ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по речевому развитию "Говорушки" (Возрастная категория для воспитанников средней группы) Срок реализации 2023-2024 учебный год
материал (средняя группа)
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет.
В основе программы лежит интегрированный подход, позволяющий отбирать самое лучшее и практически полезное из теорий и методов, применяемых в различных аспектах деятельности. Программа построена таким образом, чтобы желание постепенно переросло в устойчивый интерес, а затем и в потребность что-то делать, даря радость окружающим. Тематика занятий разнообразна: это и времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения взрослых и детей, любовь к природе.
В основе программы лежит комплексный подход, который направлен на решение разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития(фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе, на решение главной задачи-развитие связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
govorushki.docx | 66.48 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы………………………………………………………… | 3 |
2. | Пояснительная записка……………………………………………………... | 4 |
3. | Учебно-тематический план………………………………………………… | 8 |
4. | Содержание изучаемого курса……………………………………………... | 9 |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы…………………………………………………………………… | 18 |
6. | Список литературы…………………………………………………..……... | 19 |
7 | Приложения .………………………………………………………………... | 20 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа «Говорушки» (далее - Программа) |
Руководитель программы | Воспитатель первой квалификационной категории Гордеева Любовь Алексеевна |
Организация-исполнитель | МАДОУ «ЦРР - Детский сад №46» г.о. Саранск |
Адрес организации исполнителя | г. Саранск, проспект 70 лет Октября, дом 82 |
Цель программы | Создание условий для общения в речевых ситуациях и развития языковых способностей у детей дошкольного возраста |
Направленность программы | Речевое развитие |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | Адаптированная Дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы | знать: нормы языковых средств в зависимости от ситуации общения; основные правила речевого этикета и адекватного поведения в речевых ситуациях уметь: устанавливать положительный контакт со сверстниками и взрослыми; излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения владеть: основными элементами правильной точной речи, как средством общения и культуры; умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности; разнообразными речевыми умениями, средствами языковой выразительности |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы
Программа направлена на речевое развитие ребёнка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей.
2.Новизна программы
Заключается в том, чтобы всесторонне способствовать своевременному и эффективному развитию речи как средства общения, познания, самовыражения ребёнка, комплексно формировать структурные компоненты системы языка –фонетической, лексической, грамматической.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
3. Актуальность программы
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает людям понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Речь дана человеку природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Уровни речевого развития воспитанников одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для речевого развития.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Уровни речевого развития воспитанников одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для речевого развития.
Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой, работы детского сада, отвечает Федеральным государственным образовательным стандартам к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации.
4. Отличительные особенности программы
В основе программы лежит интегрированный подход, позволяющий отбирать самое лучшее и практически полезное из теорий и методов, применяемых в различных аспектах деятельности. Программа построена таким образом, чтобы желание постепенно переросло в устойчивый интерес, а затем в потребность что-то делать, даря радость окружающим. Тематика занятий разнообразна: это и времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения взрослых и детей, любовь к природе.
Правильная методическая организация работы способствует развитию детской речи и других психических функций (мышление, память, мышление), гармонизации их эмоционально-волевой сферы, совершенствованию общей и мелкой моторики.
Включение в содержание занятий коллективных видов деятельности положительно влияет на формирование социальных навыков и обогащение социального опыта дошкольников с нарушениями речи.
В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы.
5. Педагогическая целесообразность программы
В основе программы лежит комплексный подход, который направлен на решении разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе, на решение главной задачи — развитие связной речи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет.
Программа основывается на принципах:
-принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется, прежде всего, линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь;
- принцип взаимосвязи - обогащение и активизация словаря, формирование грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарного осознания языковых явлений;
-принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку, данный принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и антонимов) и экстралингвистических средств (изобразительные средства, невербальные средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности);
-принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей;
-принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики, речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка - это не только говорение, но и слушание, восприятие речи, данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности.
Следует помнить, что соотношение компонентов процесса речевого развития и принципов обучения речи является не абсолютным, а относительным с точки зрения доминирующего влияния того или иного принципа на соответствующий компонент. Важно иметь в виду, что любой предшествующий принцип имеет отношение ко всем другим последующим компонентам обучения, подобно тому, как задачи определяют содержание обучения, методы - выбор форм организации обучения.
6. Цель программы: Создание условий для общения в речевых ситуациях и развития языковых способностей у детей дошкольного возраста.
7. Задачи программы:
Обучающие задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей.
2. Активизировать речь детей в процессе их систематического ознакомления с окружающим миром.
3. Научить владеть основными элементами правильной точной речи.
4. Дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения.
Развивающие задачи:
1. Развивать качества голоса (тембр, силу, высоту); дикцию, темп речи, дыхание.
2. Развивать коммуникативные качества ребенка.
3. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
4. Сформировать умение излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные задачи:
1. Воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия.
2. Воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.
8. Возраст детей.
В реализации дополнительной образовательной программы участвуют дети 4-5 лет посещающие ДОУ имеющие норму речевого развития и нарушения речи.
9. Срок реализации программы.
Дополнительная образовательная программа рассчитана на 32 часа, учебный год проходит с октября по май один раз в неделю.
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
- общее кол-во часов в год – 32;
- кол-во часов и занятий в неделю – 1 час, 1 занятие (20 мин.);
- периодичность занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате освоения программы воспитанники будут:
знать:
- нормы языковых средств в зависимости от ситуации общения;
-основные правила речевого этикета и адекватного поведения в речевых ситуациях
уметь:
- устанавливать положительный контакт со сверстниками и взрослыми;
- излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения
владеть:
- основными элементами правильной точной речи, как средством общения и культуры;
- умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности;
- разнообразными речевыми умениями, средствами языковой выразительности
Форма подведения итогов.
Диагностическое обследование
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование модулей, разделов и тем | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
кол-во занятий | мин. | ||||
1 | Семья | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
2 | Части тела | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
3 | Туалетные принадлежности | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
4 | Осень | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
5 | Мебель | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
6 | Игрушки | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
7 | Продукты питания | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
8 | Посуда | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
9 | Домашние животные | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
10 | Дикие животные | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
11 | Деревья | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
12 | Зима | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
13 | Новогодний праздник | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
14 | Зимние забавы | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
15 | Зимняя одежда | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
16 | Зимующие птицы | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
17 | Комнатные цветы | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
18 | Профессии | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
19 | Инструменты | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
20 | Родная страна | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
21 | Женский день | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
22 | Весна | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
23 | Перелетные птицы | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
24 | Транспорт | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
25 | Демисезонная одежда | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
26 | Обувь | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
27 | Домашние птицы | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
28 | Овощи | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
29 | Фрукты | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
30 | Цветы | 1 | 20 мин | 10мин | 10 мин |
31 | Насекомые | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
32 | Скоро лето | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
Итого: | … | …. |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Наименование модулей, разделов и тем | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями |
Тема №1 | «Семья» | Учить детей при составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу; развивать творческое воображение; обогащение и активизация «глагольного» словаря. | Рассказывание, дидактическая игра, заучивание наизусть | Беседа, рассматривание сюжетной картинки «Семья», д/ и «Назови ласково» | Рассмотреть в кругу семьи фотографии членов семьи и детей |
Тема №2 | «Части тела» | Активизация словаря, учить употреблять притяжательные прилагательные и местоимения «мой», « моя», «мое» в составе простого предложения; развитие слухового внимания, мелкой моторики руки. | Рассматривание, словесная игра, творческое задание | Беседа с опорой на предметные картинки, игра «Доскажи словечко», «Мой, моя, моя» | Консультация «Зачем малышу кружок» |
Тема №3 | «Туалетные принадлежности» | Активизация и обогащение словаря; практическое употребление единственного и множественного числа глаголов в составе простого предложения; развитие тактильных ощущений; воспитание у детей опрятности, навыка следить за своим внешним видом. | Беседа с опорой на предметные картинки, познавательные и развивающие игры, показ предметов | Д\ игра «Чудесный мешочек», составление предложений с опорой на картинки, игра «Что мы видели- не скажем, а что делали - покажем» | Смена информации в родительском уголке в соответствии темой занятия |
Тема №4 | «Осень» | Обогащение и активизация словаря; образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением; развитие мышления и внимания; воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к природе. | Чтение и рассказывание, дидактическая игра, творческое задание | Беседа с опорой на сюжетную картинку, д/и «Маленький -большой», игра «Волшебные часы», составление панно «Осень» | Совместная работа детей и родителей «Дары осени». |
Тема №5 | «Мебель» | Активизация словаря по теме; развитие умения сравнивать предметы по сходным признакам; согласование существительного с числительным в роде; практическое употребление простых предлогов; формирование умений взаимодействовать в коллективной игре. | Игра-драматизация, дидактические упражнения, рассказывание с опорой на картинки | Д/и «Прятки», игра-драматизация «Три медведя», рассматривание парных картинок | Консультация: «Речевая культура ребенка рождается в семье». |
Тема №6 | «Игрушки» | Обогащение и активизация предметного и глагольного словаря; самостоятельное составление предложений с предлогами по картинкам и демонстрации действий; развитие фонематического восприятия | Рассматривание игрушек, заучивание наизусть, подвижная игра | Д/и «Чей, чья?», составление предложений по сюжетным картинкам, п/и «Кому дать?» | Посетить с ребенком магазин игрушек |
Тема №7 | «Продукты питания» | Обогащение и активизация предметного словаря; составление именного словосочетания со значением совместности; развитие вкусовых ощущений и зрительного внимания. | Заинтересованность игрой, моделирование, поощрение | Игровая образовательная ситуация, беседа, д/и «Узнай по вкусу», «Чем угостим гостей?» | Конкурс кулинарных рецептов |
Тема №8 | «Посуда» | Познакомить с названиями посуды, их назначением, обогащать и активизировать словарь по теме. Учить различать и сравнивать виды посуды: кухонная, столовая, чайная. Определять посуду, которая стоит, лежит, висит. | Создание проблемной ситуации, игра-драматизация, обобщающая беседа | рассматривание картинок с изображением посуды, с/р игра «Угостим кукол обедом», игра – драматизация «Федорино горе», д/и «Какой, какая?» | Вечер чистой посуды совместно с ребенком |
Тема №9 | «Домашние животные» | Уточнить внешние признаки домашних животных и названия их детенышей, активизация соответствующей лексики, продолжать учить составлять предложения используя прилагательные. | Рассказывание с опорой на предметные картинки, познавательная игра | Составление предложений по набору предметных картинок, д/игра «Кто чем питается», | Наблюдать кто гуляет с домашними животными в городе |
Тема №10 | «Дикие животные» | Уточнить характерные признаки внешнего вида животных, активизация соответствующей лексики. | Беседа с опорой на предметные картинки, ситуация успеха, творческое задание | Д/игры «Чей хвост», «Найди свой домик», отгадывание по признакам животного | Индивидуальные беседы с родителями. |
Тема №11 | «Деревья» | Активизация предметного и качественного словаря по теме, практическое употребление единственного и множественного числа. | Дидактическое упражнение, заинтересованность в результатах | Конструирование дерева, д/игры «Один, много», «Подбери картинку», п/игра «Подойди к березе» | Консультация: «Как учить с детьми стихотворение». |
Тема №12 | «Зима» | Расширение и активизация словаря по теме; обобщение представлений о зимних явлениях в природе; упражнение в составлении рассказов из личного опыта; развивать воображение, мышление, связную речь. | Творческое задание, отгадывание, игровая ситуация | Д/игра «Закончи предложение», п/игра «Снежинки», составление панно «Зима» | Выставка рисунков и поделок «Волшебница Зима!» |
Тема №13 | «Новогодний праздник» | Обучение согласования прилагательного с существительном в роде; закрепление знаний об атрибутах новогоднего праздника»; развитие слухового внимания; воспитание умения работать в коллективе. | Рассказывание, хороводная игра, опора на жизненный опыт | Беседа о предстоящем празднике с опорой на сюжетную картинку «Дети наряжают елку», д/ игра «Маски», подвижная игра «Хоровод» | Привлечение родителей к оформлению группы к Новому году. |
Тема №14 | «Зимние забавы» | Обогащение и активизация словаря; формирование умения внимательно слушать педагога и отвечать на вопросы; развитие зрительного внимания, мышления и общей моторики. | Беседа с опорой на сюжетную картинку «Зима», детское творчество, игра | Рассматривание сюжетных картинок по теме, д/ игра «Подбери картинку», рисование снеговиков | Привлечение родителей к зимним постройкам на участке. |
Тема №15 | «Зимняя одежда» | Уточнение и активизация предметного словаря, расширение глагольной лексики; практическое образование существительных с уменьшительно ласкательным значением; развитие мышления и тактильных ощущений. | Рассматривание иллюстраций, игровая ситуация, моделирование | Рассматривание предметных картинок, д/игры «Большой, маленький», «Подбери картинку», п/игра «Кто быстрее?» | Консультация: «Как одеть ребенка в детский сад». |
Тема №16 | «Зимующие птицы» | Знакомство детей с характерными внешними признаками зимующих птиц; составление простого предложения с предлогом «на»; практическое употребление существительного в родительном падеже в составе простого предложения; развитие мышления, зрительного внимания, мелкой моторики руки. | Игровая обучающая ситуация, детское творчество, составление рассказа по картинке | Игра «Сложи картинку», рассматривание предметных картинок, д/игра «Где сидит птица», «что забыл дорисовать художник» | Конкурс на лучшую кормушку для пичужки |
Тема №17 | «Комнатные цветы» | Обогащение и активизация словаря; знакомство детей с характерными признаками комнатных цветов; развитие умений отвечать на вопросы распространенными предложениями; развитие мышления, внимания, тактильного ощущения; воспитание любви к родной природе. | Рассматривание, беседа по содержанию рассказа, выполнение поручений | Беседа с опорой на натуральные цветы, д/игра «Где цветок», чтение рассказа «Катина фиалка» | Фото отчет работы кружка. |
Тема №18 | «Профессии» | Активизация предметного и глагольного словаря; составление простого предложения из трех-четырех слов по сюжету; формирование навыка диалогической речи; развитие слухового внимания. | Свободный выбор заданий, дидактическая игра, заучивание наизусть | Составление предложений по сюжетным картинкам, д/игра «наши воспитатели», сюжетная игра «У врача» | Рассказать ребенку о важности своей профессии |
Тема №19 | «Родная страна» | Закрепление знаний детей о названии нашей страны, столицы; обучение детей ответам полным предложением; развитие памяти, мелкой моторики рук; воспитание любви к Родине. | Заучивание наизусть, выполнение творческих заданий, беседа | Рассказ с опорой на предметные картинки, чтение отрывка стих. О.Г.Зыкова «Родина», рисование флага | Индивидуальные беседы с родителями. |
Тема №20 | «Родной город» | Формирование элементарных представлений о родном городе; обогащение и активизация словаря; обучение употреблению предлогов «в», «на» в составе предложений; развитие мышления, мелкой моторики рук; воспитание любви к родному городу. | Создание ярких образных представлений, использование ИКТ с показом красивых мест города | Беседа с опорой на фотографии, д/игра «Проведи дорожку», рассматривание картинок площадей и улиц города | Родителям предлагается совершить с детьми экскурсию по родному городу |
Тема №21 | «Женский день» | Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи. Работа над темпом и ритмом речи. Учить детей рисованию методом «тычка», создавая форму цветка. | Заучивание наизусть, рассматривание иллюстраций, выполнение творческих заданий | Беседа о предстоящем празднике, д\игра «Назови ласково», детское творчество «Цветы для мамы» | Совместная с родителями подготовка к утреннику 8 марта |
Тема №22 | «Весна» | Обогащение и активизация словаря; согласование прилагательного с существительными в роде и числе в составе именных словосочетаний; развитие слухового внимания. | Ответы на вопросы, показ предметов, выполнение творческих заданий | Беседа с опорой на картинку «Весной в парке», составление панно «Весна», д/игра «Какой, какая, какое» | Экскурсия в парк |
Тема №23 | «Перелетные птицы» | Знакомство детей с характерными внешними признаками перелетных птиц; развитие умения отвечать на вопросы по содержанию серии сюжетных картинок; развитие слухового восприятия, общей координации движений; воспитание любви к природе, чувства эмпатии. | Показ иллюстраций, описание картин, подвижная игра, поиск контактов и сотрудничества | Рассматривание сюжетных картинок, отгадывание загадок с опорой на предметные картинки, п/игра «Кошка и скворцы» | Составить описательный рассказ о любимой перелётной птице |
Тема №24 | «Транспорт» | Обогащение и активизация словаря; уточнение названий разных видов транспорта; формирование навыка сравнения двух предметов, изображенных на картинках; составление простого распространенного предложения; развитие мышления и слухового внимания. | Ответы на вопросы, дидактическая игра, описание картин, свободный выбор творческого задания | Беседа с опорой на предметные картинки, д/игры «Что едет, летает, плавает», «Найди ошибку», штриховка контура транспорта | Выставка детского творчества «Весна пришла!». |
Тема №25 | «Демисезонная одежда» | Обогащение знаний детей об одежде; умение согласовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме; развитие связной речи; продолжать учить составлять описательный рассказ с помощью наглядного материала; уточнение и активизация предметного словаря. | Рассказывание с опорой на картинки, ди Дидактическая игра, опора на жизненный опыт | Рассматривание предметных картинок, сравнение двух картинок, д/игра «Ошибка художника» | Делимся семейным опытом |
Тема №26 | «Обувь» | Обогащение и активизация предметного словаря; формирование умений отвечать на вопросы педагога; составление простого беспредложного предложения; развитие зрительного внимания и мышления. | Ответы на вопросы, заучивание наизусть, дидактическая игра | Д/игры «Что обуть», «Угадай кто это?» беседа с опорой на предметные картинки, чтение стих. Зыковой «на босые ножки» | Консультация для родителей «Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни». |
Тема №27 | «Домашние птицы» | Знакомство детей с характерными внешними признаками домашних птиц; обучение образованию глаголов от звукоподражания, развитие слухового внимания, общей координации движений и мелкой моторики рук. | Показ предметных картин, рассказывание с опорой на предметные картинки, познавательные игры | Рассматривание предметных картинок, д/ игра «Кто как кричит», п/игра «Чья мама зовет» | Памятка «Как определить темперамент ребёнка?». |
Тема №28 | «Овощи» | Закрепить умение правильно называть овощи, их цвет, форму. Уточнить представление об обобщающем понятии овощи. Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами в, на. Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов с помощью суффиксов. | Игровая ситуация, рассматривание игрушек и иллюстраций, поощрение | Д/игра «Узнай по вкусу», сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин», отгадывание загадок с опорой на предметные картинки | Установление доверительных отношений между родителями и детским садом |
Тема №29 | «Фрукты» | Уточнение качественных признаков фруктов при отгадывании загадок; практическое употребление существительного множественного числа в родительном падеже в составе словосочетания; формирование диалогической речи; развитие мышления и мелкой моторики руки. | Отгадывание загадок, сюжетно-ролевая игра, беседа | Отгадывание загадок с опорой на предметные картинки, д/игра «Один-много», сюжетно-ролевая игра «»Магазин «фруктов» | Памятка «Искусство наказывать и прощать». |
Тема №30 | « Садовые цветы» | Обогащение и активизация словаря; знакомство детей с характерными признаками садовых цветов; развитие умений отвечать на вопросы распространенным предложением; обучение последовательному сравнению двух предметов; развития внимания, мышления. | Беседа, дидактическая игра, рассматривание иллюстраций садовых цветов | Сравнение розы и тюльпана, рассматривание предметных картинок, д/игра «Собери цветок» | Индивидуальные беседы с родителями. |
Тема №31 | «Насекомые» | Знакомство детей с характерными внешними признаками насекомых; обогащение и активизация словаря; согласование существительного с глаголом в числе; развитие слухового внимания и общей координации движений. | Описание насекомого, познавательная игра, создание ситуации успеха, детское творчество | Рассматривание предметных картинок, д/игра «Что делают насекомые», п/игра «Кузнечики», рисование «На полянке» | Отчетная презентация по реализации образовательной дополнительной программы |
Тема №32 | Скоро лето | Обогащение и активизация словаря; обучение детей самостоятельным полным ответам на вопросы по картине; согласование прилагательного с существительным в роде и числе в составе именных словосочетаний; развитие мышления. | Ответы на вопросы, работа в коллективе, дидактическая игра, заинтересованность в результатах | Беседа с опорой на картинку «Лето в парке», составление панно «Лето», д/игра «Какой, какая, какое» | Организация летнего отдыха детей |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Формы, способы, методы и средства реализации Программы Методы, используемые для реализации Программы
- Наглядные.
- Словесные.
- Практические.
- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии).
Опосредованное наблюдение изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
- Чтение и рассказывание художественных произведений.
- Заучивание наизусть.
- Пересказ.
- Обобщающая беседа.
- Рассказывание с опорой на наглядный материал.
- Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
2.Приемы, используемые для реализации Программы
- Словесные.
- Речевой образец.
- Повторное проговаривание.
- Объяснение.
- Указание.
- Оценка детской речи.
- Вопрос.
- Наглядные.
- Показ иллюстративного материала.
- Показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
- Игровые.
- Игровое сюжетно-событийное развертывание.
- Игровые проблемно-практические ситуации.
- Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание.
- Имитационно-моделирующие игры.
- Ролевые обучающие игры.
- Дидактические игры.
3. Дидактический материал.
1.Словесный материал (картотека дидактических игр)
2. Картотека дидактических и подвижных игр.
3. Наглядный иллюстративный материал (картинки по темам)
4. Музыкальное оформление (подборка музыкальных произведений для сопровождения образовательной деятельности)
5. Наглядный материал: игрушки, иллюстрации, художественная литература
6. ТСО: магнитофон, проектор, аудиозаписи, видеопрезентации
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
2. Громова О.Е., Соломатина Г.Н, Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера. 2008г
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М., 1985.
4. Ушакова. О.С. Развитие речи дошкольника: Сб. научн. трудов./ Под ред.- М., 2012.
5.«Хрестоматия 4-5 лет, Н.П. Ильчук.
6. Сидорова У.М. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. – М.: Творческий центр «Сфера», 2010.
7. Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi ; https://www.maam.ru/users https://www.maam.ru/users.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей средней группы
Программа дополнительного образования содержит пояснительную записку и подробное тематическое планирование....
Программа дополнительного образования по нравственному воспитанию посредством художественной литературы в средней группе
В дошкольный период семья не формирует в детях духовно-нравственные основы личности, не достаточно присоединяет ребенка к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России, поэтому нео...
Рабочая программа дополнительного образования по кружку «Читалочка» ( обучение чтению детей 6 – 7 лет). Срок реализации 1 год.
Актуальность данной программы обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста. Программа «Читалочка» - это...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлые ладошки» Средняя группа Срок реализации 2020-2021 учебный год
Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник изображения....
Программа дополнительного образования по ПДД «Азбука дорожной безопасности» для детей средней группы (4-5лет)
Программа "Азбука дорожной безопасности" - это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах , тем меньше будет неприятных происшестви...
Программа дополнительного образования по актерскому мастерству "Мы - маленькие актёры" в средней группе
Программа дополнительного образования по актерскому мастерству "Мы - маленькие актёры" в средней группе...
Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности для детей 1-3 лет «Ладушки» Срок реализации 1 год
программа "Ладушки" для детей 1-3 лет...