Центр Сенсорного развития
методическая разработка (младшая группа)
Центр Сенсорного развития
Детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.
Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного центра, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.
Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.
Сенсорный центр используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и педагогов дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поиско-экспериментальной деятельности детей.
Сенсомоторный центр в условиях группового помещения детского сада ¬это адаптированный вариант сенсорного уголка без приобретения дорогостоящего оборудования.
Сенсомоторный центр в группе предназначен:
• для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение);
• для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
• для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей.
• создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка.
• активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
• повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Так, в группах раннего возраста должно быть много материала на развитие тактильных ощущений. Используется большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Можно сделать массажные ванны для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.
В нашей группе сенсомоторный центр можно назвать “Развивай-ка”. Упражнения проводятся с помощью материалов уголка, с целью выделения цветов и оттенков в окружающем. Детям предлагается найти в природе (на участке детского сада, в группе, дома) предметы, цвет которых соответствует предложенной цветовой карточке. Так же здесь должны быть представлены материалы природного характера для игр на развитие тактильных ощущений. Дети, развивая руку, одновременно закрепляют знания о живой и неживой природе, последовательность времён года. На основе данных игр воспитателями реализовываются много дидактических игр и заданий.
Основные принципы организации сенсомоторного уголка:
• Доступность;
• Безопасность;
• Креативность;
• Разнообразие объектов.
Содержание сенсомоторного уголка в группе:
Зрение:
• Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки и другие приспособления, издающие интересные звуки.
Осязание:
• Кусочки меха, ткани, бумаги, различные материалы с разной фактурой.
• Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда)
• Выпуклые буквы, цифры.
• Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.
Обоняние:
Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.)
Вкус:
• Стаканчики, формочки, тарелочки, шпажки для подачи детям различных вкусов
Совместная деятельность воспитателя и детей вне занятий в сенсомоторном уголке.
• работа в раскрасках - штриховка
• пальчиковая гимнастика - шнуровка
• игры с конструктором - мозаика
• лепка из глины и пластилина
• нанизывание бус, бисера
• цветные клубочки ниток
Наш сенсорный центр очень разнообразный и в дальнейшем будет пополнятся .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornyy_tsentr.docx | 16.73 КБ |
pasport_tsentra.docx | 79.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Центр Сенсорного развития
Детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.
Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного центра, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.
Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.
Сенсорный центр используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и педагогов дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поиско-экспериментальной деятельности детей.
Сенсомоторный центр в условиях группового помещения детского сада ¬это адаптированный вариант сенсорного уголка без приобретения дорогостоящего оборудования.
Сенсомоторный центр в группе предназначен:
• для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение);
• для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
• для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей.
• создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка.
• активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
• повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Так, в группах раннего возраста должно быть много материала на развитие тактильных ощущений. Используется большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Можно сделать массажные ванны для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.
В нашей группе сенсомоторный центр можно назвать “Развивай-ка”. Упражнения проводятся с помощью материалов уголка, с целью выделения цветов и оттенков в окружающем. Детям предлагается найти в природе (на участке детского сада, в группе, дома) предметы, цвет которых соответствует предложенной цветовой карточке. Так же здесь должны быть представлены материалы природного характера для игр на развитие тактильных ощущений. Дети, развивая руку, одновременно закрепляют знания о живой и неживой природе, последовательность времён года. На основе данных игр воспитателями реализовываются много дидактических игр и заданий.
Основные принципы организации сенсомоторного уголка:
• Доступность;
• Безопасность;
• Креативность;
• Разнообразие объектов.
Содержание сенсомоторного уголка в группе:
Зрение:
• Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки и другие приспособления, издающие интересные звуки.
Осязание:
• Кусочки меха, ткани, бумаги, различные материалы с разной фактурой.
• Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда)
• Выпуклые буквы, цифры.
• Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.
Обоняние:
Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.)
Вкус:
• Стаканчики, формочки, тарелочки, шпажки для подачи детям различных вкусов
Совместная деятельность воспитателя и детей вне занятий в сенсомоторном уголке.
• работа в раскрасках - штриховка
• пальчиковая гимнастика - шнуровка
• игры с конструктором - мозаика
• лепка из глины и пластилина
• нанизывание бус, бисера
• цветные клубочки ниток
Наш сенсорный центр очень разнообразный и в дальнейшем будет пополнятся .
Предварительный просмотр:
Паспорт
центра познавательно - исследовательской деятельности
«Развивайка»
Воспитатели: Иванова Анна Сергеевна
№ | Название центра | Развивай-ка |
1 | Номер группы, возрастная категория детей | № 3 Вторая группа раннего возраста |
2 | Воспитатели | Иванова А. С., Гассан Т. В. |
3 | Предназначение центра | Сенсорный центр используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и педагогов дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поиско-экспериментальной деятельности детей. Сенсомоторный центр в группе предназначен: Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение); Для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности. Для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей. Создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка. Активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти). Повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников. |
4 | Цели | Создание условий для сенсорного воспитания детей раннего возраста в условиях ДОУ |
5 | Задачи | - создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности; - формировать умение ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, количестве); - воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.). -совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух. -продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. -упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.). -развивать умение детей называть свойства предметов. -выделять различные признаки и свойства объектов и явлений; -сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству; -устанавливать отношения сходства, тождества и различия (подбирать пары одинаковых предметов или их изображения); - осуществлять классификацию по одному признаку; -осущесвлять сериацию (на уровне практического действия собирать 3-5 местную матрёшку, пирамидку); - различать количественный состав (много-мало, пустой-полный, большой-маленький и т. д.) |
6 | Интеграция | Социально - коммуникативная область; художественно-эстетическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие. |
7 | Вид деятельности | игровая, художественная, обучающая, коррекционная, продуктивная. |
8 | Оборудование и материалы | коллекции: серия игр «Рыжий кот», серия игр «Что сначала, что потом», серия игр «Умный малыш» приборы: кинетический песок модели: трубопровод, бизиборды, сенсорный столик, сенсорная юбка, сенсорная ширма «Времена года». инструменты: лопатки, грабли, трубочки, ведерки |
9 | Методические и дидактические материалы | Игры (игротека): домино, мелкая мозаика, крупная мозаика, пирамидки, конструкторы, шнуровка, плоский конструктор, тематические часы, конструктор «Собери колечки», игра «Разноцветные крышечки», игра «Застегни пуговицы», игра «Разложи по цвету», лабиринт, мозаика «Техника», игра «Выложи рисунок», шуршавшие баночки, игра «Стучалка- забивалка», деревянный пазл, сенсорные кубики. |
10 | Картотека опытов и экспериментов | Картотека игр - экспериментов для детей в младшей группы. |
Формы работы с детьми | Формы работы по экспериментальной деятельности. - занятия; - беседы познавательно - эвристического характера; - знаково - изобразительные средства; - лабораторные работы; - прослушивание аудиозаписей; - дидактические и развивающие игры, упражнения; - сюжетно - ролевые игры; - эксперименты и опыты; - рассматривание картин; - наблюдения за живыми объектами и явлениями природы; - целевые прогулки; - работа в уголках природы; - предметные недели; - праздники, развлечения, вечера досуга; | |
11 | Взаимодействия с родителями | Консультации -«Экспериментируйте с детьми дома!», «Маленькими шагами в прекрасный мир!», «Детское экспериментирование.»; Буклет - «Элементарные опыты для вас и ваших детей». |
12 | Литература | - для детей: энциклопедия для малышей в сказках (Елена Ульева). - для педагогов: развивающие игры для малышей (А. С. Галанов), журнал «Дошкольное воспитание», просторы интернета. - для родителей: энциклопедии, журналы |
Дидактическая игра
«Собери цветок» в группе раннего дошкольного возраста
Аннотация: дидактическая игра «Собери цветок» предназначена для детей 2-3 лет и направлена на развитие памяти, внимания, логического мышления, цветоощущения. С помощью данной игры ребенок учится сортировать предметы по цвету, тренирует внимание и логику, укрепляет зрительное восприятие предметов. Игра предназначена для индивидуальной, совместной работы и самостоятельной деятельности ребенка.
Цель: закрепление представления о четырех основных цветах (синий, желтый, красный, зелёный), учить составлять цветок из лепестков и середины по цвету.
Задачи:
«Познавательное развитие» - развивать способность ребенка к анализу и классификации предметов по цветам
«Речевое развитие» - расширять словарный запас по теме: «цветы, лепестки одного/разного цвета»
«Социально-коммуникативное развитие» - развивать внимание, усидчивость, умение слышать вопросы воспитателя, включаться в игровой процесс. Развивать чувство прекрасного.
«Физическое развитие» - развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие предметов.
Материал:
Карточки с нанесенными на них изображением цветов – красные, желтые, синие, зеленые.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает на столе карточки с изображением цветов. Далее воспитатель берет лепесток определенного цвета и предлагает ребенку найти все лепесточки и серединку соответствующего цвета. Таким образом, заполняются все цветы на карточке.
Усложнение:
Воспитатель перемешивает между собой лепестки, предлагая ребенку путем логики и зрительной концентрации собрать цветы соответствующего цвета.
Дидактическая игра «Найди пару»
Дидактическая игра поможет в развитии мышления, памяти. Это поможет малышу правильно подбирать части картинок. Перед началом игры карточки должны быть разрезаны по пунктирным линиям.
Цели: развивать умение детей выделять форму предмета, цвета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания.
Ход игры:
Перед детьми на столе воспитатель кладёт разрезные картинки. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей.
Дидактическая игра «Найди тень»
Цель: Развивать умение детей находить заданные силуэты путем наложения.
Задачи:
-Развивать познавательную деятельность.
-Развивать у детей зрительное восприятие, внимание, мышление.
-Развивать приемы зрительного наложения.
-Развивать внимательность, наблюдательность, память и усидчивость.
Ход игры:
1 вариант. Воспитатель раздает детям цветные карточки с изображением различных предметов. Предлагает детям рассмотреть их. Далее воспитатель показывает тень (черно - белую) какой-либо картинки. Дети должны найти, среди имеющихся карточек, ту, которая соответствует нужному силуэту и наложить тень на имеющуюся у него картинку.
2 вариант. На одной стороне стола раскладываются силуэты (тени) картинок, на другой - цветные изображения картинок. Воспитатель предлагает детям разложить тени на цветные картинки.
3 вариант. Карточки с изображением предметов и их тени перевернуты. Воспитатель помогает детям правильно соединить предмет и его силуэт.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
"РАЗНОЦВЕТНАЯ ПОСУДА"
Цели игры: Развитие умения детей различать, соотносить и называть основные цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий. Развитие умение согласовывать прилагательные с существительными (красная чашка). Развивать слуховое и зрительное внимание.
Формирование элементарных представлений о предметах быта (посуда).
Задачи:
1. Развивать детей различать, соотносить и называть основные цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий.
2. Развивать умение узнавать предметы посуды по контурному изображению.
3. Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными (красная чашка).
4. Активизировать употребление обобщающего слова «посуда».
5. Развивать память, внимание, мышление, речь.
6. Воспитывать интерес к окружающим предметам.
Варианты игры:
«Разложи посуду по цветам»
Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть контурные изображения посуды, назвать её, определить цвет. Наложить картинки – посуду на соответствующие контурные изображения.
«Найди посуду по названию»
Ход игры: Предложить детям из нескольких карточек посуды выбрать и правильно наложить на игровые поля с контурным изображением предметы посуды, которые называет педагог. Например (найди только кастрюли; назови какого они цвета) и так далее.
«Вверху, внизу».
Ход игры: Педагог предлагает выбрать и наложить на цветовое поле с контурными изображениями посуды те картинки посуды, которые находятся вверху. Например (красная чашка, синяя тарелка) и так далее.
Настольная игра
«Плоский конструктор »
Изготовлена из материала : бумага «Фоамиран» (прорезиненная бумага)
Для изготовления игры вам понадобится: бумага «Фоамиран», ножницы, карандаш, линейка.
Социально-коммуникативное развитие:
Развитие игровой деятельности детей: ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
составлять целое из частей;
сравнивать, группировать и различать предметы по одному из признаков (цвет, форма, величина);
развитие внимания и памяти;
тактильные ощущения.
Взаимоотношение со сверстниками и взрослыми: развивать умение играть не ссорясь, делится со своим товарищем.
Познавательно речевое развитие:
Сенсорное развитие: формировать умение обследовать предметы, выделять их цвет, величину, форму;
упражнять в установлении сходства и различия между предметами (одинаковые, большой и маленький).
Развитие конструктивной деятельности: знакомство детей с деталями, с вариантами расположения строительных форм на плоскости;
сооружать элементарные постройки;
Формирование элементарных математических представлений: количество (один-много);
величина (большой -маленький).
Художественно-эстетическое развитие: Развитие детского творчества
Сенсорная адаптационно - дидактическая ширма «Времена года»
Дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста.
Дидактическое пособие «Сенсорная адаптационно -дидактическая ширма», создано в первую очередь для работы с детьми в период адаптации к детскому саду. Когда дети видят необычный новый для них предмет, который к тому же можно потрогать, изучить и даже найти внутри много интересного, они отвлекаются от своих переживаний и с удовольствием включаются в игру.
Основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, поэтому ширма решает не только проблему адаптации к детскому саду, но и развивает и обучает малыша.
Пособие универсально и может изменяться и дополняться, по мере привыкания детей новыми деталями. На помощь при изготовлении новых деталей можно призвать родителей.
«Ширма» включает в себя различные дидактические игры разной направленности.
Сенсорная ширма имеет для детей эффект новой игрушки – дети инстинктивно тянутся к педагогу. Любопытство заставляет манипулировать с деталями ширмы, двигаясь от одной к другой. Когда не получается справиться самому, дети вынуждены обратиться к воспитателю. Между взрослым и ребенком устанавливается зрительный и вербальный контакт, так необходимый для создания теплых и доверительных отношений.
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие мелкой мотрики.
Задачи:
• Обучающие – учит:
- различать понятия «много» и «один»;
- сравнивать предметы по форме;
- узнавать и называть фигуры (дождик, облачко, травка, листики, дерево и т.д.).
- различать и называть цвета.
• Развивающие – развивать:
- мелкую моторику рук;
- сенсорные навыки;
- представление о фигурах;
- память, внимание, логическое мышление.
Воспитывающие:
- эмоциональную отзывчивость;
- коммуникативные способности;
- теплые и доверительные отношения педагога и ребенка.
Изготовление пособия
В соответствии с ФГОС ДО пособие полифункционально, трансформируемо. Содержание его насыщенно, доступно, безопасно для детей. Ширма соответствует гигиеническим требованием.
«Ширму» можно использовать в индивидуальной, подгрупповой и групповой работе. Пособие легко переносить, следовательно, использовать в группе, на игровой площадке и дома.
Правила, при создании юбки:
#1064;ирма должна быть обучающей и развивающей.
#1064;ирма должна быть многофункциональна.
#1064;ирма должна быть привлекательна для детей.
#1064;ирмадолжна соответствовать гигиеническим требованиям.
#1064;ирма должна быть удобна для детей и педагога.
Для изготовления дидактического пособия «Ширма»,
были использованы следующие материалы:
- материал четырех цветов: красный, желтый, синий, зеленый;
- пластиковые трубы,
- нитки,
- иголки,
- ножницы,
- клей - пистолет,
На ширму нашиваются:
- липучки тканевые,
-аппликации из фетра.
Формы работы с пособием:
- дидактические игры;
- сюжетно-дидактические игры;
- игры – путешествия;
- игровые проблемные ситуации;
- игры-исследования.
Пособие вызывает у детей неизменный интерес при каждой встрече, способствует развитию эмоциональной сферы, снятию телесного и эмоционального напряжения, развитию мышления, внимания, памяти, усидчивости, фантазии, воображения и мелкой моторики.
Варианты игр с пособием:
- Составь картинку
- К какому времени года относится
- Признаки времени года
- Что не правильно и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Центр сенсорного развития в ДОУ
Полноценное личностное развитие ребёнка обеспечивается его непосредственным участием в практической деятельности. На становлении деятельности, прежде всего, и базируется развивающая среда дошкольного ...
Центр сенсорного развития
Любимое место наших малышей...
«Модель центра сенсорного развития для детей 1-3 лет в детском саду»
laquo;Модель центра сенсорного развития для детей 1-3 лет в детском саду»...
центр сенсорного развития
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. На основе ощущений и восприятия у детей формируется представление о пр...
Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ. Центр сенсорного развития в средней группе.
Данная презентация была представлена педагогом высшей категории Тонконоговой Н.В. на "Круглом столе" педагогов ГБОУ Школа №1852 по теме "Организация предметно-пространственной развивающ...
Презентация "МОДЕЛЬ ЦЕНТРА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
Мы все прекрасно знаем, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Как показывает практика, в на...
Оснащение центра сенсорного развития в ДОУ
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вк...