консультация из опыта работы "Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей"
консультация

Наталья Сергеевна Бабарыкина

консультация из опыта работы по экологическому воспитанию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_tehnologiya_.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей»

(из опыта работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ»)

 

Одним из приоритетных направлений деятельности в нашем образовательном учреждении д/с №3 «Ивушка» корпус 1 является экологическое воспитание детей. Этому уделяется особое внимание в работе педагогического коллектива детского сада.

 Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, а именно формирование начал экологической культуры, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания.

 Для всего человечества природа планеты – это уникальная ценность и материальная, и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

 Формирование начал экологической культуры - это становление правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

 Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей.

 Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:

- Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.

- Осознание ребёнком собственного «Я» как части природы.

- Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

 Данная работа осуществляется мной через организацию непосредственно образовательной деятельности:

 - Природное окружение – темы: «Деревья и кустарники нашего сада»; «Назови плоды фруктовых деревьев», «Где ночует солнце?», «Детеныши домашних животных» и т.д.,

режимные моменты – наблюдение во время прогулки за цветником, за птицами, за насекомыми, за животными;

индивидуальную работу – все виды продуктивной деятельности: рисование (раскрашивание), лепка, аппликация.  

В нашей группе большое внимание уделяется экологическому воспитанию, приобщению детей к природе с целью формирования экологических знаний посредством экспериментальной детской деятельности. В своей работе я решаю задачи экологического воспитания через формирование представлений и элементарных понятий об окружающем мире у детей.

Чтобы решить поставленную задачу я действовала в нескольких направлениях:

- изучала литературу, Интернет-ресурсы, осуществляла подбор необходимого материала, оформила уголок в помещении группы, дополнила новыми необходимыми пособиям имеющийся в группе природный уголок, работала над составлением конспектов НОД тематических недель будущей работы);

- работа с детьми осуществлялась через организацию основной деятельности, деятельность по различным областям, разучивание игр, беседы, рассматривание иллюстраций, индивидуальную работу;

- работа с родителями: - это консультации, беседы, оформление папок-передвижек.

Одним из эффективных методов работы я считаю - проектную деятельность, которая является одной из современных образовательных технологий. С её помощью у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, интерес к познанию.

 В 2023 году мною был реализован проект «Огород на подоконнике» с детьми старшего дошкольного возраста, который показал на мой взгляд хорошие результаты. Его целью было - формирование экологической культуры у детей и их родителей, желание принимать участие в совместных с детьми мероприятиях.

Проект я разделила на три этапа: организационный, деятельный и заключительный.

 На организационном этапе я провела беседу с родителями «Знакомство с проектом» с целью привлечения их к реализации проектной деятельности.  В родительском уголке поместила рекомендации по работе с детьми по проекту.

 Так же провела беседу с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт с целью расширения детского кругозора. Дети, проживающие в частных домах, охотно рассказывали о том, как они наблюдали за работой взрослых дома и о том, какую помощь они сами оказывали своим близким.

Затем я осуществляла сбор и рассматривание с детьми семян, которые воспитанники приносили из дома. Совместно с детьми, мы подготавливали почву для посадки, оформляли сам огород, воспитывая трудолюбие и развивая творческие способности.

 Во время деятельного этапа проекта я совместно с детьми занималась посадкой семян овощей, косточек фруктовых деревьев (яблоко, лимон) и луковиц, воспитывая в них желание, помогать взрослым. Затем я подготовила фоторепортаж для родителей «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». Его целью было привлечение к совместному труду всех детей в группе.

 Так же на втором этапе реализации проекта я знакомила детей с фольклорными произведениями: потешками, пословицами, поговорками, песенками, в которых упоминается об огороде, овощах и фруктах.  Я читала детям художественные произведения, связанные с огородной тематикой: русские народные сказки «Репка», «Вершки - корешки», стихотворение С. Михалкова «Овощи» и т.д.

 Дети охотно разгадывали загадки про овощи и фрукты, что способствовало развитию их смекалки, памяти, внимания.

Мы рассматривали иллюстрации, картинки на огородную тематику, муляжи овощей и фруктов, уточняли их форму, цвет, размер.

 На протяжении проекта мы занимались продуктивной деятельностью: рисовали овощи и фрукты, раскрашивали раскраски, лепили из пластилина фрукты и овощи, применяя раннее приобретённые умения и навыки, тем самым, я старалась воспитывать в них желание заниматься творчеством самостоятельно. Вместе с детьми мы оформили мини выставку «Это урожай с нашего огорода».

 К реализации проекта я старалась привлечь родителей своих воспитанников, поэтому дети совместно с родителями выполняли творческие работы (рисунки, поделки) согласно тематике проекта, что так же способствовало развитию творческих способностей, умению работать совместно со взрослыми.

Когда наши посевы проросли, я учила детей ухаживать за рассадой: правильно поливать, рыхлить почву, прореживать всходы и наблюдать за изменениями в росте растений. Все результаты фиксировали в дневнике наблюдений за растениями.

 Так же я старалась развивать актёрские способности воспитанников, проводя игру-драматизацию по мотивам белорусской народной сказке «Пых».

В ходе реализации проекта я вела работу по созданию фотоальбома для родителей «Огород на подоконнике», где поэтапно отобразила проделанную мною и детьми огромную работу по реализации проекта.

На заключительном этапе проекта «Огород на подоконнике» была организована выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями и связанных с тематикой проекта, а так же презентация фотоальбома «Огород на подоконнике».

Дети с большой охотой принимали участие в весёлой подвижной игре «Огородно-хороводная», где каждый хотел попробовать себя в роли одного из персонажей игры.

 К концу проекта у детей сформировались представления о растениях, овощах и фруктах, сенсорных эталонах, обогатился их словарный запас. Мои воспитанники научились бережно относиться к природе, стали активно применять знания, полученные в процессе проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на окружном Фестивале педагогических идей на тему «Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей».

Доклад воспитателя по экологическому воспитанию детей с применением проектной технологии...

Технология проектной деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

*Цель: развитие у детей научно-познавательного интереса через  практическую деятельность экологической направленности.*Задачи:*формирование у детей целостного восприятия окружающего мира;*развити...

Обобщение опыта работы по теме «Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме«Развитие  экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»...

Сообщение из опыта работы" Игровые технологии в экологическом воспитании детей раннего возраста"

       В дошкольном детстве закладываются основы личности ребенка, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы н...

Проектная деятельность, как одна из эффективных технологий по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

В настоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяется все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в...