ПРОГРАММА дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «ЛЕГО – МАСТЕР»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lego-plan_1.doc | 157 КБ |
prilozhenie_1.docx | 20.03 КБ |
prilozhenie_2.docx | 20.59 КБ |
prilozhenie_3.docx | 19.31 КБ |
prilozhenie_4.docx | 67.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
дополнительного образования
для детей старшего дошкольного возраста
«ЛЕГО – МАСТЕР»
Составила
воспитатель Осипова Е.Н.
Пояснительная записка
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира.
В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:
- Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
- Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
- Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.
Основанием для разработки Программы служат
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «15» мая 2013 г. № 26.
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации».
Представленная программа «ЛЕГО – мастер» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей.
Работа по LEGO-конструированию проводится в рамках дополнительного образования.
Количество занятий
Один раз в неделю.
Возраст детей
Старшая - подготовительная группы (5 - 7 лет)
Актуальность
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Портрет современного ребенка начала XXI века
Дети отличаются повышенной потребностью к восприятию информации, постоянно ищут возможности ее удовлетворения. Если не получают необходимой «порции» информационной энергии, начинают проявлять недовольство или агрессию; информационный перегруз многих из них явно не беспокоит; объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. Не испытывают стресса при контакте с техникой, компьютером, мобильным телефоном.
У современных детей система отношений доминирует над системой знаний. На смену вопросу «почему?» пришел вопрос «зачем?». Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс, и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает рефлекс свободы - они сами выстраивают стратегию своего поведения. Дети настойчивы и требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия.
Отмечается их врожденное стремление к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры.
- Современному дошкольнику интересен не только мир предметов, игрушки. Дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе. Человек интересен ребенку со всех сторон: как биологическое и социальное существо, как созидатель и носитель культуры.
- Современный ребенок - это гражданин, осознающий себя не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою родину, семью, сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее.
- Современный дошкольник хорошо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать разные явления и события.
- Современные дети в большей степени ориентированы на будущее, легко рассуждают о том, где и кем будут работать, сколько зарабатывать и тратить, какая у них будет семья, в каких условиях они будут жить и как отдыхать.
- Старшие дошкольники не только принимают учебную задачу, но и осознают ее смысл для себя. Как правило, он связан с успешным будущим ребенка: научусь читать - буду хорошо учиться в школе - поступлю в институт - получу отличную работу - буду хорошо жить!
- Современный ребенок радует, с одной стороны, своей активностью, подвижностью, инициативностью и целеустремленностью, с другой - развитым воображением, склонностью к фантазированию и творчеству.
- Дети способны самостоятельно мыслить и действовать, живут с ощущением внутренней свободы, жизнерадостны и оптимистичны, отличаются позитивизмом, развитостью интеллектуальных процессов, направленностью на познание окружающего мира.
- Сегодняшний дошкольник быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон, ходит вместе с семьей и друзьями в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует, ориентируется в марках автомобилей, названиях производителей одежды и т.д.
- Дети любят играть, сочинять, фантазировать, т.е. активно ориентированы на самоценные, детские виды деятельности.
- В поведении детей наблюдаются некоторые проявления взрослости, зрелость в суждениях, ориентация на будущее, понимание самого себя, своих интересов, потребностей, возможностей.
- Дети живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека. Компьютер является не роскошью, а средством труда, познания, досуга.
- Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощенными, открытыми, проявляют большую самостоятельность, инициативность, они проявляют чувства свободы и независимости.
- Любимыми героями современных детей являются герои детской мультипликации.
- Изменения происходят и в интеллектуальной сфере детей, им присуща большая информированность они стали более развитыми, любознательными, легко и свободно ориентируются в современной технике и во взрослой жизни; что самолет приземляется на шасси, а в галактике, кроме нашей планеты, есть и другие...», «С ними можно поговорить, поспорить, такого не было раньше...».
- Предпочтения, интересы, суждения детей о жизни в значительной степени зависят от уровня жизни и возможностей родителей и изменяются от района проживания (в столичном городе, областном центре, провинции, пригороде, том или ином районе города и т.д.).
- Дети стали более живыми, шумными, эмоциональными.
- Они лучше воспринимают разную информацию, быстрее запоминают стихи, песни.
- Дети испытывают трудности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, обусловленные комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гипер-активностью, пассивностью ребенка и пр.).
- Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы.
Несмотря на изменения в мире, обществе, семье, современные дошкольники продолжают оставаться детьми. Они любят играть, только содержание игр, игровые интересы несколько изменились.
Наряду с сюжетно-ролевыми играми, дети выбирают игры с современными конструкторами, различные головоломки, знают и увлекаются компьютерными играми.
Содержание предлагаемое в образовательной программе актуально для воспитания и развития современных дошкольников.
При организации образовательной работы с детьми необходимо учитывать (с поправкой на индивидуальные особенности, уникальность личного социального опыта, социокультурные ситуации), что современный ребенок-дошкольник обладает:
- Достаточно развитым восприятием многофакторных качеств и отношений объектов, явлений и ситуаций.
- Памятью достаточно развитой для удержания, сопоставления вновь воспринятого с уже бывшим в более раннем опыте.
- Мышлением, достаточным для осознания, установления связей между сложными многоуровневыми многофакторными явлениями и событиями.
- Речью, позволяющей объяснять свои представления и состояния, как ситуативные, так и перспективные, что позволяет ребенку вступать в отношения разного уровня и направленности.
- Исследовательской инициативой, побуждающей ребенка к поиску новых впечатлений и позволяющей успешно исследовать сложные, многосвязные, физические и социальные объекты и явления, выявляя их скрытые сущностные характеристики и сети внутренних причинных взаимодействий;
- Сложившейся «субъектностью», позволяющей ему действовать самостоятельно и автономно не только как субъекту деятельности, но и как субъекту социальных отношений.
- Внутренней позицией, которая, в основном, будет сформирована как новообразование к семи годам, но уже сейчас позволяет ребенку индивидуально (на основе собственных мировоззренческих представлений) относиться к событиям и явлениям.
Особое внимание при LEGO-конструировании необходимо обратить на:
- В физическом развитии обратить внимание: - на усидчивость, волевые усилия, силу тонуса, синхронную работу обеих рук.
- В речевом развитии: – развитие доказательной речи; формированию графо-моторных навыков.
- В познавательном развитии: – на развитие познавательных действий, способность детей самостоятельно принимать решения; создать условия для обогащения среды развития познания, (формирования познавательной активности и познавательных действий).
- В социально-коммуникативном развитии: – на становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
- В художественно-эстетическом развитии: – на становление эстетического отношения к окружающему миру.
Условия ДОУ, направлены на создание социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике контингента воспитанников группы и предусматривают:
- Обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
- Поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).
- Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
- развитие умения детей работать в группе сверстников.
- Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
- оценку индивидуального развития детей.
- Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
С учетом социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, поставлены задачи, направленные на использование сетевой формы взаимодействия в ходе реализации ООП ДО, обеспечивающей возможность социализации и ее успешного освоения воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций.
Взаимодействие родителей и педагогов ДОУ в воспитании дошкольников рассматривается нами как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленных на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Партнерское взаимодействие всех участников образовательного процесса позволяет выделять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а так же обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка.
От того, насколько будут объединены цели педагога, детей, родителей в одну, согласованы цель и задачи, найдены аспекты личностного смысла, привлекательные для всех субъектов, зависит успешность выработанной стратегии развития ДОУ, реализации ООП ДО.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому.
LEG-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Планируемые результаты реализации программы в дошкольном возрасте
- Ребенок овладевает робото-конструированием, проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования LEGO, общении, познавательно-исследовательской и технической деятельности.
- Ребенок способен выбирать технические решения, участников команды, малой группы (в пары).
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к робото-конструированию, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства.
- Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации.
- Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании; по разработанной схеме с помощью педагога, запускает программы на компьютере для различных роботов.
- Ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструктора LEGO; видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельность.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с Lego-конструктором.
- Ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками.
- Ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей.
- Ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать.
- Ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями о робототехнике, знает компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования, создает действующие модели роботов на основе конструктора LEGO по разработанной схеме; демонстрирует технические возможности роботов, создает программы на компьютере для различных роботов с помощью педагога и запускает их самостоятельно.
- Ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создает авторские модели роботов на основе конструктора LEGO; создает и запускает программы на компьютере для различных роботов самостоятельно, умеет корректировать программы и конструкции.
Планируемые результаты реализации программы для детей по развитию речи:
- Ребенок умеет самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
- У ребенка развито внимание, память, речь.
- Ребенок умеет рассказывать о постройке.
- Ребенок может отстаивать и формулировать свою точку зрения; - ребенок умеет работать самостоятельно, в парах и в команде.
- Ребенок обладает социальными навыками – умение моделировать поведение других людей, действовать по очереди, делиться с окружающими, создавать коллективные творческие продукты, взаимодействовать в общих целях.
- У ребенка развито наглядно-образного и абстрактного мышления.
- Ребенок способен к планированию. Поставив перед собой цель, по созданию новой или усовершенствованию знакомой модели дошкольник учится действовать как по имеющимся инструкциям, так и по схемам разработанным самим.
- Ребенок способен к оценке. Ребенок получает возможность сравнивать свою модель с моделями других детей, а значит, способен оценить уровень сложности, внешние эстетические качества, рациональности модели.
- Ребенок может сделать вывод о своих знаниях и умениях.
- Ребенок умеет фантазировать.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с Lego-конструктором.
- Ребенок свободно общается с другими людьми.
- Ребенок обладает разнообразными техническими способами конструирования. Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы
Обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Принципы построения программы
На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Цель программы
Создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
Задачи
- Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество.
- Обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу.
- Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
- Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением.
- Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
Содержание педагогического процесса
Занятия, на которых «шум» – это норма, «разговоры» – это не болтовня, «движение» – это необходимость. Но LEGO не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством воспитателя в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с LEGO-конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся жить в обществе, социализируются в нем.
Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.
Для обучения детей LEGO-конструированию использую разнообразные методы и приемы.
Методы | Приемы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе |
Информационно-рецептивный | Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) . |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
Формы организации обучения дошкольников конструированию
На занятиях используются основные виды конструирования: по образцу, по модели, по условиям, по простейшим чертежам и наглядным схемам, по замыслу, по теме.
Конструирование по образцу.
Заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.
Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.
Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.
Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку, способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать. Условия на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как он будет конструировать. Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.
В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.
В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. LEGO-кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.
На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их.
Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.
В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях.
В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.
Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Структура непосредственной образовательной деятельности (ООД)
Первая часть занятия
Это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 10 минут).
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
1) Совершенствование навыков классификации.
2) Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
3) Активизация памяти и внимания.
4) Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
5) Развитие комбинаторных способностей.
6) Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование
Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
1) Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
2) Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
3) Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
4) Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
5) Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
Педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста
- Использование в работе с детьми LEGO-конструктора, способствующего формированию образного и пространственного воображения, развитию креативных способностей у дошкольников, мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.).
- Обеспечение использования собственных, в том числе «ручных» действий в познании различных количественных групп, дающих возможность накопления чувственного опыта предметно-количественного содержания.
- Организация обучения детей, предполагающая использование детьми совместных действий в освоении различных понятий. Для этого на занятиях дети организуются в микрогруппы по 3-4 человека. Такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками.
- Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов, обозначающих конструктивные понятия.
- Организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог – дети», «дети – дети».
- Организация речевого общения детей.
- Использование ИКТ.
Методы, позволяющие педагогу наиболее эффкективно проводить работу по LEGO-конструированию
- Методы, повышающие познавательную активность
- Элементарный анализ.
- Сравнение по контрасту и подобию, сходству.
- Группировка и классификация.
- Моделирование и конструирование.
- Ответы на вопросы детей.
- Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы.
- Методы, вызывающие эмоциональную активность
- Воображаемая ситуация.
- Придумывание сказок.
- Игры – драматизации.
- Сюрпризные моменты и элементы новизны.
- Юмор и шутка.
- Сочетание разнообразных средств на одном занятии.
- Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности
- Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности.
- Перспектива, направленная на последующую деятельность .
- Беседа.
- Методы коррекция и уточнения детских представлений.
- Повторение.
- Наблюдение.
- Беседа
Организационные формы для социально-личностного развития детей дошкольного возраста в условиях организации совместной деятельности со взрослыми и другими детьми, самостоятельной свободной деятельности
- Конструирование практическое и компьютерное.
- Конструирование из деталей конструкторов.
- Конструирование из крупногабаритных модулей.
- Конструирование по модели.
- Конструирование по условиям.
- Конструирование по образцу.
- Конструирование по замыслу.
- Конструирование по теме.
- Конструирование по чертежам и схемам.
Занятия по LEGO-конструированию главным образом в познавательном развитии направлены на понятие пространства, изображение объемных фигур, выполнение расчетов и построение моделей, работа с геометрическими фигурами; способность воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).
5-6 лет: ребенок имеет представления о свойствах предметов (величина, форма, количество), умеет классифицировать предметы по свойствам (величина, цвет, форма…), умеет работать по образцу, схеме, заданным условиям, понимать отношение части и целого.
6-7 лет: ребенок умеет анализировать объект с точки зрения его практического использования, умеет комбинировать различные способы при выполнение конструирования по замыслу, многофункционально использовать материал, сравнивать объекты по величине с помощью условной меры, классифицировать фигуры по заданному признаку.
Дети будут иметь представления
- О деталях LEGO-конструктора и способах их соединений.
- Об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса.
- О зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов.
- О связи между формой конструкции и ее функциями.
Форма представления результатов
- Выставки по LEGO-конструированию.
- Конкурсы, соревнования, фестивали.
Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры.
Образовательная область
Познавательное развитие
- Развитие и обучение детей средствами игровой предметности.
- Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка.
- Формирование у детей представлений о сенсорных эталонах объектов природного и социального окружения.
- Формирование стремления к освоению нового.
- Формировать умение сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях.
- Познакомить с такими понятиями, как устойчивость, основание, схема.
- Формировать умение конструировать конкретный объект, анализировать её основные части.
- Формировать умение создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой.
- Формирование умения передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
Речевое развитие
- Способствовать развитию и обучению детей различными средствами речи.
- Содействовать налаживанию диалогического общения; становление умений дифференцированно пользоваться разнообразными средствами общения с учетом конкретной ситуации; совершенствование образности речи; освоение трудных случаев словоизменения, понимание структуры используемых предложение; развитие фонематического восприятия, интонационной стороны речи.
- Развивать интерес детей к сотрудничеству, умению договариваться, распределять обязанности.
- Формировать навыки речевого и деятельностного общения со сверстниками и взрослыми.
- Формировать умение оперировать понятиями – названиями деталей конструктора LEGO.
- Формировать умение рассказывать о своих постройках, используя распространенные предложения.
- Приучать к выполнению элементарных правил культурного поведения и общения, уметь пользоваться «вежливыми» словами.
- Формировать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, используя различные речевые средства.
- Создание для детей ситуаций коммуникативной успешности.
- Мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения.
- Развивать умение составлять творческие рассказы о постройках, созданных с помощью конструктора LEGO.
Социально-личностное развитие
- Способствовать развитию и обучению детей средствами нравственного воспитания.
- Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
- Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе конструирования.
- Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
- Формировать нравственно-волевые качества.
- Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивную установку к конструированию.
- Формировать у детей основы безопасного поведения в процессе конструирования из конструктора LEGO.
- Готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Физическое развитие
- Способствовать развитию и обучению детей средствами физического воспитания.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать общую моторику.
- Формировать поведение, способствующее сохранению и укреплению здоровья.
- Формировать у детей представлений о режиме, об активности и отдыхе.
- Реализовать потребность детей в двигательной активности.
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
- Содействовать формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия.
- Способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, подвижности их, а также совершенствованию двигательного анализатора органов чувств (зрения, слух и др.).
- Воспитать физические способности (координационных, скоростных и выносливости).
Художественно-эстетическое развитие
- Способствовать развитию и обучению детей средствами эстетического воспитания.
- Развитие восприятия и ознакомление с «эталонной системой» качеств и признаков, с постепенным введением их названий в активный словарь детей. Приобщать детей к активной эстетической и художественной деятельности:
- формировать первичные умения и навыки исполнительской художественной деятельности;
- формировать умение воспринимать и использовать разные средства выразительности того или иного вида искусства;
- воспитывать у детей навыки и умения активно вносить элементы прекрасного в конструирование из LEGO.
- Развивать способность к эмоциональной отзывчивости, творческое воображение; специальные художественные способности в области изобразительной деятельности; особая зрительная чувствительность, дающая легкость и полноту восприятия пространственных и цветовых отношений, глазомер, хорошая зрительная память, специальная умелость руки, эмоциональная чувствительность, создающая эмоциональное настроение.
- Пробуждать творческую активность детей; активизировать воображение, желание включиться в творческую деятельность.
- Способствовать развитию у детей самостоятельности, овладению разнообразными способами действий.
- Способствовать развитию интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества, радости от реализации своих замыслов и желаний.
Список литературы
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
- Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
- Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
- Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
- Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Учебно-тематический план 1-ый год обучения (5-6 лет)
№ | Тема | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Ознакомительное занятие «LEGO- конструктор», знакомство с деталями, способом крепления, строительство по замыслу | 25 мин | 15 мин | 10 мин |
2 | «Постройка ограды (вольер) для животных» Игра «Волшебный мешочек» | 25 мин |
10 мин | 15 мин |
3 | «Строим зоопарк» Игра «Чего не стало» | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
4 | «Жираф и слон» Игра «Собери модель» | 25 мин | 12 мин | 13 мин |
5 | «Дети» Игра «Что изменилось» | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
6 | «Заюшкина избушка» Игра «Отгадай» | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
7 | «Дед Мороз» Игра «Найди деталь такую же, как на карточке» | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
8 | «Птицы» Игра «Собери модель» | 25 мин | 12 мин | 13 мин |
9 | «Домашние животные» Игра «Запомни и выложи ряд» | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
10 | «Автомобиль» Игра «Светофор» | 25 мин | 12 мин | 13 мин |
11 | «Самолет» | 25 мин | 12 мин | 13 мин |
12 | «Плывут корабли» Игра «Что изменилось» | 25 мин | 12 мин | 13 мин |
13 | «Беседка» Игра «Чья команда быстрее построит» | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
14 | «Ракета и космонавт» Игра «Разноцветный флаг» | 25 мин | 12 мин | 13 мин |
15 | "Робот ". Игра «Запомни расположение» | 25 мин | 12 мин | 13 мин |
16 | Конструирование по замыслу | 25 мин | 12 мин | 13 мин |
17 | Игра «Лабиринт» | 25 мин | 12 мин | 13 мин |
18 | Итоговое мероприятие Конкурс «От замысла – к воплощению» | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Содержание программы
Старшая группа (5-6 лет) | Подготовительная группа (6-7 лет) |
|
|
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.
Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию у детей 5-6 лет.
Уровень развития ребенка | Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме | Умение правильно конструировать поделку по замыслу |
Высокий | Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга. | Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Самостоятельно работает над постройкой. |
Средний | Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении. | Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого. |
Низкий
| Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга. | Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может. |
Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию у детей 6 -7 лет.
Уровень развития ребенка
| Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме | Умение правильно конструировать поделку по замыслу |
Высокий | Ребенок действует самостоятельно, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого. | Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования. |
Средний | Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их. | Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей. |
Низкий | Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого. | Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может. |
Предварительный просмотр:
Приложение № 4
Календарно - тематическое планирование
Старшая группа
№ | Тема | Задачи | Материал | Ход организованной образовательной деятельности |
1 | Ознакомительное занятие «LEGO- конструктор» Знакомство с деталями, способом крепления, строительство по замыслу | Знакомство с названиями деталей ЛЕГО, учить различать и называть их. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Ноутбук; наборы деталей конструктора; мелкие игрушки. | 1. Орг. момент. Дети первый раз приходят в гости к роботу - Легоше. Педагог от лица робота рассказывает детям о замечательном конструкторе ЛЕГО. 2. Просмотр презентации, тема: «Леголенд». 3. Физкультминутка 4. Чтение стихотворения: Любим мы конструктор лего Удивительный такой, Обучает человека Развивающей игрой! Лего - кубики цветные Их скорей соедини: И запляшут человечки, И заползают жуки. 5. Техника безопасности в работе с конструктором ЛЕГО. 6. Придумать совместно с детьми названия деталей ЛЕГО. 7. Пальчиковая игра. 8. Предложить детям скрепить детали между собой способами, которые знакомы детям, показать новые способы крепления. 9. Вспоминают, какие постройки из ЛЕГО уже выполняли. Выбирают игрушку, для которой хотели что-нибудь построить и приступают к выполнению задания. (Дети под музыку конструируют). 10. Итог. По окончании работ дети рассказывают, как строили, какие строительные детали использовали, обыгрывают свои постройки. |
2 | Моделирование заборов, оград. Тема: «Постройка ограды (вольер) для животных» Игра «Волшебный мешочек» | Продолжать знакомить детей с конструктором ЛЕГО. Показать новые способы соединения деталей. Учить строить забор. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. | Наборы деталей конструктора; иллюстрации с изображением ограды, забора; игрушки-животные; образцы заборов, оград. | 1. Орг. момент. Дети приглашаются к демонстрационному столу, на котором лежит «Волшебный мешочек». В мешочке находятся разные детали конструктора ЛЕГО. Детям необходимо на ощупь определить знакомые детали конструктора. Повторение названий деталей. 2. Детям предлагается проблемная ситуация. "Ребята, послушайте, что случилась сегодня. Пока бабушка Федора доила свою любимую коровушку, со двора убежал маленький телёнок. Бабушка полдня искала его, а оказывается, телёнок гулял у дороги. А ведь это очень опасно. Он мог попасть под машину. Как можно помочь Федоре?" (Нужно построить забор, изгородь) 3. Физкультминутка. 4. Беседа с рассматриванием иллюстраций разных заборов. 5. Пальчиковая гимнастика. 6. Практическая часть. "Ребята, давайте построим забор, и тогда ни теленок, ни козленок, ни поросенок, которые живут у бабушки Федоры не уйдут со двора. А сейчас предлагаю взять одного из любимых животных бабушки Федоры и построить для них забор. Для этого разделитесь на пары. Пара – это сколько? Правильно, пара – это по 2 ребенка, договориться и построить свои заборы". Дети договариваются и парами расходятся к набору конструктора. Строят заборы. 7. Итог. "Обратить внимание, каким способом соединены детали. На высоту забора, для каждого животного она должна быть разной, на детали, из которых построены (перекрытие ограждение)". 8. В конце можно предложить перейти к сюжетно-ролевой игре. |
3 | Зоопарк | Закреплять представления о многообразии животного мира. Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение. Развивать способность анализировать, делать выводы. | Ноутбук; наборы деталей конструктора; иллюстрации с изображением животных; набор игрушечных зверей. | 1.Орг. момент "Ребята, кто знает, что такое зоопарк? Кто был в зоопарке? А вы хотите там побывать еще раз?" Мы сегодня очень рады Ведь идем мы в зоосад Посмотреть гиппопотама, Посмотреть быка и ламу, Белке кинем мы орешки, Поглядим на птиц, без спешки, И весёлым обезьянкам Мы дадим конфет, баранки, А у зебры, той, что с краю, Мы полоски посчитаем. И пойдем смотреть верблюда, Но плевать в него не будем. Потому что знаем, братцы, Тоже может он плеваться! Значит, просто поглядим. А потом ко льву мы сходим. Он могучий и красивый, У него большая грива. Только пусть сидит в загоне. Там он никого не тронет. Ну а если зарычит, Нам не страшно, пусть кричит! Всех зверей мы посмотрели Всех мы их поблагодарили. 2.Проблемная ситуация "Все звери вышли из клеток и гуляют по зоопарку". Приходил злой Бармалей, Разломал им клетки, Разогнал он всех зверей. Что же будет, детки? 3.Беседа с рассматриванием иллюстраций животных разных стран. 4. Физкультминутка. 5.Практическая часть "Давайте поможем, построим для зверей в зоопарке домики и заборчики. На столе лежат игрушечные звери. Разделите их на хищников и травоядных. Выберите, для каких животных вы будите строить". Конструирование по замыслу. 5.Пальчиковая игра. 6. Итог. «Вы все молодцы! Помогли зверям». Педагог просит детей рассказать, для кого они построили домики, какие детали использовали. «Раз зоопарк готов, я предлагаю вам в него поиграть». Далее дети развертывают игру: распределяют роли, готовят атрибуты к игре. |
4 | Слон и жираф | Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Учить строить животных (слона и жирафа) из ЛЕГО– конструктора. Развивать творческие навыки, терпение. Воспитывать заботливое отношение к животным. | Наборы деталей конструктора; иллюстрации с изображением животных (слона и жирафа); образцы. | 1.Орг. момент. Загадывание загадок. Серый толстый великан, На спине его горбы – Нос как будто длинный кран, Там запас еды, воды… На спине прокатит он, Узнали? Как его зовут? Озорной ушастый … (Слон). Это кто с длиннющей шеей Здесь под солнцем рожки греет? У него спокойный нрав, Сверху вниз глядит (Жираф) 2. Рассказ воспитателя об этих животных с рассматриванием иллюстраций животных. 3. Физкультминутка. 4.Практическая часть. "Ребята, сегодня мы будем строить из конструктора этих животных, слона и жирафа. Посмотрите на образец, из каких деталей состоит каждое животное, какого цвета". Конструирование по образцу. 5.Пальчиковая игра 6. Итог По окончании работы педагог просит детей рассказать о своих поделках. "Ребята, теперь этих животных мы можем заселить в наш зоопарк, который мы построили на прошлом занятии". |
5 | Дети | Учить строить мальчика и девочку из ЛЕГО- конструктора «Дупло». Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить рассказывать о постройке. | Ноутбук; наборы деталей конструктора; схемы, образец. | 1.Орг. момент Загадывание загадки: Радость делит он со мной, За меня всегда горой. Коль беда случится вдруг, Мне поможет верный... (друг) "Ребята, сегодня мы с вами будем строить Лего–друзей, мальчика и девочку по схеме". 2. Беседа и рассматривание схемы. "Возьмите схемы и посмотрите, где нарисован мальчик, а где девочка.(ответы детей)Как вы догадались, что слева мальчик, а справа девочка?" (по одежде) 3. Физкультминутка. 4.Практическая часть. "Предлагаю разбиться на пары. У вас одна схема на двоих. Договоритесь, кто из вас будет строить мальчика, а кто девочку". В ходе работы педагог оказывает практическую помощь, подсказывает. Конструирование по схеме. 5.Пальчиковая игра 6.Итог. Чтение стихотворения «Мальчики и девочки» С. Я. Маршака "Молодцы, у вас получились замечательные девочки и мальчики". Оценивается каждая совместная поделка. Дети дают имена своим Лего-друзьям. |
6 | Заюшкина избушка | Учить анализировать, устанавливать последовательность и на основе этого создавать объект. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук. Дать понятие – симметрия. | Ноутбук; наборы деталей конструктора; снежинка (оригами, подвешенная к потолку); игрушки-зайчики; иллюстрации разных домов. | 1.Орг. момент. "Ребята, посмотрите, какая Снежинка залетела к нам в группу сегодня утром! Снежинка-пушинка не простая, а волшебная… Она принесла с собой письмо, а от кого мы сейчас узнаем, отгадав загадку. Готовы…" Загадывание загадки: Хмурой осенью он серый, А зимой холодной - белый. Кто же это? Отгадай-ка! Ну, конечно, это ....(Зайка) "Зайка прислал нам письмо, его опять обманула хитрая лиса, выгнала из домика". Проблемная ситуация. "Ребята, что делать как помочь зайке?(Предложения детей)А вы сможете построить для зайчика домик?" 2. Рассматривание иллюстраций домов, изб. 3. Физкультминутка. 4.Практическая часть. "А сейчас предлагаю разбиться на пары, договориться и построить дом для зайчика". Дети договариваются и парами расходятся к набору конструктора. Строят дом. Конструирование по инструкции. "Посмотрите внимательно, в какой последовательности нужно построить дом. Сначала фундамент, потом стены, окна, двери, крышу. Попробуйте построить самостоятельно". Практическая помощь при необходимости. 5.Пальчиковая игра 6. Итог. По окончании работы дети рассказывают о своей постройке. "Что вы можете рассказать о своем домике? Как строили? Какие строительные детали использовали?" После занятия дети обыгрывают свою постройку, заселяют зайчиков в дома. |
7 | Дед Мороз | Развивать навыки пространственной ориентировки. Закреплять навыки анализа объекта по образцу, выделять его составные части. Развивать фантазию и конструктивное воображение. | Музыкальный центр; наборы деталей конструктора; схема сборки деда Мороза; презентация «Новый год». | 1.Орг. момент. "Ребята, скажите, а вы любите сказки? А вы хотите оказаться в сказке? Тогда давайте произнесем волшебные слова…» Раз, два, три, четыре, пять В сказку мы хотим попасть. Золотые ворота, Проходите, детвора! Кто сквозь них пройдет, Сразу в сказку попадет. Здравствуй, мудрая страна, Что отсюда не видна. Явись ниоткуда, Пусть свершится чудо! Встань на пути, Нас к себе впусти! 2. "Ребята сегодня в сказке мы побываем в гостях, угадайте у кого?» Мы весной его не встретим Он и летом не придет, Но зимою к нашим детям Он приходит каждый год. У него румянец яркий Борода как белый мех, Интересные подарки Приготовит он для всех. (Дед Мороз) 3. Рассказ воспитателя о праздновании нового года в разных странах мира. 4. Просмотр презентации «Встречаем Новый год». 5. "Ребята, Дед Мороз приносит всем подарки, а вот сам подарки не получает и от этого после того как наступит Новый год ему бывает очень грустно. Что же делать, как вы думаете?(предположение детей)Так как мы в сказке, то в сказке все, возможно, вы со мной согласны? А давайте мы отправим Деду Морозу фотографию с его изображением, сделаем Деда Мороза из ЛЕГО конструктора, сфотографируем и отправим по почте". 6. Практическая часть. Конструирование Деда Мороза по схеме. Практическая помощь (при необходимости). 7. Пальчиковая игра. 8. Итог. По окончании дети рассказывают о своей работе. |
8 | Птицы | Познакомить с обитателями птичьего двора. Учить строить по предложенным схемам, инструкциям. Активизировать речевое развитие, обогащать и расширять словарный запас детей. | Ноутбук; запись музыкального произведения Сен-Санса «Птичий двор»; наборы деталей конструктора; схемы птиц. | 1.Орг. момент. Звучит музыкального произведение К.Сен-Санса «Птичий двор». Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку Длинный клюв и два крыла… Прилетит, плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это… птица И не одна, а много! 2. "Отгадайте, какие птицы сегодня у нас в гостях". Игра «Доскажи словечко» Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами, не будильник, а всех будит. (Петух) Распускает хвост павлином, Ходит важным господином, По земле ногами - стук, Как зовут его - ... индюк Может плавать и нырять, В небе высоко летать. Мне скажи через минутку. Что за птица? Знаешь? (Утка) Эта птица всем известна Гадким он утёнком был. Да и сказка интересна. Жаль, что я её забыл. (Лебедь) 3. Беседа о домашних и диких птицах. «Какие вы знаете сказки, чтобы героями были птицы? Подумайте!» (Гуси-лебеди. «Кот, петух и лиса», «Дикие лебеди», «Курочка Ряба», «Бременские музыканты», «Гадкий утенок») 4. Физкультминутка. 5. Проблемная ситуация. «Гадкий утенок остался зимовать на озере один, ему страшно плохо одному, как ему помочь?» 6. Практическая часть. «Когда есть друг, он может помочь в трудную минуту». Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет. 7. Конструирование птиц. «У каждого на столе лежат схемы постройки птиц. Посмотрите. Они помогут справиться вам с заданием». Практическая помощь (при необходимости). 8. Пальчиковая игра 9. Итог. «Все задания выполнены, посмотрите, сколько друзей появилось у «гадкого» утенка. Вам понравилось наше занятие? Что больше всего?» |
9 | Домашние животные | Учить строить корову, собаку. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Воспитывать заботливое отношение к животным. | Наборы деталей конструктора. Иллюстрации с изображением животных (коровы, собаки). Образец и схема животных – карточки на каждого ребёнка. | 1.Орг. момент. Загадывание загадок. Ест траву, жуёт, молчит… А потом полдня мычит: «Мне погладите бока – Дам парного молока!» (Корова) Машет радостно хвостом, Когда идёт хозяин в дом. У неё удел таков - Дом хранить от чужаков. (Собака) «Правильно, это корова и собака». 2.Рассказ воспитателя о домашних животных с рассматриванием иллюстраций. 3. Физкультминутка. 4.Практическая часть. «Ребята, сегодня мы будем строить из конструктора животных собаку и коровушку. Посмотрите на образец, из каких деталей состоит каждое животное, и какого цвета». Конструирование по образцу. 5.Пальчиковая игра. 6. Итог. По окончании работы педагог просит детей рассказать о своих поделках. Кого построили и какие детали использовали. Дети дают клички животным. |
10 | Автомобиль | Учить конструировать модель автомобиля из ЛЕГО– конструктора, используя схему. Учить правильно, соединять детали, совершенствовать конструктивные навыки детей. Активизировать речевое развитие, обогащать и расширять словарный запас детей. | Наборы конструктора ЛЕГО на каждого ребенка. Схема машины – карточки на каждого ребёнка. Игрушки для обыгрывания – Карлсона и малыша. |
«Ребята, сегодня к нам в гости прилетели любимые герои из мультфильма, отгадайте кто?» Все девчонки и мальчишки Полюбить его успели. Он - герой веселой книжки, За спиной его - пропеллер. Над Стокгольмом он взлетает Высоко, но не до Марса. И малыш его узнает. Кто же это? Хитрый ... Карлсон
«Ребята, Карлсон и Малыш вылетели на прогулку, и пролетали мимо нашего детского сада, как вдруг моторчик Карлсона стал барахлить и теперь они не могут добраться домой. Ребята, что делать, как можно помочь нашим друзьям?» Дети предлагают его развеселить, угостить вареньем, погладить по – дружески, подарить Карлсону машину.
«Посмотрите на схему и скажите, какие детали нам нужны, чтобы его собрать?» Дид. игра «Отгадай» (закрепление названий деталей.) 4. Физкультминутка. 5. Практическая часть. «А теперь можете приступать к выполнению работы. Карлсон и малыш с нетерпением ждут, когда вы им построите автомобиль, чтобы они дальше могли путешествовать». Самостоятельная работа детей по схеме. Индивидуальная помощь педагога советом, показом на своих деталях, соотнесением с карточкой. 6.Пальчиковая игра. 7. Итог. «Какие замечательные у вас получились машины, теперь Карлсон вместе с Малышом могут отправляться домой, а когда им захочется отправиться вновь в путешествие, то у них есть вот такие замечательные машины. Что вам больше всего понравилось делать? Что нового вы сегодня узнали? Чем вы могли бы поделиться или о чем рассказать своим друзьям?» |
11 | Самолёт | Формировать понятия: воздушный вид транспорта, закреплять знания о профессии лётчика. Учить строить самолёт по схеме, выделяя функциональные части. Развивать интерес, мелкую моторику рук. Воспитывать любознательность. | Коробка с сюрпризом, в которой находится самолёт. Иллюстрации с изображением различных самолетов. Видеофильм «Полет самолета». Наборы конструктора ЛЕГО на каждого ребенка. Образец и схема самолёта – карточки на каждого ребёнка. | 1.Орг. момент. Дети приглашаются к демонстрационному столу, на котором лежит красивая коробка. «Ребята, в этой коробке лежит новая игрушка для вас. Но прежде чем открыть коробку и показать вам, что в ней находится, попробуйте отгадать загадку». Птица железная в небе летит, След оставляя, шумит и гудит - В дальние страны уносит людей... Это не голубь и не воробей. (Самолёт) «Сегодня мы узнаем много нового о самолетах, научимся их строить». 2. Просмотр видеофильма «Полет самолета» 3. Рассказ воспитателя о воздушном транспорте и профессии лётчика. Рассматривание иллюстраций с изображением различных самолетов. 4. Физкультминутка. 5.Практическая часть. «Посмотрите на мой образец самолёта. Назовите его основные части. Какие детали нам нужны? С чего нужно начинать строить? А теперь можете приступать к выполнению работы». Самостоятельная работа детей по схеме. В ходе работы педагог оказывает практическую помощь, подсказывает. 6. Пальчиковая игра 6. Итог. Чтение стихотворения «Самолёт» В. Шишкова Организуется выставка поделок на импровизированном аэродроме. Дети рассматривают самолёты, анализируют свои конструкции, выслушивают мнения товарищей, не перебивая их, делятся впечатлениями. |
12 | Плывут корабли Рассказать о водном транспорте. | Учить правильно соединять детали. Совершенствовать конструктивные навыки детей. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук. | Музыкальный центр. Запись «Шум прибоя». Наборы деталей конструктора. Иллюстрации с изображением водного транспорта. Схемы с изображением кораблей на каждого ребёнка. | 1.Орг. момент. Детей встречает робот Легоша. Легоша сообщает, что сегодня просто необходимо сделать транспорт для города маленьких человечков. Маленькие жители любят путешествовать, а без транспорта это делать трудно. А вот какой транспорт для путешествия нужен маленьким человечкам вы узнаете, отгадав их загадку. Это что за чудеса: Дует ветер в паруса? Ни паром, ни дирижабль — По волнам плывет... (Корабль) 2. Беседа и рассматривание иллюстраций о водном транспорте. 3. Просмотр презентации «Водный транспорт» 4. Физкультминутка. 5. Практическая часть. Ребята на столах у вас схемы с изображением кораблей. Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомнить название всех деталей, которые участвуют в конструировании. Дети перечисляют детали, затем приступают к конструированию. Индивидуальная помощь педагога советом. 6.Пальчиковая игра 7. Итог. По окончанию занятия дети рассказывают о своих кораблях. Делятся впечатлениями. |
13 | Беседка | Дать представление об архитектуре. Закреплять представления о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны). Учить строить беседку. | Игрушка - Лесовичок. Иллюстрации с изображением различных беседок. Наборы конструктора по типу ЛЕГО на каждого ребенка. Образец и схема беседки – карточки на каждого ребёнка. Игрушки для обыгрывания | 1.Орг. момент. Дети стоят в кругу и приветствуют друг друга. Собрались все дети в круг, Ятвой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. Появление Лесовичка с конвертом. Конверт падает и рассыпается разрезная картинка. Дети складывают разрезную картинку на столе и видят изображение беседки. «А как вы думаете, для чего он нам принес эту картинку?» Ответы детей. «Давайте спросим у Лесовичка. Он мечтает о своей беседке, у себя в лесу и обращается к нам за помощью. Как мы можем ему помочь?» Ответы детей. «Правильно мы поможем Лесовичку построить беседку». 2. Беседа с рассматриванием иллюстраций беседки: какие бывают беседки, для чего они служат, из каких частей состоят. 3. Физкультминутка. 4.Практическая часть. «Ребята посмотрите на беседку из конструктора. Назовите её основные части. С чего начать постройку? Какие детали нам понадобятся? А теперь можете приступать к выполнению работы». Самостоятельная работа детей по схеме. В ходе работы педагог оказывает практическую помощь, подсказывает. 5.Пальчиковая игра 6. Итог. По окончанию занятия дети рассказывают о своих постройках. «Вы, ребята, молодцы, не испугались трудностей, справились. Какие красивые получились у вас беседки! А вот и наши друзья пришли».(показ игрушек). Под музыку происходит обыгрывание построек. Лесовичок благодарит детей! |
14 | Покорители космоса | Рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить строить ракету из ЛЕГО-конструктора. Продолжать учить работать со схемой. Закреплять знания детей об окружающем мире. Воспитывать любознательность. | Кукла Незнайка, письмо. Иллюстрации на тему: «Космос». Наборы конструктора по типу ЛЕГО на каждого ребенка. Схема ракеты. Образец ракеты и космонавта. | 1.Орг. момент. «Ребята, я получила письмо от нашего друга Незнайки, он просит нас о помощи. Сейчас он находится на Луне, и просит срочно прибыть к нему. Вы согласны помочь Незнайке? А на чем мы доберёмся туда, мы узнаем, отгадав загадку! Готовы?» Ни пера, ни крыла, А быстрее орла, Только выпустит хвост Понесется до звезд. (Ракета) «Молодцы! А скажите, пожалуйста: кто управляет космической ракетой?» 2. Беседа и рассматривание иллюстраций о космосе, первом космонавте. 3. Просмотр презентации «Космос» 4.Физкультминутка. 5.Практическая часть. Работа в парах. «Сегодня я предлагаю вам превратиться в юных конструкторов и построить ракету и космонавта по схеме. Посмотрите, пожалуйста, на схему. Всем понятно как нужно строить? Договоритесь, кто из вас будет строить ракету, а кто космонавта. Приступаем к работе». Самостоятельная работа детей, воспитатель помогает детям, испытывающим трудности. 6.Пальчиковая игра 7. Итог. Мы ракету собираем, Космонавта запускаем, Вот ракета старт берет, Совершит она полет! «Ребята вы все справились с заданием, молодцы! Построили отличные космические ракеты и космонавтов. Теперь можно отправиться на Луну к Незнайке». Сюжетно ролевая игра «Мы космонавты». |
15 | Робот | Познакомить с игрушкой робот. Учить строить робота из ЛЕГО-конструктора. Развивать творческую активность, мелкую моторику рук. | Игрушка робот. Наборы конструктора ЛЕО на подгруппу детей. Схема роботов на каждого ребёнка | 1.Орг. момент. Робот Роберт в день рожденья Принимает поздравленья. 2. Проблемная ситуация. «У робота сегодня день рождение, а он грустный, как вы думаете почему? (Предположения детей) Да у робота Роберта нет друзей, поэтому на день рождения к нему никто не придет. 3. Проанализировать строение роботов-игрушек. «Перед вами чертежи, изображающие роботов. Сколько их? Посмотрите, каких роботов мы сможем построить, а каких нет. И почему? Найдите роботов собранных из одинакового количества деталей. Найдите 2-х одинаковых роботов». 4. Физкультминутка. 5.Практическая часть. Конструирование роботов. Самостоятельная работа детей по схеме. Индивидуальная помощь педагога советом. 6.Пальчиковая игра 7. Итог «Построили? Молодцы! Посмотрите сколько друзей на дне рождения у Роберта. А в такой день принято дарить подарки и пожелания, давайте пожелаем нашему роботу Роберту в день рождения…» Дети высказывают пожелания. |
16/17 | Строительство по замыслу детей Упражнять детей в моделировании и конструировании из ЛЕГО-конструктора. Закрепить полученные знания и конструктивные навыки, умение создавать замысел и реализовывать его. Развивать конструктивное воображение, мышление, память. | |||
18 | Итоговое мероприятие Конкурс юных рационализаторов и изобретателей «От замысла – к воплощению» | |||
Мониторинг, анализ и разработка рекомендаций. |
ОКТЯБРЬ | ||||||
Тема | Цель/программные задачи | Форма организации | ||||
1 неделя «В гостях у ЛЕГО» |
Д/и «Разложи детали по местам». Цель: закреплять название деталей конструктора LEGO. Д/и «Таинственный мешочек» Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь. | Групповая | ||||
2 неделя «А у нас во дворе» |
| Групповая | ||||
3 неделя «ЛЕГО–мозайка» |
| Подгрупповая | ||||
4 неделя «Разные домики» |
| Подгрупповая | ||||
НОЯБРЬ | ||||||
1 неделя «Беседка» |
| Подгрупповая | ||||
2 неделя Лего-мозайка «Избушка на курьих ножках» |
| Подгрупповая | ||||
3 неделя Конструирование по замыслу |
| Индивидуальная | ||||
4 неделя «Домашние животные» (собака, кошка, овца) |
| Подгрупповая | ||||
ДЕКАБРЬ | ||||||
1 неделя Конструирование по замыслу |
| Групповая | ||||
2 неделя «Ёлка новогодняя» |
| Групповая | ||||
3 неделя «Дед Мороз и Снегурочка спешат к нам в гости» |
| Групповая | ||||
ЯНВАРЬ | ||||||
1 неделя «Водный транспорт» (катер, пароход) |
| Групповая | ||||
2 неделя Конструирование подвижных моделей качели (качели, карусели). |
| Групповая | ||||
3 неделя Светофор, регулировщик |
| Групповая | ||||
ФЕВРАЛЬ | ||||||
1 неделя «Самолет» |
| Подгрупповая | ||||
2 неделя «Аквариум» |
| Подгрупповая | ||||
3 неделя ЛЕГО-мозайка «Танк в подарок папе» |
| Индивидуальная | ||||
4 неделя Мозаика «Бабочка» |
| Подгрупповая | ||||
МАРТ | ||||||
1неделя «Цветок для мамы» |
| Индивидуальная | ||||
2 неделя Конструирование по замыслу |
| Индивидуальная | ||||
3 неделя «Моя улица» |
| Групповая | ||||
4 неделя «Животные на ферме» |
| Групповая | ||||
АПРЕЛЬ | ||||||
1 неделя «Мы построим новый дом» |
| Групповая | ||||
2 неделя «Космическая ракета к взлету готова» |
| Групповая | ||||
3 неделя Конструирование по замыслу «Азбука безопасности» |
| Подгрупповая | ||||
4 неделя «Пожарная часть» |
| Групповая | ||||
МАЙ | ||||||
Тема | Цель/программные задачи | Форма организации | ||||
1 неделя Коллективный проект «Парад Победы» |
| Групповая | ||||
2 неделя Заключительное занятие |
| Групповая | ||||
Мониторинг, анализ разработка рекомендаций. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста БОС - Здоровье «Побосик»
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возрастаБОС -Здоровье - «Побосик»В 2013 г. составила и реализую программу дополнительного образования для детей старшего...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная палитра»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная палитра»...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Бумажная фантазия»
Программа дополнительного образования по художественно-эстетической направленности "Бумажная фантазия" расчитана на два года обучения детей с 5 до 7 лет навыкам практической работы на основе использов...
Программа дополнительного образования одаренных детей старшего дошкольного возраста по вокалу.
Чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научитьс...
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Мастера и мастерицы»
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста "Юный математик"
Работа по организации кружка «Юный математик» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление....
Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет ОО «Речевое развитие».Тема: «Формирование связной речи, грамматического строя в старшей группе № 17 «Сказка»».
Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, ...
- Мне нравится (1)