Программа по работе с одаренными детьми в детском саду
методическая разработка (старшая группа)
Пояснительная записка
Программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает дошкольнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_odarennymi_detmi_na_2021-2023_g.g._dlya_vospitannikov_dou.docx | 53.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает дошкольнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цели работы с одаренными детьми
- выявление одаренных детей;
- создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
- развитие и выработка социально ценных компетенций у обобучающихся.
Задачи программы:
- выявление одаренных обучающихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
- формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
- стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
- развитие творческого и логического мышления обучающихся;
- развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности обучающихся.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Основные направления реализации программы.
создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.
методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом воспитателей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
мероприятия по работе с одарёнными детьми:
- предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Формы работы с высокомотивированными обучающимися:
- творческие мастерские;
- групповые занятия с сильными обучающимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- спецкурсы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам.
Характеристика воспитанника:
дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
План работы с одаренными детьми в старшей группе:
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1 | Изучение психологических особенностей, обучающихся (речи, мышления, памяти). Диагностика одарённых детей, результаты групповых тестирований. | Сентябрь В течение года |
2 | Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов. | В течение года |
3 | Регулярные консультации родителей (законных представителей) одаренных детей. | В течение года |
4 | Пополнение методической копилки (игры, задания, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по развитию речи и математике, разработки интеллектуальных мероприятий, игр). | В течение года |
5 | Использование во время познавательной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, Интернета, компьютерных игр, электронных энциклопедий. | В течение года |
6 | Применение в образовательной деятельности современных технологий, игровых, коммуникативных, проблемно-поисковых и здоровьесберегающих технологий. | В течение года |
7 | Использование элементов дифференцированного обучения, направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию обучающихся. | В течение года |
8 | Проведение нестандартных форм занятий: занятие-сказка, занятие-путешествие, занятие-игра, занятие-аукцион | В течение года |
9 | Организация участия одарённых детей в дистанционных олимпиадах на образовательной платформе «Учи.ру». | В течение года |
10 | Участие в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях различного уровня. | В течение года |
11 | Совместное творчество родителей и детей. Выставки работ. | В течении года |
План работы с одаренными детьми в подготовительной к школе группе:
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1 | Продолжение изучения психологических особенностей, обучающихся (речи, мышления, памяти). Диагностика одарённых детей, результаты групповых тестирований. | В течение года |
2 | Вовлечение дошкольников в деятельность кружков, клубов, факультативов по интересам и склонностям. | Сентябрь |
3 | Работа с родителями, опросы, анкетирования, консультирование. | В течение года |
4 | Организация индивидуальной и групповой работы с высокомотивированными обучающимися. | В течение года |
5 | Проведение нестандартных форм занятие: занятие-сказка, занятие-путешествие, занятие-игра. | В течение года |
6 | Подготовка к дошкольным олимпиадам (познавательное развитие, окружающий мир, математика) | Сентябрь, октябрь |
7 | Организация участия одарённых детей в дистанционных олимпиадах на образовательной платформе «Учи.ру». | В течение года |
8 | Участие в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях различного уровня. | В течение года |
9 | Проектная и исследовательская деятельность на занятие. | В течение года |
10 | Участие в онлайн-олимпиадах. | В течение года |
11 | Творческая мастерская. Вовлечение в творческие проекты. | В течение года |
12 | Проектная и исследовательская деятельность на занятие. | В течение года |
Методическая работа педагога:
- заниматься самообразованием;
- повышать профессиональное мастерство через курсы и вебинары;
- посещать занятия других педагогов;
- участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов;
- проводить открытые занятия;
- подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
- проводить занимательно-познавательные мероприятия с обучающимися объединения.
Работа с родителями.
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внутрисадовских мероприятий.
Родительское собрание на тему “Расширение кругозора дошкольников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
Общественный смотр знаний.
Результаты реализации Программы
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- сформировать систему работы с одарёнными детьми;
- создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
- совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
- высокие результаты при участии в конкурсах муниципального, краевого и всероссийского уровнях.
Контроль и учет знаний и умений воспитанников.
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является наблюдение, индивидуальная диагностика.
Мониторинг результативности работы с обучающимися
- педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала;
- изучение структуры интеллекта;
- отслеживание уровня умственного развития обучающихся;
- отслеживание уровня развития творческого мышления;
- отслеживание успешности индивидуального роста и развития обучающихся.
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления обучающихся;
После изучения курса программы обучающиеся должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации; определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения; владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Приложение №1
Схема для оформления индивидуальной образовательной траектории обучающегося, проявившего выдающиеся способности.
Процесс выявления одаренных детей достаточно долгий и сложный. Истинно одаренные личности встречаются довольно редко. Чтобы их определить, нужно использовать различные методы, позволяющие установить количественные и качественные характеристики одаренности. Необходимо учитывать, что ни один из существующих тестов не охватывает всех видов одаренности. Соответственно, каждая область одаренности требует специфических исследований специально предназначенными методиками. Воспитателю в решении этого вопроса должны оказывать помощь педагоги-психологи.
Для развития способностей детей следует решать следующие задачи:
- Научить находить решения в нестандартных ситуациях;
- Развивать оригинальность мыслительной деятельности;
- Научить анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон;
- Развивать свойства мышления, необходимые для плодотворной дальнейшей работы.
Приложение №2
Карта воспитанника
1.Фамилия, имя, отчество воспитанника: ХХХ
2.Состав семьи, ее структура: полная.
3.Жилищно-бытовые условия: 3- ая комнатная квартира с удобствами.
4.Взаимоотношения в семье: доверительные, основанные на взаимопонимании, тёплые.
Наличие отклонений от норм поведения в семье: не наблюдались.
5.Культурный уровень семьи: родители имеют высшее образование.
6.Воспитательный потенциал семьи: высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию детей, как в детском саду, так и дома.
7. Характер ребёнка: скромный.
Качества личности положительные: серьёзный, ответственный
отрицательные:
8.Положение ребёнка в коллективе: дружит со всеми ребятами, пользуется уважением в группе
9.Учебная деятельность:
успеваемость: имеет высокий уровень усвоения знаний по всем направлениям образовательной деятельности
мотивация обучения: высокая
посещаемость занятие: регулярно
способности к обучению: огромный потенциал к получению знаний
познавательный интерес: высокий
10.Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков: смело берёт на себя любое задание и добросовестно доводит дело до конца
предпочитаемые виды труда: умственный
участие в трудовых делах: самое активное
11.Пролучение дополнительного образования: интересуется легоконструированием, исследовательская деятельность.
Приложение№3
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка
на 2021-2023 уч.год
ХХХ
ФИО: ХХХ
Одаренность: академическая
Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогами педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Цель: cформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в ДОУ для успешного развития индивидуальности ребёнка. Индивидуальный план развития, обучающегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные
педагогические задачи:
- поддерживать высокую учебную мотивацию дошкольников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
- содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Индивидуальная программа
Этап 1 – диагностический. Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. | ||||||
№ | Использованная методика | Сроки | Ответственный | |||
1 | Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа для детей 5-10 лет). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности. | 1-2 неделя сентября | Воспитатель | |||
2 | Опросник для определения характера и наличия учебной мотивации. | 1-2 неделя сентября | Воспитатель | |||
3 | Методика для определения узкой направленности интереса дошкольника | 3-4 неделя сентября | Воспитатель | |||
4 | Опросник для определения типа темперамента, личностных особенностей. | 3-4 неделя сентября | Воспитатель | |||
5 | Тест на определение уровня тревожности. | 3-4 неделя ноября | Воспитатель | |||
6 | Социометрия. Автор - Дж.Морено. | 3-4 неделя декабря | Воспитатель | |||
Разработка индивидуального маршрута | ||||||
1 | Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка. | 1 неделя октября | Воспитатель | |||
2 | Составление плана индивидуальных заданий | 1 неделя октября | Воспитатель | |||
3 | Выбор темы исследовательской работы по окружающему миру | 2 неделя октября | Воспитатель | |||
4 | Составление плана воспитанником для учета желаний ребенка. | 2 неделя октября | Воспитатель | |||
5 | Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей. | 2 неделя октября | Воспитатель | |||
Прогнозирование - индивидуальный план | ||||||
Предмет | Причина выбора | Форма работы | Ожидаемые результаты | |||
Развитие речи | Результативное участие во Всероссийской олимпиаде, итоговых работ | Индивидуальные консультации. | Результативное участие на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады. Высокий балл на конец года | |||
НПК | Онлайн-олимпиада, конкурсы | Индивидуальные консультации. | Результативное участие в онлайн- олимпиаде. Высокий балл на конец года. | |||
Математика | Онлайн-олимпиада, конкурсы, итоговые работы | Индивидуальные консультации. | Результативное участие в онлайн- олимпиаде. Высокий балл на конец года. |
Результаты участия ХХХ в олимпиадах, конкурсах различного уровня
№ | Наименование конкурса | Дата | Уровень | Результат участия |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления работы с одаренными детьми в детском саду общеразвивающего вида.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями....
Статья на тему:"Работа с одаренными детьми в детском саду"
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества является ...
Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»
Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...
Конспект Воспитатель Юдина А.Г. МБДОУ «Детский сад №16 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Наша надежда» старшая группа.Тема: «Осенний пейзаж»
Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитие Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования на полиэтиленовой пленке. Учить детей наносить гуашь на пленку. З...
Консультация для педагогов. «Особенности работы с интеллектуально – одаренными детьми в детском саду».
Воспитание ребенка как личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей максимально приближенными к целевым ориентирам, знаниями и умениями, приобретѐнными в результате пост...
Программа по работе с одаренными детьми в детском саду «Сопровождение талантливых детей»
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...
Организация работы с одаренными детьми в детском саду
В статье представлены основные моменты работы с и предложены рекомендации по организации работы с одаренными детьми. Дана краткая характеристика одаренных детей и способы выявления одаренности детей д...