Исследовательский проект « Если очень захотеть – можно в космос полететь!»
проект (подготовительная группа) на тему
Введение
Глава 1 Теоретическая часть:
1.1. Что такое реактивное движение
1.2. История реактивного движения
Глава 2 Эксперементальная часть:
2.1. Опыт 1 Сила противодействия
2.2. Опыт 2 "Реактивный самолёт"
2.3. Исследование скорости шарика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt-lepenkina_n.v.docx | 33.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 2 г. Нефтегорска
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 2 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области - детский сад «Солнышко»
____________________________________________________________________
446600, Самарская область, г. Нефтегорск, ул. Спортивная, 19.
тел/факс:(84670)2-11-48; E- mail:solnyichko2008@yandex.ru
http://detsadsolnyshko.lbihost.ru/
Исследовательский проект
« Если очень захотеть – можно в космос полететь!»
Автор: Кортунова Елизавета воспитанница подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ Детский сад «Солнышко» г. Нефтегорска Руководитель: Лепенкина Надежда Викторовна – воспитатель |
Нефтегорск, 2016
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….. | |
Глава 1. Теоретическая часть:
Глава 2. Экспериментальная часть: | |
2.1. Опыт 1. Сила противодействия ………………………………………...…... | |
2.2. Опыт 2. «Реактивный самолёт» ………......................................................... | |
2.3. Опыт 3. Исследование скорости движения шарика………………………. | |
Глава 3. Поисковая часть: 3.1. Реактивное движение в живой природе …………….……………………… 3.2. Практическое применение реактивного движения 3.3. О реактивном движении в литературных произведениях………………... Заключение………………………………………………………………………... | |
Список использованных источников и литературы……………………………. | |
Введение
Актуальность проблемы:
12 апреля 1961 года началась эра полета человека в космос. Это была победа нашей страны, первого государства в мире, покорившего космическое пространство. Перед праздником все ребята получили задание – изготовить поделки ко Дню космонавтики. Вместе с мамой мы сделали своими руками ракету. Но, как я не пыталась, «первый полет» моя ракета не смогла совершить. Я захотела узнать, почему? С этим вопросом я обратилась к своему воспитателю Лепенкиной Надежде Викторовне. Так стартовал наш исследовательский проект экспериментов « Если очень захотеть – можно в космос полететь».
Гипотеза, которую я выдвинула в ходе исследования: возможно, реактивное движение встречается в природе и повседневной жизни.
Цель проекта:
Изучение реактивного движения.
Задачи проекта:
- Узнать, что такое реактивное движение?
- Изучить историю развития реактивного движения?
- Экспериментально выяснить, какая сила поднимает ракету вверх..
- Узнать, существует ли реактивное движение в живой природе?
- Изучить практическое применение реактивного движения.
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Срок выполнения: краткосрочный (с 11.01 по 15.01.2016 г.)
Участники проекта: дети старшей группы компенсирующей направленности, воспитатель, родители.
Продукт проекта: Презентация «Если очень захотеть – можно в космос полететь!»,
модель ракетоплана, летающего шарика, лунохода, электродвигателя
План работы над проектом:
- Сбор информационного материала.
- Сбор экспериментального оборудования.
- Демонстрация реактивного движения.
- Проведение опытов по изучению реактивного движения.
Глава 1. Теоретическая часть.
- Что такое реактивное движение?
Чтобы узнать, что такое реактивное движение, достали из домашней библиотеки толстенные словари, энциклопедии, сходили в городскую детскую библиотеку, обратились к поисковой системе «Google» в сети Интернет.
И вот что узнали…
РЕАКТИВНЫЙ - связанный с движением тела под воздействием силы отдачи вытекающих в противоположную сторону продуктов сгорания топлива. / «Русский толковый словарь» В.В. Лопатина. Издательство: "Русский язык" (1994) /
РЕАКТИВНЫЙ ДВИЖЕНИЕ – движение тела, при котором от тела отделяется и движется какая-то его часть, в результате чего само тело приобретает противоположно направленное движение. /«Большая детская энциклопедия» Издательство «Махаон», 2015 г/;
РЕАКТИВНАЯ ТЯГА — сила, возникающая в результате взаимодействия двигательной установки с истекающей из сопла струёй расширяющейся жидкости или газа, обладающих энергией. /Словарь Wikipedia. org/.
Вывод: Мнения всех источников в определении реактивного движения, совпадают: «Это движение, которое сопровождается выделением большого количества тепла и газа. Газы вырываются наружу и приводят в движение космическую ракету или реактивный самолёт».
1.2. История развития реактивного движения
Русское слово «ракета» произошло от немецкого слова «ракет». А это немецкое слово – уменьшительное от итальянского слова «рокка», что значит «веретено». То есть, «ракета» означает «маленькое веретено», «веретёнце». Связано это, конечно, с формой ракеты: она похожа на веретено – длинная, обтекаемая, с острым носом. Но сейчас не так уж много детей видели настоящее веретено, зато все знают, как выглядит ракета. Теперь, наверное, нужно поступать так: «Дети! Знаете, как выглядит веретено? Как маленькая ракета!»
Ракеты человек изобрёл очень давно. Их придумали в Китае много сотен лет тому назад. Китайцы использовали их для того, чтобы делать фейерверки. Они долго держали в секрете устройство ракет, им нравилось удивлять чужестранцев. Но некоторые из этих удивлённых чужестранцев оказались людьми очень любознательными. Вскоре во многих странах научились делать фейерверки и праздничным салютом отмечать торжественные дни.
А в XX веке школьный учитель физики Константин Эдуардович Циолковский придумал ракетам новую профессию. Он мечтал о том, как человек станет летать в космос. Не имея средств на покупку приборов, он все модели и приспособления для опытов делает собственными руками. К сожалению, Циолковский умер до того, как первые корабли отправились в космос, но его всё равно называют отцом космонавтики.
Вывод: Константин Эдуардович Циолковский – признанный основоположник теории межпланетных сообщений. Он трудился над созданием ракет, позволяющих преодолеть земное притяжение и выйти в открытый космос.
Глава 2. Практическая часть:
2.1. Опыт 1. Сила противодействия . (Приложение 1)
Оборудование: подвижная тележка, рюкзак.
Ход работы
1.Встань на тележку и попробуй привести её в движение без посторонней помощи. ( В первом случае рюкзак на плечах). Кто-то из ребят помогает первому.
2. Тот, кто на тележке, кидает второму ребёнку рюкзак. Ребята наблюдают и делают выводы.
Вывод: В природе существует закон: сила действия равна силе противодействия, то есть силе, направленной в противоположную сторону.
2.2. Опыт 2. «Реактивный самолёт». (Приложение 2)
Оборудование: резиновый шарик.
Ход работы
1. Надуйте шарик и отпустите его.
2. Пронаблюдайте движение шарика.
3. Сделайте вывод (как двигался шарик).
Вывод: Воздух с силой вырывался из шарика вниз и толкал его при этом вверх с той же силой. Поэтому шарик полетел вверх. Такое движение называется реактивным.
2.3. Опыт 3. Исследование скорости движения шарика. (Приложение 3)
Оборудование: резиновый шарик, два стула, леска, трубочка для коктейля, скрепка.
Ход работы
1. Натяни между стульями леску, вставленную в трубочку для коктейля.
2. Надуй шарик и перекрой отверстие скрепкой.
3.Прикрепи шарик клейкой лентой к трубочке и убери скрепку.
4. Пронаблюдайте движение шарика.
5. Попробуй надуть шарик сильнее и повтори опыт.
6. Сделайте вывод (как двигался шарик и от чего зависела его скорость).
Вывод: Когда убираешь скрепку, воздух начинает с силой вырываться из шарика, толкая его в обратном направлении. Чем больше надут шарик, тем быстрее он движется по верёвке.
Глава 3. Поисковая часть:
3.1. Реактивное движение в живой природе
Итак, где же в природе встречается реактивное движение? Рыбы плавают, птицы летают, звери бегают. Вроде бы все просто. Как бы не так. Чтобы быстро передвигаться в пространстве, нужно развивать большие скорости.
Многие из нас в своей жизни встречались во время купания в море с медузами. Во всяком случае, в Черном море их вполне хватает. Но мало кто задумывался, что и медузы для передвижения пользуются реактивным движением. Кальмары достигли высшего совершенства в реактивной навигации. У них даже тело своими внешними формами копирует ракету (или лучше сказать – ракета копирует кальмара, поскольку ему принадлежит в этом деле бесспорный приоритет) Он передвигается по принципу реактивного движения, вбирая в себя воду, а затем с огромной силой проталкивая ее через особое отверстие - "воронку", и с большой скоростью (около 70 км\час) двигается толчками назад. При этом все десять щупалец кальмара собираются в узел над головой и он приобретает обтекаемую форму. Недаром кальмара называют “живой торпедой”
Реактивное движение можно встретить и в мире растений. Бешеный огурец
В южных странах (и у нас на побережье Черного моря тоже) произрастает растение под названием "бешеный огурец". Стоит только слегка прикоснуться к созревшему плоду, похожему на огурец, как он отскакивает от плодоножки, а через образовавшееся отверстие из плода со скоростью до 10 м/с вылетает жидкость с семенами. Стреляет бешеный огурец (иначе его называют «дамский пистолет») более чем на 12 м.
3.2. Практическое применение реактивного движения
Проявление реактивного движения в быту можно увидеть на примере душа на гибком шланге. Стоит только пустить в душ воду, как рукоятка с распылителем на конце отклонится в противоположную вытекающим струям сторону.
На принципе реактивного движения основана работа дождевальных установок (Приложение 4) для полива посадок в садах и огородах. Напор воды вращает головку с распылителями воды.
Принцип реактивного движения помогает движению пловца. Чем сильнее пловец отталкивает воду назад, тем быстрее он плывёт. (Приложение 5)
http://1-музыка.рф/v/реактивное-движение
Принципы реактивного движения находят широкое применение в авиации и космонавтики.
Вывод: Человек по-разному использует принцип реактивного движения в своей жизни: в быту, сельском хозяйстве, для активного отдыха.
3.3. О реактивном движении в литературных произведениях.
Ученые долгое время полагали идею о путешествиях по времени чистейшей и неосуществимой фантастикой. Признавался только один способ оказаться в ином времени — отправиться в полет на субсветовой скорости и вернуться к потомкам
С древности люди наблюдают за природой и описывают различные природные явления в литературных произведениях:
Пословицы и поговорки:
- В январе висит много сосулек – урожай будет хороший.
Загадки:
Чудо-птица, алый хвост
Прилетела в стаю звезд.
( ракета)
Стихи:
Мы с друзьями во дворе
Строили ракету.
Только топлива у нас,
К сожаленью, нету.
Не смогли мы полететь
К Марсу и Венере.
Но у нас всё впереди.
В это твердо верю!
(автор: Мигунова Н).
Сказки:
Ракета-Комета сказка для детей
Олег Кочнов
Жила, была на белом свете ракета-комета, и вот как-то раз, решила она по белу свету полетать, других посмотреть и себя показать. Летала, летала, смотрела, смотрела, да вдруг… бензин у нее и кончился. Приземлилась она на полянке в лесу, сидит и плачет. Бежит мимо зайчик-попрыгайчик,
- ракета-комета, что плачешь, о чем надрываешься?
- Как же мне не плакать зайчик, отвечает ракета-комета,
- вот я, белу по белу-свету летала, других смотрела, себя казала, да вот бензин-то у меня и кончился, и теперь я хочу кушать.
- А хочешь я принесу тебе капустки, или морковки, говорит зайчик.
- Нет, отвечает ракета-комета, мне бы бензину или керосину.
- Ну, у меня этого нету, ответил зайчик и убежал.
А ракета комета сидит, плачет, пуще прежнего надрывается. Бежит мимо ежик – ни головы, ни ножек,
- о чем ракета-комета плачешь, что надрываешься?
- Как же мне не плакать ежик, отвечает ракета-комета, - вот я, по белу-свету летала, других смотрела, себя казала, да вот бензин-то у меня и кончился, и теперь я хочу кушать.
- А хочешь я принесу тебе яблочков или грибочков, говорит ежик.
- Нет, отвечает ракета-комета, мне бы бензину или керосину.
Подумал ежик и говорит:
- ну, тогда пойдем со мной. Взял он ракету за руку и повел к опушке леса. А рядом с опушкой проходила дорога, по которой ездили большие грузовые автомашины. Вышел ежик на дорогу, остановил большие грузовые автомашины и спрашивает:
- Эй, автомашины, не смогли б вы налить ракете-комете немножечко бензина или керосина?
- С превеликим удовольствием, ответили большие грузовые автомашины и налили ракете-комете полный бак бензина и керосина. Ракета-комета очень обрадовалась, поблагодарила ежика, большие грузовые автомашины, фыркнула своим мотором и полетела дальше.
Заключение.
В своём исследовании я постаралась ответить на вопросы: Что такое ракета? Почему она такой, а не другой формы? Какая сила поднимает ракету вверх?
В ходе работы:
1. Я выяснила, что принцип реактивного движения это - физический закон действия и противодействия
2. Изготовила игрушки по принципу реактивного движения: ракетоплан, «Скользящий шарик», луноход, электродвигатель.
3. Экспериментальным путем подтвердила зависимость скорости движения тела от массы, действующего на него другого тела.
4. Убедилась, что реактивное движение встречается в технике, быту и природе и даже мультфильмах.
5. Теперь, зная о реактивном движении, я могу избежать многих неприятностей, например, спрыгивая с лодки на берег, стреляя из ружья, включая душ и т.
Список использованных источников и литературы.
1. Артемова О.В., Балдина Н.А., Вологдина Е.В. и др. 365 рассказов об удивительных открытиях./ Научно-популярное издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. – 224 с.
2. Бендер Л./ перевод с английского Коротковой О.А. Детская краткая энциклопедия НАУКА. – М.: Издательство «Слово», 1994. – 159 с.
3. Житомирский С.В., Порцевский К.А., Шимановский В.Г., Широнина Е.В. Астрономия и космос./ Научно-популярное издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.
4. Ликум А./ перевод Кашинская Е. А., Кашинский Т.М., Саакян А.Е. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Том 1. – М.: Изд. Компания «Ключ-С», Филологическое общество «Слово», 1995. – 511 с.
5. Ликум А./ перевод Кашинская Е. А., Кашинский Т.М., Саакян А.Е. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Том 3. – М.: Изд. Компания «Ключ -С», Филологическое общество «Слово», 1995. – 542 с.
6. Ола Ф. и др./ первод с французского Овчинниковой Д.А. Занимательный опыты и эксперименты. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 128 с.
7. Покидаева Т. (перевод). Большая детская энциклопедия. – М.: «Махаон», 2006. – 336 с.
8. http://techlabs.by/img/img/181031.jpg
9. http://www.by-time.ru/blod/iblock/031/object_1.1202814252.66955.midi.jpg
10. http://s15.radikal.ru/i189/0910/65/6e09dbcd10f5.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культурно-досуговое мероприятие " Если очень захотеть, можно в космос полететь"
Формирование стремления активно участвовать в развлечениях, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми: осмысленно использовать приобретённые знания и умения в самостоятельной деятельности.Вот то,...
Если очень захотеть, можно в космос полететь
Сценарий развлечения, посвященного Дню космонавтики. Включает использованный музыкальный материал, спортивные игры....
творческий игровой проект "Если очень захотеть, можно в космос полететь"
интеесныйтворческий игровой проект для старшего дошкольного взраста...
Если очень захотеть- можно в космос полететь!
Ряд мероприятий, подготовленные ко Дню космонавтики....
Развлечение "Если очень захотеть, можно в космос полететь" для средней, старшей, подготовительной групп
Сценарий развлечения к Дню Космонавтики "Если очень захотеть, можно в космос полететь" для средней, старшей, подготовительной групп...
ПРОЕКТ «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
Формирование у дошкольников представлений о Вселенной....
Проект в средней группе "Если очень захотеть, можно в космос полететь"
Кратткосрочный групповой проект в средней группе, посвящённый Дню космонавтики....