Примерная программа кружка по вязанию крючком в детском саду
рабочая программа
Программа кружка по вязанию крючком в детском саду для детей 5-7 лет (1-й год обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_volshebnyy_klubochek.docx | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Волшебный клубочек»
(1-й год обучения)
Направленность программы – художественно-эстетическая
Срок реализации программы – 2 года
Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа – 5-7 лет
Уровень программы – ознакомительный
1. Пояснительная записка
Концепция программы
Вязание - один из самых древних видов рукоделия, к тому же очень распространенный и любимый сегодня. В настоящее время вязание крючком относится к одному из видов декоративно-прикладного искусства и применяется для оформления одежды и интерьера комнаты, позволяет создать особые и неповторимые изделия.
Приобщение дошкольников к ручному труду, в частности к вязанию крючком, способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы.
В процессе занятий вязания крючком формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с рукоделием, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Досуговая деятельность предоставляет детям свободу выбора, развития художественно-творческих умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
Актуальность
Занятия в кружке вязания крючком позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.
У детей формируются навыки обращения с инструментами, которые необходимы для начала школьного обучения.
Новизна
Изучив ряд методических пособий и литературу по обучению детей дошкольного возраста рукоделию (см. список литературы), опыт работы детских садов, выявлено, что рукоделие включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.
Опыт работы с детьми позволил систематизировать и обобщить "наработанный" материал в программу кружка вязания крючком "Волшебный клубочек" для детей 5-7 лет.
Предлагается форма организации ручного труда детей в мини-группах.
Цель программы
Ознакомление старших дошкольников с доступным им по возрасту рукоделием – вязанию крючком и развитие художественно - творческих способностей детей, проявляющих повышенный интерес к рукоделию.
Задачи программы
Обучающая. Познакомить с историей, техниками работы по рукоделию и учить детей осваивать разные виды и способы вязания крючком.
Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус. Радость от совместного творчества.
Принципы содержания программы
Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.
Личностно-ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, в творческом процессе создается раскованная, стимулирующая творческую активность ребенка, атмосфера. В процессе совместной (дети – дети, дети – родители, дети – педагог) продуктивно-творческой деятельности ребенок учиться придумывать новое, вариативно мыслить и общаться с разными людьми.
Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс и естественное повышение его работоспособности.
Содержание программы
Содержание программы ориентировано на знакомство детей с историей вязания, инструментами и материалами для работы, возможностями освоения разных видов (воздушная петля, столбики с накидом и без накида) и способов вязания крючком (прямое вязание; треугольное вязание: от угла к углу; круговое вязание от середины и т.д.).
В программе в раздел "Азы вязания" входит конструирование, аппликация, вязание.
Программа предполагает широкое использование вязаных изделий, игрушек, панно, работ детей педагогов и родителей, для создания тематических выставок. Программа может быть использована как в системе дошкольного образования (художественная мастерская, студия) и в учреждениях дополнительного образования.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активно развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позицией и ощущением старшими дошкольниками "взрослости", желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Продолжительность реализации программы – 2 года.
Предусматриваются 2 этапа работы:
1 год обучения - "Азы вязания" с детьми 5-6 лет (старшая группа);
2 год обучения - "Первые изделия" с детьми 6-7 лет (подготовительная группа).
Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий с группой детей – не более 30 минут. Гибкая форма организации ручного труда, досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояния здоровья, уровень владения навыками вязания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения - физкультминутки, гимнастику для глаз. Комплексы пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз, физкультминутки воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены, как теоретические: рассказ воспитателя, беседы с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, занятие-сказка, посиделки, так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вязание изделия, конкурс работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
В работе студии принимают участие и родители воспитанников. Руководитель кружка организует совместные занятия для детей и родителей. Родители на практике видят, каких результатов добились их дети и приобретают знания для дальнейшего их развития в семье. Ребенок чувствует себя более уверенно в роли воспитателя, обучающего своих маму и бабушку, испытывает гордость за них.
Всестороннему развитию детей способствуют развлечения, организованные воспитателями и родителями.
Ожидаемые результаты
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
После 1 этапа (старшая группа) дети владеют элементарными умениями в работе с крючком, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):
-знают и выполняют правила безопасного пользования, крючком и иголкой;
-знают историю древнего рукоделия;
-правильно сматывают клубок;
-различают нитки (шерсть, синтетика);
-умеют вывязывать цепочку из воздушных петель;
-выкладывают узоры, буквы, цифры из вязаных цепочек.
Для детей старшей группы характерен репродуктивный характер труда, так как дети осваивают основы нового для них вида ручного труда – вязание крючком.
После 2 этапа (подготовительная группа) дети выполняют:
-вязание разных видов столбика (столбики с накидом и столбики без накида);
-осваивают разные способы вязания (прямое вязание, круговое вязание и треугольное вязание);
-учатся обвязывать носовой платок по краю;
-владеют умением вязать изделия (прихватки, салфетки);
-принимают участие в оформлении панно на выставку (умеют располагать вязаные цепочки, сочетая цветовую гамму и размеры элементов композиции);
-владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса;
-экономно расходуют материал, бережно обращаются с инструментами и поддерживают порядок на рабочем столе;
-используют ручные умения в повседневной жизни детского сад и семьи, проявляя при этом творчество.
Учебно-тематическое планирование 1 год обучения
№ | Тема | Всего занятий |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 1 |
2 | Учимся держать крючок. | 4 |
3 | Учимся правильно сматывать клубок. | 1 |
4 | Первые петельки. Изделия из петелек. | 9 |
5 | Цепочка из воздушных петель. Изделия из цепочек. | 30 |
6 | Изделия из замкнутых цепочек. | 7 |
7 | Столбики без накида. | 20 |
Итого: | 72 |
Календарно-тематическое планирование 1-го года обучения
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности | 1 | 1 | 0 |
2 | Учимся держать крючок. | 4 | 0 | 4 |
2.1 | Учимся держать крючок. Изделие «Солнышко» | 2 | 0 | 2 |
2.2 | Учимся держать крючок. Изделие «Пятачок спешит на День Рождения» | 2 | 0 | 2 |
3 | Учимся правильно сматывать клубок. | 1 | 0 | 1 |
4 | Первые петельки. Изделия из петелек. | 9 | 0 | 9 |
4.1 | Первые петельки. Изделие «Тучки» | 2 | 0 | 2 |
4.2 | Первые петельки. Изделие «Осеннее дерево» | 2 | 0 | 2 |
4.3 | Первые петельки. Изделие «Подсолнух» | 2 | 0 | 2 |
4.4 | Первые петельки. Изделие «Колючий ёжик» | 3 | 0 | 3 |
5 | Цепочка из воздушных петель. Изделия из цепочек. | 30 | 0 | 30 |
5.1 | Цепочка из воздушных петель. Освоение техники вязания | 2 | 0 | 2 |
5.2 | Цепочка из воздушных петель. Изделие «Гитара» | 5 | 0 | 5 |
5.3 | Цепочка из воздушных петель. Изделие «Улитка» | 4 | 0 | 4 |
5.4 | Цепочка из воздушных петель. Изделие «Осьминог» | 7 | 0 | 7 |
5.5 | Цепочка из воздушных петель. Изделие «Заснеженный домик» | 2 | 0 | 2 |
5.6 | Цепочка из воздушных петель. Изделие «Кто спрятался в клубочке?» | 3 | 0 | 3 |
5.7 | Цепочка из воздушных петель. Изделие «Карандашница» | 3 | 0 | 3 |
5.8 | Цепочка из воздушных петель. Изделие «Плывёт, плывёт кораблик» | 4 | 0 | 4 |
6 | Изделия из замкнутых цепочек. | 7 | 0 | 7 |
6.1 | Изделия из замкнутых цепочек. Изделие «Букет цветов» | 3 | 0 | 3 |
6.2 | Изделия из замкнутых цепочек. Изделие «Салфетка для куклы» | 4 | 0 | 4 |
7 | Столбики без накида. | 20 | 0 | 20 |
7.1 | Столбики без накида. Освоение техники вязания | 2 | 0 | 2 |
7.2 | Столбики без накида. Изделие «Юбочка для куколки» | 4 | 0 | 4 |
7.3 | Столбики без накида. Изделие «Сумочка для куколки» | 4 | 0 | 4 |
7.4 | Столбики без накида. Изделие «Яблоня с яблоками» | 2 | 0 | 2 |
7.5 | Столбики без накида. Изделие «Цыпленок» | 3 | 0 | 3 |
7.6 | Столбики без накида. Изделие «Черепаха» | 3 | 0 | 3 |
7.7 | Столбики без накида. Изделие «Морская звезда» | 2 | 0 | 2 |
Список литературы:
- Лыкова И.В. «Вязание крючком в детском саду»
- Карельская И.Ю. «Вязаная игрушка»
- Ракова С.А. «Вязание крючком» – Ярославль: Академия развития, 2002
- Фомичева Э.А. «Начинаем вязать спицами и крючком» – М.: Просвещение, 1991
- Ерёменко Т.И. «Кружок вязания крючком» – М., 1984
- Крулехт М.В. «Дошкольник и рукотворный мир» - СПб.: Детство-Пресс, 2003
- Белошистая А.В., Жукова О.Г. «Волшебные шнурочки» - М., АРКТИ, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное комплексно-тематическое планирование в старшей группе детского сада по программе "От рождения до школы"
Комплексно - тематическое планирование по программе " От рождения до школы" включает в себя все разделы непосредственно образовательной деятельности, организацию развивающей среды и взаимодейств...
Программа кружка для детей старшей группы детского сада. "Школа юного книголюба"
Программа кружкадля детей старшей группы детского сада."Школа юного книголюба" ...
программа работы кружка "Художественная гимнастика" на базе детского сада
Я работаю на базе детского сада уже более 10 лет.Занимаюсь с мальчиками и девочками художественной гимнастикой.Развиваю у деток координацию,пластику,гибкость,растяжку,силу и выносливостью.Все то, что ...
программа работы кружка "Художественная гимнастика" на базе детского сада
Я работаю на базе детского сада уже более 10 лет.Занимаюсь с мальчиками и девочками художественной гимнастикой.Развиваю у деток координацию,пластику,гибкость,растяжку,силу и выносливостью.Все то, что ...
Примерная программа кружка по прикладному творчеству для старших дошкольников.
Программа расчитана на детей 5-7 лет. Продолжительность обучения 2 года. В программу кружка входят ряд разделов "Работа с природным материалом", "Работа с бумагой и картонам", "Работа с соленым тестом...
Программа кружка по театрализованной деятельности в детском саду «Сказка» на 2018-2019 уч. год
Программа кружка по театрализованной деятельности в детском саду «Сказка» на 2018-2019 уч. год...
Методическая разработка занятия по теме «Аттестация по разделу программы «Волшебные пальчики» - «Вязание крючком»
Использование данной методической разработки итогового занятия по разделу «Вязание крючком» рассчитано на проведение с учащимися 1года обучения по дополнительной образовательн...