Проект" Береза - символ России"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Проект посвящен изучению символов России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_beryoza_simvol_rossii.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Берёза - символ Родины"

Проект для детей старшей группы

Воспитатель старшей группы: Лебедева Марина Гурьевна

Содержание

1.   Актуальность…………………………………………... 3

2.   Реализация проекта……………………………………. 6

3.   Заключительный этап.……………………………….... 9

4.   Список литературы…………………………………… 10

5.   Приложения

- приложение 1

  Защита проекта……………………………………………...11

- приложение 2

             Берёза в народном творчестве …………………………….. 13

- приложение 3

   Экспериментальная часть…………………………………..17

- приложение  4

  Сценарий праздника «Белая берёзка»……………………….18

Актуальность: 
   Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Экологическое   образование ребёнка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми   ребёнок сталкивается каждый день.

     С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живём, а может она начинается с той берёзки, которая растёт на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

Красавицей русских лесов называют люди берёзку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину берёзу называли «дерево четырёх дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвёртое – чистоту соблюдать.

     Для русского человека нет дерева роднее и милее. Берёзка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Берёза приносит людям радость и свет!

    Поэтому в наше время, когда ребёнок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребёнку увидеть неповторимость, целостность природы

 Объект исследования: берёза

Предмет исследования: процесс наблюдения и изучения березы

Тип проекта:  познавательно – исследовательский, творческий.

Проект: – долгосрочный

Участники проекта: – педагог, дети, родители.

Цель: Содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.  Разгадать тайны, которые хранит в себе дерево с уникальным стволом.

Задачи проекта:

1. Вызвать интерес детей к объектам природы;

2. Познакомить детей с берёзой, ее особенностями;

3.Выяснить,  как используют берёзу в быту, медицине, промышленности;

4.Расширять представления о самом почитаемом дереве в России- берёзе, о значении её в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. О её взаимосвязях с окружающей средой;

5.Познакомить с рассказами, со стихами, песнями, загадками о берёзе;

6.Развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки. Расширять кругозор детей, знакомя с деревом – берёза;

7.Заложить у детей основы экологической грамотности через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней;

8.Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;

Гипотеза:  познавательная деятельность детей в ознакомлении с деревом – березой должна носить комплексный характер, то есть включать в себя разнообразные виды деятельности (НОД, наблюдения, прогулки, экскурсии, развлечения, экспериментальную деятельность, а результаты ее должны фиксироваться в художественно – продуктивной деятельности, иначе знания детей останутся поверхностными, неполными.

Предполагаемые результаты:

1.Углублённые знания и представления детей о берёзе.

2.Сформированное представления о жизни растения, его развитии и значении.

3.Развитие у детей активности, творческого потенциала.

4.Вовлечение родителей в совместную деятельность, в условиях семьи и детского сада.

5.Воспитание эмоционального, бережного отношения к берёзе, как к живому объекту природы; умения видеть красоту дерева,

6.Кроме того, предполагается развитие словаря детей, любознательности, наблюдательности, интереса к исследовательской деятельности.

                             

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Подготовительный этап:

1.Определение объекта изучения.

2.Сформулировать проблемные вопросы совместно с детьми по данной теме.

3. Постановка целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта.

4. Сбор информации, подбор иллюстративного материала, художественного слова и музыки по теме проекта.

5.Подготовить материал для экспериментирования детей.

Основной этап:

Познавательное развитие:

1. Наблюдение на прогулке «Встреча с Русской красавицей» за внешними признаками и отличительными особенностями берёзы.

2.Рассматривание иллюстраций и книг по теме: «Берёза».

3. "Кто дружит с берёзой?" – беседа о взаимосвязи экологической системы.

4.Просмотр презентации «Поделки из берёзы».

5. Дидактические игры: «Найди листок берёзы», «Закончи фразу», «Подбери слова – приятели», «С кем дружит берёза?», «Что сначала, что потом».

6. "Русская душа берёзы" - легенды и мифы о берёзе.
7. "Снятся ли берёзе сны" - наблюдение на прогулке.

8.Экскурсия в библиотеку «Такие разные берёзы».

9.Экскурсия в аптеку «Берёза добрый лекарь».

10.Экскурсия в музей «Все из берёзы в дело идет».

Экспериментирование:

1.Исследование бересты под лупой.

2.Эксперимент «Сохранение продуктов в берестяном стакане».

3.Эксперимент «Проницаемость бересты водой».

4.Исследование отпечатков рисунков коры разных берёз.

   

 

Приложение 1

Защита проекта.

        Всей группой мы гуляем по берёзовой аллее детского сада. Берёза не только красивое дерево, но и хранительница множества секретов. Раскрывать тайны и загадки природы наше любимое занятие. Мы провели исследования, и узнали, какие секреты хранит белоствольная красавица.

Первый секрет. Берёза единственное в мире дерево, у которого белый ствол.  В энциклопедии мы прочитали, что в её коре есть вещество - бетулин. Оно белое как мел. На прогулке мы провели опыт - темной тряпочкой потерли по стволу березы, она окрасилась в белый цвет-это бетулин. Воспитатель сказала, что он защищает березу от жгучего солнца, мороза и вредителей. А через черные поперечные черточки берёза дышит.

Второй секрет мы узнали, посетив библиотеку. У нашей белоствольной березки есть родственницы не похожие на неё. Карликовая берёза - самая маленькая, растет на крайнем севере. Железная берёза имеет самую крепкую древесину. Есть еще красная, пушистая берёза и много других берёз.

Третий секрет мы раскрывали на занятии вместе с воспитателем. Оказывается все из берёзы в дело идёт. Из её листьев делают краску для ткани. Берёзовые дрова лучшее топливо. Берёзовый сок идёт для приготовления напитков и квасов.  Из древесины изготавливают мебель, лыжи, сувениры. Из бересты мастера плетут лукошки и туески.

Вместе с родителями мы попробовали быть «берёзовых дел мастерами». Вот, что получилось.

Секреты лечебных свойств берёзы мы узнали в аптеке. Из коры получают дёготь. Он нужен для приготовления мазей, дегтярного мыла. Угольные таблетки делают из берёзовой древесины. Они очищают наш организм от вредных веществ. Чай из листьев берёзы лечит сердце. Берёзовый сок дарит молодость. В бане лечит берёзовый веник. А если обнять берёзу, то она зарядит вас энергией.

Как применяли берёзу в старину? Открыть этот секрет нам помог музей.

Там мы увидели много вещей из берёзы. Лапти - старинная обувь из бересты. Берёзовая лучина освещала избу. В туесок собирали наши бабушки ягоду. На берестяной грамоте писали в древности. Непослушные дети могли отведать «берёзовой каши» - так называли берёзовые прутья.

Секрет изображения берёз помог раскрыть художник Плахотный   Иван Анатольевич.  Он сказал, что берёза красива во все времена года. Художник показал свои картины, берёзки зимой. Научил нас рисовать это красивое дерево. Вот какие шедевры получились.

А еще он рассказал нам о том, что берёза поэтичное дерево. О ней поется в народных песнях, говорится в сказках, написано много стихов, пословиц и примет. С родителями и воспитателем мы создали альбом «Берёзка», где собрали стихи, песни, пословицы, загадки о этом дереве.

Помогали раскрывать Берёзкины секреты наши опыты и наблюдения.

Опыт1Вытечет ли вода из бересты? Изгибаем бересту в форме тарелочки и наливаем воду. Вода не вытекает. Вывод: посудой из бересты можно пользоваться для хранения жидкости. (Показ)

Опыт2.Сохранение продуктов.  Мы положили кусочки хлеба в кружку с крышкой из бересты, в целлофановый пакет, в пластмассовый контейнер для пищевых продуктов и в фольгу. На 6 день плесень появилась на хлебе в контейнере для пищевых продуктов, на 7 день в пакете и в фольге. В кружке из бересты хлеб не испортился 10 дней. Правда он немного подсох. Вывод: в берестяной ёмкости хлеб хранился дольше.

Опыт3.Какая кора нагревается сильнее на солнце берёзы или клёна. Приложили ладошки к обоим деревьям. Белая кора берёзы прохладнее, чем у клёна. Почему? Мы нашли ответ на этот вопрос! Это по тому, что у берёзы светлая кора, а у других тёмная, а она днём нагревается сильнее, чем светлая.

Вывод: В жаркую погоду можно охладиться обняв прохладный ствол берёзы.

Опыт 4.Сравнение отпечатков стволов разных берёз. Взяли кальку приложили к столу дерева потёрли боковой стороной воскового мелка - получили отпечаток рисунка коры. Создали картотеку отпечатков коры берёз у детского сада и сравнили их. Вывод: Рисунки на коре у всех берёз разные как отпечатки пальцев у человека.

Вывод:

Раскрывать Березкины секреты нам очень понравилось, мы узнали много интересного о берёзе. Это дерево не только очень красивое, но и полезное.

Познакомились с творчеством, связанным с этим замечательным деревом. 

Мы считаем, что символом России берёзу считают по праву. 

Закончить представление проекта мы хотим словами И. Агеевой:

 Белоствольная берёза – 

 Символ Родины моей.

 Нету деревца другого

 Сердцу русскому милей.

Каждый листик, как сердечко,

 Полюбуйся, погляди.

 У родимого крылечка

 Ты берёзку посади.

   

Приложение 2

Берёза в народном творчестве.

Стоит дерево, цветом зелёно, в этом дереве – четыре угодья:

Первое – больным на здоровье,

Второе – людям колодец,

Третье – от тьмы цвет,

А четвёртое – дряхлым пеленанье

 

В природе нет более поэтичного дерева, чем берёза. О ней поётся в народных песнях, говорится в сказках и сказаниях. Её образ воспет в поэзии и прозе, в музыке и живописи. Россия и берёза! Эти два понятия не разделимы.

«Старая берёза»

Александр Спиридонов

 

Зашумела  листовою берёза

Загрустила в туманную рань

И бегут по коре не то слёзы,

Не то сок из прорубленных ран.

Опустила кудрявые ветки,

Что-то шепчешь понурой листвой,

Ведь красивой была ты и крепкой,

Ведь когда-то была молодой.

Под твоею раскидистой кроной

Выбивались ковры тучных трав,

Ты тянулась глазами зелёными

К чуть синеющей дали дубрав.

Ты корявая стала, седая,

Со своею смирилась судьбой,

Лишь вороны раскаркались стаей

Над твоей поредевшей листвой.

На краю у дороги берёз в молочный туман
И бегут по коре не то слёзы,
Не то сок из прорубленных ран

   

Загадки о берёзе.

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не голова.


Стоит Федосья,

Распустив волосья,


На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках.

 

Летом цветёт, зимой греет,

Настанет весна — потечёт слеза.

 

Стоит Алена –

Платок зелёный,

Тонкий стан.

Белый сарафан.

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май сережки дарит ей.

Стоят в поле сестрицы.

Платья белены,

Шапочки зелены.

 

Народные приметы

Лопаются серёжки у берёзки – время снять хлеб.

Овёс сей, когда берёза распускается.

Весной берёзовый сок невкусен – хлеб уродится на славу.

Хотите узнать, какое будет лето? Присмотритесь к берёзам.

Если весною берёза перед ольхою лист распустит, то лето будет сухое, а если ольха наперёд – мокрое.

Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

О том, какой будет весна, берёзы рассказывают осенью.

Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней, а если равномерно – средней – средней.

И зиму берёзы могут предсказать.

В начале октября с них лист не опал – снег ляжет поздно.

 

 

Пословицы

Берёза не угроза: где стоит, там и шумит.

Ельник, березник чем не дрова?

Когда лист с дуба и берёзы опал чисто, будет лёгкий год для людей и скота.

Коли берёза перед ольхой лист распустит, то лето будет сухое; если ольха наперед — мокрое.

Узнаешь вкус берёзовой каши.

Пошёл по широкой, где берёзки посажены.

Березовицы на грош, а лесу и рублем не уплатишь.

Бог создал человека и создал тальник и березняк.

Стань, белая берёза, у меня назади, а красна девица напереди!

На вознесенье завивают березку: если она не завянет до дня пятидесятницы, то тот, на кого она завита, проживет этот год, а девка выйдет замуж.

Когда берёза станет распускаться, сей овес.

Толкуй про еловый, а березовый крепче.

Накормить кого березовой кашей.

Соловей начинает петь, когда может напиться росы с березового листа.

Морозко скачет по ельничкам, по березничкам, по сырым боркам, по веретейкам.

Плотва трется в первый раз на вербной; в другой — когда распустится берёза; в третий — на вознесенье.

Свинка ходит по бору, щиплет лебеду траву: она рвет, не берет, под березку кладет.

На сошествие св. духа развивают березки, бросают венки в воду; если тонет — к несчастью, плавает — к добру.

 

Сказка о волшебной берёзе

В одной деревне жили-были старик и старуха, да такие бедные, что порой  и поужинать у них было нечем. Как-то старуха хотела истопить печь, глянула, а лучины, чтобы дрова поджечь, нету. Послала она старика в лес, берёзу для лучины срубить. Взял старик топор и пошел в лес, увидел он красивую берёзку и решил ее срубить на лучину. Взмолилась берёза человеческим голосом, попросила не рубить ее и обещала, что любое его желание исполнит. От удивления старик даже топор выронил – столько лет живет, а говорящую берёзу ни разу не видел.

Пошел старик ко своей старухе ни с чем, рассказал про берёзу, что человеческим голосом разговаривает. Не поверила старуха ему, рассмеялась, да обратно в лес отправила. «Если не хочет берёза, чтобы ты ее срубил, так хоть веток наломай»,-сказала она.
Вернулся старик к волшебной берёзе и стал слова старухи своей пересказывать, берёза ему и ответила, что все, что деду надо, то дома и будет, чтобы шёл он себе обратно спокойно.
Вернулся дед домой, а у него полный двор лучиной завален, а в хлеву свежие берёзовые веточки ягнята жуют. Удивился дед и обрадовался, но тут вылетела старуха и давай браниться. «Чего это ты, дурень, лишь лучину да веток попросил, у нас ведь дров совсем не осталось». И пришлось старику вновь к берёзе идти, дров просить. А когда и дрова, нарубленные и аккуратно, в дровянике сложенные обнаружились, старухе муки стало нужно, а после муки – золота.
А как много золота в доме оказались, так и у старика ум за разум зашёл, стали они золото пересчитывать и от людей в подполье прятать. Думали они, думали, как бы сделать так, чтобы люди их боялись, да так и решили – пошел старик к волшебной берёзке, попросил сделать их страшными, берёза и пообещала, что станут их теперь все бояться – и люди, и звери лесные. Так и вышло – лишь открыл старик дверь в хату, так сразу оба и стали шерстью покрываться, в медведей превращаться.

 

Приложение 3

Экспериментальная часть.

Опыт 1. Если провести рукой по бересте – белый след останется на руке. Потому что белый цвет бересты от особого белого вещества – бетулина. По виду бетулин как порошок. Часто спрашивают, отчего на березе черные черточки? Научное название их "чечевички". Это специальные отдушины, через которые летом к внутренним тканям ствола проходит воздух. Без чечевичек дерево буквально задохнулось бы.

Опыт 2. Если деревья разного возраста, то, чем дерево старше, тем чернее кора березы и чем моложе дерево, тем белее кора нашей красавицы. Белую кору, кроме березы, природа ни одному растению не дала.

Опыт 3. В любой день белые стволы остаются прохладными на ощупь. Это белый цвет коры предохраняет стволы и ветви от обжигающего действия солнца

А также в ходе исследования мы научились ориентироваться по деревьям, в том числе и по берёзе:

1.    У одиноко стоящего дерева, растущего на открытой местности, иногда можно увидеть, что с одной стороны его крона более густая и пышная. Чаще всего это бывает с южной стороны дерева.

2.    Грибы предпочитают расти с северной стороны пня, дерева, кустарника.

3.    Муравьи стараются строить свои муравейники с южной стороны пней, деревьев.

4.    Кора берёзы с северной стороны значительно темнее, чем с южной, на ней больше наростов, трещин.

 

Приложение 4

Праздник « Берёзка белая»

 

Действующие лица:

Ведущая –

Берёзка –

Леший –

Заря – Заряница –

 

Под музыку дети выходят на площадку, садятся на места

 

                  Ведущая. Ребята вот и пришли мы в гости к берёзке — главному и любимому дереву на Руси. Берёзка пригласила нас, чтобы вместе с ней встретить праздник, который издавна встречали на Руси. В далёкую старину, когда заканчивалась посевная работа на полях, наступало время весёлого и красивого древнего, русского праздника — Зелёных святок, по – другому, Троица. Праздник Троица любимый праздник, он посвящён Богине Весны, победившей злых демонов зимы. В праздник на Троицу в особом почёте была Берёзка.

Ведущая. Заведём хоровод, чтоб радостным и весёлым был весь год.

 

Дети водят хоровод вокруг берёзки «Во поле берёза стояла»  

 

Ведущая. В старину много песен, пословиц, загадок сочинил народ о любимом дереве. Давайте послушаем стихотворения, которые выучили наши ребята.

 

1-й реб. Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

2-й реб. С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную!

 На поляне, на пригорке

Под окном, среди полей

Белокорые берёзки –

Символ родины моей.

Ты так мила мне до любой росинки,

В твоих просторах дремлет тишина,

Берёзовая, русская Россия

Ромашковая, добрая страна.

 

Раздаётся стук по дереву.

 

Ведущая. Ой, что за стук? Не дятел ли это стучит?

 

Леший. Нет это я старичок — Леший! (идёт к берёзе, любуется)

Ай да, берёзка, ай,  да красавица! Молодцы ребята! Давно я не видел хороводов на поляне. У вас так весело, что и мне  захотелось с вами поиграть. А вы ребята, уважите меня старого, поиграете со мной?

 

Игра «Разбегиши»  

Ход игры:  

Леший стоит в центре круга, дети взявшись за руки, идут по кругу. Все говорят хором:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят.

(Леший со словами: «Раз. Два, три — беги!» догоняет детей, а они убегают от него , кого поймает Леший тот становится в центр круга , и будет догонять . Игра повторяется несколько раз)

 

Леший. Ну, вот я с вами наигрался. А позову ка я сюда свою внучку, пусть тоже на берёзку полюбуется, да с ребятами позабавится.

 

(Леший играет на металлофоне. Появляется девица в красном сарафане)  

— Я Заря — заряницу,

Красная девица!

 

Леший. Это внучка моя Зоренька! (Заря вокруг берёзки обходит, любуется)

— А какая она у меня затейница! Сколько она игр знает да потех!

 

Заря. Вы ребята умеете танцевать? Сейчас я посмотрю!

 

Танец «По малину в сад пойдем»   

 

Заря. Молодцы ребята! А сейчас поиграем в мою любимую игру.

Леший. Внученька, и я с вами, становись с детками в кружок.

 

Игра «Заря – заряница»  

Ход игры:  

Дети стоят по кругу. Леший держа за ручку Зарю, ходит по кругу и говорит:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца завитые-

За водой пошла…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ".

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.[[{"...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»...

Терренкур «Символы России» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о символах России.

Патриотическое воспитание детей через игру. Формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. Физическое развитие....

Проект "В символах России открываю, в символах России познаю"

Ознакомление с государственными символами....

Презентация к занятию "Символы и нетрадиционные символы России"

Презентация к занятию по теме "Символы России"- традиционные и нетрадиционные....

Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет мероприятие по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развити...