Дополнительная общеразвивающая Программа для детей 4-5 лет «Тико - мастер»
рабочая программа (старшая группа)
Дополнительная общеразвивающая Программа для детей 4-5 лет «Тико - мастер»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Детский сад «Чебурашка»,
филиал Автономного учреждения дошкольного образования
муниципального образования Заводоуковский городской округ
«Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок»
Согласованно: Педагогический совет Протокол №3 От 30.08.2021 г. | Утверждаю: Директор Детского сада «Чебурашка», филиала Детского сада «Светлячок» ___________ А.В. Сухинина «30» августа 2021 г. |
Дополнительная общеразвивающая
Программа для детей 4-5 лет
«Тико - мастер»
Составитель:
Генрихс Л.С.,
Воспитатель первой
квалификационной категории
г. Заводоуковск - 2021 г
ОГЛАВЛЕНИЕ.
№ | Содержание | Номер страницы |
1 | Пояснительная записка | 2 |
2 | Цели и задачи | 3 |
3 | Учебно-тематическое планирование | 4 |
4 | Содержание программы | 14 |
5 | Годовой календарный план | 15 |
6 | Органнизациооно- педагогические условия реализации программы | 15 |
7 | Планируемые результаты | 18 |
8 | Оценочные и методические материалы | 19 |
9 | Работа с родителями | 19 |
10 | Условия реализации | 20 |
11 | Материалы и оборудование | 21 |
12 | Воспитательная работа | 21 |
13 | Список литературы | 22 |
14 | Приложение №1 Мониторинг развития мелкой моторики | 23 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из основных направлений детей дошкольного возраста является познавательное развитие, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; Формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности.
В развитии творческой активности дошкольников обладают продуктивные виды деятельности, а именно конструирование. Конструирование – это практическая деятельность, заключающаяся в соединении отдельных деталей, с целью получения целого предмета. Поэтому необходимо как можно раньше начинать развивать конструктивные умения и навыки. В данной программе «ТИКО – мастер» указаны основные цели и задачи обучения, технические навыки, прививаемые детям в процессе конструирования за весь период обучения. Программа дополнительного образования «ТИКО – мастер» позволяет системно формировать и развивать у дошкольников пространственные, зрительные и математические представления в игровой форме.
«ТИКО»- это трансформируемый игрой конструктор для обучения. Он представляет собой набор плоскостных цветных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка» или «двери». Сконструировать можно огромное количество игровых фигур.
В игре с «ТИКО» конструктором ребенок не только запоминает названия и облик плоскостных фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники, многоугольники, ромбы, трапеции), но и учиться складывать из них различные предметы и фигуры.
Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду.
Актуальность. Данная программа является актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает интеллектуальное развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Конструируя, дети мысленно представляют, какой будет постройка, и заранее планируют, как будут выполнять и в какой последовательности, таким образом, развивается мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.
Программа составлена с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и соответствует возрастным особенностям дошкольников.
2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель программы – формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Задачи программы:
Обучающие
Формирование представлений о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах.
Развивающие
Расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;
Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;
Воспитывающие
Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
Воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Название темы занятия | Программное содержание | Кол-во часов |
Сентябрь 1 | «Знакомство с конструктором ТИКО». Зайчонок ТИКО | Познакомить с зайчонком ТИКО и с конструктором, который он им принес. Формировать умение соединять треугольники между собой. Упражнять пальчики в соединении деталей между собой. | 1 |
2 | «Домик для зайчонка ТИКО». | Формировать умение классифицировать геометрические фигуры по образцу. Осваивать математические понятия через «ТИКО» конструирование. Формировать умение соединять детали между собой, | 1 |
3 | «Путешествие зайчонка». | Закреплять название различного вида транспорта с помощью «ТИКО» конструирования. Развивать игровое общение друг с другом с помощью «ТИКО» -фигур. | 1 |
4 | «Осенний урожай в лесу». Грибы. | Формировать умение находить в геометрическом лесу квадраты и треугольники. Формировать умение делать выбор «ТИКО» фигуры и конструировать по образцу. Упражнять пальчики в соединении деталей между собой. | 1 |
5-6 | «Осенний урожай в саду и в огороде» Корзина | Познакомить с многоугольниками (3-х, 4-х-угольник), научить их различать. Развивать умение классифицировать свойства геометрических фигур по двум свойствам. Учить конструировать плоскостные «ТИКО»- фигуры по образцу. Упражнять пальчики в соединении деталей между собой. | 2 |
7-8 | «Ядовитые грибы». Мухоморы. | Познакомить с умением сравнивать предметы по цвету, величине и форме через «ТИКО» конструирование. Формировать умение конструировать по схеме. Упражнять пальчики в соединении деталей между собой. | 2 |
Октябрь 9 | «Осенний лес». Листья | Знакомить детей с многоугольниками. Формировать умение конструировать по образцу. Развивать умение находить взаимосвязь между климатическими изменениями и характерными природными особенностями. Развивать речь детей с помощью игрового общения. Упражнять пальчики в соединении деталей между собой. | 1 |
10 | «Знакомство с домашними животными». Кот | Формировать умение конструировать «ТИКО» - фигуры по образцу. Упражнять пальчики в соединении деталей между собой. Формировать умение создавать фигуры путем замещения. | 1 |
11 | «Друзья Зайчонка ТИКО - лесные животные». Лиса | Развивать умение различать диких и домашних животных и конструировать их из «ТИКО» по образцу. Развивать мелкую моторику рук. | 1 |
12 | «Морковка для зайчика ТИКО» | Формировать умение внимательно рассматривать схему и называть фигуру и цвет; делить схему на составные части; собирать по схеме конструкцию. Развивать мелкую моторику рук. | 1 |
13 | «Знакомство с домашними животными». Собака. | Развивать умение различать домашних животных, конструировать их из «ТИКО» по образцу. Развивать умение классифицировать по размеру и конструировать по образцу | 1 |
14 | «Колючий друг Зайчонка ТИКО». Ёжик | Развивать умение сравнивать фигуры по размеру и конструировать по образцу. Совершенствовать умение соединять «ТИКО» –детали. Развивать мелкую моторику рук. | 1 |
15 | «Зимующие птицы». Птица | Совершенствовать умение различать многоугольники. Повторить плоскостные геометрические фигуры. Развивать умение конструировать плоскостные «Тико» - фигуры | 1 |
16 | «Я - человек» | Формировать умения конструировать тело человека, комбинируя многогранники. Формировать умения осуществлять поиск деталей конструктора заданного цвета и осваивать сложные способы соединения «ТИКО» - деталей. | 1 |
Ноябрь 17 | «Мой дом» | Формировать умение выделять и называть свойства геометрических фигур. Развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур. Развивать умение конструировать по схеме и по образцу. Повторить части конструкции (дом – стены, крыша, пол). | 1 |
18 | «Здание, где работают папа и мама» | Формировать представления об объектах, родного города. Расширять представления о конструкциях домов. Развивать умение конструировать по схеме и по образцу | 1 |
19 | «Робот» | Формировать умение выделять и называть свойства геометрических фигур. Развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур, конструировать по схеме и по образцу. Повторить части тела. | 1 |
20 | «Шарф для Зайчонка ТИКО». | Формировать умения конструировать одежду, комбинируя многогранники. Закреплять умения осуществлять поиск деталей конструктора заданного цвета. Продолжать освоение соединений «ТИКО» – деталей. | 1 |
21 | «В преддверии зимы» «Геометрический лес» | Закреплять умение сравнивать фигуры по 2-3 свойствам (цвет, форма, размер). Соединять различные «ТИКО» - фигуры в единую композицию, объединённую тематически. Самостоятельно найти необходимые фигуры и сконструировать по схеме. Сделать из треугольников объемные елочки разные по высоте. | 1 |
22-23 | «Строители и архитекторы» Дома, здания, магазины, школы. | Способствовать познавательной, творческой реализации каждого ребенка в процессе конструктивной деятельности, называть детали конструктора. | 2 |
24 | «Подарок мамочке». Цветок. | Формировать умение сооружать и украшать поделки с помощью конструирования симметричных узоров из «ТИКО» деталей разных цветов. Расширять представления о разных видах цветущих растений. | 1 |
Декабрь 25 | «Ёлочка» | Развивать умение взаимодействовать в процессе коллективной деятельности, договариваться друг с другом, распределять обязанности в процессе совместного конструирования (коллективная работа). Осваивать способы соединения «ТИКО» -деталей. | 1 |
26 | «Снежинка» | Формировать умения соединять «ТИКО» - фигуры. Развивать умение конструировать по образцу, и мелкую моторику рук. | 1 |
27 | «Детская площадка» Горка. | Развивать умение конструировать по образцу. Формировать умение подбирать для моделирования необходимые «ТИКО» - детали. Развивать умение взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах). | 1 |
28 | «Снеговик» | Развивать математические представления через «ТИКО» конструирование. Развивать игровое общение детей друг с другом посредством «оживления» «ТИКО» - поделок. Формировать умения соединять «ТИКО»- фигуры. | 1 |
29-30 | «Зимняя игра» «Хоккей с мячом»- поле, клюшка. | Развивать умение взаимодействовать в процессе коллективной деятельности, договариваться друг с другом. Формировать умение складывать плоскостные конструкции. Осваивать способы соединения «ТИКО» -деталей. | 2 |
31-32 | «Украшение на елку» | Развивать умение взаимодействовать в процессе коллективной деятельности, договариваться друг с другом, распределять обязанности в процессе совместного конструирования (коллективная работа). Формировать умение складывать плоскостные конструкции. Осваивать способы соединения «ТИКО» -деталей. | 2 |
Январь 33 | «Красивый коврик» | Развивать умение детей чередовать фигуры по цвету между собой, конструировать «ТИКО» -фигуры по схеме, по образцу. Развивать математические представления через «ТИКО» конструирование. | 1 |
34 | «Петушок» | Развивать игровое общение детей друг с другом посредством «оживления» ТИКО - поделок. Формировать умение конструировать плоскостные «ТИКО» - фигуры по схеме. Развивать математические представления через «ТИКО» конструирование. | 1 |
35 | «Игрушка цыпленок» | Развивать умение конструировать «ТИКО» - фигуры по схеме, по образцу. Учить конструировать плоскостные ТИКО»- фигуры по схеме. | 1 |
36 | «Дорожка для зайчика ТИКО» | Развивать умение детей, чередовать фигуры по цвету между собой; конструировать «ТИКО» -фигуры по схеме, по образцу. Развивать математические представления через «ТИКО» конструирование. | 1 |
37 | «Лошадка» | Формировать умение различать домашних животных, и конструировать их из «ТИКО»- конструктора по образцу. Развивать умение классифицировать по размеру и цвету. | 1 |
38-39 | «Народные инструменты» | Познакомиться с различными видами народных инструментов через «ТИКО»-конструирование. Развивать умение складывать из «ТИКО» конструктора плоскостные музыкальные инструменты | 2 |
40 | «Мои любимые игрушки» | Закреплять умение делать выбор «ТИКО»- фигуры и конструировать их по образцу. Закреплять цвет и форму «ТИКО» – деталей. | 1 |
Февраль 41 | «Машина» | Рассматривать схему и узнавать фигуру; делить схему на составные части; находить необходимые детали самостоятельно, Развивать умение собирать по схеме конструкцию, при отсутствии необходимой детали соединять ее из других фигур. | 1 |
42 | «Автобус» | Рассматривать схему и узнавать фигуру; делить схему на составные части; находить необходимые детали самостоятельно, Развивать умение собирать по схеме конструкцию, при отсутствии необходимой детали соединять ее из других фигур. | 1 |
43 | «Танк» | Закреплять умение делать выбор «ТИКО»- фигуры и конструировать их по образцу. Знакомить с различными видами военного вооружения. | 1 |
44 | «Самолет» | Развивать умение конструировать сложные конструкции по образцу. Развивать умения выделять и называть свойства геометрической фигуры. Знакомить с военной техникой. | 1 |
45 | «Ракета» | Развивать умение создавать плоскостные фигуры, соединять детали конструктора без затруднений. Закрепить знания о видах воздушного транспорта. Повторить название геометрических фигур в «ТИКО» конструкторе. | 1 |
46 | «Подводная лодка» | Повторить название геометрических фигур с помощью «ТИКО» конструктора. Знакомить с различными видами военного вооружения, с подводным транспортом. | 1 |
47 | «Подарок Мышонку. Ковер» | Развивать умение детей чередовать фигуры по цвету между собой, конструировать ТИКО - фигуры по схеме, по образцу. Повторить ориентировку в пространстве с помощью «ТИКО»- конструктора. | 1 |
48 | «Угощение для лисы. Рыбка» | Развивать умение называть диких и домашних животных с помощью «ТИКО» – конструирования. Закреплять умение конструировать «ТИКО» – фигуры по образцу. Развивать мелкую моторику рук. | 1 |
Март 49 | «Подарок маме» | Совершенствовать умение сооружать и украшать поделки с помощью конструирования симметричных узоров из «ТИКО» – деталей разного цвета. Развивать самостоятельность в выборе «ТИКО»- деталей при конструировании. | 1 |
50 | «Цветок для мамы» | Развивать умение конструировать симметричные узоры, сооружать и украшать поделки с помощью конструирования из «ТИКО» - деталей разных цветов. Расширять представлений о разных видах цветущих растений. | 1 |
51 | «Бабушка» | Развивать умение выделять и называть свойства геометрических фигур. Закреплять умение конструировать по схеме и по образцу. Знакомить с частями конструкции (части тела человека) | 1 |
52 | «Солнце» | Развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур, конструировать по схеме и по образцу. Знакомить с частями конструкции (Круг и лучи) | 1 |
53 | «Пришла весна. Кораблик. | Развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур, конструировать по схеме и по образцу. Знакомить с частями конструкции. (корпус, парус) | 1 |
54 | «Морское путешествие. Лодка, парусник» | Развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур, конструировать по схеме и по образцу. Знакомить с частями конструкции. (корпус, парус) | 1 |
55-56 | «В гостях у сказки. Теремок» | Совершенствовать умение конструировать по схеме и по образцу. Развивать способность использовать «ТИКО» конструкции в рассказывании сказки. Формировать умение планировать совместную деятельность, распределять обязанности и получать ожидаемый результат. | 2 |
Апрель 57 | «Книжки со сказками. Золотое яичко» | Совершенствовать умение конструировать по схеме и по образцу. Развивать способность использовать «ТИКО» конструкции в рассказывании сказки. Формировать умение планировать совместную деятельность, распределять обязанности и получать ожидаемый результат. | 1 |
58 | «Любимая сказка. Колобок» | Совершенствовать умение конструировать по схеме и по образцу. Развивать способность использовать « ТИКО»- конструкции в рассказывании сказки. Формировать умение планировать совместную деятельность, распределять обязанности и получать ожидаемый результат. | 1 |
59-60 | «Земля и ее соседи. Звезды, кометы, ракета, спутник» | Совершенствовать умение конструировать плоскостные и объёмные «ТИКО» – фигуры по образцу. Развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур, конструировать по схеме и по образцу. Знакомить с частями конструкции. | 2 |
61 | «Три медведя. Стульчик медвежонку» | Формировать умение у детей исследовать и конструировать объемные предметы (стулья) кубической формы (по образцу) из «ТИКО»- деталей ; сравнивать по величине. Развивать мелкую моторику рук. | 1 |
62 | «Мебель в моей квартире» | Совершенствовать умение конструировать по собственному замыслу. Развивать мелкую моторику рук. | 1 |
63-64 | «Наши пернатые друзья» | Совершенствовать умение конструировать плоскостные «ТИКО» – фигуры по образцу. Знакомить с частями конструкции. Развивать мелкую моторику рук. | 2 |
Май 65-66 | «Военная техника Победы» | Развивать умение сравнивать и называть геометрические фигуры и конструировать их из «ТИКО» по схеме, по образцу. Знакомить с различными видами военного вооружения. | 2 |
67-68 | «Насекомые. Бабочка. Жук» | Развивать умение различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе знакомых модулей. Познакомить с различными видами насекомых через конструирование. | 2 |
69-70 | «Правило безопасности. Дом, горка, карусель» | Закреплять умение конструировать по собственному замыслу. Развивать умение различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе знакомых модулей. Повторить правило безопасности на основе ТИКО –конструктора. | 2 |
71-72 | «Летние развлечения. Горка в аквапарке, Паровозик » | Совершенствовать умение конструировать сложные конструкции по образцу. Знакомить с различными видами развлекательных аттракционов через конструирование. | 2 |
4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Дополнительная общеразвивающая программа «ТИКО – мастер» позволяет формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий с конструктором «ТИКО».
Содержание занятий программы «ТИКО- мастер» составлены с учетом возрастных особенностях детей, при условии систематического и планомерного от простого к сложному. Программа основана на интеграции познавательной, коммуникативной, творческой, игровой, деятельностей. Программа предназначена для детей 4-5 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность 20 минут.
Конструирование с помощью «ТИКО» способствует созданию игровых ситуаций. В процессе конструирования фигур дети познакомятся с основными геометрическими понятиями, одновременно будет происходить обогащение словаря специальными терминами.
5. ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
1 | Продолжительность учебного года | 01.09.2021-31.05.2022 |
2 | Продолжительность учебного процесса | 36 недель |
3 | Режим работы | Вторник, четверг во второй половине дня |
4 | Выходные | Суббота, воскресенье |
5 | Каникулы | 1неделя января |
6 | Педагогическая диагностика | 1неделя октября 3неделя мая |
7 | Количество занятий | 72 |
6.ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ.
В основу программы положены принципы:
1.Личностно ориентированные принципы.
Принцип активности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Основная задача детского сада -это развитие дошкольника, и в первую очередь –целостное развитие его личности.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
2.Культурно - ориентировочные принципы.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка –это не абстрактное , холодное знание о нем. Это мир частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
3. Деятельно-ориентированные принципы.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
Принцип опоры на предшествующее развитие. Следует опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное развитие.
Креативный принцип. Необходимо учить творчеству т.е формировать умение способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.
Возраст детей: средний дошкольный возраст -4-5 лет.
Структура занятия:
Вводная часть: приветствие, мотивация детей через создание игровой или проблемной ситуации для постановки цели;
Основная часть: активизация необходимых знаний и умений детей, презентация новых знаний посредством различных дидактических и методов и приемов, технических средств обучения;
Заключительная часть: организация рефлексии, оценки деятельности детей, обобщение результатов, создание условий для закрепления и использования полученных знаний и умений в повседневной жизни.
7.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты реализации программы:
Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.
Изучив курс «ТИКО-мастер», дети успешно овладеют основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.
Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа «ТИКО-мастер» создает для этого самые благоприятные возможности. Сначала дети учатся конструировать по схеме, образцу, выполняют задание на слух (слуховой диктант), затем дошкольники создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. В дальнейшем, когда дети осваивают навыки моделирования и приобретают способность синтезировать свои собственные конструкции, можно организовывать именные выставки индивидуальных работ воспитанников и работ, созданных в результате совместного семейного творчества.
Ожидаемый результат по освоению программы:
По окончании дети должны знать:
- различные виды многоугольников;
- числа от 1 до 5.
По окончании дети должны уметь:
- называть и конструировать геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник);
- сравнивать и классифицировать фигуры по 1 - 2 свойствам;
- ориентироваться в понятиях «вперед», «назад», «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между»;
- считать и сравнивать числа от 1 до 5;
- конструировать плоские фигуры по образцу
8.ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Программа предусматривает различные формы проведения итогов:
-постоянно действующая выставка
-отчетная выставка
Усвоение обучающимися программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих форм контролей:
-мониторинг уровня развития детей с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач. Мониторинг уровней сформированности знаний умений навыков конструирования у воспитанников осуществляется поэтапно и состоит из2 этапов: Начальный- начало года и итоговый- конец года. Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно педагогического наблюдения. Мониторинг разработан на основе программы дополнительного образования «ТИКО- конструирование» под редакцией И.В. Логиновой (Приложение 1)
-Промежуточный контроль: в конце каждой темы планируется творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме. Дети оценивают свои работы, работы товарищей. Результаты работы видят родители. Дети получают моральное удовлетворение от того, что их творчество и умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.
-Итоговый контроль: представление творческой работы, участие в отчетной выставке, беседы с детьми, родителями.
9.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Месяц | Форма работы |
Сентябрь | Консультация «Знакомство с конструктором ТИКО» |
Октябрь | Консультация «Использование технологии ТИКО – моделирования при моделировании объектов» |
Ноябрь | Консультация «Плоскостное моделирование» |
Декабрь | Презентация «ТИКО - моделирование» |
Январь | Консультация «Играем дома» |
Февраль | Консультация «Игровые упражнения для дома» |
Март | Консультация «Домашняя картотека игр» |
Апрель | Выставка «Путешествие на Луну» |
Май | Выставка «Мой любимый город» |
10.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется в групповом помещение Детского сада «Чебурашка», филиала Детского сада «Светлячок». Занятия проводятся в помещении, в котором можно организовать учебное пространство- переставить столы и стулья, освободить место для упражнений, связанных с двигательной активностью детей.
1.Методическое обеспечение-программа, литература.
2 Наличие наглядно-иллюстративного и дидактического материала:
-методические разработки занятий;
-учебные и методические пособия;
-образцы изделий.
3.Наличие конструктора «ТИКО разных моделей»
11.МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
1.Наборы конструкторов ТИКО
2.Столы
3.Стулья
4.Цветные карандаши
5.Мольберт
6.Наглядный и демонстрационный материал
7.Схемы, карты для конструирования.
12.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Включает в себя задачи:
-воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности, стремления доводить начатое дело до конца;
-формирование у ребенка правильной самооценки, умения общаться со сверстниками и работать в коллективе;
-развитие умения четко соблюдать необходимую последовательность действий.
13.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006
2.Карпова Н.М. Тико – конструирование : Методы и рекомендации.
3.Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.
4.Методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации схемы .
https://www.tiko-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/
14.ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1
Диагностика уровня развития детей при освоении программы
«ТИКО - мастер»
№ | Фамилия имя ребенка | Называет детали конструктора | Подбирает детали в соответствии со схемой | Работает в команде | Умеет скреплять детали конструктора | Умеет обыгрывать постройки | Конструирует плоские фигуры по образцу, схеме | Общее количество баллов | Итог |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 |
Критерии уровня развития умений и навыков
Навык подбора необходимых деталей (по форме)
Высокий (4) : Может самостоятельно , быстро без ошибок выбрать необходимые детали
Достаточный (3): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.
Средний (2): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.
Низкий (1): не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь.
Умение проектировать по образцу
Высокий(4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
Достаточный (3): Может, самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.
Средний (2): Может, проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (1): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать только под контролем педагога.
Умение конструировать по схеме.
Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по схеме
Достаточный (3): Может, самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по схеме.
Средний (2): Может, конструировать по схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (1): Не может понять последовательность действий при проектировании по схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.
Уровень освоения программы:
Высокий уровень-9-12б
Средний уровень-4-8б
Низкий уровень-1-3б
Условные обозначения:
2-высокий уровень развития
1-средний уровень развития
0-низкий уровень развития
Предварительный просмотр:
Детский сад «Чебурашка», филиал Автономного учреждения дошкольного образования
муниципального образования Заводоуковский городской округ
«Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок»
СОГЛАСОВАНО:
На заседании педагогического совета:
Протокол № 3 от 31.08.2016г
УТВЕРЖДАЮ:
Директор филиала
Детского сада «Чебурашка»
___________________ А.В. Сухинина
Дополнительная общеразвивающая программа
«Мастерилочка»
Для детей 5-6 лет.
Составила: Л.С Генрихс
воспитатель.
Оглавление.
Пояснительная записка……………………………………………………………………….2
Цель и задачи………………………………………………………………………………….5
Учебно-тематический план………………………………………………………………….6
Содержание программы……………………………………………………………………..9
Годовой календарный учебный график…………………………………………………….12
Организационно – педагогические условия реализации программы…………………….13
Планируемые результаты……………………………………………………………………14
Формы подведения итогов реализации программы………………………….…………….15
Оценочные и методические материалы……………………………………………………..16
Приложение№1 Конспект НОД……………………………………………………………...18
Литература……………………………………………………………………………………..21
Пояснительная записка.
Программа « Мастерилочка» была разработана для того, чтобы развивать у детей творческие способности; формировать у них навыки управления процессами творчества; развивать фантазию; обучать детей пониманию закономерностей; формировать у детей навыки решения сложных проблемных ситуаций. Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей: коммуникация, познание, художественное творчество, социализация, музыка.
Актуальность данной программы заключается в необходимости освоения и широкого использования в практике конструирования из бумаги как эффективного средства развития психических процессов, коррекции речи и формирования познавательных интересов, потребностей и способностей детей. Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Овладение детьми бумагопластикой поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведёт в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т. е. развитию ребёнка. Таким образом, овладение конструктивными навыками и культурой труда имеет большое значение для подготовки дошкольников к успешному обучению в школе.
В процессе совместной деятельности постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Совместная деятельность по оригами дает возможность
использовать разнообразные формы работы, в первую очередь, через беседы, рассматривание готовых образцов, дидактические игры. Оригами расширяет представление детей об окружающем мире, является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.
Цель:
создание педагогических условий для развития детского художественного творчества и моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов работы с бумагой.
Задачи:
Образовательные:
-развивать мотивацию к конструированию из бумаги;
-обучать конкретным приёмам художественного творчества;
-знакомить с различными техниками работы с бумагой;
Развивающие:
-формировать познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
-развивать самостоятельность, наблюдательность, любознательность, активный интерес к миру предметов и вещей, созданных людьми;
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
Воспитательные:
- содействовать воспитанию ценностного отношения к материалам и инструментам, результатам творческой деятельности окружающих;
- воспитывать культуру общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема занятия | Количество занятий | Месяц |
1 | Знакомство с историей оригами | 1 | Сентябрь |
2 | Знакомство со свойствами бумаги | 1 | |
3 | Квадрат | 1 | |
4 | Портрет солнышка | 1 | |
5 | Травка | 1 | |
6 | Мышка | 1 | |
7 | Гусеница | 1 | |
8 | Осень в гости к нам пришла | 1 | |
9 | Листопад | 1 | Октябрь |
10 | Воздушные шарики | 1 | |
11 | Улитка | 1 | |
12 | Мышка | 1 | |
13 | Птичка | 1 | |
14 | Зайчик | 1 | |
15 | Бусы в подарок | 1 | |
16 | Кораблик | 1 | |
17 | Самолеты | 1 | Ноябрь |
18 | Светофор | 1 | |
19 | Рыбки в аквариуме | 1 | |
20 | Рыбки в аквариуме | 1 | |
21 | Утенок | 1 | |
22 | Чудо-дерево | 1 | |
23 | Рукавичку | 1 | |
24 | Красивые салфетки | 1 | |
25 | Снеговик | 1 | |
26 | Снегирь | 1 | Декабрь |
27 | Маленькая елочка | 1 | |
28 | Грач | 1 | |
29 | Весёлые человечки | 1 | |
30 | Ракета | 1 | |
31 | Раз, два, три, лодочка плыви | 1 | |
32 | Веселые мордашки | 1 | |
33 | Открытка с Новым годом | 1 | |
34 | Журавлик | 1 | |
35 | В бумажном царстве - государстве | 1 | Январь |
36 | Рябина | 1 | |
37 | Яхта | 1 | |
38 | Кит | 1 | |
39 | Тигренок | 1 | |
40 | Поросенок | 1 | Февраль |
41 | Заяц | 1 | |
42 | Эскадрилья (самолеты) | 1 | |
43 | Дед | 1 | |
44 | Открытка с 23 февраля | 1 | |
45 | Звезда | 1 | |
46 | Закладка | 1 | |
47 | Машина | 1 | |
48 | Ворон | 1 | |
49 | Подснежник | 1 | Март |
50 | Открытка с 8 марта | 1 | |
51 | Лебедь | 1 | |
52 | Мороженное | 1 | |
53 | Собака | 1 | |
54 | Зонт | 1 | |
55 | Роза | 1 | |
56 | Волк | 1 | |
57 | Лягушка | 1 | |
58 | Ветряная мельница | 1 | Апрель |
59 | Пингвин | 1 | |
60 | Ракета | 1 | |
61 | Космос | 1 | |
62 | Фрукты в вазе | 1 | |
63 | Улицы в нашем городе | 1 | |
64 | Чашка с блюдцем | 1 | |
65 | Платье | 1 | Май |
66 | Футболка | 1 | |
67 | Сказки | 1 | |
68 | Сказки | 1 | |
69 | Количество занятий : | 68часов |
Структура и содержание программы.
Программа состоит из перспективного планирования НОД.
Предлагаемый курс совместной деятельности педагога и детей по оригами рассчитан на 1 год.
Программа составлена для детей 5 – 6 лет, проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня.
Работа по программе предусматривает как индивидуальные формы работы с детьми, так и микрогруппами.
НОД проводится с октября по май, форма работы - кружковая (занятия по подгруппам).
Результативность программы оценивается методом наблюдения и оценки продуктов детской деятельности в начале (октябрь) и конце учебного года (май).
На каждом виде деятельности используется дополнительный материал: аудиозаписи, стихи, загадки, сведения о растительном, подводном мире, птицах, насекомых, цветах, дидактические игры и т.д.
Каждая деятельность включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.
1. подготовка к деятельности
2. введение в тему занятия (загадки, стихи…)
3. показ образца;
4. рассматривание образца и анализ;
5. практическая часть
6. показ педагогом процесса изготовления работы;
7. самостоятельное изготовление детьми работы;
8. оформление образца
9. анализ работ детей.
Обучение искусству оригами начинается – с базовых форм. База – простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок, как плоских, так и объемных. Для успешного овладения детьми старшего дошкольного возраста искусства оригами необходимо познакомить их с основными базовыми формами – «треугольником», «дверь», «книжка», «воздушный змей».
Изучив технику складывания данной базовой формы, можно приступать к изготовлению самих изделий. Занимаясь по программе «Мастерилочка», дети развивают способности к конструкторскому творчеству и умение принимать нестандартные решения. Чем бы ни занимался впоследствии ребенок, увлеченный оригами, это будет интересный человек, принимающий нестандартные решения. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по рисованию.
Содержание программы предусматривает распределение материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и
сложном уровне. Все задания соответствуют возрасту детей, что гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. Дополнительная платная образовательная услуга предполагает работу с детьми в форме совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В процессе работы используются различные формы совместной деятельности: традиционные, игровые. Каждая деятельность включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.
Методы, используемые в образовательной деятельности оригами
∙ словесные (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.)
∙ наглядные (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ – выполнение педагогом, работа по образцу и др.)
∙ объяснительно-иллюстративные (дети воспринимают и усваивают готовую информацию).
∙ репродуктивные – (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
∙ частично – поисковые (участие детей в коллективном поиске, решения поставленной задачи совместно с педагогом)
. ∙ исследовательские(экспериментальный) (самостоятельная творческая работа детей).
∙ практические (выполнение работ по картам и схемам и др.)
∙ В основе, которых лежит способ организации занятий:
∙ Индивидуально – фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
∙ Групповой (организация работы в подгруппах, парах).
∙ Индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий
Совместная деятельность воспитателя и детей.
Совместная деятельность воспитателя и детей – процесс взаимовоспитания, взаимооткрытия новых творческих возможностей.
1. Заучивания стихов и загадок о природе, явлениях природы.
2. Работа со схемами.
3. Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
4. Создание книг – самоделок.
5. Драматизация сказок.
6. Создания театра оригами.
Совместная деятельность детей и родителей.
Совместная деятельность детей и родителей – процесс взаимообучения творчеству, взаимопомощи, уважения.
1. Просмотр передач о животных.
2. Составление рассказов.
3. Придумывание образа, имени игрушки.
4. Разработка собственных схем.
5. Создание альбома с семейными поделками.
6. Придумывание загадок, рассказов, сказок.
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам: «Что такое «оригами»?», «История искусства оригами», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг».
Годовой календарный учебный график.
Продолжительность учебного года | 01.10.2016-31.05.2017 |
Продолжительность учебного процесса | 38 недель |
Режим работы | 2 раза в неделю, во второй половине дня |
выходные | Суббота, воскресенье, праздничные дни |
каникулы | 01.01.2017-09.01.2017 |
Педагогическая диагностика | 01.10.2016-15.10.2016 10.05.2017-25.05.2016 |
Количество занятий | 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц 64 занятия в год |
Расписание занятий.
Дни недели | Время проведения |
понедельник | 15.15-15.40 |
четверг | 15.15-15.40 |
Продолжительность | занятия 25 минут |
Организационно- педагогические условия реализации программы.
- Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
- Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
- Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
- Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате обучения по данной программе дети:
*научатся различным приемам работы с бумагой;
*будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
*научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
*будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
*разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
*познакомятся с искусством оригами;
*овладеют навыками культуры труда;
*улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Бумага:
*Непосредственно рабочая: цветная из набора
*Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.
*Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)
*Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
*Салфетки: бумажная, тканевая.
*Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами
*Кисти.
*Картон белый и цветной.
Планируемые результаты.
Основные требования к уровню освоения программы детей старшей подгруппы по интеллектуально – творческому развитию.
К концу года дети могут:
*Самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блин»;
*По образцу изготавливать несложные поделки.
*Знать и называть геометрические фигуры;
*Ориентироваться на листе бумаги;
*Уметь намечать линии;
*Тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
*Уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.);
* Добиваться конечного результата;
* Самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок детских работ.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ.
В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
Самостоятельная деятельность детей.
1. Проговаривание последовательности сборки оригами.
2. Обмен мыслями, знаниями, намерениями.
3. Создание альбома со своими поделками.
4. Изготовление поделки по желанию.
5. Игры с игрушками оригами.
6. Экспериментирование с бумагой.
7. Дорисовка недостающих элементов.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить | Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения | Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.) | Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. | Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу | Точность и аккуратность при выполнении работы | Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы | Общее количество баллов | Процент усвоения программы |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 |
«нет» - 0 баллов «да» - 1 балл 6 – 5 баллов – высокий4 – 3 баллов – средний 2 – 0 баллов низкий.
Диагностика уровня развития художественно-творческих способностей
Диагностическая карта развития детей в процессе освоения нетрадиционной художественной техники оригами.
№ | Ф.И.ребенка | Творческая активность | Новизна, оригинальность | Сенсорные способности (чувство цвета, формы) | Композиция | Общая Ручная умелость | Самостоятельность | Баллы |
Критерии (индикаторы) | Высокий уровень (3 балла) | Средний уровень (2 балла) | Низкий уровень (1 балл) |
Творческая активность. | Повышенный интерес, творческая активность. | Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога | Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания. |
Новизна, оригинальность. | Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества. «индивидуальный» подчерк детской продукции. | Ребёнок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов случайно, с подсказками педагога. | Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками. |
Сенсорные способности (чувство цвета, формы). | Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения. | Есть незначительные искажения. Отступления от окраски. | Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность |
Композиция. | По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами. | На полосе листа с незначительными элементами. | Не продуманно, носит случайный характер. |
Общая ручная умелость. | Хорошо развита моторика рук, аккуратность. | Ручная умелость развита. | Слабо развита моторика рук. |
Самостоятельность. | Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца. | Требуется незначительная помощь. | Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция. |
Таблица 2
Конспект НОД
«Поданные для короля»
Развивающие задачи. Развивать творческое воображение, умение видеть необычное в обычных предметах, сообразительность, художественно - творческие способности и интерес к оригами.
Воспитательные задачи. Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
Словарная работа. Обогащать словарный запас детей основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.) Расширять коммуникативные способности детей путем создания игровых ситуаций.
Планируемые результаты: ребёнок с радостью выполняет поставленные задачи, имеет представление о конечном результате своей деятельности; интересуется конструктивной деятельностью; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материал и оборудование: образец базовой формы, квадратные листы цветной бумаги на каждого ребёнка, клей ПВА, кисточка, салфетки, клеёнки, ножницы. Разный материал для творчества (кружочки разного диаметра, треугольники, глазки, листочки, полоски бумажные разного цвета и размера, нитки.)
Методические приёмы:
1. Сюрпризный момент: Приход необыкновенных гостей (Короля без королевства и капризной принцессы). У нас беда, всё, что нас окружало, наутро исчезло. Остались мы без королевства.
2. Мотивация на помощь.
3. Знакомство с правилами оригами.
4. Показ действия стаканчика. Работа в творческой мастерской.
5. Физкультминутка.
6. Рассматривание творческих работ.
7. Уход персонажей и подарки от него.
Ход занятия.
Воспитатель. - Предлагаю вам, ребята, отгадать загадку:
Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
А что? Догадывайтесь сами! (бумага)
Воспитатель. Ребята, я знаю такую страну, где всё сделано из бумаги.
Про такую страну я хочу рассказать сказку.
«Жил да был в одном бумажном королевстве король и капризная принцесса. Но вот однажды утром проснулись принцесса и король , а вокруг никого. Оставили королевство все. Очень грустно стало ему: никто не поёт для него, не танцует, нет предметов – кругом одна пустота и тишина, слышно только плач капризной дочки. Страшно королю стало.
Теперь он ищет своё потерянное королевство и своих подданных».
- Появляется король . Это вы про меня говорите?
Король: Это правда. Помогите, ребята, вернуть моё королевство.
Король. Я, ребята, нехороший король, (плачет) потому что поссорился со всеми подданными. Они обиделись на меня, и ушли из королевства.
Ребята. А какие они у вас, подданные?
Король. Они все, чем-то похожи на меня. Какой - же я король без королевства? Помогите мне собрать моих подданных, я буду добрым и ответственным королём, постараюсь не обижать никого, беречь все вещи.
Принцесса. Я постараюсь быть доброй, послушной, сдержанной.
Воспитатель. Мы можем им помочь, ребята?
Дети. Да!
Воспитатель. Ребята, пригласим короля к нам, в творческую мастерскую?
-Ребята, название королевства говорит нам о том, что все они похожи на стаканчик. Я знаю, как нужно складывать эту фигуру, а вы будете мне помогать.
1. Выбираем квадраты разных цветов себе и сгибаем квадрат. У нас получился треугольник.
2.Верхнюю сторону треугольника совмещаем с нижней стороной, деля нижний угол пополам.
3.Разгибаем лист. Нижний левый угол совмещаем с линией сгиба на правой стороне.
4. Правый нижний угол совмещаем с точкой указанной на фото.
5. Верхний угол загибаем вниз.
6. Переворачиваем, и точно также отгибаем верхний угол вниз.
Не забываем хорошо проглаживать места сгиба. Король. Да, они чем-то похожи, но это ещё не всё. Они у меня были такие красивые, весёлые, а я это понял, тогда, когда потерял их.
Дети обсуждают ход изготовления поделки. Размышляют, что же можно придумать.
Делаем стаканчики и развиваем творчество в работе: Стакан - шапка, платье, ведро, лейка, крыша дома и т.д.
Фантазируем и творим с разным материалом.
Пальчиковая гимнастика.
Мы бумагу режем, режем
Мы бумагу рвем, рвем,
мы бумагу клеим, клеим
мы бумагу мнем, мнем.
Украшаем поделки разнообразными деталями. -Король и принцесса .Ой! Какая красота…
У меня теперь есть и разные звери, вёдра, кружки, рубашки и платья. Как я счастлив, спасибо вам, ребята.
-До свидания! А на прощание, хочу вам подарить книгу, где всё делают из бумаги. Удачи вам, ребята!
Методические приёмы:
1. Сюрпризный момент: Приход необыкновенных гостей (Короля без королевства и капризной принцессы). У нас беда, всё, что нас окружало, наутро исчезло. Остались мы без королевства.
2. Мотивация на помощь.
3. Знакомство с правилами оригами.
4. Показ действия стаканчика. Работа в творческой мастерской.
5. Физкультминутка.
6. Рассматривание творческих работ.
7. Уход персонажей и подарки от него.
ЛИТЕРАТУРА
1.От рождения до школы [текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. − М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. − 304 с.
2.Черенкова, Е. Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей [текст] / Е. Ф. Черенкова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. – 154 с. – (серия «Учимся играючи», «Азбука развития»).
3.Художественно-творческая деятельность. Оригами [текст]: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И. А. Рябова, О. А. Дюрлюкова. − Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с.
4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.
5.Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду».М: Карапуз, 2009г.
6. Соколова Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.: Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
7. С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Весёлые уроки оригами. СПб.; Издательский дом «Литература,» 2001 – 208с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Тико-мастера» "Тико-конструирование"
1.Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Тико-мастера» (для детей 3-4 лет)2.Программа дополнительного образован...
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей 4-7 лет «Тико-мастера»
Программа реализуется на занятиях кружка моделирования «ТИКО-мастера». Программа основана на программе И.В.Логиновой «Тико-мастера» для детей 3-7 лет.рограмма...
Педагогический анализ развития навыков ТИКО-моделирования у обучающихся по программе дополнительного образования детей «ТИКО-мастера»
Технология ТИКО-моделирования. Рекомендации педагогам для диагностического обследования детей....
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по оказанию дополнительных платных услуг по развитию интеллектуально - творческих способностей у детей от 5 до 6 лет "ТИКО - мастера"
Программа «ТИКО-мастера» разработана с целью развития логического мышления детей дошкольного возраста посредством активизации их творческой деятельности ...
ПРОГРАММА дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «ЛЕГО – МАСТЕР»
Программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобрет...
Дополнительная образовательная программа по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей от 5 до 7 лет "ТИКО-мастера"
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности по развитию геометрического моделирования для детей...
ПРОГРАММА «ТИКО - мастер» дополнительной платной услуги «Проведение занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей с применением технологии ТИКО-конструирования» для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет
Программа «ТИКО - мастер» дополнительной платной услуги «Проведение занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей с применением технологии ТИКО-конструирования...