Проект "Малые народы Севера"
проект (подготовительная группа)

Атаманова Светлана Алексеевна

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре коренных народов Сибири с помощью знакомства с бытом и трудом, традициями, национальными костюмами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malye_narody_severa_krasnoyarskogo_kraya.docx38.22 КБ

Предварительный просмотр:

                       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27

Проект

«Малые народы Севера»

Разновозрастная группа «Капитошки»

  Воспитатель:  
Атаманова Светлана Алексеевна
                                                                                                                                       


г. Красноярск

2023 – 2024 г

 Проект «Малые народы Севера»

Вид проекта: творческо-информационный, долгосрочный.

Сроки реализации: 01.09.2023 – 01.06.2024

Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, воспитатели, младший воспитатель, родители воспитанников.

Проблема

Проводя беседы с воспитанниками, мы видим, что наши дети могут рассказать о местах, достопримечательностях нашего города, , края, но затрудняются рассказывать о народах нашей родины, в особенности о коренных жителях Сибири, об их традициях, обычаях, растительном и живом мире.

Актуальность проекта

В  Сибири веками живут коренные народы: ненцы, долганы, эвенсы, нганасаны, селькупы и др. Народы Сибири, не смотря на свой сложный исторический путь развития, сумели сохранить и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру. Актуальность темы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается и на государственном уровне.

Одна из главных задач педагогов и родителей – это научить ребёнка с детства чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает нас.

     Новизна проекта заложена в изучении именно регионального компонента с детьми дошкольного возраста. Ценность же регионального компонента состоит в возможности на его основе узнать историю края, традиции сибиряков, сибирскую культуру.

Опираясь на культурные ценности, красоту окружающего мира и историю родного края, мы повышаем качество воспитания и обучения.

 Цель: приобщение детей дошкольного возраста к культуре коренных народов Сибири с помощью знакомства с бытом и трудом, традициями и обычаями, национальными костюмами, животным и растительным миром.

Задачи

Образовательные:

- знакомить детей с историей народов Сибири;

- формировать познавательный интерес к культуре и быту народов нашей Родины;

- закреплять умение внимательно воспринимать познавательную информацию в ходе образовательной деятельности, делать обобщающие выводы;

- обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой;

- продолжать развивать умения давать полные ответы на вопросы воспитателя, правильно задавать вопросы;

- расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов Сибири через национальные игры, песни, танцы, народное декоративно - прикладное искусство;

- развивать интерес к театрализованной деятельности, умения использовать средства выразительности.

Развивающие:

- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, память, воображение.

Воспитательные:

- Воспитывать добрые чувства любви и уважения к традициям и культуре народов нашей Родины.

- Воспитывать уважение к разным национальностям.

 

Этапы реализации проекта

 

I. Подготовительный этап

- постановка цели, задач;

Разработка проекта:

- подбор и изучение методической литературы;

- выбор форм работы с детьми и родителями;

- выбор основных мероприятий;

- определение объема и содержания работы для внедрения проекта;

- определение и формулировка ожидаемых результатов.

II. Внедрение проекта

- беседы и практическая деятельность детей по теме проекта;

- чтение художественной и познавательной литературы, загадок и пословиц;

- оформление ППРС по теме проекта;

- проведение  НОД;

- проведение подвижных игр по теме: «Малые народы Севера»

- проведение интерактивных игр;

- проведение театрализованных игр и постановок, сказок по данной теме;

- Изготовление макетов в разной технике по данной теме;

- организация самостоятельной деятельности детей;

III. Итоговый этап

- Конкурс «Знатоки и умники» для детей и родителей «Жизнь и быт народов севера Сибири»

- Театрализованное представление «Два слабых и один сильный»

- Изготовление макета: «Стойбище малых народов Севера» - техника, пресованная вата.

Ожидаемый результат

     У детей расширятся знания о коренных народах Сибири.

Сформируется уважительное отношение к народам нашего края, к их традициям и обычаям.

Расширится представление о народном декоративно – прикладном искусстве.

Повысится активность родителей.

Пополнится развивающая среда в группе.

Полученные результаты:

В ходе проекта задачи были выполнены, цель достигнута. Дети многое узнали о народах севера Сибири. Свободно называют многие народы Свера. Проигрывали жизненные ситуации в сюжетно-ролевых играх, закрепляя материал на практике. Повысился познавательный интерес, к ранее полученному материалу. Родители более активно стали  принимать  участие,  во всех мероприятиях детского сада..

Формы реализации проекта

- непосредственно - образовательная деятельность в игровых ситуациях;

- дидактические, познавательные игры:

- интерактивные игры;

- познавательные беседы, направленные на проявление детского интереса к истории и культуре народов севера, животном и растительном мире;

- рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов, иллюстраций, макетов;

- просматривание мини-фильмов, презентаций о достопримечательностях природы севера, растительном и животном мире, быт  народов севера Сибири; оформление «картинной галереи»: «Малые народы Севера:;

- театрализованная деятельность;

 Реализация проекта

 I часть проекта

 Организация «точки  удивления», возбуждающей интерес детей и создающей мотивацию для познавательной активности.

После того, как оформили «картинную галерею» с изображениями народов севера Сибири на шкафах в группе, обратить внимание детей на содержание картин. Провести беседу по теме проекта, используя методику трех вопросов: Дети, что вы знаете о народах Севера? Что хотите узнать? Как можно узнать?

Планирование

Воспитатель фиксирует вопросы, заданные детьми. Ребята совместно планируют, каким образом постараются получить ответы на эти вопросы: совместно с воспитателем и родителями – чтение художественной литературы, беседы с детьми, создание коллекций, открыток, книжек, придумывание сказок и рассказов; самостоятельная деятельность – придумывание игр и развлечений, закрепление знаний с помощью не сложных опытов, рисование картин.\

Дети, что вы знаете о народах Севера?

Что хотите узнать?

Как узнать?

На Севере очень

холодно, поэтому люди одеваются очень тепло. Делают проруби, ловят рыбу, чтобы поесть. В домах очень тепло.

Как называются дома народов Севера, из чего их делают? Из чего шьют одежду? Чем занимаются люди? Как они разжигают огонь, чтобы приготовить пищу? Чем питаются? Что пьют? В какие игры играют дети?

Спросить у взрослых, прочитать в книгах дома или сходить в библиотеку. Задать вопрос компьютеру.

                                               II часть проекта

Реализация запланированных мероприятий

Познавательное развитие:

  1. Беседа «Культура и быт народов Севера»

Цель: дать представление об особенностях жизненного уклада коренных малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского кра.

  1. Беседа «Кто такие коренные жители?».

Цель: дать представление о том, кто такие коренные жители, почему их называют «малыми народностями».

  1. Беседа «Кто живет в чуме?»  Просмотр мультфильмов.

Цель:  Дать представление о строительстве чумаразвивать творчество, умение самостоятельно планировать ход игры - закреплять в сюжетно-ролевых играх полученные знания;

  1. Беседа «Кто такие шаманы».

Цель: Дать первичные представления о том, кто такие шаманы в культуре народов севера

  1. Просмотр мультфильмов.

Цель:  Формировать умение находить смысловое значение в сказках.

Рассматривание иллюстраций с изображениями быта народов севера Сибири.

  1. Рассматривание иллюстраций с изображением быта, обустройства жилища и разнообразного национального ремесла народов севера;

Цель: познакомить детей с бытом, обычаями, обустройством жилища и национального ремесла.

  1. Познавательное развитие: «Животные и птицы Севера»

Цель: Формировать у детей представление о животных и птицах Севера. Развивать познавательный интерес ко всему живому

Тема: Праздники народов Севера

  1. Беседа «Праздники у народов Севера»

Цедь: Познакомить детей с национальными праздниками народов Севера. Расширить речевую активность, умения поддерживать диалог. Расширить словарный запас.

  1. Беседа «Зачем народы Севера изготавливали амулеты, и что, это такое»

Цель:  Познакомить детей с национальными детей с обычаями малых народов Севера.

Речевое развитие  

  1.  «Устное народное творчество народов Севера»

 Цель: Формировать представлений детей об особенностях сказок Севера, героях легенд, сказок.

Пересказ сказки «Кто всех сильнее»

Цель: Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах».

Беседа «Кто такие шаманы»

Дать первичные представления о том, кто такие шаманы в культуре народов севера.

Подготовка руки к письму

  1. «Традиционные орнаменты северных народов»

Цель:  Расширить кругозор детей при знакомстве с северными национальными орнаментами. Расширить кругозор детей при знакомстве с северными национальными орнаментами.

Привить интерес к культуре северных народов.

Воспитывать любовь к национальным видам искусства.

Готовить руку к письму

Художественная деятельность:

  1. Лепка Животные Севера: « Северный лень»

Цель:  учить детей лепить фигуру северного оленя; вызвать познавательную активность в ходе образовательной деятельности.

  1. Рисование «Жилище северных народов: чум»

Цель: Расширить знания детей о народах, живущих на нашей планете, обучение рисованию чума.

  1. «Таинственный завиток»

Цель: Рассмотреть значение некоторых символов, используемых в орнаменте на одежде северных народов.

  1. Северный орнамент

Цель: Развивать умение рисовать орнамент «северные мотивы»

Подготовка руки к письму.

Аппликация «Северный орнамент »

Формировать умения составлять орнамент из готовых форм по мотивам орнамента северных народов.

  1. Аппликация «Северный орнамент «Олень»

Цель: Формировать умения составлять орнамент из готовых форм по мотивам орнамента северных народов.

  1. Украсим бубен

Цель: Развивать умения детей передавать в рисунке орнаменты народов Севера.

Физическое развитие:  

  1. П/ игра «Ручейки и озера»

Цель: воспитывать ловкость, выдержку;

развивать скоростные умения; прививать лбовь к играм народов Севера.

  1. П/игра «Олени и каюры»

Цель: Развивать внимание, быстроту бега

познакомить с народными играми Севера

  1. П/игра: «Оленьи упряжки».

Цель: Развивать внимание, быстроту бега. познакомить с народными играми Севера

  1. П/игра: «Перетягивание палки»\

Цель: Развивать внимание, быстроту бега;

Знакомство с играми малых народностей, развивать умения перетягивать палку, не нарушая правил игры, сотрудничать с командой.

  1.  П.Игра: «Льдинки, ветер и мороз»

Цель: Развивать ловкость, выдержку, скоростные умения. познакомить с народными играми Севера.

  1. П.Игра: «Солнце - Хейро»

Цель: Знакомство с играми малых народностей, развивать умений действовать в соответствии с текстом.

  1. П.Игра: «Важенки и оленята»

Цель: Развивать ловкость, быстроту, выносливость. познакомить с народными играми Севера.

Совместная деятельность воспитателя и детей

  1. Изготовление макета «Возле чумаЧтение» сказок народов севера из книги «Малая Медведица».
  2. Рассматривание иллюстраций с северными пейзажами.

 Цель: Продолжить знакомить детей с жизнью на Севере

(полярная ночь, полярный день, богатство северной природы).

  1. Чтение сказок народов севера. Беседа «Кто живет на севере?»

Цель: Вызвать интерес и активность в ходе познавательной деятельности;

Развивать речевую активность.

  1. Просмотр мультфильма: «Северная сказка».

Цель: Познакомить с условиями жизни северных народов; воспитывать уважение, бережное отношение к родному человеку. 

  1. Чтение сказок из сборника «Малая Медведица»\

Цель: Знакомство с литературным творчеством северных народов.

  1. Совместная деятельность воспитателя и детей Просмотр мультфильма «Шаман» https://www.youtube.com/watch?v=aPMgqJE5Aro&t=30s

Цель: Развивать представления детей о шаманах и их роли в жизни народов севера.

  1. Настольная театрализованная игра по сказке «Кукушка»

Цель: Развивать навыки театрализованной деятельности. Воспитывать уважение, бережное отношение к родному человеку.

  1. Изготовление амулетов

Цель: Формировать умения украшать форму из картона кусочками меха, ткани, бусинами, повторяя орнамент народов Севера.

  1. Просмотр иллюстраций «Украшение женской одежды народов Севера»

Цель: Расширить представление детей об искусстве бисерных украшений народов.

  1. Просмотр «Северные танцы»

«Эвенкийские танцы»

Цель: Формировать представления детей об особенностях танцевальных движений народов Севера.

Работа с родителями

  1. Знакомство с проектом

Цель: познакомить родителей с целями и задачами проекта;

  1. Предложить дома с детьми посмотреть познавательные видео о народах севера

Цель: Закреплять изученный материал с детьми.

  1. Изготовление бубнов для театрализации

Цель: Привлечь родителей к изготовлению музыкальных инструментов для театрализованной деятельности.

  1. Просмотр иллюстраций «Сказки большой медведицы»

Цель: Повысить компетентность родителей.

  1. Викторина «Северные народы Красноярского края»

Цель: Повысить компетентность родителей по теме «Жизнь народов Севера».

  1. Беседа с родителями на тему «Сказки народов севера Сибири»

  Цель:  Пояснить важность рассказывания скрытого смысла прочитанной     сказки, отметить поучительность сказок народов Севера.

  1. Привлечь родителей к оформлению группы к театрализованному представлению: «Слабый  - против сильного »

Цель: Привлечь родителей к изготовлению декораций,  пошив костюмов.

  1. Конкурс «Знатоки и умники» для детей и родителей «Жизнь и быт народов севера Сибири»

Цель: Повысить компетентность родителей по теме «Жизнь народов Севера».

Музыкальное развитие

  1. Слушание музыки коренных жителей края. Вывко – музыкальный инструмент народов Сибири

Цель: Познакомить детей с музыкальными инструментами жителей Севера,

 научить детей изготавливать музыкальный инструмент при помощи пуговицы и нитки.

  1. Музыкальная игра «У оленя дом большой».

Цель: Развить интерес детей к теме дня, повысить эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

  1. Танцевальные движения народов Севера.

Цель: Познакомить с элементами движений танцев малочисленных народов.

 Социализация / Коммуникация

  1. С.Р игра «Экспедиция на север».

Цель: Развивать умения согласовывать тему игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры. Пополнить словарный запас новыми словами; Вызвать интерес и активность в ходе познавательной деятельности;

Самостоятельная деятельность детей

  1. Д/игра: «Сложи узор»

 Цель: Формировать умение составлять узоры путем

комбинирования цвета и формы. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Итоговый этап:

- Конкурс  с детьми и родителями. «Знатоки и умники» для детей и родителей «Жизнь и быт народов севера Сибири»

- Театрализованное представление «Игры народов Севера»

- Изготовление макета: «Стойбище малых народов Севера» - техника, пресованная вата.

- Смастерили куклы народов Севера.

 - Изготовили   макет: « Малые народы Севера»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИКА «КУЛЬТУРА И ЯЗЫК КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА НАРОДОВ»

Презентация проекта "В гостях у коренных народов Севера" в старшей группе № 3 "Маленькая страна". Сценарий разрабатанной интерактивной игры в Интерактивном редакторе «СО...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.(фото)

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - вос...