы и др. Народы Сибири, не смотря на свой сложный исторический путь развития, сумели сохранить и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру. Актуальность темы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается и на государственном уровне.
Одна из главных задач педагогов и родителей – это научить ребёнка с детства чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает нас.
Новизна проекта заложена в изучении именно регионального компонента с детьми дошкольного возраста. Ценность же регионального компонента состоит в возможности на его основе узнать историю края, традиции сибиряков, сибирскую культуру.
Опираясь на культурные ценности, красоту окружающего мира и историю родного края, мы повышаем качество воспитания и обучения.
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к культуре коренных народов Сибири с помощью знакомства с бытом и трудом, традициями и обычаями, национальными костюмами, животным и растительным миром.
Задачи
Образовательные:
- знакомить детей с историей народов Сибири;
- формировать познавательный интерес к культуре и быту народов нашей Родины;
- закреплять умение внимательно воспринимать познавательную информацию в ходе образовательной деятельности, делать обобщающие выводы;
- обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой;
- продолжать развивать умения давать полные ответы на вопросы воспитателя, правильно задавать вопросы;
- расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов Сибири через национальные игры, песни, танцы, народное декоративно - прикладное искусство;
- развивать интерес к театрализованной деятельности, умения использовать средства выразительности.
Развивающие:
- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, память, воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать добрые чувства любви и уважения к традициям и культуре народов нашей Родины.
- Воспитывать уважение к разным национальностям.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап
- постановка цели, задач;
Разработка проекта:
- подбор и изучение методической литературы;
- выбор форм работы с детьми и родителями;
- выбор основных мероприятий;
- определение объема и содержания работы для внедрения проекта;
- определение и формулировка ожидаемых результатов.
II. Внедрение проекта
- беседы и практическая деятельность детей по теме проекта;
- чтение художественной и познавательной литературы, загадок и пословиц;
- оформление ППРС по теме проекта;
- проведение НОД;
- проведение подвижных игр по теме: «Малые народы Севера»
- проведение интерактивных игр;
- проведение театрализованных игр и постановок, сказок по данной теме;
- Изготовление макетов в разной технике по данной теме;
- организация самостоятельной деятельности детей;
III. Итоговый этап
- Конкурс «Знатоки и умники» для детей и родителей «Жизнь и быт народов севера Сибири»
- Театрализованное представление «Два слабых и один сильный»
- Изготовление макета: «Стойбище малых народов Севера» - техника, пресованная вата.
Ожидаемый результат
У детей расширятся знания о коренных народах Сибири.
Сформируется уважительное отношение к народам нашего края, к их традициям и обычаям.
Расширится представление о народном декоративно – прикладном искусстве.
Повысится активность родителей.
Пополнится развивающая среда в группе.
Полученные результаты:
В ходе проекта задачи были выполнены, цель достигнута. Дети многое узнали о народах севера Сибири. Свободно называют многие народы Свера. Проигрывали жизненные ситуации в сюжетно-ролевых играх, закрепляя материал на практике. Повысился познавательный интерес, к ранее полученному материалу. Родители более активно стали принимать участие, во всех мероприятиях детского сада..
Формы реализации проекта
- непосредственно - образовательная деятельность в игровых ситуациях;
- дидактические, познавательные игры:
- интерактивные игры;
- познавательные беседы, направленные на проявление детского интереса к истории и культуре народов севера, животном и растительном мире;
- рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов, иллюстраций, макетов;
- просматривание мини-фильмов, презентаций о достопримечательностях природы севера, растительном и животном мире, быт народов севера Сибири; оформление «картинной галереи»: «Малые народы Севера:;
- театрализованная деятельность;
Реализация проекта
I часть проекта
Организация «точки удивления», возбуждающей интерес детей и создающей мотивацию для познавательной активности.
После того, как оформили «картинную галерею» с изображениями народов севера Сибири на шкафах в группе, обратить внимание детей на содержание картин. Провести беседу по теме проекта, используя методику трех вопросов: Дети, что вы знаете о народах Севера? Что хотите узнать? Как можно узнать?
Планирование
Воспитатель фиксирует вопросы, заданные детьми. Ребята совместно планируют, каким образом постараются получить ответы на эти вопросы: совместно с воспитателем и родителями – чтение художественной литературы, беседы с детьми, создание коллекций, открыток, книжек, придумывание сказок и рассказов; самостоятельная деятельность – придумывание игр и развлечений, закрепление знаний с помощью не сложных опытов, рисование картин.\
Дети, что вы знаете о народах Севера?
Что хотите узнать?
Как узнать?
На Севере очень
холодно, поэтому люди одеваются очень тепло. Делают проруби, ловят рыбу, чтобы поесть. В домах очень тепло.
Как называются дома народов Севера, из чего их делают? Из чего шьют одежду? Чем занимаются люди? Как они разжигают огонь, чтобы приготовить пищу? Чем питаются? Что пьют? В какие игры играют дети?
Спросить у взрослых, прочитать в книгах дома или сходить в библиотеку. Задать вопрос компьютеру.
II часть проекта
Реализация запланированных мероприятий
Познавательное развитие:
- Беседа «Культура и быт народов Севера»
Цель: дать представление об особенностях жизненного уклада коренных малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского кра.
- Беседа «Кто такие коренные жители?».
Цель: дать представление о том, кто такие коренные жители, почему их называют «малыми народностями».
- Беседа «Кто живет в чуме?» Просмотр мультфильмов.
Цель: Дать представление о строительстве чума, развивать творчество, умение самостоятельно планировать ход игры - закреплять в сюжетно-ролевых играх полученные знания;
- Беседа «Кто такие шаманы».
Цель: Дать первичные представления о том, кто такие шаманы в культуре народов севера
- Просмотр мультфильмов.
Цель: Формировать умение находить смысловое значение в сказках.
Рассматривание иллюстраций с изображениями быта народов севера Сибири.
- Рассматривание иллюстраций с изображением быта, обустройства жилища и разнообразного национального ремесла народов севера;
Цель: познакомить детей с бытом, обычаями, обустройством жилища и национального ремесла.
- Познавательное развитие: «Животные и птицы Севера»
Цель: Формировать у детей представление о животных и птицах Севера. Развивать познавательный интерес ко всему живому
Тема: Праздники народов Севера
- Беседа «Праздники у народов Севера»
Цедь: Познакомить детей с национальными праздниками народов Севера. Расширить речевую активность, умения поддерживать диалог. Расширить словарный запас.
- Беседа «Зачем народы Севера изготавливали амулеты, и что, это такое»
Цель: Познакомить детей с национальными детей с обычаями малых народов Севера.
Речевое развитие
- «Устное народное творчество народов Севера»
Цель: Формировать представлений детей об особенностях сказок Севера, героях легенд, сказок.
Пересказ сказки «Кто всех сильнее»
Цель: Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах».
Беседа «Кто такие шаманы»
Дать первичные представления о том, кто такие шаманы в культуре народов севера.
Подготовка руки к письму
- «Традиционные орнаменты северных народов»
Цель: Расширить кругозор детей при знакомстве с северными национальными орнаментами. Расширить кругозор детей при знакомстве с северными национальными орнаментами.
Привить интерес к культуре северных народов.
Воспитывать любовь к национальным видам искусства.
Готовить руку к письму
Художественная деятельность:
- Лепка Животные Севера: « Северный лень»
Цель: учить детей лепить фигуру северного оленя; вызвать познавательную активность в ходе образовательной деятельности.
- Рисование «Жилище северных народов: чум»
Цель: Расширить знания детей о народах, живущих на нашей планете, обучение рисованию чума.
- «Таинственный завиток»
Цель: Рассмотреть значение некоторых символов, используемых в орнаменте на одежде северных народов.
- Северный орнамент
Цель: Развивать умение рисовать орнамент «северные мотивы»
Подготовка руки к письму.
Аппликация «Северный орнамент »
Формировать умения составлять орнамент из готовых форм по мотивам орнамента северных народов.
- Аппликация «Северный орнамент «Олень»
Цель: Формировать умения составлять орнамент из готовых форм по мотивам орнамента северных народов.
- Украсим бубен
Цель: Развивать умения детей передавать в рисунке орнаменты народов Севера.
Физическое развитие:
- П/ игра «Ручейки и озера»
Цель: воспитывать ловкость, выдержку;
развивать скоростные умения; прививать лбовь к играм народов Севера.
- П/игра «Олени и каюры»
Цель: Развивать внимание, быстроту бега
познакомить с народными играми Севера
- П/игра: «Оленьи упряжки».
Цель: Развивать внимание, быстроту бега. познакомить с народными играми Севера
- П/игра: «Перетягивание палки»\
Цель: Развивать внимание, быстроту бега;
Знакомство с играми малых народностей, развивать умения перетягивать палку, не нарушая правил игры, сотрудничать с командой.
- П.Игра: «Льдинки, ветер и мороз»
Цель: Развивать ловкость, выдержку, скоростные умения. познакомить с народными играми Севера.
- П.Игра: «Солнце - Хейро»
Цель: Знакомство с играми малых народностей, развивать умений действовать в соответствии с текстом.
- П.Игра: «Важенки и оленята»
Цель: Развивать ловкость, быстроту, выносливость. познакомить с народными играми Севера.
Совместная деятельность воспитателя и детей
- Изготовление макета «Возле чумаЧтение» сказок народов севера из книги «Малая Медведица».
- Рассматривание иллюстраций с северными пейзажами.
Цель: Продолжить знакомить детей с жизнью на Севере
(полярная ночь, полярный день, богатство северной природы).
- Чтение сказок народов севера. Беседа «Кто живет на севере?»
Цель: Вызвать интерес и активность в ходе познавательной деятельности;
Развивать речевую активность.
- Просмотр мультфильма: «Северная сказка».
Цель: Познакомить с условиями жизни северных народов; воспитывать уважение, бережное отношение к родному человеку.
- Чтение сказок из сборника «Малая Медведица»\
Цель: Знакомство с литературным творчеством северных народов.
- Совместная деятельность воспитателя и детей Просмотр мультфильма «Шаман» https://www.youtube.com/watch?v=aPMgqJE5Aro&t=30s
Цель: Развивать представления детей о шаманах и их роли в жизни народов севера.
- Настольная театрализованная игра по сказке «Кукушка»
Цель: Развивать навыки театрализованной деятельности. Воспитывать уважение, бережное отношение к родному человеку.
- Изготовление амулетов
Цель: Формировать умения украшать форму из картона кусочками меха, ткани, бусинами, повторяя орнамент народов Севера.
- Просмотр иллюстраций «Украшение женской одежды народов Севера»
Цель: Расширить представление детей об искусстве бисерных украшений народов.
- Просмотр «Северные танцы»
«Эвенкийские танцы»
Цель: Формировать представления детей об особенностях танцевальных движений народов Севера.
Работа с родителями
- Знакомство с проектом
Цель: познакомить родителей с целями и задачами проекта;
- Предложить дома с детьми посмотреть познавательные видео о народах севера
Цель: Закреплять изученный материал с детьми.
- Изготовление бубнов для театрализации
Цель: Привлечь родителей к изготовлению музыкальных инструментов для театрализованной деятельности.
- Просмотр иллюстраций «Сказки большой медведицы»
Цель: Повысить компетентность родителей.
- Викторина «Северные народы Красноярского края»
Цель: Повысить компетентность родителей по теме «Жизнь народов Севера».
- Беседа с родителями на тему «Сказки народов севера Сибири»
Цель: Пояснить важность рассказывания скрытого смысла прочитанной сказки, отметить поучительность сказок народов Севера.
- Привлечь родителей к оформлению группы к театрализованному представлению: «Слабый - против сильного »
Цель: Привлечь родителей к изготовлению декораций, пошив костюмов.
- Конкурс «Знатоки и умники» для детей и родителей «Жизнь и быт народов севера Сибири»
Цель: Повысить компетентность родителей по теме «Жизнь народов Севера».
Музыкальное развитие
- Слушание музыки коренных жителей края. Вывко – музыкальный инструмент народов Сибири
Цель: Познакомить детей с музыкальными инструментами жителей Севера,
научить детей изготавливать музыкальный инструмент при помощи пуговицы и нитки.
- Музыкальная игра «У оленя дом большой».
Цель: Развить интерес детей к теме дня, повысить эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
- Танцевальные движения народов Севера.
Цель: Познакомить с элементами движений танцев малочисленных народов.
Социализация / Коммуникация
- С.Р игра «Экспедиция на север».
Цель: Развивать умения согласовывать тему игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры. Пополнить словарный запас новыми словами; Вызвать интерес и активность в ходе познавательной деятельности;
Самостоятельная деятельность детей
- Д/игра: «Сложи узор»
Цель: Формировать умение составлять узоры путем
комбинирования цвета и формы. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Итоговый этап:
- Конкурс с детьми и родителями. «Знатоки и умники» для детей и родителей «Жизнь и быт народов севера Сибири»
- Театрализованное представление «Игры народов Севера»
- Изготовление макета: «Стойбище малых народов Севера» - техника, пресованная вата.
- Смастерили куклы народов Севера.
- Изготовили макет: « Малые народы Севера»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КУЛЬТУРА И БЫТ НАРОДОВ СЕВЕРА» из цикла методических разработок по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями народов мира
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями народов Севера....
Тематическая площадка «Этнолегоконструирование» выставка творческих проектов в номинации «Животные - помощники коренных народов Севера» Команда «Юные изобретатели». Название модели: «Северные олени» «Животные - помощники коренных народов Севера»
Изготовление животных севера с помощью конструктра "Кукуруктора"...
ПРАКТИКА «КУЛЬТУРА И ЯЗЫК КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА НАРОДОВ»
Презентация проекта "В гостях у коренных народов Севера" в старшей группе № 3 "Маленькая страна". Сценарий разрабатанной интерактивной игры в Интерактивном редакторе «СО...
Развлечение "Игры народов севера". Цель: расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов Ямала через национальные игры.
Развлечение...
Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.
Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...
Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.(фото)
Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - вос...