Дидактическая сказка как средство формирования основ речевой культуры дошкольников
презентация

Исакова Маргарита Александровна

презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей невского района г.Санкт – петербурга Дидактическая сказка как средство формирования основ речевой культуры дошкольников Подготовила Воспитатель Исакова Маргарита Александровна

Слайд 2

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Слайд 3

Культура речи – явление многоаспектное , главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, соответствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считается основными ступенями овладения литературным языком.

Слайд 4

Культура речи = Хорошая речь Богатство Точность Выразительность

Слайд 5

Формируя речевую культуру дошкольника очень важно научить его выражать свои мысли, грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своем рассказе, т.е. говорить связно. Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. Занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве, самом благоприятном периоде для овладения языком.

Слайд 6

В системе традиционных и нетрадиционных методов работы с детьми дошкольного возраста все большее значение имеет работа со сказкой . Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством в работе с детьми.

Слайд 7

Целесообразность использования сказочных произведений в работе по развитию речи дошкольников подчеркивали многие авторы: Н. В. Нищева , М. А. Поваляева, А. А. Гуськова , Л.Н.Шаманская, Л. Ю. Козина, Т . Д. Зинкевич-Евстигнеева и др.

Слайд 9

В настоящее время в работе по речевому развитию дошкольников используется большое количество разнообразных сказок: Сказки дидактические народные авторские психокоррекционные логосказки

Слайд 10

Доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии , Татьяна Дмитриевна Зинкевич -Евстигнеева разработала серию сказок дидактического плана с включениями различных упражнений для развития дыхания, артикуляционной моторики, уточнения артикуляции заданного звука, автоматизации, дифференциации звуков, сказки для обучения грамоте .

Слайд 11

Сказки легко запоминаются благодаря образности языка. Из сказки ребенок узнает много новых слов, крылатых выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному тексту, используя сравнения, метафоры, эпитеты, пословицы, поговорки и другие средства образной выразительности . Соответственно, у детей совершенствуется выразительность речи, расширяется словарный запас, повышается уровень связности диалогической и монологический речи.

Слайд 12

Дидактическая сказка - самая простая и ненавязчивая. Чаще всего её используют в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Цель дидактической сказки скромна - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык. Ну а кроме прочего - показать смысл и важность этого умения. Чаще всего такая сказка заканчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки).

Слайд 13

Круг знаний, умений и навыков, которым обучает дидактическая сказка, обширен. Это может быть замаскированный «под сказку» простой рассказ о том, как и зачем нужно внимательно переходить дорогу, как и зачем нужно поздравлять своих друзей с праздниками, например, с днём рождения, как и зачем нужно научиться самостоятельно одеваться или заваривать чай, как и зачем нужно убирать на место игрушки, как и зачем нужно быть вежливыми с окружающими людьми...

Слайд 14

Известный психолог и психотерапевт Дорис Бретт писала: «Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно».

Слайд 15

Одним из первых создателей дидактических произведений был Л.Н. Толстой. Он считал, что рассказ учителя даст ребенку намного больше знаний, чем сухой материал учебника. Поэтому сведения о природоведении, географии, истории дети Яснополянской школы получали в форме художественных рассказов. Но помимо обучающих задач эти рассказы содержат в себе и высокие воспитательные цели.

Слайд 16

Ярким примером одной из таких дидактических сказок Толстого является произведение «Муравей и голубка »:

Слайд 17

Для работы с дошкольниками можно брать готовые дидактические сказки, а можно, научиться придумывать их самим. Сказки можно сочинять о чем угодно, главное, чтобы ребенку было интересно.

Слайд 18

Иногда придуманные истории возникают спонтанно . Например:

Слайд 19

Чтобы научиться сочинять сказки, в качестве основы, для начала, можно использовать знакомые сюжеты ( « Колобок», «Теремок» и т.п.), «подстраивать» под них свои темы и «наполнять» необходимым содержанием.

Слайд 20

При использовании дидактической сказки в занятиях по развитию речи у детей повышается речевая активность. Дети учатся давать развернутые речевые характеристики сказочным героям, правильно оценивать взаимоотношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, понимать логику построения сюжета, сопоставлять сказки с приобретёнными знаниями.

Слайд 21

З анятия на основе сказочных произведений являются эффективными средством для формирования речевой культуры дошкольников, позволяют расширить словарный запас, нормализовать грамматический строй речи, формировать способности к точному высказыванию своих мыслей, повышают коммуникативную направленность речи детей.

Слайд 22

Использование сказочного материала в работе, значительно повышает уровень развития связности высказывания дошкольников и формирует представления об основных принципах построения высказывания, что делает речь детей логичной, последовательной и развернутой, т.е. сказка, в том числе, дидактическая, является эффективным средством формирования основ речевой культуры дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Представлены вашему вниманию дидактические игры, по пособию Павловой, для старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры. Игры можно использовать как предварительную работу...

Презентация на тему ВКР «КЛАССИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Презентация на тему ВКР «КЛАССИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Статья на тему: «КЛАССИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Статья «КЛАССИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Организация экскурсий и целевых прогулок в природу как средство формирования основ экологической культуры у дошкольников

Дошкольное детство - это время для формирования интереса к окружающей природе, возникновения нравственных и этических норм поведения, развитие эмоциональных впечатлений, которые надолго сохранятся в п...

Экологическое воспитание как средство формирования основ экологической культуры дошкольников

  В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитани...