Исследовательский проект « Если очень захотеть – можно в космос полететь!»
проект (подготовительная группа) на тему

Лепенкина Надежда Викторовна

Введение 

Глава 1 Теоретическая часть: 

1.1. Что такое реактивное движение 

1.2.  История реактивного движения

Глава 2 Эксперементальная часть:

2.1.  Опыт 1 Сила противодействия 

2.2. Опыт 2 "Реактивный самолёт"

2.3. Исследование скорости шарика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt-lepenkina_n.v.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 2 г. Нефтегорска

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 2 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области - детский сад «Солнышко»

 ____________________________________________________________________

446600, Самарская область, г. Нефтегорск, ул. Спортивная, 19.

тел/факс:(84670)2-11-48; E- mail:solnyichko2008@yandex.ru

http://detsadsolnyshko.lbihost.ru/

 Исследовательский проект

« Если очень захотеть – можно в космос полететь!»

Автор: Кортунова Елизавета

воспитанница подготовительной группы

компенсирующей направленности для детей с ОВЗ

Детский сад «Солнышко»  г. Нефтегорска

Руководитель:

Лепенкина  Надежда Викторовна –

воспитатель

        

Нефтегорск, 2016

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..    

Глава 1. Теоретическая часть:

  1. Что такое реактивное   движение? ………………………………………
  2. История развития реактивного движения ………………………………

Глава 2. Экспериментальная часть:

2.1. Опыт 1. Сила противодействия ………………………………………...…...

2.2. Опыт 2. «Реактивный самолёт» ……….........................................................

2.3. Опыт 3.  Исследование скорости движения шарика……………………….

Глава 3. Поисковая  часть:

3.1. Реактивное движение в живой природе …………….………………………

3.2. Практическое применение реактивного движения

3.3. О реактивном движении  в литературных произведениях………………...

Заключение………………………………………………………………………...

Список использованных источников и литературы…………………………….

Введение

Актуальность проблемы:                                     

12 апреля 1961 года началась эра полета человека в космос. Это была победа нашей страны, первого государства в мире, покорившего космическое пространство. Перед праздником все ребята получили задание – изготовить поделки ко  Дню космонавтики. Вместе с мамой мы сделали своими руками ракету. Но, как я не пыталась, «первый полет» моя ракета не смогла  совершить. Я захотела узнать, почему? С этим вопросом я обратилась к своему воспитателю Лепенкиной  Надежде Викторовне. Так стартовал наш исследовательский проект экспериментов « Если очень захотеть – можно в космос полететь».

Гипотеза, которую я выдвинула в ходе исследования: возможно, реактивное движение встречается в природе и повседневной жизни.

Цель проекта: 

Изучение реактивного движения.

Задачи проекта:

  • Узнать, что  такое реактивное движение?
  • Изучить историю развития реактивного движения?
  • Экспериментально выяснить, какая сила поднимает ракету вверх..
  •  Узнать, существует  ли  реактивное движение в живой природе?
  •  Изучить практическое применение реактивного движения.

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Срок выполнения: краткосрочный (с 11.01 по 15.01.2016 г.)

Участники проекта: дети старшей группы компенсирующей направленности, воспитатель, родители.

Продукт проекта: Презентация «Если очень захотеть – можно в космос полететь!»,

                                модель ракетоплана, летающего шарика, лунохода, электродвигателя

План работы над проектом:

  • Сбор информационного материала.
  • Сбор экспериментального оборудования.
  • Демонстрация реактивного движения.
  • Проведение опытов по изучению реактивного движения.

Глава 1. Теоретическая часть.

  1.         Что такое реактивное   движение?  

Чтобы узнать, что такое реактивное   движение, достали из домашней библиотеки толстенные словари, энциклопедии, сходили в городскую детскую библиотеку, обратились к поисковой системе «Google» в сети Интернет.

И вот что узнали…

РЕАКТИВНЫЙ  - связанный с движением тела под воздействием силы отдачи вытекающих в противоположную сторону продуктов сгорания топлива.                                                                     / «Русский толковый словарь»  В.В. Лопатина. Издательство: "Русский язык" (1994) /                    

РЕАКТИВНЫЙ ДВИЖЕНИЕ – движение тела, при котором от тела отделяется и движется какая-то его часть, в результате чего само тело приобретает противоположно направленное движение. /«Большая детская энциклопедия»  Издательство «Махаон», 2015 г/;

          РЕАКТИВНАЯ ТЯГА — сила, возникающая в результате взаимодействия двигательной установки с истекающей из сопла струёй расширяющейся жидкости или газа, обладающих энергией. /Словарь Wikipedia. org/.

Вывод: Мнения всех источников в определении реактивного   движения, совпадают: «Это движение, которое сопровождается выделением большого количества тепла и газа. Газы вырываются наружу и приводят в движение космическую ракету или реактивный самолёт».

1.2.         История развития реактивного движения

Русское слово «ракета» произошло от немецкого слова «ракет». А это немецкое слово – уменьшительное от итальянского слова «рокка», что значит «веретено». То есть, «ракета» означает «маленькое веретено», «веретёнце». Связано это, конечно, с формой ракеты: она похожа на веретено – длинная, обтекаемая, с острым носом. Но сейчас не так уж много детей видели настоящее веретено, зато все знают, как выглядит ракета. Теперь, наверное, нужно поступать так: «Дети! Знаете, как выглядит веретено? Как маленькая ракета!»

Ракеты человек изобрёл очень давно. Их придумали в Китае много сотен лет тому назад. Китайцы использовали их для того, чтобы делать фейерверки. Они долго держали в секрете устройство ракет, им нравилось удивлять чужестранцев. Но некоторые из этих удивлённых чужестранцев оказались людьми очень любознательными. Вскоре во многих странах научились делать фейерверки и праздничным салютом отмечать торжественные дни.

А в XX веке школьный учитель физики Константин Эдуардович Циолковский придумал ракетам новую профессию. Он мечтал о том, как человек станет летать в космос. Не имея средств на покупку приборов, он все модели и приспособления для опытов делает собственными руками. К сожалению, Циолковский умер до того, как первые корабли отправились в космос, но его всё равно называют отцом космонавтики.

Вывод: Константин Эдуардович Циолковский – признанный основоположник теории межпланетных сообщений. Он трудился над созданием ракет, позволяющих преодолеть земное притяжение и выйти в открытый космос.

Глава 2. Практическая часть:

2.1. Опыт 1. Сила противодействия . (Приложение 1)

Оборудование: подвижная тележка, рюкзак.

Ход работы

1.Встань на тележку и попробуй привести её в движение без посторонней помощи. ( В первом случае рюкзак на плечах). Кто-то из ребят помогает  первому.

2. Тот, кто на тележке, кидает второму ребёнку рюкзак. Ребята  наблюдают и делают выводы.

            Вывод: В природе существует  закон: сила действия равна силе противодействия, то есть силе, направленной в противоположную сторону.

2.2. Опыт 2. «Реактивный самолёт». (Приложение 2)

Оборудование: резиновый шарик.

Ход работы

1. Надуйте шарик и отпустите его.

2. Пронаблюдайте движение шарика.

3. Сделайте вывод (как двигался шарик).

              Вывод: Воздух с силой вырывался из шарика вниз и толкал его при этом вверх с той же силой. Поэтому шарик полетел вверх. Такое движение называется реактивным.

2.3. Опыт 3.  Исследование скорости движения шарика. (Приложение 3)

Оборудование: резиновый шарик, два стула, леска, трубочка для коктейля, скрепка.

 Ход работы

1. Натяни между  стульями леску, вставленную в трубочку для коктейля.

2. Надуй шарик и перекрой отверстие скрепкой.

3.Прикрепи шарик клейкой лентой к трубочке и убери скрепку.

4. Пронаблюдайте движение шарика.

5. Попробуй  надуть шарик сильнее и повтори опыт.

6. Сделайте вывод (как двигался  шарик и от чего зависела его скорость).

              Вывод:  Когда убираешь скрепку, воздух  начинает с силой вырываться из шарика, толкая его в обратном направлении. Чем больше надут шарик, тем быстрее он движется по верёвке.

Глава 3. Поисковая  часть:

3.1. Реактивное движение в живой природе

Итак, где же в природе встречается реактивное движение? Рыбы плавают, птицы летают, звери бегают. Вроде бы все просто. Как бы не так. Чтобы быстро передвигаться в пространстве, нужно развивать большие скорости.

Многие из нас в своей жизни встречались во время купания в море с медузами. Во всяком случае, в Черном море их вполне хватает. Но мало кто задумывался, что и медузы для передвижения пользуются реактивным движением. Кальмары достигли высшего совершенства в реактивной навигации. У них даже тело своими внешними формами копирует ракету (или лучше сказать – ракета копирует кальмара, поскольку ему принадлежит в этом деле бесспорный приоритет) Он передвигается по принципу реактивного движения, вбирая в себя воду, а затем с огромной силой проталкивая ее через особое отверстие - "воронку", и с большой скоростью (около 70 км\час) двигается толчками назад. При этом все десять щупалец кальмара собираются в узел над головой и он приобретает обтекаемую форму. Недаром кальмара называют “живой торпедой”

Реактивное движение можно встретить и в мире растений. Бешеный огурец

В южных странах (и у нас на побережье Черного моря тоже) произрастает растение под названием "бешеный огурец". Стоит   только слегка прикоснуться к созревшему плоду, похожему на огурец, как он отскакивает от плодоножки, а через образовавшееся отверстие из плода со скоростью до 10 м/с вылетает   жидкость с семенами. Стреляет бешеный огурец (иначе его называют «дамский пистолет») более чем на 12 м.

3.2. Практическое применение реактивного движения

Проявление реактивного движения в быту можно увидеть на примере душа на гибком шланге. Стоит только пустить в душ воду, как рукоятка с распылителем на конце отклонится в противоположную вытекающим струям сторону.

 На принципе реактивного движения основана работа дождевальных установок (Приложение 4) для полива посадок в садах и огородах. Напор воды вращает головку с распылителями воды.

 Принцип реактивного движения помогает движению пловца. Чем сильнее пловец отталкивает воду назад, тем быстрее он плывёт. (Приложение 5)

http://1-музыка.рф/v/реактивное-движение

Принципы реактивного движения  находят широкое применение в авиации  и космонавтики.

             Вывод: Человек по-разному использует принцип реактивного движения в своей жизни: в быту, сельском хозяйстве, для активного отдыха.

3.3. О реактивном движении  в литературных произведениях.

Ученые долгое время полагали идею о путешествиях по времени чистейшей и неосуществимой фантастикой. Признавался только один способ оказаться в ином времени — отправиться в полет на субсветовой скорости и вернуться к потомкам

С древности люди наблюдают за природой и описывают различные природные явления в литературных произведениях:

Пословицы и поговорки:

- В январе висит много сосулек – урожай будет хороший.

        Загадки:

Чудо-птица, алый хвост

 Прилетела в стаю звезд.

                                      ( ракета)

Стихи:

Мы с друзьями во дворе

Строили ракету.

Только топлива у нас,

К сожаленью, нету.

Не смогли мы полететь

К Марсу и Венере.

Но у нас всё впереди.

В это твердо верю!

(автор:  Мигунова Н).

Сказки:

Ракета-Комета сказка для детей

Олег Кочнов

 Жила, была на белом свете ракета-комета, и вот как-то раз, решила она по белу свету полетать, других посмотреть и себя показать. Летала, летала, смотрела, смотрела, да вдруг… бензин у нее и кончился. Приземлилась она на полянке в лесу, сидит и плачет. Бежит мимо зайчик-попрыгайчик,

 - ракета-комета, что плачешь, о чем надрываешься?

 - Как же мне не плакать зайчик, отвечает ракета-комета,

 - вот я, белу по белу-свету летала, других смотрела, себя казала, да вот бензин-то у меня и кончился, и теперь я хочу кушать.

 - А хочешь я принесу тебе капустки, или морковки, говорит зайчик.

 - Нет, отвечает ракета-комета, мне бы бензину или керосину.

 - Ну, у меня этого нету, ответил зайчик и убежал.

 А ракета комета сидит, плачет, пуще прежнего надрывается. Бежит мимо ежик – ни головы, ни ножек,

 - о чем ракета-комета плачешь, что надрываешься?

 - Как же мне не плакать ежик, отвечает ракета-комета, - вот я, по белу-свету летала, других смотрела, себя казала, да вот бензин-то у меня и кончился, и теперь я хочу кушать.

 - А хочешь я принесу тебе яблочков или грибочков, говорит ежик.

 - Нет, отвечает ракета-комета, мне бы бензину или керосину.

 Подумал ежик и говорит:

 - ну, тогда пойдем со мной. Взял он ракету за руку и повел к опушке леса. А рядом с опушкой проходила дорога, по которой ездили большие грузовые автомашины. Вышел ежик на дорогу, остановил большие грузовые автомашины и спрашивает:

 - Эй, автомашины, не смогли б вы налить ракете-комете немножечко бензина или керосина?

 - С превеликим удовольствием, ответили большие грузовые автомашины и налили ракете-комете полный бак бензина и керосина. Ракета-комета очень обрадовалась, поблагодарила ежика, большие грузовые автомашины, фыркнула своим мотором и полетела дальше.

Заключение.

В своём исследовании я постаралась ответить на вопросы: Что такое ракета? Почему она такой, а не другой формы? Какая сила поднимает ракету вверх?

 В ходе работы:

 1. Я выяснила, что принцип реактивного движения это - физический закон действия и противодействия

2. Изготовила игрушки по принципу  реактивного  движения:   ракетоплан, «Скользящий шарик», луноход, электродвигатель.

 3. Экспериментальным путем подтвердила зависимость скорости движения тела от массы, действующего на него другого тела.

4. Убедилась, что реактивное движение встречается в технике, быту и природе и даже мультфильмах.

 5. Теперь, зная о реактивном движении, я могу избежать многих неприятностей, например, спрыгивая с лодки на берег, стреляя из ружья, включая душ и т.

Список использованных источников и  литературы.

1. Артемова О.В., Балдина Н.А., Вологдина Е.В. и др. 365 рассказов об удивительных открытиях./ Научно-популярное издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. – 224 с.

2. Бендер Л./ перевод с английского Коротковой О.А. Детская краткая энциклопедия НАУКА. – М.: Издательство «Слово», 1994. – 159 с.

3. Житомирский С.В., Порцевский К.А., Шимановский В.Г., Широнина Е.В. Астрономия и космос./ Научно-популярное издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.

4. Ликум А./ перевод Кашинская Е. А., Кашинский Т.М., Саакян А.Е. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Том 1. – М.: Изд. Компания «Ключ-С», Филологическое общество «Слово», 1995. – 511 с.

5. Ликум А./ перевод Кашинская Е. А., Кашинский Т.М., Саакян А.Е. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Том 3. – М.: Изд. Компания «Ключ -С», Филологическое общество «Слово», 1995. – 542 с.

6. Ола Ф. и др./ первод с французского Овчинниковой Д.А. Занимательный опыты и эксперименты. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 128 с.

7. Покидаева Т. (перевод). Большая детская энциклопедия. – М.: «Махаон», 2006. – 336 с.

8. http://techlabs.by/img/img/181031.jpg

9. http://www.by-time.ru/blod/iblock/031/object_1.1202814252.66955.midi.jpg

10. http://s15.radikal.ru/i189/0910/65/6e09dbcd10f5.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурно-досуговое мероприятие " Если очень захотеть, можно в космос полететь"

Формирование стремления активно участвовать в развлечениях, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми: осмысленно использовать приобретённые знания и умения в самостоятельной деятельности.Вот то,...

Если очень захотеть, можно в космос полететь

Сценарий развлечения, посвященного Дню космонавтики. Включает использованный музыкальный материал, спортивные игры....

творческий игровой проект "Если очень захотеть, можно в космос полететь"

интеесныйтворческий игровой проект для старшего дошкольного взраста...

Если очень захотеть- можно в космос полететь!

Ряд мероприятий, подготовленные ко Дню космонавтики....

Развлечение "Если очень захотеть, можно в космос полететь" для средней, старшей, подготовительной групп

Сценарий развлечения к Дню Космонавтики "Если очень захотеть, можно в космос полететь" для средней, старшей, подготовительной групп...

ПРОЕКТ «Если очень захотеть, можно в космос полететь»

Формирование у дошкольников представлений о Вселенной....

Проект в средней группе "Если очень захотеть, можно в космос полететь"

Кратткосрочный групповой проект в средней группе, посвящённый Дню космонавтики....