Консультация Предметная среда для детей дошкольного возраста (по возрастам)
консультация

Консультация для педагогов ДОУ об организации предметной среды группы по возрастам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ot_1_goda_do_3_let.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Предметная среда для детей дошкольного возраста (по возрастам)

                                                      Провел: старший воспитатель Миягашева Л.В.

        В период раннего возраста (от 1 года до 3 лет) ведущей является предметная деятельность. Процессы развития и воспитания в это время обеспечиваются реализацией детьми действий с предметами. Предметно-пространственная развивающая среда в группах детей раннего возраста дошкольной организации должна включать:

помещение (достаточно просторное и хорошо просматриваемое);

мебель 2—3 размеров (столы и стулья);

подоконный ленточный стол для самостоятельной предметной и игровой деятельности детей;

низкие банкетки (для самостоятельных игр в игровом уголке);

предметы, которые должны быть соразмерны росту, руке и физическим возможностям ребёнка;

яркие игрушки на столе, горке (вызывают интерес у ребёнка);

горку с 3—4 ступеньками (удовлетворяет потребность в движении);

набор крупных машин, тележки с кубиками, куклы, мячи и т. д.;

игрушки для развития мелкой моторики рук (шары, кольца, кубики, втулки и т. д.);

однотипные игрушки (матрёшки, утята, зайчата и т. д.);

игрушки, различные по величине, цвету, форме (заяц большой — заяц маленький;

щенок белый — щенок чёрный и т. д.);

игрушки-забавы (качели, «карусели» и т. д.);

музыкальные игрушки (бубен, барабан, колокольчик и т. д.);

игровой уголок (крупная игровая мебель, соответствующая росту ребёнка, игрушечная посуда, кроватка для кукол);

уголок ряжения (зеркало во весь рост, элементы одежды);

дидактический столик, имеющий ящички, с открывающимися створками (в которых располагаются втулки, предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, желобки для прокатывания шариков и т. д.);

шарнирное устройство на потолке для подвешивания крупных игрушек (большого надувного мяча для развития координации рук и т. д.);

овальные воротца, поролоновые модули (для развития основных движений);

корзинки, ведёрки, сумочки для сбора различных предметов (грибочков, шариков и т. д.);

центр театрального искусства (шкаф-барьер с театром);

домотека (игровое пространство, приближенное к домашней обстановке);

уголок отдыха (для индивидуальной деятельности ребёнка);

центр конструирования (напольные конструкторы, строительные наборы);

подиум (для развития элементарного образного отвлечённого мышления);

центр книги;

центр изобразительного искусства;

центр экспериментирования с доступными материалами (песком,

водой);

центр движения.

От 3 до 8 лет

          Предметно-пространственная развивающая среда для детей от 3 до 8 лет в дошкольной организации должна обеспечивать реализацию ведущего вида деятельности — игры. Материально-техническое обеспечение предметной среды в группах детей дошкольного возраста включает:

игровой центр (игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых, режиссёрских игр: наборы образных (объёмных и плоскостных) игрушек небольшого размера (человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг,

игровое оборудование (мебель, посуда));

литературный центр (сказки, рассказы, былины, детские журналы, иллюстрации и т. д.);

центр речевого творчества (игры, оборудование для развития речи и подготовки к обучению грамоте);

центр театра (различные вида театра, уголок ряжения и т. д.);

центр экспериментирования (предметы и оборудование для проведения экспериментирования и элементарных опытов);

центр природы (растения, предметы для ухода за растениями, календарь погоды, наблюдений, картинки с изображениями природы в разные временные периоды);

центр конструирования (игры и материалы для строительно-конструктивных игр);

центр математики (игры и игрушки математической направленности);

центр изобразительного искусства (предметы, оборудование, материалы для развития изобразительного творчества дошкольников);

центр движения (спортивный уголок, материалы для игр);

(бросовый материал для создания предметов, атрибутов для игры, подарков для малышей и т.д.);

центр трудовой деятельности (материалы для обучения детей приготовлению блюд, починке одежды, стирке и т. д.).

Оснащение указанных центров можно представить следующим образом.

1) Предметы материальной культуры:

натуральные объекты (объекты растительного и животного мира, реальные предметы (объекты);

объёмные изображения (чучела птиц, животных, муляжи овощей, фруктов и др.);

плоскостная наглядность (картины (серии картин), книжная графика, предметные картинки, фотографии; предметно-схематические модели (календарь природы и пр.); графические модели (графики, схемы и т. п.); магнитные плакаты);

художественные средства (произведения искусства и иные достижения культуры: произведения живописи, архитектуры, скульптуры (репродукции), музыки, предметы декоративно-прикладного искусства;

детская художественная литература (в том числе справочная, познавательная, общие и тематические энциклопедии для дошкольников); произведения национальной культуры (народные песни, танцы, фольклор, костюмы и пр.);

игрушки (сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.; дидактические игрушки: народные игрушки (матрёшки, пирамиды, бочонки, бирюльки и др.), мозаики, настольные и печатные игры; игрушки-забавы: смешные фигурки людей, животных, игрушки-забавы с механическими, электротехническими и электронными устройствами; наборы фокусов; спортивные игрушки: направленные на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, серсо, мячи, обручи); содействующие развитию навыков бега, прыжков, укреплению мышц ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки); предназначенные для коллективных игр (настольные: баскетбол, хоккей, пинг-понг); музыкальные игрушки: имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты (детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, гармошки, барабаны, дудки, музыкальные шкатулки и др.); сюжетные игрушки с музыкальным устройством; наборы колокольчиков, бубенчиков;

театрализованные игрушки: куклы — театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория, крупные надувные игрушки (сказочные персонажи, животные) и др.; технические игрушки: фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины и др.;

строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, в том числе конструкторы нового поколения: «Лего», «Квадро», «Акваплэй» и др., лёгкий модульный материал; игрушки-самоделки из разных материалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, жёлуди, ветки, солома, глина));

экспериментальные наборы для практических работ по ознакомлению с окружающим миром и наборы для детского творчества;

разнообразные развивающие игры и игровые пособия («Логико-малыш» и др.);

образовательный (раздаточный) материал, рабочие тетради на печатной основе, атласы.

2) Технические средства:

технические устройства (аппаратура): технические устройства экранной статической проекции (проекционные аппараты);

звуковая аппаратура (аудиотехника); экранно-звуковая аппаратура: кинопроекционная аппаратура (кинокамера, кинопроектор), телевизор, видеоаппаратура (видеомагнитофон, видеокамера, видеопроигрыватель дисков), мультимедиа-компьютеры; вспомогательные технические средства: экраны, плазменные панели, электронные доски, периферийные устройства (монитор, клавиатура, манипуляторы, принтер, плоттер, сканер, звуковые колонки и др.), цифровой фотоаппарат, лазерная указка и др.;

дидактические носители информации (экранные: статические (диапозитивы, диафильмы, транспаранты (кодопособия), эпиобъекты); динамические: немое кино, неозвученные анимационные фильмы;

звуковые: магнитофонная запись, радиопередачи, цифровая запись;

экранно-звуковые (комбинированные): звуковое кино, озвученные диафильмы и слайды, видеозаписи, телепередачи, учебное кино (кинопособия)).

3) Средства методического обеспечения:

электронные учебно-методические комплексы, содержащие разнообразный образовательный материал, необходимый для реализации Программы; мультимедийные презентации; развивающие компьютерные игры и электронные наглядные средства обучения; слайд-альбомы;

учебное видео и обучающие телепрограммы; видео и фотоматериалы с элементами анимации; пакеты прикладных программ по различным образовательным областям; учебные пособия и другие тексты (первоисточники, издания справочного характера, периодические педагогические

издания и пр.); методические разработки (рекомендации).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание развивающей предметно-пространственной среды, для детей дошкольного возраста с ОВЗ посредствам альтернативных средств коммуникации»

На современном этапе развития общества в связи с вступлением  ФГОС   дошкольного образования,   вопросы  организации предметно-развивающей среды стало одной из приоритетн...

«Создание эффективной предметно – развивающей среды для детей дошкольного возраста в домашних условиях»

Главное условие для полноценного развития детей – это окружающая среда. В связи с этим, в нашем детском саду, мы постарались создать предметную среду, включающую в себя все, что доступно непосредствен...

Особенности построения развивающей предметно-игровой среды для детей дошкольного возраста.

Особенности построения развивающей предметно-игровой среды для детей дошкольного возраста....

Презентация: "Особенности организации предметно-игровой среды для детей дошкольного возраста".

Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего, свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и в...

Создание условий для формирования предметно- развивающей среды для детей дошкольного возраста

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной, вне предметной среды, в противн...

Авторское Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста.

Авторское проектирование образовательной предметно-пронстранственной среды для детей дошкольного возраста. Инновационная деятельность. Активная среда. Проектирование образовательно-пространственной ра...