Консультация воспитателей «Гиперактивный ребенок»
консультация
Консультация воспитателей «Гиперактивный ребенок»
Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью — СДВГ) проявляется у детей в импульсивности, неустойчивости внимания, двигательной расторможенности. Таким детям трудно соблюдать предписания, сосредоточиться на занятиях, долгое время заниматься одним делом. Для них собственное желание «Я так хочу!» является более значимым, чем любые правила; даже четкое знание правил поведения отнюдь не является условием их выполнения. Интеллектуальный уровень и творческая активность у гиперактивных детей могут быть достаточно высокими, однако продуктивность выполнения задания невелика из-за повышенной утомляемости. Фаза сосредоточения составляет от 5 до 15 минут, после чего в течение 3—7 минут мозг нуждается в отдыхе для накопления энергии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_vospitateley_giperaktivnyy_rebenok.docx | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация воспитателей «Гиперактивный ребенок»
Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью — СДВГ) проявляется у детей в импульсивности, неустойчивости внимания, двигательной расторможенности. Таким детям трудно соблюдать предписания, сосредоточиться на занятиях, долгое время заниматься одним делом. Для них собственное желание «Я так хочу!» является более значимым, чем любые правила; даже четкое знание правил поведения отнюдь не является условием их выполнения. Интеллектуальный уровень и творческая активность у гиперактивных детей могут быть достаточно высокими, однако продуктивность выполнения задания невелика из-за повышенной утомляемости. Фаза сосредоточения составляет от 5 до 15 минут, после чего в течение 3—7 минут мозг нуждается в отдыхе для накопления энергии.
Естественно, что перечисленные выше особенности влияют и на процесс общения со взрослыми и сверстниками: неумение регулировать свое поведение, равно как и неспособность сдерживать ситуативные желания, может приводить к конфликтам. Для взрослых особой проблемой при взаимодействии с импульсивными детьми является невозможность контролировать ситуацию.
В основе гипердинамического синдрома могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности матери и родов, соматические заболевания раннего возраста, физические и психические травмы. Первые его проявления можно заметить уже в младенчестве, к 6—7 годам он достигает пика, в благоприятных случаях к 14—15 годам его острота сглаживается.
Выявить гиперактивного ребенка в детсадовской группе можно по критериям, предложенным психологами Г.Монина и К.Лютова.
Оценка, внимания:
- имеет много незаконченных проектов
- непоследователен в поведении
- не может долго удерживать внимание
- не слышит, когда к нему обращаются
- с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его
- имеет трудности в организации поведения
- теряет вещи
- избегает задач скучных и требующих умственных усилий
-часто бывает забывчив
Оценка сверхактивности:
- ерзает, крутится
- беспокоен (барабанит пальцами, двигается в кресле, забирается куда-либо)
- спит намного меньше, чем другие дети (даже в младенчестве)
- находится в постоянном движении, «с мотором»
- очень говорлив
Оценка импульсивности:
- отвечает уже до того, как его спросят
- не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях
- часто вмешивается, прерывает говорящего
- плохо сосредоточивает внимание
- не может отложить момент вознаграждения
- не может регулировать свое поведение, не умеет подчиняться правилам
-на некоторых занятиях спокоен, на других — нет (вариативность выполнения заданий).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных характеристик, воспитатель можно предположить, что ребенок является гиперактивным.
Коррекционная работа с гиперактивным ребенком наиболее эффективна, если она проводится параллельно с вмешательством психоневролога. Что касается воспитательных воздействий, то педагогу и родителю необходимо, прежде всего, учитывать особенности нервной системы ребенка.
Истощаемость внимания. Учитывая данную особенность, предлагайте ребенку поэтапное выполнение действий, инструкция должна быть простой и краткой. В обучающих занятиях используйте различные методы — чередование активности (вашей и ребенка), чередование деятельности — интеллектуальной и физической (показать что-либо мимикой, в движении, изобразить чувство, психогимнастический этюд). Смена деятельности — послушать, пересказать, рассмотреть картинки, представить, нарисовать, поиграть — не только позволяет ребенку получить разнообразный опыт, потренировать различные способности, но и поддерживает интерес к занятию. В качестве физкультминутки актуальными будут подвижные игры для развития внимания и наблюдательности. Конечно, не следует использовать сразу все методы, выбирайте наиболее соответствующие вашим целям и возможностям.
Физическая подвижность. Ели ее не удается ограничивать, то необходимо преобразовывать из спонтанной в конструктивную.
Неумение регулировать свои эмоции и поведение. Главная стратегия в работе с такими детьми должна быть направлена на повышение субъективной значимости правила и осознанности собственных действий. Необходимо, чтобы действие стало личностно значимым и эмоционально привлекательным. Лучше всего это достигается в играх с правилами. Для достижения развивающего эффекта в играх с правилами взрослый должен быть и организатором, и участником игры одновременно. В роли участника взрослый вызывает у детей интерес к игре, создает субъективную значимость правил, демонстрирует правильные действия; в роли организатора он следит за соблюдением правил, оценивает и контролирует результаты тех или иных действий детей. Следует заметить, что для ребенка до 5—6 лет предварительное объяснение правил, оторванное от реальных действий, неэффективно для регуляции его поведения. Правила должны выделяться постепенно, входе самой игры, действия которой неоднократно проиграны, т. е. необходимо опираться на опыт ребенка.
Кроме игр с правилами, следует использовать другие, тренирующие усидчивость, снимающие напряжение, подвижные, направленные на развитие умения соотносить свои действия с инструкцией, контролировать активность.
Для импульсивных детей очень полезны обсуждения их действий, организуемые взрослым, например, итог игрового занятия. Ребенку предлагается проанализировать игровые действия сверстников и свои собственные с точки зрения соблюдения (несоблюдения) правил, рассказать о возникших затруднениях. В процессе беседы взрослый задает стимулирующие вопросы, совместно с ребенком обсуждает альтернативные варианты действий, предлагает ему ту или иную стратегию, поведения. Такая совместная рефлексия позволяет ребенку в дальнейшем отслеживать и контролировать свои действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "Что такое гиперактивный ребенок?"
очень часто в группы детсого сада приходят дети "гиперактивные", и воспитатель не знает как себя вести с данным ребенком. В консультации рассказывается о гиперактивности, и о том как помочь ребенку с ...
Консультация для родителей: "Гиперактивный ребенок!" Воспитатель высшей квалификационной категории Ежова Н.В.
Гиперактивность представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Диагноз гиперактивности обычно ставится, когда родители жалуются, что ребенок слиш...
Викторина для воспитателей " Гиперактивный ребенок"
Викторина - закрепление по теме " Гиперактивные дети"...
Консультация "Воспитание гиперактивного ребенка в условиях логопедической группы детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Воспитание гиперактивного ребенка в условиях логопедической группы детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья.Если в группе находится гиперактивный ребенок, признаки Синдрома дифиц...
Учебно-методическое пособие для воспитателей "Гиперактивный ребенок- особенности детей и их воспитания"
Особенности воспитания гиперактивных детей....
Памятка для воспитателей "Гиперактивный ребенок"
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей.Проблема гиперактивности имеет большую педагогическую значимость в связи с высокой распространенность в детской популяции (5-9%). Клиническую карти...
практические рекомендации воспитателям гиперактивного ребенка
в консультации даны рекомендации по взаимодействии с гиперактивным ребенком...