ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКОВ
статья (средняя группа)
В современном мире проблема художественно-эстетического развития человека вызывает год от года все больший интерес общества, т.к. согласно информации последних исследований роль данного процесса в развитии личности несомненно высока. В связи с чем определенно стоит задача в поиске оптимальных научных или практических видов деятельности для поиска оптимального образовательно-воспитательного процесса и инновационных форм организации художественного образования детей.
Актуальность темы исследования подтверждается тем, что наиважнейшая область воспитания ребенка отводится именно художественно-эстетического развитию. Данное воспитание не только позволяет познать нравственную сторону действительности, но и в достаточной степени обогатить эмоциональную сферу ребенка, получить больше чувственного опыта, повысить уровень нравственного развития, а также развить активность на познавательном уровне. Наукой доказан и тот факт, что художественно-эстетическое воспитание оказывает влияние и на физическое развитие ребенка, поэтому, именно ему отводится значительная роль в общем воспитательном процессе личности.
Как следствие, в ходе художественно-эстетического воспитания происходит художественно-эстетическое развитие личности.
Рассмотрим, что собой представляет художественно-эстетическое развитие. Данному понятию есть довольно много определений, но мы рассмотрим лишь некоторые из них.
В книге «Ребенок в мире творчества» под редакцией Н.А. Варки
можно найти такое выражение: «Педагогика определяет художественно-
эстетическое развитие детей дошкольного возраста как целенаправленный
процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного
воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве» [1, С.57].
И.Д. Запорожец, являясь достаточно известным и опытным педагогом в свою очередь определял художественно-эстетическое развитие как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает» [2, С.43].
Анализ научно-методической литературы по проблеме художественно-эстетического развития младших школьников позволил установить сущность художественно-эстетического развития.
По мнению А. И. Герцена и Н. П. Огарева, художественно-эстетическое развитие — это процесс целенаправленного воздействия, который формирует способность воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее [3].
По словам Т. С. Комаровой, «художественно-эстетическое развитие способствует формированию эстетических вкусов и нравственных идеалов младших школьников» [4, С.29].
Показателем успешного художественно-эстетического развития младших школьников М. М. Рукавицин считал всесторонне развитую личность — то есть образованную, прогрессивную, обладающую умением трудиться и желанием творить [3].
К средствам художественно-эстетического развития Б. Т. Лихачев относил создание определенного резерва элементарных эстетических знаний и впечатлений, необходимых для интереса к значимым предметам и явлениям в жизни детей [3].
Н. И. Киященко и Г. С. Лабковская подтверждали тот факт, что педагог должен умело подбирать по соответствующим художественно-эстетическому развитию параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать представлениям о красоте не только в глазах учителя, но и детей, а также общества в целом [3].
Изучив особенности художественно-эстетического развития в младшем школьном возрасте, мы отмечаем, что существенные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Школа, а, вместе с ней, — учителя, являются неотъемлемой и важной частью художественно-эстетического развития, так как в этом возрасте ребенок видит в них авторитет.
Художественно-эстетическое развитие личности наиболее благоприятно формированию в дошкольном возрасте. Современная система дошкольного образования должна быть направлена именно на обновление методико-
технологической составляющей образовательного процесса и практической
реализации художественно-эстетического развития детей дошкольного
возраста на основе качественного ресурсного обеспечения (использование
целесообразных эффективных средств, форм и методов обучения,
ориентированных на становление ребёнка в позиции «Я-творец», создание
условий для саморазвития всех участников образовательного процесса: дети,
педагоги, родители).
Рассмотрим на рисунке 1, какие задачи согласно ФГОС ДО стоят перед художественно-эстетическим развитием дошкольника в образовательной организации.
Рисунок 1 – Задачи художественно-эстетическое развитие (п.2.6 ФГОС ДО)
Художественно - эстетическое развитие ребенка не ограничивается только
тем, что должны сформироваться эстетические чувства, появиться художественный вкус, собственный взгляд и идеал. Помимо всего этого, художественно - эстетическое развитие позволяет ребенку проводить оценку таких показателей как красота, гармония исследуемого мира. Все эти возможности являются важнейшими элементами эстетической культуры личности. Процесс воспитания человека состоит в выработке в нем способностей
творчески преобразовывать мир в соответствии со своими целями и желаниями.
В ДОО художественно – эстетическое воспитание неразрывно связано с другими образовательными и воспитательными разделами общей педагогической системы.
На рисунке 2 отражены образовательные области, которые включены, согласно общеобразовательных программ в художественно-эстетическое развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников
В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...
Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.
Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...
Консультация для педагогов " Развитие художественно-эстетического творчества у дошкольников"
Если театр начинается с вешалки, то детский сад – с территории. С первых шагов ребенок попадает в удивительный мир! Эстетическое оформление прогулочных участков, наполнение их нестандартными формами (...
конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом
Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...
Развитие эмоциональной отзывчивости как условие успешного формирования основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёно...
Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой
Детская литература как часть общей литературы является искусствомслова. Её особенности определяются воспитательно-образовательнымизадачами и возрастом детей. Детская литератураспособствует развитию эс...
ЛОГОСКАЗКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ЛОГОСКАЗКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДАПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ В работе с детьми, имеющими р...