Проект – Хлеб всему голова
проект
Предварительный просмотр:
Проект: «Хлеб всему голова»
Вид: творческий, коллективный, краткосрочный;
Участники: дети, родители, воспитатель;
Срок: Неделя;
Актуальность:
Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.
Цель:
- Сформировать знания детей об общественной значимости труда хлебороба;
- Познакомить детей с тем, как хлеб попадает в магазин, как его выращивают. Довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- Познакомить детей с историей пшеницы, муки, хлеба, с их изделиями, формировать бережное отношение к хлебу.
Задачи:
Обучающие:
- Расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов;
- Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;
- Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми.
Развивающие:
- Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- Обогащать словарь детей. Научить детей концентрировать внимание и высказывать собственное мнение.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов и пекарей; национальную гордость за мастерство народа;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
- Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при рассматривании хлебных продуктов наших пекарей;
- Доставить детям радость от полученных впечатлений.
Подготовительная работа:
- Подготовить материал для изобразительной деятельности, аппликации, лепки, художественную и познавательную литературу для чтения детям, атрибуты для экспериментов.
- Введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
Вопросы:
Основополагающий:
- Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
- Что во главе стола стоит?
Вопросы проблемные:
- Как люди выращивают хлеб?
- Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
Проблемы (темы) самостоятельного исследования:
- Значение хлеба;
- Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в сильный колосок.
Гипотеза:
Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Предполагаемый результат:
- Обогащение словаря детей, расширение представлений о многообразии хлебных продуктов;
- Дети познакомятся с тем, как хлеб попадает к нам на стол, как его выращивают;
- У детей сформируется бережное отношение к хлебу;
- Активное участие родителей в реализации проекта.
Работа с родителями:
- Помощь родителей в подборе художественной и познавательной литературы;
- Предложить родителям выучить с детьми пословицы и поговорки о хлебе.
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный: разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели и задач. Создание условий для самостоятельной деятельности детей;
- Основной (или этап реализации проекта): проведение запланированных мероприятий для реализации проекта;
- Заключительный: подведение итогов, создание итоговой презентации.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный
1.Беседа с родителями: Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
2.Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы. Создать условия для реализации проекта.
2 этап - основной
- Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу;
- Привитие навыков культуры поведения за столом. Эстетическое воспитание детей;
- Знакомство с зерном: пшеницы, овса, ячменя (рассматривание, замачивание) При помощи исследовательской деятельности изучить свойства зерна: цвет, форму, размер, вес, поверхность;
- Раскрашивание раскрасок на тему: «Хлеб, хлебобулочные изделия» Учить аккуратно обводить контуры предметов и не выходить за контуры при раскрашивании рисунка;
- Беседа о профессиях. Профессия хлебороба, пекаря, кондитера. Воспитывать уважение к труду взрослых;
- Рассматривание книг, иллюстраций о хлебе. Углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной тему хлеба;
- С/р игры: игры «Магазин булочная», «Семья», «Ярмарка», «Из муки – не из муки». Закреплять полученные знания через игровую деятельность;
- Чтение украинской народной сказки «Колосок». Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду на примере поступков героев прослушанного произведения;
- Д/и: «Четвёртый лишний», «Откуда хлеб пришел?», «Что из чего»… Развитие наблюдательности, закрепление умения определять и различать характерные признаки предметов, как цвет, форма и величина;
- Лепка хлебобулочных изделий из соленого теста (пластилина). Учить работать с тестом, дать понятие алгоритма приготовления теста;
3 этап - заключительный
- Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации;
- Анализ результатов.
Анализ результатов:
В процессе работы над данным проектом дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Постарались привить уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Дети приобретали различные знания, уточняли и углубляли представления о хлебе. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего мира. В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения.
Приложение
Произведения о хлебе
Любим мы блины с вареньем,
С яблоками пирожки,
Вкусный торт на день рожденья
Из рассыпчатой муки.
Но хочу открыть вам тайну:
Пирожков вам не видать,
Если в поле вдруг комбайны
Хлеб не будут убирать.
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук
***
Но не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Дождик, дождик поливай
***
Будет славный урожай:
Будет белая пшеница,
Будет рожь и чечевица.
И течёт, течёт пшеница
Золотистою рекой...
И машины вереницей
Хлеб везут для нас с тобой.
Растите хлеб!
Выращивайте хлеб!
Он - смех детей,
Он - радость мирных дней.
Он наших городов и сёл мечта.
Он - пенье птиц.
Он памятником стал
Всем тем, кто жизни за него отдал.
В. Воронько «Вот и лето пролетело...»
"Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад- вперед, из края в край.
Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла.
К ночи - ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко."
Вешний день, пахать пора...
"Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.
Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.
Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.
А отец мне отвечает: - Трактор пашет, не катает!
Погоди - ка, подрастешь, сам такой же поведешь!"
С. Погореловский «Вот он - хлебушек душистый...»
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!"
П. Каганова «Хлеб - наше богатство»
Сею в поле зёрна, И зерно в амбары
Раннею весною, Потечёт рекою,
А над ними светит, И его машины
Солнышко родное. Сделают мукою.
На ветру весёлом, На заводе пекарь
Зашумят колосья, Хлеб спечёт с любовью,
Будет урожайной, Скажет он: «Ребята!
Золотая осень. Ешьте на здоровье!»
Н. Самкова «О хлебе»
Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.
Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.
Поднялся и к мальчишке подошел
« Зачем - спросил он, голосом усталым
- Ты, мальчик поступил нехорошо»
А утром, в день победы, ветераны.
Все при параде, в школу, ту, пришли.
Мальчишке показалось очень странным,
Что ветераны хлеб, с собой, несли.
Узнал мальчишка, в старом ветеране.
Седого старика, на той скамье.
Он замер, тишина стояла в зале.
И хлеб душистый на большом столе.
И та, старушка, что ушла с батоном.
Сидела рядом, грудь вся в орденах.
В глазах мальчишки голубых, бездонных.
Вдруг, со слезами появился страх.
Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.
Мальчишке, нежно, в руки подала.
И быль, рассказанная, той старушкой.
Его в блокадный Ленинград перенесла.
Вот перед ним возник холодный город.
Во вражеском кольце, кругом бои.
Свирепствует зима и лютый голод.
И тот батон, что поднят был с земли.
Прижав батон, он мчится по дороге.
Он знает, мать его, больная, ждет.
Торопится он к ней, замерзли ноги.
Но счастлив он, он хлеб домой несет.
А дома, бережно, батон он режет.
Куски считая, чтоб хватило им.
Пусть он сухой и пусть не очень свежий.
Он был единственным и очень дорогим.
Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.
И матери, ее кусок, несет.
В глазах ее он видит боль и муку.
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»
Но, вспомнив, как он бил батон ногою.
Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук
Мать закричала « Что, сынок, с тобою.
Дай хлеба, я умру от этих мук»
Он зарыдал и вновь перед глазами.
Старушка, что батон с земли берет.
Она стоит и нежными руками.
Мальчишке, хлеб душистый, подает.
Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.
Бежит домой, там, мать больная, ждет.
Боль матери всем сердцем понимает.
И оправданий он себе не ждет.
Он входит в дом, сидят в нем ветераны.
Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.
Все сном прошло, остались только раны
От боли той, в глазах стоял испуг.
Он понял цену, тем слезам и хлебу.
Который, дерзко, превратил он в мяч.
На землю, вновь его вернули с неба.
Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»
Стоит она и гладит по головке.
В глаза глядит, так, как глядела мать.
Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.
« Простите» - только это смог сказать.
Я видела, как тихо, по дороге.
Идет мальчишка, голову склонив.
И дед седой все курит на пороге.
Всю боль души, молчаньем сохранив.
Сухомлинский В. Моя мама пахнет хлебом.
(В книге: Сухомлинский, В. Яблоко и рассвет. - М., 1984. - С. 17.)
В один день в детский сад пришли двое новеньких - Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спрашивает Колю: - Где работает твоя мама?
–А ты не догадался? - удивился Коля.
–От неё пахнет лекарствами. Моя мама - врач. Если заболеет человек –мама его вылечит. Без врача люди не могли бы жить. А твоя мама где работает? – А ты разве не понял? Она же пахнет хлебом. Моя мама – пекарь. Она кормит людей. Без хлеба никто не сможет жить.
–И врач? – удивлённо спросил Коля.
– И врач не сможет, –с гордостью сказал Толя.
Задание для внимательных слушателей:
–Кем же работала мама Толи? (Возможные ответы детей: пекарем , кондитером, хлеборобом.)
Я. Тайц «Все здесь»
Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем видимо -невидимо. И все немножко усатые.
Надя спросила:
- Бабушка, а тут что растет?
- Хлеб, внученька!
- Хлеб? А булки где?
- И булки здесь, внученька.
- А баранки?
- И баранки здесь.
- А пряники?
- И пряники здесь. Все здесь, внученька.
Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники.
В. Крупин
«ОТЦОВСКОЕ ПОЛЕ»
Весь детский сад, кроме группы — малышовки, повели в поле, чтобы посмотреть,
как работает комбайн. Они пришли в поле, там было два комбайна, но оба стояли. Там
был и Ванин отец. Он озабоченно заглядывал вниз, под комбайн, и спрашивал: «Ну, как?
Треснул или совсем?» Снизу, где на земле лежали комбайнеры, доносилось лязганье
гаечных ключей.
Отец поздоровался с ребятами, кивнул Ване, не выдержал и полез сам посмотреть
неисправность. Ребята обошли вокруг комбайна. Ваня был горд тем, что объяснял: «Это
хедер называется, режет колосья, они по транспортеру идут на молотилку, она внутри.
Вверху бункер, там копится зерно, а потом его высыпают через этот рукав. А сзади
копнитель, туда идет солома и там прессуется, а потом выбрасывается...»
- Юлия Герасимовна, — услышали они голос Ваниного отца, — отпустите Ваню, надо в
мастерские сбегать, чтоб срочно сварщика сюда. Вал треснул, надо заварить. А мы пока
его вывинтим, приготовим.
Ах, как сорвался с места и побежал Ваня! Даже не подождал разрешения. Дорога, по
которой они шли все вместе, показалась сейчас в два раза короче. Вот и мастерские, Ваня,
задыхаясь, объяснил, зачем его послали.
- Заводи аварийку! – скомандовал сварщик. Взял Ваню под мышки и посадил в кабину
машины «Техническая помощь». На машине дорога показалась вовсе короткой. В поле один комбайн уже работал, ходил по кругу, а другой стали ремонтировать. Ребятам велели отвернуться, не смотреть на яркий огонь сварки. Трещину на валу заварили, потом, когда вал немного остыл, место сварки зачистили, вал поставили на место. И вот по огромному просторному желтому полю ходили два комбайна, к ним подъезжали машины. Кузов в этих машинах был застелен брезентом, чтобы ни одно зернышко не пропало. Юлия Герасимовна расставила ребят цепью вдоль скошенного пространства, и они прошли туда и обратно, соревнуясь, кто больше соберет упавших колосков. Каждый набрал немного, штук по десять, но когда они сложили их в одно место, то оказалось много.
Эту грудку колосьев обмолотили отдельно, и ребята своими глазами видели тоненькую
струйку золотистого теплого зерна, которое они спасли. Но радости этого дня на этом не кончились.
- Побудьте еще в поле, Юлия Герасимовна, — сказал отец Вани.
- Ой, не, нам давно пора. Нам обедать пора.
- А вы дойдите до речки, она же рядом, и руки вымойте, — сказал отец.
– У нас для вас секрет.
Оказывается, он из полевого вагончика по рации попросил привезти в поле обед не только
для механизаторов, но и на ребят, и предупредил, чтобы в детском саду их к обеду не
ждали. Вот уж это был обед так обед! Ребята ели свежий борщ со сметаной, котлеты, пили
компот. И все ели с радостью и гордостью. Еще бы – обед был заработанный!
Пальчиковая гимнастика
1. Божья коровушка
Божья коровушка,
Полет на облачко. (рукой изображают брюшко божьей коровки)
Принеси нам к осени,
Мы тебя попросим: (сверху брюшка поглаживают другой рукой)
В огород –бобы,
В лес –ягоды, грибы,
В родник –водицу,
В поле –пшеницу. (поочередно загибают пальцы)
2. Тесто
Тесто ручками помнем (сжимаем и разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем (как будто мнем тесто)
Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками по плоскости стола)
А верхушку сладким кремом
И кокосовую крошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заварим чай
В гости друг-друга приглашай.
3. Колосок.
Золотистый колосок, кто тебе расти помог?
Теплый ветер, майский гром,
Солнце в небе голубом.
А еще людские руки, что в труде не знали скуки.
Мне не стать без них таким
Сильным, рослым и большим!
Н. Красильников
4. Испечем пирожки и плюшки
Мама пироги печет, заинька не отстает
Пальчики стараются –плюшки получаются.
На дощечке нет уж места (руки в сторону, сжимает пальцы)
Мама снова месит тесто («месим»)
Отдохни, -сказала мама.
Заинька твердит упрямо (загибает пальцы)
У слоненка день рожденья, очень любит он печенье,
Рыбку любит кошка, бублики матрешка.
Все я это испеку, только не жалей муку.
5. Пироги
Мы печем пшеничные пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра
Пес лохматый со двора.
6. Хороводная игра «Каравай»
Как на наш весёлый праздник,
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Каравай приехал к детям.
Как его, ребята, встретим?
Пышной коркой похрустим.
Всех на свете угостим.
В нём –земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки
Вырастай богатырём!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...
Экологический проект «Хлеб всему голова» Тема: «Откуда хлеб пришел» (Возраст 4-5 лет)
Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будние и в праздничные дни. Без него не обходится ни один прием пищи....
КВН "История хлеба!" в рамках проекта "Хлеб - всему голова!"
Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические предсталения о природе; расширять кругозор, словарный запас, развивать связную речь; активизировать внимание и память, развивать логическ...
Проект «Хлеб - всему голова, слава хлебу и хвала!»
Данный проект рассчитан на детей подготовительной группы. Он охватывает знания и формирует умения в различных предметных областях: ознакомление с...
Пословицы и поговорки о хлебе (в рамках проекта "Хлеб - всему голова!").
Подборка пословиц и поговорок о хлебе....