практические рекомендации воспитателям гиперактивного ребенка
консультация по коррекционной педагогике
в консультации даны рекомендации по взаимодействии с гиперактивным ребенком
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_rekomendatsii_vospitatelyam_giperaktivnogo_rebenka.odt | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические рекомендации воспитателям гиперактивного ребенка.
Программа коррекции гиперактивных детей в условиях детского сада должна опираться на когнитивное развитие:
- Изменение окружения:
- изучите психологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
- работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя;
- измените режим занятий с включением физкультминуток;
- предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к Вам за помощью в случае затруднения;
- направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, полить цветы и т.д.
- Создание положительной мотивации на успех:
- введите знаковую систему оценивания;
- чаще хвалите ребенка;
- режим дня должен быть постоянным;
- избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку с СДВГ;
- используйте на занятиях элементы игры и соревнования;
- давайте задания в соответствии с возможностями ребенка;
- большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
- создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны;
- игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;
- стройте процесс воспитания на положительных эмоциях;
- помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
- Коррекция негативных форм поведения:
- способствуйте элиминации агрессии;
- терпеливо обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
- профессионально регулируйте его взаимоотношения с другими детьми.
- Регулирование ожиданий:
- объясните родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро;
- объясните родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного к нему отношения.
Помните, что:
- Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен: 1) специалистами; 2) после 8-ми летнего возраста ребенка; 3) по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.
- Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его.
- Эффективные результаты коррекции СДВГ достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологические и педагогических методов.
Упражнения для развития произвольности и самоконтроля
Для формирования произвольности и самоконтроля необходимо, прежде всего, развивать у детей понимание цели деятельности (что сделать), понимание программы деятельности (как сделать), понимание значимых условий деятельности (разбить программу на этапы), умение исправлять ошибки (самоконтроль). В первое время можно использовать образцы, эталоны, проговаривание ребенком всех действий вслух. Оптимальным для развития произвольности являются подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у школьников способности к построению собственной программы.
«Черепаха». Воспитатель встает у одной стены помещения, дети – у другой. По сигналу воспитателя дети начинают медленное движение на четвереньках к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты воспитатель подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самый последний. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем воспитатель обсуждает с группой трудности в выполнении упражнения.
«Кричалки - шепталки – молчалки». Для проведения упражнения из разноцветного картона необходимо приготовить три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда ведущий поднимает красную ладонь – «кричалку», то можно бегать, кричать, шуметь; желтую ладонь – «шепталка» является сигналом к тому, что нужно тихо передвигаться и перешептываться; синяя ладонь – «молчалка» означает, что дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой». После того, как дети в конце игры лягут на пол, можно включить спокойную музыку.
«Запретное движение». Воспитатель показывает различные движения. Дети должны их повторять, если к показу будет добавлено слово «пожалуйста» или если показанное движение не является запретным. Вместо запретного движения предлагается, например, не двигаться, или делать движение в противоположную сторону - шаг назад, если он был сделан вперед, или руки опустить, если педагог поднял их вверх.
«Говори». Воспитатель задает вопросы детям, но отвечать на них можно только тогда, когда будет дана команда: «Говори!».
«Царевна Несмеяна». Один из участников садится в центр круга, а остальные должны постараться рассмешить его. Ребенок, сидящий в центре, может условно называться «Царевной Несмеяной». Выигрывает тот, кто дольше других сумел продержаться, не засмеявшись. Для того чтобы избежать затягивания упражнения, т. е. чтобы не застревать на одном несмешливом участнике, можно назначать предельное время пребывания в роли «Несмеяны».
«Шалуны». Воспитатель по сигналу (удар в бубен, колокольчик и т. д.) предлагает детям пошалить: бегать, прыгать, кувыркаться. По второму сигналу все шалости должны прекратиться. Упражнение повторяется несколько раз.
Упражнения для элиминации (исчезновения) агрессивности и импульсивности
«Крик в пустыне». Участники садятся в круг, скрестив ноги «по-турецки», и по сигналу воспитателя начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперед, доставая руками и лбом пола.
«Каратист». Участники образуют круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Один из участников встает в обруч и превращается в «каратиста», выполняя резкие движения руками и ногами. Остальные дети вместе с воспитателем хором произносят: «Сильнее, еще сильнее…», помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию интенсивными движениями.
«Рубка дров». Каждый участник должен представить себе, что он рубит дрова из нескольких чурок. Он должен пантомимически поставить чурку на пень, высоко над головой поднять топор и с силой опустить его на чурку. Всякий раз при опускании топора он должен громко выкрикнуть: «Ха!». Затем поставить перед собой следующую чурку и рубить вновь. Через 2 минуты каждый участник говорит, сколько чурок он разрубил.
Упражнения для развития концентрации внимания
«Чайничек с крышечкой». Участники садятся в круг. Каждый из них пропевает песенку, сопровождая ее жестами:
«Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней)!
На чайничке – крышечка (левая рука складывается в кулак, правая – ладонью делает круговые движения над кулаком),
На крышечке – шишечка (вертикальные движения кулаками),
В шишечке – дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки),
Из дырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки).
Пар идет с дырочки,
Дырочка в шишечке,
Шишечка на крышечке,
Крышечка на чайничке».
При последующем повторении песенки, одно слово нужно поменять на «Гу-гу-гу», жесты сохраняются:
«Гу-гу-гу!
На чайничке – крышечка и т.д.».
«Что исчезло?». Перед каждым ребенком поочередно раскладываются предметы. Его просят внимательно посмотреть на них и запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, а воспитатель убирает один предмет. Задача ребенка - назвать исчезнувший предмет.
«Кто летает?». Дети садятся на полу полукругом, воспитатель называет предметы. Если предмет летает – дети поднимают руки, если не летает – руки у детей опущены. Когда воспитатель сознательно ошибается, детям необходимо своевременно удержаться и не поднять руку. Ребенок, который не удержался, должен заплатить фант и выкупить его в конце игры, выполнив какое-либо задание.
«Чужие колени». Детям предлагается сесть в тесный круг. Каждый участник кладет свои руки на колени соседям. Причем правая рука каждого оказывается на левом колене соседа справа, а левая — на правом колене соседа слева. В результате на собственных коленях у каждого участника оказываются руки его соседей по кругу: на левом колене — правая рука соседа слева, а на правой — левая рука соседа справа. Разобравшись с этим, можно приступать к выполнению упражнения. Упражнение ведется на выбывание. Тот, кто ошибся, убирает руку, которой была совершена ошибка. Упражнение заключается в том, чтобы руки хлопали по коленям соседей последовательно, не обгоняя друг друга. Поначалу это не так просто, как кажется, поскольку все руки расположены на чужих коленях и нужно внимательно следить, когда очередь дойдет до собственной руки, а не до собственного колена. Упражнение требует постоянной сосредоточенности. Как только сосредоточенность падает, участник ошибается.
«Сантики-фантики-лимпопо». Доброволец выходит за дверь. Его задача – угадать кто ведущий в круге (с кого начинается движение). Участники договариваются, кто будет задавать характер движения и двигаются по кругу, громко повторяя: «сантики-фантики-лимпопо». Примечание участникам: лучше повторять движения впереди идущего, а не смотреть на задающего ритм. «Разгаданный» ведущий выходит за дверь.
«Запаздывающие движения». Детям предлагается встать, глядя в затылок друг другу. Первым стоит ведущий. Он выполняет несложные движения, делая между ними паузу. Ребенок, стоящий за его спиной повторяет движения за ним, но с опозданием на одно движение (ведущий делает второе движение, а стоящий за ним выполняет первое). Ребенок, стоящий за вторым, тоже запаздывает на одно движение, но относительно второго игрока и т.д. Когда первое движение ведущего доходит до последнего играющего – ведущий меняется.
«Считалочки – бормоталочки». Воспитатель просит детей повторить фразу: «Идет – бычок – качается». Они должны несколько раз подряд произнести эту фразу. В первый раз они произносят вслух все три слова, во второй раз они произносят вслух только слова «Идет – бычок», а слово «качается» произносят «про себя», хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз они произносят вслух только слово «Идет», а слова «бычок – качается» произносят про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз дети произносят все три слова «про себя», заменяя их тремя хлопками. Итак, это выглядит следующим образом:
Вариант 1.
- Идет – бычок – качается.
- Идет – бычок – (хлопок).
- Идет - (хлопок) - (хлопок).
- (Хлопок) - (хлопок) - (хлопок).
Вариант 2.
- Ехал – грека – через - реку.
- Ехал – грека – через - (хлопок).
- Ехал – грека - (хлопок) - (хлопок).
- Ехал – (хлопок) - (хлопок) - (хлопок).
- (Хлопок) – (хлопок) – (хлопок) –(хлопок).
Вариант 3.
- Подарил – утенку – ежик – пару – кожаных - сапожек.
- Подарил – утенку – ежик – пару - кожаных – (хлопок).
- Подарил - утенку - ежик - пару – (хлопок) – (хлопок).
- Подарил – утенку –ежик – (хлопок) – (хлопок) – (хлопок).
- Подарил - утенку - (хлопок) – (хлопок) – (хлопок) – (хлопок).
- Подарил - (хлопок) – (хлопок) – (хлопок) – (хлопок) – (хлопок).
- (Хлопок) – (хлопок) – (хлопок) – (хлопок) – (хлопок) – (хлопок).
«Костер». Дети садятся на пол вокруг «костра» и выполняют соответствующие команды воспитателя. По команде (словесной инструкции) воспитателя «жарко» - дети должны отодвинуться от «костра», по команде «руки замерзли» – протянуть руки к «костру», по команде «ой, какой большой костер» – встать и махать руками, по команде «искры полетели» – хлопать в ладоши, по команде «костер принес дружбу и веселье» – взяться за руки и ходить вокруг «костра». Затем игра выполняется с ведущим ребенком.
«Развитие способности к произвольному переключению внимания». Детям предлагается построчно следить взглядом по строчкам листа и последовательно зачеркивать заранее заданные буквы, например, «к» и «р»:
а с ч к л ь д р к б ю ж х р ь о а у й ч б ъ х з р с я р б ю ж ш щ з е м а в ч
ц б р т и а с к ь л р ю д з р ь т м к л ю э з ь м к в у ф р н к р т ч ы з э ю р
к и м р е к у ы р ь б д т ю х з к р т в с ч к и т ь б д ж з щ р о к т ь д з р ь н к м а с б л д ж ю р к а м и ь б ю д ж щ г н к п т р а с м ж э з ь р т и м к в с а к р т ь о р к м и т ь б л р к р а к л ш о р ы ц ф р к м и т ь о р н е
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка.
Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Такому ребенку необходима помощь и поддержка взрослого....
Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка
Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка...
Практические рекомендации родителям. Гиперактивный ребенок.
Практические рекомендации родителям по общению с гиперактивным ребенком....
Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка
В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика “позитивной модели”, заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения и игнорировании нежелательного. Необходимым усло...
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА:
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА...
Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка
В домаВ домашней программе коррекции детей с СДВГ должен преобладать поведенческий аспект:...
Практические рекомендации педагогам гиперактивного ребенка. Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с ребенком с СДВГ
Практические рекомендации педагогам гиперактивного ребенка. Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с ребенком с СДВГ...