Примерная программа кружка по вязанию крючком в детском саду
рабочая программа

Программа кружка по вязанию крючком в детском саду для детей 5-7 лет (1-й год обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_volshebnyy_klubochek.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 «Волшебный клубочек»

(1-й год обучения)

Направленность программы – художественно-эстетическая

Срок реализации программы – 2 года

Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа – 5-7 лет

Уровень программы – ознакомительный

1. Пояснительная записка

Концепция программы

Вязание - один из самых древних видов рукоделия, к тому же очень распространенный и любимый сегодня. В настоящее время вязание крючком относится к одному из видов декоративно-прикладного искусства и применяется для оформления одежды и интерьера комнаты, позволяет создать особые и неповторимые изделия.

Приобщение дошкольников к ручному труду, в частности к вязанию крючком, способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы.

В процессе занятий вязания крючком формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительное восприятие окружающего мира.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с рукоделием, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

Досуговая деятельность предоставляет детям свободу выбора, развития художественно-творческих умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

Актуальность

Занятия в кружке вязания крючком позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

У детей формируются навыки обращения с инструментами, которые необходимы для начала школьного обучения.

Новизна

Изучив ряд методических пособий и литературу по обучению детей дошкольного возраста рукоделию (см. список литературы), опыт работы детских садов, выявлено, что рукоделие включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.

Опыт работы с детьми позволил систематизировать и обобщить "наработанный" материал в программу кружка вязания крючком "Волшебный клубочек" для детей 5-7 лет.

Предлагается форма организации ручного труда детей в мини-группах.

Цель программы

Ознакомление старших дошкольников с доступным им по возрасту рукоделием – вязанию крючком и развитие художественно - творческих способностей детей, проявляющих повышенный интерес к рукоделию.

Задачи программы

Обучающая. Познакомить с историей, техниками работы по рукоделию и учить детей осваивать разные виды и способы вязания крючком.

Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус. Радость от совместного творчества.

Принципы содержания программы

Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.

Личностно-ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, в творческом процессе создается раскованная, стимулирующая творческую активность ребенка, атмосфера. В процессе совместной (дети – дети, дети – родители, дети – педагог) продуктивно-творческой деятельности ребенок учиться придумывать новое, вариативно мыслить и общаться с разными людьми.

Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс и естественное повышение его работоспособности.

Содержание программы

Содержание программы ориентировано на знакомство детей с историей вязания, инструментами и материалами для работы, возможностями освоения разных видов (воздушная петля, столбики с накидом и без накида) и способов вязания крючком (прямое вязание; треугольное вязание: от угла к углу; круговое вязание от середины и т.д.).

В программе в раздел "Азы вязания" входит конструирование, аппликация, вязание.

Программа предполагает широкое использование вязаных изделий, игрушек, панно, работ детей педагогов и родителей, для создания тематических выставок. Программа может быть использована как в системе дошкольного образования (художественная мастерская, студия) и в учреждениях дополнительного образования.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активно развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позицией и ощущением старшими дошкольниками "взрослости", желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Продолжительность реализации программы – 2 года.

Предусматриваются 2 этапа работы:

1 год обучения - "Азы вязания" с детьми 5-6 лет (старшая группа);

2 год обучения  - "Первые изделия" с детьми 6-7 лет (подготовительная группа).

Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю.

Продолжительность занятий с группой детей – не более 30 минут. Гибкая форма организации ручного труда, досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояния здоровья, уровень владения навыками вязания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения - физкультминутки, гимнастику для глаз. Комплексы пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз, физкультминутки воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены, как теоретические: рассказ воспитателя, беседы с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, занятие-сказка, посиделки, так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вязание изделия, конкурс работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

В работе студии принимают участие и родители воспитанников. Руководитель кружка организует совместные занятия для детей и родителей. Родители на практике видят, каких результатов добились их дети и приобретают знания для дальнейшего их развития в семье. Ребенок чувствует себя более уверенно в роли воспитателя, обучающего своих маму и бабушку, испытывает гордость за них.

Всестороннему развитию детей способствуют развлечения, организованные воспитателями и родителями.

Ожидаемые результаты

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

После 1 этапа (старшая группа) дети владеют элементарными умениями в работе с крючком, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):

-знают и выполняют правила безопасного пользования, крючком и иголкой;

-знают историю древнего рукоделия;

-правильно сматывают клубок;

 -различают нитки (шерсть, синтетика);

-умеют вывязывать цепочку из воздушных петель;

-выкладывают узоры, буквы, цифры из вязаных цепочек.

Для детей старшей группы характерен репродуктивный характер труда, так как дети осваивают основы нового для них вида ручного труда – вязание крючком.

После 2 этапа (подготовительная группа) дети выполняют:

-вязание разных видов столбика (столбики с накидом и столбики без накида);

-осваивают разные способы вязания (прямое вязание, круговое вязание и треугольное вязание);

-учатся обвязывать носовой платок по краю;

-владеют умением вязать изделия (прихватки, салфетки);

-принимают участие в оформлении панно на выставку (умеют располагать вязаные цепочки, сочетая цветовую гамму и размеры элементов композиции);

-владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса;

-экономно расходуют материал, бережно обращаются с инструментами и поддерживают порядок на рабочем столе;

-используют ручные умения в повседневной жизни детского сад и семьи, проявляя при этом творчество.

 

Учебно-тематическое планирование 1 год обучения

Тема

Всего занятий

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

2

Учимся держать крючок.

4

3

Учимся правильно сматывать клубок.

1

4

Первые петельки. Изделия из петелек.

9

5

Цепочка из воздушных петель.  Изделия из цепочек.

30

6

Изделия из замкнутых цепочек.

7

7

Столбики без накида.

20

Итого:

72

Календарно-тематическое планирование 1-го года обучения

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности

1

1

0

2

Учимся держать крючок.

4

0

4

2.1

Учимся держать крючок. Изделие «Солнышко»

2

0

2

2.2

Учимся держать крючок. Изделие «Пятачок спешит на День Рождения»

2

0

2

3

Учимся правильно сматывать клубок.

1

0

1

4

Первые петельки. Изделия из петелек.

9

0

9

4.1

Первые петельки. Изделие «Тучки»

2

0

2

4.2

Первые петельки. Изделие «Осеннее дерево»

2

0

2

4.3

Первые петельки. Изделие «Подсолнух»

2

0

2

4.4

Первые петельки. Изделие «Колючий ёжик»

3

0

3

5

Цепочка из воздушных петель.  Изделия из цепочек.

30

0

30

5.1

Цепочка из воздушных петель.  Освоение техники вязания

2

0

2

5.2

Цепочка из воздушных петель.  Изделие «Гитара»

5

0

5

5.3

Цепочка из воздушных петель.  Изделие «Улитка»

4

0

4

5.4

Цепочка из воздушных петель.  Изделие «Осьминог»

7

0

7

5.5

Цепочка из воздушных петель.  Изделие «Заснеженный домик»

2

0

2

5.6

Цепочка из воздушных петель.  Изделие «Кто спрятался в клубочке?»

3

0

3

5.7

Цепочка из воздушных петель.  Изделие «Карандашница»

3

0

3

5.8

Цепочка из воздушных петель.  Изделие «Плывёт, плывёт кораблик»

4

0

4

6

Изделия из замкнутых цепочек.

7

0

7

6.1

Изделия из замкнутых цепочек. Изделие «Букет цветов»

3

0

3

6.2

Изделия из замкнутых цепочек. Изделие «Салфетка для куклы»

4

0

4

7

Столбики без накида.

20

0

20

7.1

Столбики без накида. Освоение техники вязания

2

0

2

7.2

Столбики без накида. Изделие «Юбочка для куколки»

4

0

4

7.3

Столбики без накида. Изделие «Сумочка для куколки»

4

0

4

7.4

Столбики без накида. Изделие «Яблоня с яблоками»

2

0

2

7.5

Столбики без накида. Изделие «Цыпленок»

3

0

3

7.6

Столбики без накида. Изделие «Черепаха»

3

0

3

7.7

Столбики без накида. Изделие «Морская звезда»

2

0

2

Список  литературы:

  1. Лыкова И.В. «Вязание крючком в детском саду»
  2. Карельская И.Ю. «Вязаная игрушка»
  3. Ракова С.А. «Вязание крючком» – Ярославль: Академия развития, 2002
  4. Фомичева Э.А. «Начинаем вязать спицами и крючком» – М.: Просвещение, 1991
  5. Ерёменко Т.И. «Кружок вязания крючком» – М., 1984
  6. Крулехт  М.В. «Дошкольник и рукотворный мир» - СПб.: Детство-Пресс, 2003
  7. Белошистая А.В., Жукова О.Г. «Волшебные шнурочки» - М., АРКТИ, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное комплексно-тематическое планирование в старшей группе детского сада по программе "От рождения до школы"

Комплексно - тематическое планирование по программе " От рождения до школы" включает в себя все разделы непосредственно  образовательной деятельности, организацию развивающей среды и взаимодейств...

Программа кружка для детей старшей группы детского сада. "Школа юного книголюба"

Программа кружкадля детей старшей группы детского сада."Школа юного книголюба" ...

программа работы кружка "Художественная гимнастика" на базе детского сада

Я работаю на базе детского сада уже более 10 лет.Занимаюсь с мальчиками и девочками художественной гимнастикой.Развиваю у деток координацию,пластику,гибкость,растяжку,силу и выносливостью.Все то, что ...

программа работы кружка "Художественная гимнастика" на базе детского сада

Я работаю на базе детского сада уже более 10 лет.Занимаюсь с мальчиками и девочками художественной гимнастикой.Развиваю у деток координацию,пластику,гибкость,растяжку,силу и выносливостью.Все то, что ...

Примерная программа кружка по прикладному творчеству для старших дошкольников.

Программа расчитана на детей 5-7 лет. Продолжительность обучения 2 года. В программу кружка входят ряд разделов "Работа с природным материалом", "Работа с бумагой и картонам", "Работа с соленым тестом...

Программа кружка по театрализованной деятельности в детском саду «Сказка» на 2018-2019 уч. год

Программа  кружка по театрализованной деятельности в детском саду «Сказка» на 2018-2019 уч. год...

Методическая разработка занятия по теме «Аттестация по разделу программы «Волшебные пальчики» - «Вязание крючком»

Использование данной методической разработки итогового занятия по разделу «Вязание крючком»  рассчитано на проведение с учащимися 1года обучения по дополнительной образовательн...