Исследовательский проект " Если жизнь на Луне?"
проект (подготовительная группа)
Исследовательская деятельность очень интересна для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_est_li_zhizn_na_lune.docx | 74.9 КБ |
Предварительный просмотр:
« Есть ли жизнь на Луне?»
Информационно исследовательский проект
Составил: К.С. Покидько, воспитатель
Содержание
Введение………...………………………………………………………………6
- Понятие «Луна».……… …………………………….……………………...7
- Путешествие в историю………………………………………………….7
- Фазы Луны……………………………………………………………….8
- Экскурсия в кабинет дополнительного образования……………………….9
- Знакомство с телескопом………………………………………...........9
- Лунные кратеры ………………………………………………………….9
- Экспериментальная деятельность………………………………………..10
3.1. Эксперимент №1………………………………………………….…….10
3.2. Эксперимент №2………………………………………………………..10
3.3. Эксперимент №3………………………………………………...………11
Заключение …………………………………………………………..………..12
Литература………………………………………………………….……….…13
Введение
Однажды мы с ребятами в детском саду смотрели мультфильм «Лунтик», и мы узнали, что на Луне родился малыш, и он упал к нам на Землю. И Матвея заинтересовал вопрос: а есть ли на луне жизнь? Может там, и правда рождаются Лунтики и один из них упал к нам на землю.
И нам стало интересно узнать, что такое Луна, какая она и есть ли на Луне жизнь?
Чтобы ответить на все эти вопросы мы решили провести свое исследование на тему «Есть ли жизнь на Луне».
Цель: Ознакомление с Луной, единственным спутником Земли, и жизнью на ней.
Задачи:
- познакомиться с понятиями: Луна, кратер, фазы луны.
- провести опрос сверстников для выявления знаний о Луне и жизни на ней.
- посетить игровую площадку «Космодром».
- познакомиться с телескопом.
- провести эксперименты.
- создать макет Луны.
Объект исследования: понятие «Луна» и есть ли жизнь на Луне.
Гипотеза: Предположим, что на луне нет жизни.
1. Понятие «Луна»
Для уточнения понятия слова «Луна» мы вместе с воспитателями обратились к толковому словарю Ожегова.
Толковый словарь Ожегова дает толкование слова:
Луна – небесное тело, спутник Земли, светящийся отраженным солнечным светом.
Что же можно найти о понятии «Луна» в Интернете? Свободная энциклопедия «Википедия» дает такое толкование: Луна – единственный спутник Земли. Самый близкий к Солнцу спутник планеты, так как у ближайших к Солнцу планет (Меркурия и Венеры) их нет. Второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца и пятый по величине естественный спутник планеты Солнечной системы.
- Путешествие в историю
В 384 тысячах километров от нас летает небольшое тело. Оно легче Земли в 81 раз, а меньше "всего" в 4 раза. Но без него жизнь на нашей планете могла и не сформироваться. Это - Луна, естественный спутник Земли.
История Луны связана с историей Земли непосредственно. Несмотря на то, что существует несколько гипотез её происхождения, спутник Земли появился почти одновременно с ней самой. На сегодняшний момент принята такая гипотеза: протопланета Тейя, объект размером с Марс, столкнулась с неокрепшей Землёй. Удар пришёлся не в центр, а на край нашей планеты, поэтому он выбил часть земного вещества в космос, при этом подарив часть вещества Тейи Земле. Всего через 10-100 лет все осколки Тейи и Земли собрались в Луну, и наша планета заполучила себе спутника. Эта гипотеза объясняет практически всё - и разный элементный состав, и особенности поведения системы Земля-Луна. Хоть и есть небольшие недочёты (на Земле должны были быть океаны из магмы, а геологический анализ их не показал), данная версия является общепринятой в научном мире на сегодняшний день.
- Фазы Луны
Фазы Луны представляют собой различные стадии освещенности спутника Земли, видимые нам с поверхности нашей планеты. Внешний вид Луны изменяется в зависимости от ее положения относительно Солнца и Земли: от полностью освещенной до полностью темной.
Существует четыре основных фазы Луны:
Новолуние
В этой фазе Луна находится между Землей и Солнцем, и ее невидима для нас. Новолуние происходит, когда Луна находится в точке своей орбиты, наиболее близкой к Солнцу.
Первая четверть
На данном этапе Луна находится в полуосвещённой фазе, располагаясь между новолунием и полнолунием. Наблюдаем только половину Луны, освещённую Солнцем. Первая четверть наступает в момент, когда Луна достигает середины пути между новолунием и полнолунием.
Полнолуние
В этой фазе Луна находится противоположно Солнцу, и мы видим ее полностью освещенной. Полнолуние происходит, когда Луна находится на противоположной стороне Земли от Солнца.
Последняя четверть
В этой фазе Луна снова находится на полпути между новолунием и полнолунием, но на этот раз мы видим другую половину Луны, которая освещена Солнцем. Последняя четверть происходит, когда Луна находится на полпути между новолунием и полнолунием.
Кроме основных фаз, существуют также промежуточные фазы, которые называются полумесяцами. В полумесяце видна только половина Луны, которая освещена Солнцем, но она не является полностью разделенной на две части, как в первой четверти или последней четверти.
- Экскурсия в кабинет дополнительного образования.
- Знакомство с телескопом.
Вместе с воспитателями мы посетили кабинет дополнительного образования, где мы познакомились с зеркальным телескопом и узнали, что первый телескоп создал Галилео Галилей. Там же мы узнали, что телескопы бывают трех видов:
- Рефракторы — линзовые аппараты.
- Рефлекторы — зеркальные устройства.
- Комбинированные телескопы, которые содержат и линзу, и зеркало. Их ещё называют катадиоптрическими.
Каждый вид оптического прибора обладает своими характеристиками, которые определяют сферу его использования и степень удобства.
После экскурсии нам стало более понятно, как выглядит телескоп и зачем он нужен.
- Лунные кратеры.
Лунным кратером называется чашеобразное углубление в поверхности Луны, имеющее сравнительно плоское дно и окруженное кольцевидным приподнятым валом. В соответствии с современными представлениями абсолютное большинство лунных кратеров являются кратерами ударного типа. Незначительная часть лунных кратеров до сих пор считается вулканическими кальдерами.
Название введено Галилео Галилеем и позаимствовано из древнегреческого языка, где слово кратер (Κρατήρ) обозначало сосуд, используемый для смешивания воды и вина. В 1609 г. Галилей построил первый телескоп с приблизительно трёхкратным увеличением и провел первые астрономические наблюдения Луны, которые показали, что она не является правильной сферой, а имеет детали рельефа — горы и чашеобразные углубления, которые Галилей и назвал кратерами.
- Экспериментально-исследовательская деятельность.
- Эксперимент №1
«Лунные кратеры»
В тарелку насыпать немного муки. Отпечатком кратера послужит
небольшой грузик, который необходимо бросить с расстояния поднятой
руки. Образовавшиеся ямки будут лунными кратерами.
Вывод: Так как на Луне отсутствует атмосфера, то космические тела
падают на поверхность Луны, образуя ямки похожие на кратеры из
нашего эксперимента.
- Эксперимент №2
«Почему мы видим разные части Луны?»
Материал: фонарик, 2 мячика (маленький и большой).
Ход эксперимента
Фонарик нужно установить на столе так, чтобы он не падал, или прикрепить к спинке стула. На столе рядом со стулом разместить грейпфрут, (Землю) и мячик (Луну). Убедиться, что фонарик (Солнце) освещает оба этих предмета. Начинать передвигать Луну вокруг Земли по круговой орбите. Во время вращения Луны вокруг Земли можно убедиться, что для наблюдателя с Земли она заходит в тень, то снова возвращается на солнечный свет. Пригнитесь к столу и посмотрите поверх Земли на Луну. Если свет от фонарика падает под правильным углом, то можно увидеть, что освещенная часть мячика выглядит подобно полумесяцу, или лунному серпу. Когда обернутая к нам сторона Луны полностью находится в тени, происходит рождение Луны (новолуние).
Вывод: Наш эксперимент подтвержден этой схемой, на которой видно, как меняется положение луны относительно Земли, и как Луна освещается Солнцем. Луна меняется, но мы все время видим только одну ее сторону. Дело в том, что Луна поворачивается вокруг своей оси за четыре недели и столько же времени она тратит на то, чтобы обойти вокруг своей подруги Земли. Вот почему она повернута к нам всегда одной стороной.
- Эксперимент №3
«Есть ли жизнь на Луне?»
Мы взяли две банки и зерна гороха, в одну банку мы поместили зерна гороха, налили немного воды и оставили открытой, в теплом месте. В другую банку мы также поместили зерна гороха, но при этом мы не налили воды и банку плотно закрыли крышкой. Вторую банку мы поместили в холодильник. Для чего мы это сделали? Мы приблизили условия в банке, к условиям на Луне (нет воздуха, нет воды, нет тепла). Через два дня мы проверили, что происходит в банках. И вот что получилось: в банке, где были благоприятные условия, горох пророс, а во второй банке, где не было воды, воздуха и тепла, с горохом не произошло ничего, он остался без изменения.
Вывод: Этот эксперимент показал, что живые организмы не могут жить без воды, воздуха и тепла. Поэтому на Луне нет жизни, так как там нет воздуха и воды.
Заключение
При проведении исследовательской работы «Есть ли жизнь на Луне?», мы научились не только проводить эксперименты, но и самостоятельно проводить опрос детей своей группы, побывали с воспитателем на экскурсии в кабинете дополнительного образования и на площадке «Космодром». Матвей с мамой провел эксперименты. Экспериментальная деятельность показала, что на луне нет воды и воздуха, а живые организмы не могут жить без воздуха, воды и тепла. Ребята изучили, что такое кратер, фазы луны, познакомились с телескопом и рассмотрели через него Луну. Матвей и Артем поделились с ребятами полученной информацией.
В результате проведенных исследований появилось огромное желание сделать макет Луны, который будет украшать группу в детском саду. Изготовленный макет вызвал большой интерес у ребят.
Данное исследование доказало выдвинутую гипотезу, что жизни на Луне нет, а Лунтик является вымышленным персонажем.
Литература
- Аристова В. В., Гальперштейн Л. Я. и др. Моя самая первая энциклопедия: Науч. -поп. издание для детей. – М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 239с.
- Ард, К. Космос: большая наука для маленьких / Кат Ард ; [художник] Сара Лоуренс ; [перевод с английского Т. Долматовой]. — Москва : Книги Вилли Винки : АСТ, 2019. — 48 с. : ил. — (Большая наука для маленьких).
- С.И Ожегов. Толковый словарь русского языка [Текст] : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Азъ, 1994. - 907, [1] с.; 27 см.; ISBN 5-85632-007-7
Электронные ресурсы:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%B0
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект "Вторая жизнь пластиковой бутылки"
В наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы бутылок, а также различных пластиковых упаковок. И с каждым годом количество отходов растёт. Огромное количество пласти...
Исследовательский проект "Кристаллы жизни"
Цель: узнать, откуда берётся соль, полезна она или вредна....
Исследовательский проект "Если добрый ты"
Исследовательский проект для детей 4-5 лет. Цель проекта: Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых пос...
Исследовательский проект « Если очень захотеть – можно в космос полететь!»
Введение Глава 1 Теоретическая часть: 1.1. Что такое реактивное движение 1.2. История реактивного движенияГлава 2 Эксперементальная часть:2.1. Опыт 1 Сила противодействия...
Детско исследовательский проект " Сладкая жизнь - САХАР"
Предлагаю вам детский исследовательский проект для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Сахар». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Этот проект направлен на содей...
Позновательно-исследовательский проект "Капелька жизни"
Позновательно-исследовательский проект "Капелька жизни"...
Исследовательский проект "Вторая жизнь упаковки"
Эко проект- находить второе применение упаковки без особого вреда для окружающей среды....