Рабочая программа дополнительного образования по кружку «Читалочка» ( обучение чтению детей 6 – 7 лет). Срок реализации 1 год.
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Актуальность данной программы обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста. Программа «Читалочка» - это курс занимательных занятий, направленных на то, чтобы сделать для ребенка процесс обучения чтению увлекательным, привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению,
способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovaya_programm_kruzhka_chitalochka.doc | 304.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 общеразвивающего вида городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ детский сад №39
_____________Низамутдинова Л.Н.
Приказ от «___» ________ 2019г. №____
Рабочая программа дополнительного образования по кружку
«Читалочка»
( обучение чтению детей 6 – 7 лет).
Срок реализации 1 год.
Принято на педагогическом совете
Протокол от «___» ________ 2019г. №_
Руководитель кружка
учитель-логопед
Горохова И.З.
Нефтекамск
2019/2020 учебный год
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………….… 3 - 6
2. Учебно-тематический план ……….………………………..………………… 7-9
3. Содержание программы……………………………………………………….. 9-23
4. Методическое обеспечение…………………………………………………… 23-29
5. Литература……………………………………………………………………… 30
.
Пояснительная записка
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период приспособления к учебной деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности, они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.
Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.
Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа дошкольного обучения и воспитания, успешность их освоения зависит от интеллектуального развития ребенка, в том числе и от умения читать.
Дополнительная общеразвивающая программа «Читалочка» социально – педагогической направленности ориентирует на общее всестороннее, гармоничное развитие ребёнка, на обеспечение эмоционального благополучия, на полноценное владение навыками осознанного чтения и на совершенствование устной речи.
Актуальность
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению, то есть имели бы развитый фонематический слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели правильно держать карандаш и свободно ориентироваться в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко овладеют в школе процессом чтения и письма. Актуальность данной программы обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста. Программа «Читалочка» - это курс занимательных занятий, направленных на то, чтобы сделать для ребенка процесс обучения чтению увлекательным, привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению,
способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи.
Новизна
В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. В деятельности педагога они становятся перспективным средством работы с детьми и по развитию речи.
Терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. На занятиях планируется использовать здоровьесберегающие технологии, такие как: пальчиковая, артикуляционная, дыхательная и зрительная гимнастика.
Цель программы «Читалочка» - развитие активной мыслительной деятельности дошкольников в процессе введения в звуковую систему родного языка, обучения навыкам звукового анализа, формирования слогового и слитного навыков чтения на уровне возможностей каждого ребёнка.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
образовательные:
- обучать правильному слоговому чтению ;
- учить определять место звука в трех позициях (в начале, середине и в конце слова);
- учить определять количество слов в предложении и составлять предложения;
- учить называть слова с заданным звуком, слогом;
- учить читать прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные, односложные и двусложные слова;
- учить ориентироваться на листе бумаги ;
- формировать умение проводить звуковой анализ;
развивающие:
- обогащать словарный запас;
- развивать речь детей;
- развивать фонематический и речевой слух;
- развивать слуховое восприятие, произвольное внимание, память, мышление;
- развивать навык чтения целыми словами и небольшими предложениями;
- развивать умение различать на слух гласные, твердые и мягкие согласные;
- развивать мелкую моторику и координацию движений руки;
воспитательные:
- формировать позитивное эмоционально - ценностное отношение к родному языку;
- воспитывать уважение и интерес литературе и чтению;
- способствовать развитию аккуратности, коммуникабельности, любознательности.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что в ходе реализации программы дети знакомятся со следующими техниками: складывание букв в слоги, слоговое чтение, осмысленное чтение слов в предложении. Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи, а основным содержанием – звуко - слоговой анализ слов. Работа по звуко - слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи, обучению чтению, которая ведётся по всем направлениям.
1.Звуки
Раскрывается понятие «звук», проводится работа с органами артикуляции, по произнесению звука. Проводится работа по его условному обозначению.
* Акустические характеристики звука (согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные);
* Выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
* Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
* Звуковой анализ состава слогов и слов;
* «Чтение» и составление слогов и слов с помощью звуковых обозначений.
2. Слоги
* Раскрывается понятие «слог»; слоговой анализ слов;
* Подбор слов на заданное количество слогов;
* Выделение в словах первого и последнего слогов;
* Подбор слов на заданный слог;
* Составление прямых и обратных слогов;
3. Слова
* Выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
* Составление слова из звуков и слогов;
* Из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
* Изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;
* Выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
* Восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
* Последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава;
* Чтение слов, осмысливание значения слов.
4. Буквы
* Знакомство с буквами;
* Дифференциация понятий «звук» и «буква»;
* Согласные и гласные буквы;
* Соотнесение букв и звуков;
* Чтение букв, соединение в слоги, слова.
5. Связная устная речь
* Обучение ответам на вопросы диалогической речи;
* Обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;
6. Работа по развитию мышления, внимания, памяти
* Выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
* Выделение одинаковых предметов из группы предметов;
* Выделение лишнего предмета;
* Объединение различных предметов в группы;
* Выявление логических не соответствий в рисунке или рассказе.
7. Работа над общей и мелкой моторикой
* Работа в тетрадях;
* Пальчиковая гимнастика.
Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием дидактических игр, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности- творческое мышление ребенка, на основе которого постоянно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствование речи.
Срок реализации программы октябрь - май.
Состав группы 15 человек. Группа одновозрастная.
Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий – 25 минут.
Занятия по программе начинаются с октября и заканчиваются в мае.
Формы организации деятельности детей на занятии: подгрупповая.
Формы проведения занятия: занятие – игра, занятие – путешествие, конкурс, показ инсценировок, диалог, викторина, экскурсия, самостоятельная и практическая работа.
График работы: понедельник: 18.00- 18.30
среда: 18.00- 18.30
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты
В конце года дети должны:
- хорошо овладеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
- различать гласные и согласные звуки;
- самостоятельно называть слова с заданным звуком;
- различать на слух твёрдые и мягкие согласные;
- производить звуковой анализ слова;
- правильно, плавно читать по слогам ;
- правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (.!?);
- ориентироваться на странице тетради;
- проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.
2. Учебно – тематический план
№ п/п | Тема | Кол - во | В том числе | |||||||
Теор. % | Практик % | |||||||||
1 | «Что я умею?» Речь устная и письменная. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
2 | Звук и буква «А». | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
3 | Звук и буква «У». | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
4 | Звук и буква «О». | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
5 | Звук [М] [М`] и буква «М». Учимся соединять буквы. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
6 | Звук [С] [С`] и буква «С». Учимся соединять буквы. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
7 | Учимся соединять буквы. Учимся читать слоги. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
8 | Звук [Х] [Х`] и буква «Х». Учимся соединять буквы. Учимся читать слоги. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
9 | Звук [Р] [Р`] и буква «Р». Учимся читать слова. Большая буква в именах. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
10 | Звук и буква «Ш». Учимся читать слова и предложения. Большая буква в начале предложения. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
11 | Читаем и дифференцируем «С-Ш». Знакомимся с антонимами. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
12 | Звук и буква «Ы». Знакомимся с однокоренными словами. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
13 | Звук [Л] [Л`] и буква «Л». Знакомство с «много – один». | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
14 | Читаем и дифференцируем «Л-Р». | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
15 | Звук [Р] [Р`] и буква «Р». Знакомство с предлогами. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
16 | Читаем сами – закрепление навыков чтения. « !» знак в конце предложений. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
17 | Звук [К] [К`] и буква «К». Продолжаем упражнять «много-один». | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
18 | Продолжаем учиться читать знакомые буквы. «!» знак в конце предложений. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
19 | Звук [Т] [Т`] и буква «Т». Слова синонимы. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
20 | Звук и буква «И». Твердые и мягкие звуки. Однокоренные слова. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
21 | Читаем и дифференцируем «И-Ы». | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
22 | Звук [П] [П`] и буква «П». | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
23 | Звук [З] [З`] и буква «З». | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
24 | Продолжаем учиться читать. Дифференциация звуков «С-З». | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
25 | Звук и буква «Й». Знакомство с прилагательным. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
26 | Звук [Г] [Г`] и буква «Г». Однокоренные слова. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
27 | Звук [В] [В`] и буква «В». Закрепляем предлоги. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
28 | Дифференциация звуков «Г-К». Большая буква в именах людей. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
29 | Звук [Д] [Д`] и буква «Д». Продолжаем учиться пересказывать текст. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
30 | Дифференциация звуков «Д-Т». Учимся составлять схемы предложений. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
31 | Звук [Б] [Б`] и буква «Б». Составляем схемы предложений. Учимся образовывать множественное число существительных. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
32 | Различаем буквы «Б-П». Отвечаем на вопросы. Учимся задавать вопросы к картинке. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
33 | Читаем и играем. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
34 | Звук и буква «Ж». | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
35 | Звуки ж-ш, ЖИ, ШИ. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
36 | Звук и буква «Е». Продолжаем учиться отвечать на вопросы. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
37 | Учимся читать слова с Ь знаком на конце. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
38 | Звук и буква «Я». | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
39 | Звук и буква «Ю». Закрепляем короткие слова местоимениям. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
40 | Звук и буква «Ё». Составляем слова из слогов. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
41 | Дифференциация звуков «Е-Ё». Закрепление многозначных слов. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
42 | Звук и буква «Ч». Закрепляем ударение. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
43 | Продолжаем учиться читать. Разучиваем звуки С-Ч-Ш. Учимся находить главные слова в предложении. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
44 | Звук и буква «Ц». Составление схемы слов. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
45 | Дифференциация звуков «Ч-Ц». | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
46 | Различаем звуки «Ц-С». Закрепляем слова-определения: какой? какое? какая? какие? | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
47 | Звук и буква «Э». Звуки «М», «М’», Закрепляем однокоренные слова. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
48 | Звук [Ф] [Ф`] и буква «Ф». Большая буква в именах существительных. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
49 | Звук и буква «Щ». Дифференциация звуков «Ч-Щ, Щ-С». | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
50 | Знакомство с правилом жи-ши. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
51 | Учимся читать слова с Ъ. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
52 | Учимся читать слова с Ъ и Ь знаком. Закрепляем умение пересказывать текст. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
53 | Знакомимся с парными согласными: глухие, звонкие. | 25 мин. | 25 | 75 | ||||||
54 | Закрепление навыков чтения. | 25 мин. | - | 75 | ||||||
55 | Читаем играя. | 25 мин. | - | 100 | ||||||
56 | Итоговое занятие «В гостях у бабушки Азбуки». | 25 мин. | - | 100 | ||||||
Всего часов | 56 | 17 | 55 |
3. Содержание программы
Месяц | № занятия | Тема занятия | Теория основные теоретические понятия | Практика содержание видов деятельности, форм и методов |
октябрь | №1 | «Что я умею?» речь устная и письменная | Выявить знания детей по чтению. Знакомство с видами речи: устная, письменная (для чего нужна речь, для чего надо знать буквы). | Игра «Узнай букву». Игра «Подбери слово с этой буквой». Игра «Назови первую букву имени своего друга». Рисование знакомых букв на бумаге. |
№2 | Звук и буква «А» | Знакомство с кукольным героем по имени Карандаш. Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игра «Подбери слова с буквой «а». Работа с букварем стр.4. -рассмотреть картинки, определить позицию звука «а» в их названиях. -читать букву, водя пальчиком по горизонтали. -составление предложений с использованием картинок букваря. Рисование образа буквы в воздухе, на бумаге. | |
№3 | Звук и буква «У» | Знакомство с кукольным героем Незнайка. Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «Где спряталась буква «у»? Игра «Определи, где стоит звук «У»: в начале, середине, конце слова». Работа с букварем стр.5: рассмотреть картинки, определить, где стоит звук. -чтение буквы: учить водить пальчиком по вертикали. -составление предложений с использованием картинок букваря. Рисование образа буквы в воздухе, на бумаге. | |
№4 | Звук и буква «О» | Знакомство с образом буквы«О», артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «Узнай букву» (из написанных многих букв узнать А,У,О). Игра «Передай мяч» (назвать слово на «О». передать мяч другому). Игра «Узнай звук» (называю слово на а, у, о, узнать начальный звук, назвать его). Работа с букварем стр.6. -Чтение букв по горизонтальным и вертикальным строчкам. Игровое упражнение «Бежим по дорожке» (учимся соединять буквы). Рисование образа буквы в воздухе, на бумаге. | |
№5 | Звук [М] [М`] и буква «М». Учимся соединять буквы. | Карандаш в гостях у детей. Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «Назови слова на«М». Игра «Назови, где спрятался звук» (на определение позиции звука). Работа с букварем стр.7. -назвать картинки, определить, где стоит звук. -составление предложений с использованием картинок букваря. Игровое упражнение «Какое имя кукле дать». (подобрать имена со знакомыми буквами). Чтение букв по горизонтальным линиям и вертикальным столбикам. Игровое упражнение на соединение букв «Бежим по дорожке». Рисование образа буквы в воздухе, на бумаге. | |
№6 | Звук [С] [С`] и буква «С». Учимся соединять буквы | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игра «Угадай слово» (назвать слово с нужным звуком). Игровое упражнение «Где спряталась буква «С»? (найти на рисунке правильную букву «С») Работа с букварем стр.8. Назвать картинки, определить позицию звука «с» в словах. Игровое упражнение «Найди пару» (подобрать каждой картинке смысловую пару: самолет-летчик, сосна-зима, сани-гора, лиса-нора). Игровое упражнение «Бежим по дорожке» (на соединение букв в слоги) стр.11,12. Рисование образа буквы в воздухе, на бумаге. | |
№7 | Учимся соединять буквы Учимся читать слоги. | Объяснение механизма чтения слогов с ориентировкой на гласную в слоге. | Незнайка в гостях у ребят. Игровое упражнение «Узнай буквы» (среди многих букв узнать знакомые). Игровое упражнение «Бежим к букве» стр 13, 14 букварь Чтение букваря. Стр. 13,15,17 – звуковой анализ слогов. Игровое упражнение «Составь слово», (составление слов по предложенным слогам: в начале, в конце слов). | |
№8 | Звук [Х] [Х`] и буква «Х». Учимся соединять буквы Учимся читать слоги. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игра «Отыщи нужную картинку» (со звуком «х»). Игровое упражнение «Подбери слово со звуком «Х» Работа с букварем стр18. Рассмотреть картинку, повторить смех обезьянки, обратить внимание на знак в конце(!). Чтение слогов. Игровое упражнение «Бежим к букве». Игра «Составь слово». (составление слов по первому слогу). Рисование образа буквы в воздухе, на бумаге. | |
ноябрь | №9 | Звук [Р] [Р`] и буква «Р». Учимся читать слова. Большая буква в именах. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «найди слово» -читаю стихотворение «Карр». Услышать слово с нужным звуком, запомнить его. Назвать. Игра «Лови, не урони» - дети ловят мяч, если услышат новую букву, если её нет, они мяч отбивают. Работа с букварем стр.20-21. Игровое упражнение «Догоняем букву». Чтение слогов. Составление предложений со словами из букваря. Рисование образа буквы в воздухе, на бумаге. |
№10 | Звук и буква «Ш».Учимся читать слова и предложения. Большая буква в начале предложения. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игра «Собери чемодан» (дети отбирают картинки с заданным звуком «м»). Игра «Подари подарок» (дети дарят подарок с новым звуком: я дарю шубу. Я дарю машину…) Работа с букварём стр.22. -назвать слова со звуком «Ш», выделяя его. -чтение слогов, слов, работа по составлению предложений с заданным словом. Игра «Буква потерялась» ..ум, …уба, …ар, ка…а. Рисование образа буквы в воздухе, на бумаге. | |
№11 | Читаем и дифференцируем С-Ш. Знакомимся с антонимами. | Знакомство с понятием антонимы
| Игрушка медвежонок помогает детям на занятии. Игровое упражнение «Водичка- листочки». Буква С- водичка (моем руки), Ш –листочки (качаются листочки). Игровое упражнение «Кто в домике живет» (расселить жильцов с-ш). Работа с букварем стр.23 Чтение слогов, слов, предложений. Игра «Скажи наоборот» (знакомимся с антонимами). | |
№12 | Звук и буква «Ы».Знакомимся с однокоренными словами. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «Найди слово» – дети на картинках находят слова с новым звуком. Игра «Поймай не урони»- ловят мяч и называют слово со звуком «ы». Работа с букварем стр.24. - Чтение слогов, слов. -подбор однокоренных слов к словам со страницы. Рисование образа в воздухе, на бумаге. | |
№13 | Звук [Л] [Л`] и буква «Л». Много – один. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игра «Я дарю тебе словечко» -дети подбирают слова в начале, середине, в конце. Работа с букварем стр.25. Рассмотреть картинку, подобрать имена детям. - Чтение слогов, слов, текста. Игровое упражнение «много-один». Игра «Составь слово» - по предложенному началу из букваря. Рисование образа буквы в воздухе, на бумаге. | |
№14 | Читаем и дифференциру ем Л-Р. | Звуковой анализ слов. | Игровое упражнение «Не ошибись» (дети придумывают слова с предложенными буквами Л-Р). Игра «Я дарю тебе подарок»-дети дарят лыжи, радио… Работа с букварем стр.26-27. - Чтение слогов, слов. Звуковой анализ слов. Повторение игры «Скажем наоборот»-слова антонимы. | |
№15 | Звук [Н] [Н`] и буква «Н». Знакомство с предлогами. | Кукла из театра «Мы в профессии играем» - портной (принёс ножницы) Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «какое имя кукле дать?» - имена на «Н». Игра «Я дарю тебе словечко»-подобрать слова с буквой. Работа с букварем стр.28-29. Чтение слогов, слов, предложений. Игра «Где мяч»-знакомство с предлогами. | |
№16 | Читаем сами –закрепление навыков чтения. ! знак в конце предложений. | Знакомство с восклицательным знаком | Работа с букварем стр.30. Игра «Много-один». Игровое упражнение «Подбери слово по его началу». Чтение слов, предложений. Обыгрывание картинки из букваря. | |
декабрь | №17 | Звук [К] [К`] и буква «К». Продолжаем запоминать с понятием «много-один». | Мульти презентация: «Герои мультфильмов в гостях у ребят» Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «Какое имя лучше дать» -подобрать имена на заданную букву. Игра «Кто где живет» - отобрать сколько тех жильцов, которые начинаются на «К», с «К» в середине, в конце. Игра «Продолжи говорить слова» - подбор слов с буквой. Чтение букваря стр.31. Чтение слогов, слов, предложений. Составление предложений по картинкам букваря на закрепление правильного употребления предлогов. Рисование образа буквы в воздухе, на бумаге. |
№18 | Продолжаем учиться читать знакомые буквы. «!» знак в конце предложений. | Восклицательный знак в конце предложений. | Использование кукольного театра «Теремок». Игровое упражнение «Скажи ласково» - норка-норочка, кукла-куколка… Игровое упражнение на определение позиции звука в слове «Где спряталась буква». Работа с букварем стр.32. Чтение слогов. Слов. Предложений. Составление предложений с использованием «!» знака в конце. Хоровое и индивидуальное чтение слов. | |
№19 | Звук [Т] [Т`] и буква «Т». Слова синонимы. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «Догоняем букву». Игра «найди слово» - найти предметы вокруг с этой буквой, определить позицию. Чтение букваря стр.33. Игровое упражнение «Я начну, а ты продолжи» на подбор слов синонимов. Рисование образа буквы в воздухе, на бумаге. | |
№20 | Звук и буква «И». Твердые и мягкие звуки. Однокоренные слова. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «И Мишка…» - у Лены ручка и у Мишка ручка., … Игровое упражнение «Помоги букве стать мягкой» - слиг-сми, син-сли и т.д. Чтение букваря стр.35. Чтение вертикальных столбцов. Игровое упражнение «Измени слово» - однокоренные слова. Пересказ текста из букваря стр.35. Рисование образа буквы в воздухе, на бумаге. | |
№21 | Читаем и дифференциру ем «И-Ы» | Дифференциация «И –Ы» | Игровое упражнение «Собери чемодан» - на дифференциацию звуков. Составление слов предложенному началу. Работа с букварем стр.35-36. Звуковой анализ слов: кино, картинки. Составление предложений с этими словами. Хоровое чтение текста стр.36. | |
№22 | Звук [П] [П`] и буква «П». | Использование куклы из театра «Мы в профессии играем» - повар. Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игра «Назови пару» - дети в кругу, бросаю мяч называю твердую согласную, дети называют её мягкую пару: П-П,, С-С,, и т.д.(пить, плясать, петь, прыгать, ползать, плакать, прятаться. Подпрыгивать, пугать. Работа с букварем стр.37. Игровое упражнение «Что изменилось?» - со словами букваря. | |
№24 | Продолжаем учиться читать. Дифференциация звуков» С-З» | Дифференциация звуков» С-З» | Игровое упражнение «Будь внимательным» -услышишь «с»-умывайся, услышишь «з»-ползи. Игра «Посылаю письмо»-дети подбирают слова со звуком «С» или «З», адресуют другим детям, те называют звук и его позицию в слове. Работа с букварем стр.40. Чтение текста. Игровое упражнение «Язычок играет»-чтение сложных слов. Игра «Что изменилось»-изменение слов с изменением «с-з». Составление предложений с новыми словами. | |
январь | Звук и буква «Й». Знакомство с прилагательным. Продолжаем учиться читать. «?» знак в конце предложения. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. Знакомство с прилагательным. Вопросительный знак в конце предложения. | Игра Чтение слов с доски. Игра «Найди пару»-соединить слова схожие по смыслу. Работа с букварем стр.42. Рассматривание картинки, составление рассказа по этой картинке. Составление предложений со словами. Игровое упражнение «Какой? Какая? Какое? Какие?» Чтение букваря стр.44.-читают вопросы, отвечают на них, используя все виды предложений. | |
№26 | Звук [Г] [Г`] и буква «Г». Однокоренные слова. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игра «Кто больше слов назовет с буквой «Г».- две команды соревнуются в подборе слов с новой буквой. Игровое упражнение «Рассели жильцов» - дети распределяют в дома жильцов с буквой «Г» в начале, середине, в конце. Чтение букваря стр.45. Чтение слов в столбцах. Игра «Укрась дерево» - подбор однокоренных слов. | |
№27 | Звук [В] [В`] и буква «В». Закрепляем предлоги. | Использование куклы из кукольного театра «Мы в профессии играем» - врач. Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «Подбери слова» - из серии картинок с изображением предметов выбрать те, где есть новый звук. Игра «какое имя кукле дать?»-подобрать имя на В. Работа с букварем стр.47-48. Игровое упражнение «Кто где?»- нахождение предлогов в рассказе. Зарядка для язычка. | |
№28 | Дифференциация звуков «Г-К». Большая буква в именах людей. | Большая буква в именах людей. | Артикуляционная разминка (поговорка, скороговорка). Чтение слогов до целого слова подговариванием. Чтение слов с доски, составление из них предложений с обговариванием большой буквы в начале предложения и именах людей. Чтение букваря стр.49. | |
№29 | Звук [Д] [Д`] и буква «Д». Продолжаем учиться пересказывать текст. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «Благоустраиваем букву». Игра «Назови имя, в котором есть звук «д». Игра «Доскажи словечко». Дети подбирают слова к слогам с новыми звуками. Чтение букваря стр.51 Пересказ рассказа в «В саду». | |
№30 | Рассказываем букву Д-Т. Учимся составлять схемы предложений. | Обучение составлению схемы предложения. | Артикуляционная зарядка. Игровое упражнение «Замени букву»-заменить букву и определить её значимость: труд-пруд-прут… Чтение букваря стр.52 Подбор слов по началу. Составление схемы предложений с записью в тетради. | |
№31 | Звук [Б] [Б`] и буква «Б». Составляем схемы предложений. Учимся образовывать множ.число существительных. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «Благоустраиваем букву». Игра «Кто больше назовёт слов с новым звуком»-определение его позиции в слове. Чтение букваря стр.53 Образование множественного числа существительного. Составление предложений со словами на стр.53, запись схем этих предложений. | |
№32 | Различаем буквы Б-П. Отвечаем на вопросы. Учимся задавать вопросы к картинке. | Дифференциация «Б – П». | Артикуляционная зарядка. Игровое упражнение «Чем мы отличаемся»-на различие звуков. Чтение букваря стр.54-55 Пересказ рассказа «Грибники». Игровое упражнение «Ответь на вопрос», «Задай вопрос по картинке» Игра «Какое слово я задумал»-составление слов с одинаковым концом: бан-ка, пал-ка, пил-ка… | |
№33 | Читаем и играем | Образование прилагательных от существительных. Дифференциация «Б – П». | Чтение букваря стр.56-57 Игра «Я люблю суп из … (из грибов-грибной, из мяса-мясной, из лука-луковый Игра «Какую кличку кошке дать?» Игровое упражнение на умение подбирать клички животным. Игра «Подарки»- дифференциация звуков Б-П, дети объединяют подарки в две группы с буквой П и Б. | |
№34 | Звук и буква «Ж» . | Использование куклы Карандаш. Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игра «Кто больше» - подбор слов с новым звуком, определение позиции буквы в слове. Игровое упражнение «строим дом» - составление схемы к слову жук, лужа. Игра «Составь слово» - из слогов составляем слова: лужа, сажа,жара, .. Игра «Жуки» -детям раздаются картинки, только те летят в домик в названии которых есть звук ж. Рисование образа буквы в воздухе, на бумаге. | |
№35 | Звуки ж-ш, ЖИ, ШИ | Знакомство с правописанием ЖИ-ШИ. | Чтение стр.60, 59 Составление звуков ж-ш, ж-з. Составление схем к словам Лу-ша, лу-жа. Составление предложений со словами из букваря стр.60. Знакомство с правописанием ЖИ-ШИ. Игра «Много-один» - нож-ножи, лужа-лужи, кожа-кожи, малыш-малыши… Чтение индивидуальных карточек. | |
март | №36 | Звук и буква «Е». Продолжаем учиться отвечать на вопросы. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игра «Загадки-складки»-дети подбирают рифмы к словам. Чтение букваря стр.61-62. Игровое упражнение «Ответь правильно»- отвечать на вопросы букваря стр.62. Игра «Командир»-образование повелительного наклонения. Рисование образа буквы. в воздухе, на бумаге. |
№37 | Учимся читать слова с Ь знаком на конце .Читаем слова с ь знаков в середине | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «Найди слово» -дети выделяют слова с ь знаком в конце из текста. Игровое упражнение «Измени слово»-кон-конь, ходит- ходить… Чтение таблицы со словами типа –моль Чтение букваря стр.64 Составление схемы к словам с ь знаком на конце. Коллективное чтение букваря стр.66-67- с выделением слов с ь знаком. | |
№38 | Звук и буква «Я» | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Сравнительный анализ слов: мал- мял; мать-мять. Чтение слоговой таблицы, подбор слов по началу. Чтение букваря стр.68-69. Составление схем к словам: семья, Оля. Рисование образа буквы в воздухе, на бумаге. | |
№39 | Звук и буква «Ю». Заменяем слова местоимениям. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. Знакомство с понятием «местоимение». | Игровое упражнение «Узнай и назови»- из текста дети выделяют слова с новым звуком. Чтение букваря стр. 72 Обыгрывание слов и слогов на странице букваря: составление новых слов и предложений. Употребление местоимений. | |
№40 | Звук и буква «Ё». Составляем слова из слогов. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы.
| Игровое упражнение: размести слова в домике – на определение позиции звука: начало, конец, середина. Чтение слов с буквой Ё: воз-вёз, вол-вёл, нос-нёс. Чтение букваря стр. 74 Игра «Составь слово» -слоги на стр.75 Игра «Весёлый Лёва» - изменить в словах Ё на О и наоборот. Рисование образа буквы в воздухе, на бумаге. | |
№41 | Дифференциация звуков «Е-Ё». Закрепление многозначных слов. | Знакомство с понятие «многозначные слова». | Игровое упражнение «Собери жильцов» -слова с Е и Ё. Игровое упражнение «Кто быстрее?»-называю слова с Еи Ё , выкладывают дорожку из фишек красного и желтого цвета. Первый доходит до домика тот, кто не ошибается. Чтение букваря стр.78-79 Игровое упражнение «Кто это сделал?»-поставить местоимения к глаголам на стр.79. Игра «Не ошибись» дети выделяют партии с многозначным значением: лук, замок, глаз. | |
№42 | Звук и буква «Ч». Закрепляем ударение. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы (всегда мягкий). | Игровое упражнение «Волшебные строчки»-на чтение рифмованных строчек. Игровое упражнение «Разместим жильцов домики»-размещение слов с разной позицией звука: начале, середине, в конце слова. Чтение букваря стр.80-81 Составление предложений со словами в столбцах, определение ударения в словах. Игра «Поймай рифму»-подбирают слова грач-врач, дочка-ночка, кочка-бочка… Игра «Составь слово»-составление слов из разбросанных слогов. Игровое упражнение «исправь ошибку»- дети исправляют ошибку в предложений. Рисование образа буквы в воздухе, на бумаге. | |
№43 | Продолжаем учиться читать. Разучиваем звуки С-Ч-Ш. Учимся находить главные слова в предложении. | Главные слова в предложении. | Игровое упражнение «Прочти не ошибись»-чтение слов со звуками С-Ч-Ш. Чтение букваря стр.82-83 Отвечаем на вопросы к тексту. Чтение текста на доске. Определение главных звуков в предложении. Запись предложений в тетрадь схемой. | |
№44 | Звук и буква «Ц». Составление схемы слов. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы. | Игровое упражнение «Поймай слово» - дети из текста выделяют слова с новым звуком. Игровое упражнение «Расселяем жильцов»- на определение позиции звука в слове. Чтение букваря стр.85 Игровое упражнение «один-много» - на получении множественного числа существительного. Работа в тетрадях – составление схем к словам. Чтение слоговой таблицы «наборщик». Рисование образа буквы в воздухе, на бумаге. | |
№45 | Дифференциация звуков «Ч-Ц». | Объяснение дифференциации звуков «Ч-Ц». | Артикуляционная разминка «Волшебные строчки». Заучивание скороговорки. Сравнительный анализ слов на основе загадок: синица-синичка, яйцо-яичко. Чтение букваря стр.86 Отгадывание загадки. Игровое упражнение «Кто быстрее?» -составление слов с предложенными слогами. Игровое упражнение «Найди главные слова». | |
№46 | Различаем звуки Ц-С. Закрепляем слова-определения: какой? какое? какая? какие? | Объяснение дифференциации звуков «С-Ц». | Игровое упражнение «Кто больше подберет картинок» -со звуком ц-с. Чтение букваря стр.87 Чтение предложений со словами из букваря. Отгадывание загадок. Работа по картине «Весеннее солнце»- найти слова определения. | |
№47 | Звук и буква «Э». Закрепляем однокоренные слова. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы.
| Игра «Благоустраиваем букву» - на что похожа буква Э. Игровое упражнение «Прочти и помести в домик» - на определение позиции звука в словах. Чтение букваря стр.84 Отгадывание загадок на страницах букваря Игровое упражнение «Собери букет» - на подбор однокоренных слов. Рисование образа буквы в воздухе и на бумаге. | |
№48 | Звук [Ф] [Ф`] и буква «Ф». Большая буква в именах существительных. | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы.
| Игровое упражнение «Доскажи» -договаривание слова предложенному началу. Чтение слоговой таблицы. Игровое упражнение «Мои друзья». Игровое упражнение «Буква затерялась» -на знание большой буквы в именах собственных. Чтение букваря стр.88 Рисование образа буквы | |
№49 | Звук и буква «Щ». Дифференциация звуков «Ч-Щ, Щ-С». | Знакомство с образом буквы, артикуляция звука, характеристика звука, буквы.
| Игровое упражнение «Благоустраиваем букву». Игровое упражнение «Собери чемодан»-различие букв Щ-Ч-С. Чтение букваря стр.90-91 Составление схем к словам: щенок, роща. Рисование образа в воздухе и на бумаге. | |
№50 | Знакомство с правилом жи-ши | Знакомство с правилом ЖИ – ШИ. | Запись в тетради Чтение слов с доски на новое правило. Игровое упражнение «Поможем кукле койе»-восстановить письмо. В котором Буквоежка съел буквы на новое правило. Игровое упражнение «Найди слово»- в столбцах на доске дети находят слова с новым правилом | |
№51 | Учимся читать слова с Ъ | Разделительный твёрдый знак – буква Ъ. | Игровое упражнение «Что изменилось?» - дети читают столбики слов с Ъ знаком и без него. Сравнивают, анализируют, делают вывод: Ъ знак обозначает разделение букв Чтение слов в букваре стр.93 Составление предложений с этими словами Чтение текста с доски с Ъ знаком. | |
№52 | Учимся читать слова с Ъ и Ь знаком. Закрепляем | Слушание сказки про Ъ и Ь знак. | Игровое упражнение «Узнай слово» - дети в этих сказках находят слова с ь и ъ знаками, называют их. Игровое упражнение «Вставь букву» -текст на доске, дети его читают, вставляют пропущенный ъ или ь знак. Знакомство с пословицей в букваре: конец - всему делу венец! Чтение букваря стр. 94-95 | |
№53 | Знакомимся с парными согласными: глухие, звонкие | Знакомство с парными согласными: глухие, звонкие. | Чтение текста с доски. Озаглавливание текста. Определение количества предложений, слов в каждом предложении. Работа со словом. Звукобуквенный анализ слова, составление схемы, определение ударения. Составление предложений с этими словом с заданным количеством слов. Знакомство с глухими и звонкими согласными (парными). Игра «Найди пару»-дети находят парные согласные. Игра «Мое имя»-подбирают имена на звонкие и глухие согласные | |
№54 | Закрепление навыков чтения | Закрепление понятия «местоимение». Схема предложения. | Игровой момент «Научим куклу Машу читать» Индивидуальное чтение текстов в букваре (у каждого свое задание) Игра «Замени слово» - закрепляем знания о местоимениях. | |
№55 | Читаем играя. | Игры по желанию детей Закрепление навыков чтения с использование интерактивного пособия «Говорящая ручка». | ||
№56 | Итоговое занятие «В гостях бабушки Азбуки» | Артикуляционная разминка. Упражнение «Давайте вспомним Алфавит». Чтение слогов в таблице, составление из них слов. Игра «Что лишнее» - дикие и домашние животные. Чтение предложений с соответствующей интонацией. Звуковой анализ заданного слова. Индивидуальное чтение текста на карточках – заданиях. | ||
4. Методическое обеспечение программы
Содержание программы представлено следующими разделами: звуковой анализ, словесные дидактические игры, работа над предложением, чтение. Выбор форм работы и дидактического материала по разделам программы обусловлен возрастными и психологическими особенностями детей, а также целями и задачами программы. Соотношение теоретических и практических частей занятия по каждому разделу программы описано в учебно - тематическом плане.
№ п/п | Название разделов | Формы и способы работы | Дидактический материал |
1. | Звуковой анализ | Непосредственно образовательная деятельность Теория + практика | Демонстрационный материал: - карточки-схемы для работы над словом, состоящим из 3х звуков; - карточки-схемы для работы над словом, состоящим из 4х звуков; - карточки-схемы для работы над словом, состоящим из 5ти звуков; - наглядное пособие «Звуковой поезд»; - наглядное пособие «Звуковые часы». Раздаточный материал: фишки красные, синие, зеленые. Предметные картинки. Полоски – схемы для работы над словом, состоящим из 3х (4-5) звуков. Букварь Н.С. Жуковой. |
2. | Словесные дидактические игры | Непосредственно образовательная деятельность Индивидуальная работа с детьми Теория + практика | Мелкие игрушки, мяч, предметные картинки. |
3. | Работа над предложением | Непосредственно образовательная деятельность Индивидуальная работа Теория + практика | Касса букв (демонстрационная, раздаточные). Букварь Н.С. Журовой. |
4. | Чтение | Непосредственно образовательная деятельность Индивидуальная работа с детьми Теория + практика | Демонстрационный материал: касса букв. Раздаточный материал: фишки красные, синие, зеленые; пособие «окошечки», детские книги с короткими текстами и крупным шрифтом. Букварь Н.С. Журовой. |
Рекомендации по проведению занятий по программе «Читалочка» На занятиях по обучению чтению следует уделять особое внимание интонационной выразительности речи. Важно научить дошкольника выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Формирование мелодики речи, навыков постановки логического ударения, умение управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного чтения, научит ребенка выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства.
- Подготовка к обучению чтению
Основное содержание обучения детей чтению представлено следующими направлениями работы:
1. Звуки речи. Учить вслушиваться в звучание слов; узнавать, различать и выделять из них отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец). Уточнять звучание звуков и их артикуляцию. Учить анализировать особенности произношения и звучания звука (положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи). Упражнять в умении различать твердые и мягкие согласные. Дифференцировать звуки, близкие в произношении и по звучанию. Учить детей устанавливать последовательность звуков в слове. Познакомить с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка — гласных и согласных.
2. Образ буквы. Познакомить с образами букв русского языка (печатный шрифт). Способствовать запоминанию ее целостного образа. Упражнять в умении соотносить букву с соответствующим звуком (звуками). Дифференцировать схожие по изображению буквы.
3. Первоначальное чтение. Дать практическое представление об основном механизме чтения слогов (с введением согласных звуков и букв), т. е. путем упражнений учить ориентироваться на гласную в слоге при его чтении.
4. Предложение. Слово. Дать первоначальное представление о предложении и слове (составление нераспространенных и распространенных предложений; правильное и отчетливое их произнесение; умение слышать отдельные предложения в потоке речи; членение предложений на слова, последовательное выделение слов из предложений; определение количества слов). Дать первоначальные представления о слоге и ударении.
- Подготовка к обучению письму
Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой руки ребенка. Письмо, прежде всего, является умственным процессом, аналитико-синтетической деятельностью. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого. Предлагаемая система подготовки к обучению письму включает в себя четыре основных направления, которые являются составной частью занятий по основам грамоты и развитию речи. Каждое направление наполнено своими задачами и учебным содержанием.
- Развивать руку.
Сформировать правильный захват орудия письма. Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает. Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя (тремя) пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп» и др.
Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки. Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение (для удержания орудия письма в руке) и чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме.
Развивать мелкую моторику рук.
Систематически развивать мелкую моторику доминирующей руки, сопровождая движения стихами, чистоговорками, рассказами. Пальчиковая гимнастика в данном случае – это самые простые упражнения, основанные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений – укрепить мышцы кисти, снять их излишнее напряжение, исключить дрожание руки. В результате выполнения графических упражнений дети учатся:
а) свободно регулировать движения по размаху, направленности, степени нажима на карандаш, по ритму;
б) ориентироваться на листе бумаги;
в) воспроизводить линии различных конфигураций безотрывным движением руки.
2. Начать подготовку к технике письма.
Развивать пространственную ориентировку.
В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив.
Воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости.
Развитое чувство ритма является одной из предпосылок обучения детей технике письма. Работа начинается с разнообразных упражнений, связанных с отхлопыванием ритмических рисунков (на слух по образцу взрослого; с опорой на схематичный рисунок). Постепенно дети переходят к рисованию элементарных бордюров, в основе которых лежит ритмическое расположение отдельных элементов.
3. Упражнять в аналитико-синтетической деятельности. Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез графических условных изображений предметов, а затем переходит к аналогичной работе с образами букв.
Приемы и методы, используемые на занятиях:
- Эмоциональный настрой, использование музыкальных произведений.
- Артикуляционная, зрительная, дыхательная, пальчиковая гимнастики.
- Использование куклотерапии.
- Практические – упражнения, игровые методы.
- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
- Все методы используются в комплексе.
При проведении занятий педагог придерживается основных правил:
- Использование приема транслирования информации.
- Отбор тематического содержания.
- Главный герой занятия – ребенок.
- Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.
- В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу:
- Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
- Обеспечение главных условий общения.
- Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
- Использование различных коммуникативных средств.
Материально- техническое обеспечение программы
Мольберт демонстрационный, доска магнитная, азбука магнитная, столы двухместные, стулья детские, пособие «Говорящая азбука», игрушки – персонажи, магнитофон, мяч, наборное полотно, детские книги с крупным шрифтом, букварь Н.С. Жуковой, демонстрационные наборы по темам.
Заключение
Обучение чтению в старшем дошкольном возрасте является первоначальным этапом системы обучения. Знакомясь с буквами, звуками дошкольники познают окружающий мир самостоятельно. Данная программа даёт возможность не только обучать детей чтению в дошкольном учреждении, но и закреплять материал в домашних условиях.
В обучении чтению различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения чтению определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение печатания букв идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.
Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.
Важную роль в программе «Читалочка» играет целенаправленная работа по формированию у дошкольников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.
Литература
1. Как подготовить ребёнка к школе: методическое пособие для воспитателей/ Гризик Т.И. -М: «Просвещение», 2011.
2. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению/ Шумаева Д.Г. -СПб: «Детство – Пресс», 2000.
3. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте/ Гризик Т.И.- М.: Просвещение, 2006.
4. Учусь говорить: Пособие для детей старшего дошкольного возраста/ Гербова В.В.- М.: Просвещение, 2002.
5. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения/ Гордеева С.Е. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
6.Учимся правильно употреблять предлоги в речи/ Яцель О.С.- М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2011.
7. Обучаем дошкольников пересказыванию/ Гуськова А.А. – М: ТЦ Сфера, 2014.
8. Речевые игры и упражнения/ Невская В.П. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева
Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средняя группа общеразвивающей направленности (4 – 5 лет) срок реализации 1 год
Рабочая Программа по развитию детей средней группы разработана в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад «Теремок» пгт Гвардейское с учетом примерной общеобра...
Рабочая программа кукольного театра «Лукоморье». Возраст 3 -4 года. Срок реализации 1 год
Рабочая программа кукольного театра «Лукоморье". Возраст 3 -4 года.Срок реализации 1 год...
Рабочая программа кукольного театра «Лукоморье». Возраст 5 - 7 лет. Срок реализации 1 год
Рабочая программа кукольного театра«Лукоморье» Возраст 5 - 7 летСрок реализации 1 год...
Рабочая программа старшей группы возраст обучающихся 5-6 лет срок реализации программы 1 год
Содержание рабочей программы Целевой раздел.Пояснительная записка…………………………………………&h...
Рабочая программа учителя-логопеда «Речевичок» (для предшкольной подготовки учащихся) Срок реализации-1 год
Программа "Речевичок" для дошкольников подготовительного возраста, направленная на преддошкольную подготовку....
Отчёт по реализации рабочей программы логопедического кружка «Лого-говоруши» для детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа освоена на 100% процентов....