Программа по работе с одаренными детьми в детском саду
методическая разработка (старшая группа)

Пояснительная записка

Программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает дошкольнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает дошкольнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Цели работы с одаренными детьми

  • выявление одаренных детей;
  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
  • развитие и выработка социально ценных компетенций у обобучающихся.

Задачи программы:

  • выявление одаренных обучающихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
  • формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
  • стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
  • развитие творческого и логического мышления обучающихся;
  • развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности обучающихся.

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Основные направления реализации программы.

создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом воспитателей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

мероприятия по работе с одарёнными детьми:

- предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

Формы работы с высокомотивированными обучающимися: 

- творческие мастерские;

- групповые занятия с сильными обучающимися;

- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- спецкурсы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам.

Характеристика воспитанника

дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

План работы с одаренными детьми в старшей группе:

п/п

Мероприятия

Сроки

1

Изучение психологических особенностей, обучающихся (речи, мышления, памяти). Диагностика одарённых детей, результаты групповых тестирований.

Сентябрь

В течение года

2

Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов.

В течение года

3

Регулярные консультации родителей (законных представителей) одаренных детей.

В течение года

4

Пополнение методической копилки (игры, задания, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по развитию речи и математике, разработки интеллектуальных мероприятий, игр).

В течение года

5

Использование во время познавательной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, Интернета, компьютерных игр, электронных энциклопедий.

В течение года

6

Применение в образовательной деятельности современных технологий, игровых, коммуникативных, проблемно-поисковых и здоровьесберегающих технологий.

В течение года

7

Использование элементов дифференцированного обучения, направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию обучающихся.

В течение года

8

Проведение нестандартных форм занятий: занятие-сказка, занятие-путешествие, занятие-игра, занятие-аукцион

В течение года

9

Организация участия одарённых детей в дистанционных олимпиадах на образовательной платформе «Учи.ру».

В течение года

10

Участие в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях различного уровня.

В течение года

11

Совместное творчество родителей и детей. Выставки работ.

В течении года

План работы с одаренными детьми в подготовительной к школе группе:

п/п

Мероприятия

Сроки

1

Продолжение изучения психологических особенностей, обучающихся (речи, мышления, памяти). Диагностика одарённых детей, результаты групповых тестирований.

В течение года

2

Вовлечение дошкольников в деятельность кружков, клубов, факультативов по интересам и склонностям.

Сентябрь

3

Работа с родителями, опросы, анкетирования, консультирование.

В течение года

4

Организация индивидуальной и групповой работы с высокомотивированными обучающимися.

В течение года

5

Проведение нестандартных форм занятие: занятие-сказка, занятие-путешествие, занятие-игра.

В течение года

6

Подготовка к дошкольным олимпиадам (познавательное развитие, окружающий мир, математика)

Сентябрь, октябрь

7

Организация участия одарённых детей в дистанционных олимпиадах на образовательной платформе «Учи.ру».

В течение года

8

Участие в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях различного уровня.

В течение года

9

Проектная и исследовательская деятельность на занятие.

В течение года

10

Участие в онлайн-олимпиадах.

В течение года

11

Творческая мастерская. Вовлечение в творческие проекты.

В течение года

12

Проектная и исследовательская деятельность на занятие.

В течение года

Методическая работа педагога:

  • заниматься самообразованием;
  • повышать профессиональное мастерство через курсы и вебинары;
  • посещать занятия других педагогов;
  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов;
  • проводить открытые занятия;
  • подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
  • проводить занимательно-познавательные мероприятия с обучающимися объединения.

Работа с родителями.

        Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внутрисадовских мероприятий.

        Родительское собрание на тему “Расширение кругозора дошкольников посредством чтения научно-познавательной литературы”.

        Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.

Общественный смотр знаний.

Результаты реализации Программы 

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • сформировать систему работы с одарёнными детьми;
  • создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
  • совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
  • высокие результаты при участии в конкурсах муниципального, краевого и всероссийского уровнях.

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

        Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является наблюдение, индивидуальная диагностика.

Мониторинг результативности работы с обучающимися

  • педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала;
  • изучение структуры интеллекта;
  • отслеживание уровня умственного развития обучающихся;
  • отслеживание уровня развития творческого мышления;
  • отслеживание успешности индивидуального роста и развития обучающихся.

Прогнозируемые результаты:

  • совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
  • призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • развитие творческого и логического мышления обучающихся;

После изучения курса программы обучающиеся должны уметь:

        - воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации; определять учебную задачу;

        - ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения; владеть своим вниманием;

        - сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

        - владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности

использовать основные приемы мыслительной деятельности;

        - самостоятельно мыслить и творчески работать;

        - владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Приложение №1

Схема для оформления индивидуальной образовательной траектории обучающегося, проявившего выдающиеся способности.

Процесс выявления одаренных детей достаточно долгий и сложный. Истинно одаренные личности встречаются довольно редко. Чтобы их определить, нужно использовать различные методы, позволяющие установить количественные и качественные характеристики одаренности. Необходимо учитывать, что ни один из существующих тестов не охватывает всех видов одаренности. Соответственно, каждая область одаренности требует специфических исследований специально предназначенными методиками. Воспитателю в решении этого вопроса должны оказывать помощь педагоги-психологи.  

Для развития способностей детей следует решать следующие задачи:

- Научить находить решения в нестандартных ситуациях;

- Развивать оригинальность мыслительной деятельности;

- Научить анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон;

- Развивать свойства мышления, необходимые для плодотворной дальнейшей работы.


Приложение №2

Карта воспитанника

1.Фамилия, имя, отчество воспитанника: ХХХ

2.Состав семьи, ее структура: полная.

3.Жилищно-бытовые условия: 3- ая комнатная квартира с удобствами.

4.Взаимоотношения в семье: доверительные, основанные на взаимопонимании, тёплые.

Наличие отклонений от норм поведения в семье: не наблюдались.

5.Культурный уровень семьи: родители имеют высшее образование.

6.Воспитательный потенциал семьи: высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию детей, как в детском саду, так и дома.

7. Характер ребёнка: скромный.

Качества личности положительные: серьёзный, ответственный

отрицательные:  

8.Положение ребёнка в коллективе: дружит со всеми ребятами, пользуется уважением в группе

9.Учебная деятельность:

успеваемость:  имеет высокий уровень усвоения знаний по всем направлениям образовательной деятельности

мотивация обучения: высокая

посещаемость занятие: регулярно

способности к обучению: огромный потенциал к получению знаний

познавательный интерес: высокий

10.Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков: смело берёт на себя любое задание и добросовестно доводит дело до конца

предпочитаемые виды труда: умственный

участие в трудовых делах: самое активное

11.Пролучение дополнительного образования: интересуется легоконструированием, исследовательская деятельность.


Приложение№3

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка

на 2021-2023 уч.год

ХХХ

ФИО:  ХХХ

Одаренность: академическая

Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогами педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Цель: cформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в ДОУ для успешного развития индивидуальности ребёнка. Индивидуальный план развития, обучающегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные
педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию дошкольников;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;
  • формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
  • содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Индивидуальная программа

Этап 1 – диагностический.

Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Использованная методика

Сроки

Ответственный

1

Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа для детей 5-10 лет). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

1-2 неделя сентября

Воспитатель

2

Опросник для определения характера и наличия учебной мотивации.

1-2 неделя сентября

Воспитатель

3

Методика для определения узкой направленности интереса дошкольника

3-4 неделя

сентября

Воспитатель

4

Опросник для определения типа темперамента, личностных особенностей.

3-4 неделя

сентября

Воспитатель

5

Тест на определение уровня тревожности.

3-4 неделя

ноября

Воспитатель

6

Социометрия. Автор -  Дж.Морено.

3-4 неделя

декабря

Воспитатель

Разработка индивидуального маршрута

1

Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка.

1 неделя октября

Воспитатель

2

Составление плана индивидуальных заданий

1 неделя октября

Воспитатель

3

Выбор темы исследовательской работы по окружающему миру

2 неделя октября

Воспитатель

4

Составление плана воспитанником для учета желаний ребенка.

2 неделя октября

Воспитатель

5

Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей.

2 неделя октября

Воспитатель

Прогнозирование - индивидуальный план

Предмет

Причина выбора

Форма работы

Ожидаемые результаты

Развитие речи

Результативное участие во Всероссийской олимпиаде, итоговых работ

Индивидуальные консультации.

Результативное участие на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады. Высокий балл на конец года

НПК

Онлайн-олимпиада, конкурсы

Индивидуальные консультации.

Результативное участие в онлайн- олимпиаде. Высокий балл на конец года.

Математика

Онлайн-олимпиада, конкурсы,

итоговые работы

Индивидуальные консультации.

Результативное участие в онлайн- олимпиаде. Высокий балл на конец года.

Результаты участия ХХХ в олимпиадах, конкурсах различного уровня

Наименование конкурса

Дата

Уровень

Результат участия

1

2

3

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы с одаренными детьми в детском саду общеразвивающего вида.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями....

Статья на тему:"Работа с одаренными детьми в детском саду"

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества является ...

Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»

Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...

Конспект Воспитатель Юдина А.Г. МБДОУ «Детский сад №16 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Наша надежда» старшая группа.Тема: «Осенний пейзаж»

Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитие Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования на полиэтиленовой пленке. Учить детей наносить гуашь на пленку. З...

Консультация для педагогов. «Особенности работы с интеллектуально – одаренными детьми в детском саду».

Воспитание ребенка как личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей максимально приближенными к целевым ориентирам, знаниями и умениями, приобретѐнными в результате пост...

Программа по работе с одаренными детьми в детском саду «Сопровождение талантливых детей»

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...

Организация работы с одаренными детьми в детском саду

В статье представлены основные моменты работы с и предложены рекомендации по организации работы с одаренными детьми. Дана краткая характеристика одаренных детей и способы выявления одаренности детей д...