Конспект занятия – экскурсии «Натюрморт» в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Косолапова Татьяна Николаевна

Тема занятия – экскурсии: «Натюрморт»

Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Цель: формирование художественно-творческой активности детей в процессе знакомства с одним из жанров живописи – натюрмортом.

Задачи:

Развивающая задача: развивать эстетическое восприятие, фантазию, интерес к творчеству известных художников, обогащать и активизировать словарь.

Обучающая задача: упражнять детей в составлении композиции натюрморта с помощью предметов (муляжи овощей и фруктов, ваза, цветок, драпировка, стол, пустая рама), закреплять знания о художественных жанрах (натюрморт.)

Воспитательная задача: воспитывать эмоциональный отклик на художественные произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия - экскурсии35.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                Структурное подразделение - детский сад «Улыбка»

МОУ – СОШ № 3 города Аткарска Саратовской области

имени Героя Советского Союза Антонова Владимира Семёновича

Конспект занятия – экскурсии  «Натюрморт»

в подготовительной группе

                                                                 Воспитатель: Косолапова Т. Н.

        

2023-2024 учебный год

Конспект занятия – экскурсии

Тема занятия – экскурсии: «Натюрморт»

Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Цель: формирование художественно-творческой активности детей в процессе знакомства с одним из жанров живописи – натюрмортом.

Задачи: 

Развивающая задача: развивать эстетическое восприятие, фантазию, интерес к творчеству известных художников, обогащать и активизировать словарь.

Обучающая задача: упражнять детей в составлении композиции натюрморта с помощью предметов (муляжи овощей и фруктов, ваза, цветок, драпировка, стол, пустая рама), закреплять знания о художественных жанрах (натюрморт.)

Воспитательная задача: воспитывать эмоциональный отклик на художественные произведения.

Репродукции картин: И.Ф. Хруцкий «Цветы и плоды», Ф. Г. Торопов «Натюрморт с цветами и фруктами», И.Э. Грабарь «Яблоки», 3.Е. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати», К. А. Коровин «Розы», К. А. Коровин «Натюрморт. Розы».

Словарь: натюрморт, композиция, натура, драпировка.

Оборудование и материалы. Стойки для картин, муляжи овощей и фруктов, ваза, цветок, драпировка, стол, пустая рама,  «Коробка открытий».

Мотивационная ситуация. Сюрпризный момент - «Коробка открытий» (в коробке - муляжи овощей и фруктов, ваза, цветок, драпировка).

                                           Ход занятия – экскурсии.                                                Помещение  делится  на  галерейную  зону  с  посадочными  местами  для детей  и  репродукциями  картин  на  стойках  (картина З. Е. Серебряковой «На кухне. Портрет  Кати» закрыта  тканью) и  игровую  зону, в  которой  в  центре  ковра  находится  «Коробка  открытий», в  стороне  -  стол и пустая рама для  игры  «Составь натюрморт»                                                                  - Ребята, давайте поздороваемся  друг  с другом  и пожелаем хорошего настроения (дети произносят приветствие):                                                                         - Придумано кем-то просто  и мудро:                                                                                        При  встрече  здороваться: доброе утро!

- Доброе утро  и нам,  прекрасным,  хорошим друзьям! (пожимают друг другу руки)

- Действительно, день сегодня прекрасный. Ребята, перед нами необычная коробка, давайте откроем и посмотрим, что в ней находится?

- Что это за предметы такие?  (дети называют предметы)

- Как можно использовать эти предметы?  (ответы детей)

 - Подобные предметы могут понадобиться живописцам для натуры, с которой потом они напишут картину. А как называются произведения, на которых изображены подобные предметы? Вы узнаете, если верно отгадаете загадку:                                Нарисую для ребят

                                              Вазу, фрукты, шоколад,

                                              А еще букет и торт.

                                              Это будет… (натюрморт)

- Всё верно! Произведения, на которых изображены такие предметы, называются натюрмортами. Натюрморт в переводе с французского на русский язык означает «неживая природа», то есть что-то неодушевлённое.                       -  Я   предлагаю вам  отправиться  на  экскурсию  в  картинную  галерею и посмотреть, как в своей работе художники применяют разные предметы.                       И тема  нашей  экскурсии  «Натюрморт»

Беседа  по картинам (в течение  всей  экскурсии).

Все полотна, представленные на этой выставке, - натюрморты, но в них есть и сходство, и различие.                                                                                          Знакомство с натюрмортом мы начнём с произведения Ивана Фомича Хруцкого  «Цветы и плоды».                                                                                                    Первое, что притягивает взгляд, - это роскошный букет цветов в керамической вазе с рельефным рисунком. Сразу видно, что букет тщательно составлялся, для каждого цветка место подбиралось таким образом, что все они: от самого большого до самого маленького - сочетаются между собой по цвету, а зелёные листья и жёлтые колоски, отделяя цветы друг от друга, завершают композицию букета. Собрав разные цветы в одну вазу, художник предлагает зрителю не только любоваться букетом, но и угадывать каждый цветок, словно букет - загадка.                                                                                               - Ребята, а какие цветы в букете, вы можете назвать? (ответы детей)                                                         На каменном столе слева и справа от букета разместились ягоды и фрукты. Тыква, яблоко, лимон, груши, абрикосы, виноград и даже смородина жёлтого цвета - такой подбор не случаен. Ребята, представьте, что было бы, если  смородина оказалась ярко-красной, груши и тыква - сочно зелёными, а вместо абрикосов лежали  алые яблоки?  (ответы детей)

- Букет потерялся бы среди изобилия красок, поэтому художник использовал плоды исключительно жёлтых оттенков. Он создал для загадочного букета спокойный и необычный фон из ягод и фруктов. Так, используя приём контраста - сочетания светлых и тёмных красок, Хруцкий сделал букет главным героем в картине.

Нередко в композиции натюрмортов художники помещают птиц, животных или человека. На первый взгляд в картине «Цветы и плоды» ни тех, ни других нет, но если внимательно посмотреть на все предметы, можно увидеть на переднем плане в центре стакан с водой и долькой лимона, а на заднем плане, справа - графин, из которого и была налита вода, и лимон, от которого была отрезана долька. Таким образом, Хруцкий указывает на незримое присутствие человека.

-  Как вы думаете, кто мог наполнить стакан и зачем? (ответы детей)

- Почему этот человек ушёл, не допив воду с лимонным вкусом?

- Ребята, найдите картину, на которой тоже изображены цветы и фрукты.

- Правильно.  Следующую картину написал известный русский живописец Фома Гаврилович Торопов.  

На круглом столе мы видим в центре яркий букет цветов в вазе, а рядом с ним много фруктов и ягод.  Изобилие цветов, фруктов, ягод, представленных на картине, демонстрирует богатые плоды натурального русского хозяйства. Много лет назад в русских усадебных оранжереях выращивали даже экзотические фрукты. На картине дары природы щедро разложены и расставлены на столе. Натюрморт Торопова отличается красочностью, тонкой, яркой цветовой гаммой, тончайшим мастерством в проработке деталей. Художник умело выявляет особенности каждого цветка и плода. Каждый предмет как будто говорит, какой он красивый, блестящий или гладкий, маленький или большой, тяжёлый или лёгкий, круглый или овальный. Особенно они хороши, когда собраны вместе. Автор помогает нам понять эту тихую, таинственную, загадочную жизнь предметов. Прежде, чем нарисовать предметы, художник их красиво расставляет, старается так поставить главный предмет, чтобы остальные его дополняли, украшали.                  - Ребята, посмотрите и попробуйте определить главный предмет. Почему так думаете?

Какие краски использует художник? Почему более мелкие предметы лежат впереди? Правильно, чтоб их лучше было видно.

Картина создаёт общее настроение чего-то нарядного и праздничного. Большинство авторов дают названия натюрмортам по тем предметам, из которых они состоят. Например, предыдущая картина называлась «Цветы и плоды»: и действительно - в натюрморте много разных цветов и плодов.             – Ребята, а как вы думаете, как называется произведение, которое написал              Ф. Г. Торопов?   (ответы детей)                                                                                     - Картина так и называется «Натюрморт  с цветами и фруктами»

На следующей картине художник Игорь Эммануилович Грабарь запечатлел стол с посудой и яблоками. Внимательно рассмотрев натюрморт, можно сказать, что специально никто эти предметы не расставлял. Белый кувшин, синяя крынка, большое блюдо и две стопки тарелок стояли на столе в ожидании сервировки, как вдруг по столу кто-то рассыпал яблоки. Возможно, их только что собрали в саду и занесли в дом к обеду. Жёлто-зелёного цвета, сочные и сладкие, они сразу создали радостную атмосферу.

- Ребята, а можно  представить этот натюрморт без яблок? (ответы детей)                    Композиция выдержана  в белых и синих тонах, нет в ней особой красоты и привлекательности. Вряд ли художник, зайдя в комнату, решил бы запечатлеть столовую посуду, если бы не эти озорные яблоки, которым совсем не лежится на блюде. Он так и назвал картину - «Яблоки».

- Ребята,  приглашаю вас в творческую мастерскую.

 Под музыку  дети переходят в игровую зону для игры «Составь натюрморт»

Проводится дидактическая игра «Составь натюрморт»

 Сейчас мы вместе создадим натюрморт  из тех предметов, которые достали из «Коробки открытий».   На столе  стоят ваза, лежат тарелочки с фруктами, овощами, драпировка (ткань). Мы разделимся на 2 подгруппы. Одна расставляет предметы на столе, а другая оценивает и по необходимости исправляет.

- Что поставим в центр натюрморта? Правильно, самый большой предмет - это будет ваза.

- Что расположим слева от вазы, что справа?

 - Стараемся  не перегружать пространство и не оставлять незаполненным какую-то его часть.                                                                                                                          По окончании педагог поднимает пустую раму перед столом так, чтобы все предметы попали в её пределы.

- Ребята, давайте придумаем название натюрморту.                                                           После этого все возвращаются в галерейную зону для продолжения просмотра.

- Прежде чем открыть следующую картину, я предлагаю вам подумать, что на ней изображено? (ответы детей)                                                                                                                               Выслушав высказывания, педагог снимает ткань. Детям даётся время рассмотреть сюжет и ответить на вопросы: 

- Чем этот натюрморт отличается от всех остальных? Специально ли художник разложил предметы на столе?                                                                                  - О чём думает девочка? (ответы детей)

Картина называется «На кухне. Портрет Кати».  Автор картины Зинаида Евгеньевна Серебрякова.  Название картины говорит нам, что действия происходят на кухне, а героиню зовут Катя.  Художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова запечатлела свою младшую дочь. Несмотря на то, что девочка нарисована на заднем плане, именно на неё падает первый взгляд зрителя. Тонкие черты лица и волнистые волосы, белая блузка и синий сарафан - она как Золушка из сказки, которая, выполняя любую работу по дому, мечтала о чуде. Вот и Катя так увлечена, что совсем не заметила, как стала героем картины. Задумчивый, даже немного грустный взгляд девочки устремлён в корзину с яйцами. Беря в руки яйцо, она размышляет о том, что скорлупа очень хрупкая, её легко разбить, поэтому движения рук должны быть плавными и осторожными.  Крынка с молоком, свёкла с большими стеблями, рыба на разделочной доске и морковь - эти продукты принесли на кухонный стол для приготовления разных блюд, но готовить будет не Катя - ей всего 10 лет. Она с удовольствием будет помогать маме, после того как та закончит писать картину.

- Ребята, а какие блюда можно приготовить из этих продуктов?  Вернувшись из детского сада домой обратите, пожалуйста, внимание на стол в кухне: лежат ли на нём какие-либо предметы, можно ли из них составить натюрморт, дать ему название и по возможности запечатлеть - сфотографировать или нарисовать.  

Следующую картину написал Константин Алексеевич Коровин. Очень талантливый человек, которому легко давалось всё, за чтобы он не брался. Коровин  известный живописец. Его полотна можно увидеть  в  Эрмитаже и Третьяковской галерее.

– Внимательно посмотрите на картину,  что изображено на ней? как бы вы её назвали? (ответы детей).                                                                                                        – Картина называется «Розы». Изображенные на этой картине розы привлекают внимание зрителя своим свежим видом.

В работе художник использует холодные оттенки. Лепестки, написанные оттенками красного,  удивительным образом гармонируют с серыми цветами их окружения. Кажется, что картина источает холод и печаль. Даже светлые пятнышки теплых оттенков кажутся случайными на этом полотне и не в силах изменить общее впечатление от нее. Так художник хочет подчеркнуть самостоятельность красоты этих цветов. Отсутствие сюжета в этом цветочном натюрморте еще более подчеркивает независимость этих прекрасных, но таких холодных творений природы. В общем, картина оставляет впечатление некоторой незавершенности. Нечеткость линий,                   с отсутствием выделяемых элементов заставляет зрителя воспринимать все изображение как единое целое, не заостряя свое внимание на чем-нибудь одном. Этим способом художник еще раз подчеркивает не сами цветы, а их холодную красоту и независимость.

Следующее произведение этого же живописца «Натюрморт. Розы» Мастер создал его на даче, на берегу Черного моря. В тот период художник сильно увлекся натюрмортами. Его любимой натурой стали розы: он написал целую серию с этими благородными цветами. Мастер умело передавал их чувственность с помощью обилия красных и розовых оттенков. Несмотря на то, что розы — однотонные цветы, он уловил тонкие особенности  цвета, которые зависели от освещения.
Если посмотреть на эту картину, то она отличается от предыдущей.                       Здесь Коровин изобразил розы более ярко.
Художник подолгу выбирал сосуды под конкретные букеты и даже перевез на дачу свою обширную коллекцию ваз и кувшинов. Он говорил, что главное — поместить растения в правильную вазу, иначе «цветы не запоют». Его натюрморты всегда были написаны сочно и броско, предметы отражались в блестящих поверхностях и сами бликовали разноцветными отсветами. Если внимательно вглядеться в розы на полотнах художника, то можно заметить, что его интересовали исключительно чайно-гибридные сорта — полные и крупные, как будто махровые. Картина написана рельефными, хорошо заметными мазками. Несмотря на рельефность и быстроту красочных мазков, автору удалось хорошо передать фактуры предметов — блеск позолоченной вазы и холодок ее металла, прозрачность стеклянной посуды, глянцевую поверхность налитых соком фруктов. Картины, написанные в такой технике, всегда выглядят очень живо: движения кисти словно подчеркивают движения света на предметах.

Итог. А  теперь  вы  можете  подойти  к  репродукциям  поближе  и  рассмотреть  их  (во время просмотра задаю детям вопросы)                                       - Какая  картина  понравилась  больше  всего? Чем?  Какие  чувства  вызывают  у  вас  увиденные  картины?  Что общего на  картинах? (Все картины - натюрморты)                                                                                                        - Какой натюрморт вы бы хотели нарисовать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Речевички» на тему: «Мой город». план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной....

Конспект занятия "Знакомство с профессиями" план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Расширять и конкретизировать представления детей о профессии людей, развивать познавательные интересы....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе для детей с речевыми нарушениями «Зима в городе» план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе для детей с  речевыми нарушениями на тему: «Зима в городе»Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, проду...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие на математические острова» подготовительная группа ________________________________________

Продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги и листе в клетку.Упражнять в счете в пределах 20.Уч...

Конспект занятия по плаванию в подготовительной группе на тему: " Обучение технике плавания кролем на спине". Подготовительная группа.

Изложен подробный конспект занятия с соблюдением нужной структуры, соответствующий требованиям новой ФОП. Представлены упражнения на технику, игровые упражнения и подвижная игра. В конце занятия подве...