Долгосрочный проект по выявлению одаренных и талантливых детей в ДОУ
проект (старшая группа)
Долгосрочный проект нацелен на максимальное раскрытие потенциальных возможностей детей. Основной формой работы с одаренными и талантливыми детьми являются занятия и вовлечение их в ту деятельность, в которой большей степени проявляются их способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_odarennye_i_talantlivye_deti_2023.docx | 23.49 КБ |
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" | 1.18 МБ |
Спортивно-интеллектуальная игра "Шашечный турнир" | 129.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгосрочный проект по выявлению одаренных и талантливых детей в ДОУ
Паспорт проекта
Наименование | Содержание |
Адресация проекта | Педагоги старших и подготовительных групп, специалисты ДОУ |
Направление деятельности | Просветительская. Практически-действенная |
Разработчики и исполнители проекта | Арбузова Н.Н. Коробейникова И.Н. Самкова С.Н. Стельмах Е.Д. Шибаев О.В. |
Тип проекта | Практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный |
Цель проекта | Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями |
Задачи проекта | 1.разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста. 2.Выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях ДОУ. 3. Разработать план мероприятий для развития творческой и психомоторной (спортивной) одаренности детей. 4.Повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей. |
Срок реализации | Сентябрь 2023 г.- май 2024 г. |
Ресурсы проекта | Помещения и оборудование ДОУ, специалисты |
Предполагаемые продукты | 1. подобраны методики для выявления талантливых и одаренных детей. 2.создан банк данных ДОУ талантливых и одаренных детей. 3. разработаны сценарии, конспекты для проведения. |
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Проблема одаренности и организации работы с одаренными и талантливыми детьми вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени. Это связано с возрастанием количества одаренных детей и с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве и усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Задача педагогов - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных проблем совершенствования системы образования.
Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Заниматься одаренными детьми совершенно необходимо, прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Современная система образования, в частности детские сады, испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей. В дошкольном возрасте происходит начальное формирование задатков, способность к какой-либо деятельности находится на стадии развития. По мнению В. Серебрякова, «задатки — это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться». Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов (логопеда, музыкального руководителя), родителей.
В связи с этим в ДОУ разработан долгосрочный проект по выявлению одаренных и талантливых детей в ДОУ, который нацелен на максимальное раскрытие потенциальных возможностей детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей со старшего дошкольного возраста, с учетом специфики интеллектуально-творческой одаренности ребенка. Проект разработан в соответствии с требованием ФГОСТ ДО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 1 января 2014 г. Основной формой работы с одаренными и талантливыми детьми являются занятия и вовлечение их в ту деятельность, в которой большей степени проявляются их способности.
Постановка проблемы.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможностей дошкольного возраста, как показывает практика, реализуется слабо. Это обусловлено тем, что у работников дошкольного образования отсутствуют необходимые знания и методы по выявлению и развития одаренных детей на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольного образования остро ощущается необходимость постановке целенаправленной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.
Возможные риски проекта.
1.Экономические: дефицит финансовых средств.
2. Психологические: сложившиеся стереотипы общественного сознания, особенности характеров и поведения участников проекта.
Основные этапы реализации программы:
1 этап - подготовительно-информационный
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Содержание |
1. | Создание творческой группы: определение состава группы, распределение функциональных обязанностей и направлений деятельности педагогов. | Сентябрь 2023 г. | Педагогический совет |
2. | Подбор комплекса диагностических методик | Сентябрь 2023 г. | Банк методик |
3. | Мониторинг на выявление способных и одаренных детей старших и подготовительных групп. | Сентябрь 2023 г. | Результаты мониторинга |
4. | Составление плана работы с талантливыми и одаренными детьми | Сентябрь 2023 г. |
2 этап - подготовительно-документальный
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Содержание |
1. | Разработка локальных актов (положение) | Октябрь-май | Положения, приказы |
3 этап - функциональный
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Содержание |
1. | Реализация плана работы по выявлению и сопровождению талантливых и одаренных детей | Октябрь – май | Проведение различных тематических конкурсов, выставок: |
Октябрь 2023 г | Районный конкурс «Куклантида» | ||
Ноябрь 2023 г | Творческий конкурс рисунков «Пусть всегда будет мама» | ||
Декабрь 2023 г. | Мероприятие «Семейные традиции» | ||
Январь 2024 г. | Интеллектуальный конкурс «Шашечный турнир» | ||
Февраль 2024 г. | Спортивное мероприятие «Быстрый, ловкий смелый» | ||
Март 2024 г. | Творческий конкурс «Маленькая фея» | ||
Апрель 2024 г. | Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | ||
Май 2024 г. | Конкурс стихов посвященный ко Дню Победы советского народа в ВОВ. Ораторское искусство «Победа- великое слово» | ||
Май 2024 г. | Творческий отчет ДОУ | ||
2. | Контроль за реализацией проекта | В течении года | Карта реализации мероприятий |
4 этап - обобщающий
№ | Мероприятие | Сроки реализации | Содержание |
1. | Осуществление итогового мониторинга в рамках проекта | Май 2024 г. | Данные мониторинга |
2. | Обработка данных, описание результатов. | Май 2024 г. | Заседание творческой группы |
3. | Обсуждение итогов развивающей работы с талантливыми и одаренными детьми, выявление проблем | Май 2024 г. | Выступление на педагогическом совете. |
4. | Обобщение материалов по работе с талантливыми и одаренными детьми | Май 2024 г. | Подготовка материалов для публикаций, презентаций на официальном сайте ДОУ. |
Ожидаемые результаты.
- создание банка данных «Одаренные и талантливые дети»;
- высокая динамика развития продуктивного творческого мышления талантливых и одаренных детей;
- повышение уровня индивидуальных достижений воспитанников в различных направлениях деятельности (творческой, спортивной);
- высокая динамика процентов участников и призеров конкурсов различного уровня;
- организация системы дополнительного образования;
- обогащение предметно – развивающей среды;
- повышение профессионального уровня педагогов по выявлению признаков одаренности у детей;
- повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.
Критерии эффективности проекта
1. Полученные результаты соответствуют ожидаемым, при наименьших ресурсов;
2. Педагогический опыт интересен коллегам;
3. Растет мотивация педагогического коллектива к широкому применению опыта;
4. К деятельности привлечены родители.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Смета по проекту «Одаренные и талантливые дети»
№ | Наименование товара | Количество | Цена |
1. | Фотобумага | 1 упаковка | 350 |
2. | Кубки | 5 шт. | 1250 |
3 | Набор шашек | 5 шт. | 895 |
4. | Шахматные доски | 5 шт. | 2500 |
5 | Мячи (маленькие) | 5 шт. | 1390 |
6 | Воздушные шары | 15 шт. | 120 |
7 | Обручи | 5 шт. | 3470 |
8. | Кегли | 15 шт. | 840 |
9. | ИТОГО: | 10815 |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОБЛЕМА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ
Доклад на тему : "Проблема поддержки и развития одаренных и талантливых детей"...
Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка одаренных и талантливых детей
Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дош...
Проект по теме «Выявление и создание условий для развития и поддержки одаренных и талантливых детей»
В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с талантливыми, одаренными и высокомотивированными детьми становится к...
ПРОЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ
Сохранение психологического и физического здоровья дошкольников...
Проект «Выявление и создания условий для развития и поддержки одаренных и талантливых детей»
СодержаниеВведение Обоснование актуальности ПроектаПояснительная записка Паспорт ПроектаЦелиЗадачиСрокиУчастникиЦенностные приоритетыОжидаемый результат проектной деятельности в целомЭтапы р...
Система работы по выявлению и сопровождению одаренных и талантливых детей
Система работы по выявлению и сопровождению одаренных и талантливых детей дошкольного возраста...
Работа с музыкально одаренными детьми Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.
Работа с музыкально одаренными детьмиВоспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех облас...