Консультация для педагогов. «Особенности работы с интеллектуально – одаренными детьми в детском саду».
консультация на тему
Воспитание ребенка как личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей максимально приближенными к целевым ориентирам, знаниями и умениями, приобретѐнными в результате построения педагогами индивидуальной образовательной траектории ребѐнка, на основе наблюдения за динамикой и перспективами взросления воспитанника на первой ступени образовательного комплекса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_na_1_oktyabrya.docx | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов. «Особенности работы с интеллектуально – одаренными детьми в детском саду».
«Одаренность человека-это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский.
Цель: Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
Задачи:
- Создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития.
- Формировать устойчивую мотивацию, стимулировать познавательный интерес, способствовать раскрытию творческого потенциала.
- Поддержать ребенка и развить его способности.
Как это ни казалось бы странным, но к группе риска в детском саду относятся и одаренные дети, дети, которыми должны были бы гордиться воспитатели дошкольных учреждений. Должны были бы… Но… если ребенок необычный… и из детей с особо выдающимися данными и поражающими всех способностями, то, безусловно, с ним гораздо больше хлопот, чем с его ровесниками, особенно если у дошкольника общие способности с ярким интеллектом. Главное, что он не такой, как все остальные дети в группе. А это означает, что к нему нужен особый подход.
Исследования отечественных психологов подтверждают: количество одаренных детей с каждым годом возрастает, что и обуславливает необходимость поиска эффективных подходов к диагностике одаренности и разработке программ развития и коррекции поведения одаренных детей. Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к точным наукам. Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:
- любознательность, пытливость;
- способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
- высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);
- раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;
- развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
- способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
- раннее развитие сенсорных способностей;
- оригинальность суждений, высокая обучаемость;
стремление к самостоятельности.
Одарённый в интеллектуальном плане дошкольник отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. В процессе подготовки детей к школе - это можно использовать по-разному. Самый простой путь - попытаться дать такому ребёнку как можно больше знаний по программе начальной школы. Но, как показывают исследования, в большинстве случаев этот путь приведёт лишь к ускорению умственного развития: у малыша, в пятилетнем возрасте освоившего азы школьной премудрости, больше возможностей раньше поступить в школу и, соответственно, раньше её окончить, но не более того. Поэтому эффективным будет другой путь - не дать одарённости угаснуть, способствовать её дальнейшему максимальному развитию.
Интеллектуально – одарённые дети 6-7 лет остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими особенностями, которые необходимо учитывать, избегая «овзросления» детей, на которое может наталкивать педагога высокий уровень умственного развития его воспитанников. Необходимо отметить, что к одарённым дошкольникам (так же, как и к дошкольникам вообще) неприменимы школьные требования и приёмы обучения.
Перспективным и важным направлением в работе с одаренными интеллектуальными детьми – является развитие у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения, делать выводы.
Обязательным условием развития логического мышления у интеллектуально одаренных детей является формирование приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, аналогии, систематизации, абстрагирования. В работе можно использовать различный занимательный материал: головоломки, ребусы, игры-лабиринты. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата:
- дети очень активны в восприятии задач-шуток, занимательных вопросов. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Ребенку интересна конечная цель, которая увлекает его;
- задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;
- группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;
- наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.
Положительных результатов в работе с интеллектуально одарёнными дошкольниками позволяет достичь использование проектной исследовательской деятельности, способствующей эффективной реализации особенностей их развития без ущерба для окружающих и образовательного процесса. В исследовательской деятельности развиваются оригинальность и самостоятельность мышления детей, формируется устойчивость интересов в какой-либо области, складываются детские коллективы «по интересам». При участии в проектной деятельности ребёнку необходима помощь и педагога, и родителей. При этом необходимо работать вместе с малышом, а не вместо него, навязывая линию поведения и ведя к запланированному результату.
Проблемы интеллектуально – одаренных детей:
Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно, но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы.
- Игровые интересы. Одаренным интеллектуальным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.
- Конформность (приспособление, а также пассивное согласие с порядком вещей, с мнениями и взглядами, которые существуют в определенном обществе, где находится индивид. Это безоговорочное следование каким-то образцам, имеющим наибольшую силу давления (признанный авторитет, традиции, мнение большинства людей и т. п.), неимение собственной точки зрения по каким-либо вопросам. Этот термин в переводе с латинского языка (conformis) означает "сообразный, подобный"). Одаренные интеллектуальные дети, отвергая стандартные требования, несклонны таким образом конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
- Погружение в философские проблемы. Они задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозное верование.
- Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.
Следует помнить, что интеллектуально одарённый ребёнок может оказаться «умнее» взрослого при выполнении того или иного задания, придумать свой способ решения задачи, не предусмотренный заранее, что требует от взрослого особого внимания и гибкости во взаимоотношениях с одарёнными детьми.
Необходимо отметить, что предметная развивающая среда для интеллектуально одарённых детей должна соответствовать как общевозрастным, так и их специальным способностям.
Работа педагога с одарёнными детьми – сложный процесс, в определённой мере, являющийся для него своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже в духовно-нравственном плане.
Литература
- Венгер, Л.А. Дьяченко, О.М. и др. Возможности образовательной работы с умственно одарёнными дошкольниками 5-7 лет. // Дошкольное воспитание. – 1995. - №3. – С. 41-44.
- Дьяченко, О.М. Особенности развития воображения умственно одарённых детей. //Дошкольное воспитание. - 1993. - № 8. С. 24-27.
- Савенков, А.И. Одарённые дети в детском саду и в школе. - М.: Академия развития. - 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми в детском саду
Проблемы одарённости детей дошкольного возраста волнуют и учёных, и родителей, и это неслучайно: по последним статистическим данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым д...
Основные направления работы с одаренными детьми в детском саду общеразвивающего вида.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями....
Статья на тему:"Работа с одаренными детьми в детском саду"
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества является ...
консультация для педагогов "Особенности работы с одаренными детьми"
консультация,брошюра...
Консультация для педагогов "Содержание работы по развитию речи дошкольников в детском саду".
Систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду....
Программа по работе с одаренными детьми в детском саду «Сопровождение талантливых детей»
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...
Консультация для педагогов «Особенности работы музыкального руководителя с детьми расстройства аутистического спектора".
Как известно, дети с аутизмом не готовы к усвоению не только общеообразовательных программ, но и к усвоению новых жизненно значимых социальных навыков на разных возрастных этапах развития. Поэтому муз...