программа работы кружка "Художественная гимнастика" на базе детского сада
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Я работаю на базе детского сада уже более 10 лет.Занимаюсь с мальчиками и девочками художественной гимнастикой.Развиваю у деток координацию,пластику,гибкость,растяжку,силу и выносливостью.Все то, что им нужно для гармоничного развития личности.Также я готовлюпоказательные номера для родителей,с которыми дети выступают на утренниках и других мераприятиях детского сада и за его пределами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружка по художественной гимнастике | 49.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Данная программа имеет ярко выраженную интегративную направленность. В ней пластично соединены такие виды искусства, как танец и музыка, а также знания из области анатомии, физиологии, гигиены и медицины.
Программа рассчитана на двухгодичный цикл обучения детей в возрасте 5–7 лет. Занятия первого года обучения проводятся 2 раза в неделю по 25 минут, занятия второго года обучения – 2 раза в неделю по 30 минут.
Пояснительная записка
Модель физической культуры личности
При разработке этой программы составлена модель физической культуры личности, одной из составляющих которой являются социально-духовные ценности:
1) нравственность – физкультурно-спортивная этика поведения, общения, культуры;
2) волевые проявления – смелость, решительность, настойчивость и др.;
3) отношение к труду – трудолюбие, умение довести начатое дело до конца, осознанное желание трудиться;
4) эстетика – ощущения и оценка красоты движений, поз;
5) здоровый образ жизни – соблюдение оптимально здорового режима (учебы, питания, отдыха);
6) мировоззрение – высокий уровень знаний и убеждений.
Таким образом, в основу программы заложено духовно-нравственное и физическое воспитание ребенка средствами физической культуры и спорта, в частности, средствами художественной гимнастики.
Музыкально-ритмическое обучение
Широкая гамма выразительных средств художественной гимнастики постигается в программе благодаря музыкально-ритмическому обучению. Положительное влияние музыки проявляется в улучшении двигательной реакции, развитии музыкальных способностей, накоплении знаний. Музыка активизирует волевые усилия, вызывает сильные эмоциональные переживания и стремление к творчеству. Конкретные задачи музыкально-ритмического обучения состоят в том, чтобы научить детей:
- точно и правильно воспроизводить характер музыки, размер такта;
- воспроизводить посредством движения изменение темпа, ритма и динамики музыкального произведения.
Разнообразные формы музыкально-ритмического обучения в период предварительной подготовки, музыкальные игры (сюжетные или соревновательные), музыкально-двигательные задания, танцы и танцевальные связки, методы и средства обучения и воспитания, предлагаемые программой, позволяют не только благотворно влиять на физическое развитие девочек, способствовать приобретению необходимых знаний, умений и навыков, формировать нравственные и волевые качества, но и оказывать влияние на развитие так называемого женского начала, т.е. призваны помочь девочке осознать свою женскую индивидуальность, неповторимость, научиться видеть красоту вокруг себя и в себе. В этом заключается актуальность данной программы.
Цели и задачи
Цели программы:
– содействие физическому развитию ребенка средствами художественной гимнастики;
– создание благоприятных условий для личностного развития, творческой активности через приобщение к физической культуре;
– формирование потребности в здоровом образе жизни;
– содействие формированию грациозности, изящества, воспитанию хороших манер поведения, развитие пластики движений.
Задачи программы:
обучающие:
– обучать основам художественной гимнастики;
– помогать овладевать разнообразными двигательными умениями и навыками и закреплять их;
воспитывающие:
– стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребенка;
– сформировать жизненно важные гигиенические навыки;
развивающие:
– способствовать нормальному росту и укреплению здоровья ребенка;
– развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие его высокую дееспособность;
– содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
– формировать эстетический вкус, чувство гармонии.
Первый год обучения
Примерный тематический план
№ п/п | Тема | Всего | Теория | Практика | К концу первого года обучения учащиеся должны знать: – историю развития художественной гимнастики; уметь: – заниматься самостоятельно утренней гимнастикой; |
1 | Введение | 1 | 1 | – | |
2 | Гигиенические основы занятий | 3 | 2 | 1 | |
3 | Общая и специальная подготовка | 28 | 2 | 26 | |
4 | Прыжковые упражнения | 10 | 1 | 9 | |
5 | Танцевальные упражнения | 10 | 1 | 9 | |
6 | Акробатика | 25 | 1 | 24 | |
7 | Упражнения со скакалкой | 25 | 1 | 24 | |
8 | Упражнения с мячом | 25 | 1 | 24 | |
9 | Музыкально-ритмическая подготовка | 10 | 2 | 8 | |
10 | Показательные выступления | 7 | – | 7 | |
| Итого | 144 | 12 | 132 |
Особенности методики
В первый год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут. В возрасте 5–6 лет ребенок успешно овладевает основными видами движения, которые становятся более осознанными. У детей улучшаются двигательные реакции и координация. Поэтому перед детьми могут стоять довольно сложные двигательные задачи. Понятия и представления ребенка также развиваются. В 5–6 лет представления превращаются в понятия о явлениях, улучшаются наблюдательность и зрительно-осязательная ориентировка. Дети хорошо справляются с ориентировкой своего тела в пространстве. Однако внимание пока еще удерживается с трудом. Поэтому в процессе обучения надо использовать новые, ясные и краткие раздражители для удержания внимания детей. В этом возрасте целесообразнее использовать целостный метод обучения. Показ должен сопровождать и даже опережать объяснение. Однако для активизации мыслительной деятельности ребенка показ можно предварять описанием движения.
Существенную роль в обучении играет оценка качества выполнения движений с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка; при этом необходимо отмечать успехи всех детей и подбадривать тех, у кого пока что-то не получается.
В процессе занятий важно уделять внимание формированию морально-волевых качеств (настойчивость, организованность, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу), сопереживать его успехам и неудачам, быть заботливыми и внимательными друг к другу.
№ п/п | Тема | Содержание | Методические рекомендации |
1 | Введение | История развития художественной гимнастики. Краткое содержание и программа занятий. Правила поведения в спортзале | Необходимо осветить такие вопросы: для чего нужен спорт в раннем детстве (обратить внимание на значение физических упражнений для правильного развития); объяснить элементарные правила художественной гимнастики. Формы проведения: беседа, игра-испытание |
2 | Гигиенические основы занятий | – Гигиена занятий; | Формы проведения: беседа, рассказ |
3 | Общая и специальная физическая подготовка | Общая физическая подготовка Строевые упражнения: – построение; | При выполнении строевых упражнений необходимо добиваться строгого соблюдения интервалов и дистанций. При передвижении по залу используются маршевый шаг, различные виды ходьбы и бега с переменой темпа, ритма и скорости движения. Повторяется ранее усвоенный материал |
|
| Общеразвивающие упражнения: – для рук и плечевого пояса; | Дозировка зависит от степени подготовки и индивидуальной выносливости. Предложить выполнение упражнений под счет или музыку; вносить творческие задания, предлагая что-то изменить, выполнить упражнения по-другому (одному ученику или группе) |
|
| Игры и игровые упражнения: – сюжетные игры; | Перед началом игры учитель объясняет ее ход и правила. После игры необходимо дать объективный анализ поведения всех играющих, соблюдения ими правил |
|
| Специальная физическая подготовка Техническая подготовка 1. Базовые упражнения: – элементарные позы; | Упражнения следует выполнять с чередованием мышечного напряжения и расслабления, в разном темпе и ритме |
|
| 2. Специальные упражнения: а) упражнения в равновесии: – стойка на носках; | Можно включить соревновательный элемент: «А кто сможет сделать без ошибки?» |
|
| б) волны: – вертикальные и горизонтальные; | При обучении используются сюжетные игры: имитация движений крыльев птиц, бабочек, игры с размахиванием руками и их расслаблением |
|
| в) вращения: – переступанием; | Все виды вращений разучиваются сначала у опоры. Необходимо внимательно относиться к дозировке, так как многократное однообразное выполнение упражнений неблагоприятно влияет на вестибулярный аппарат |
4 | Прыжковые упражнения | – Выпрямившись; | При разучивании подскоков и прыжков важно эффективно использовать пружинящие движения ног. Обратить внимание на приземление с пальцев на пятки, полуприсед и выпрямление. В полете стремиться достичь предельной амплитуды |
5 | Танцевальные упражнения | – Шаг на полупальцах; | Так как эти движения несложны, целесообразно использовать целостный метод обучения. Для повышения интереса использовать сюжетные упражнения: «Кто ходит так тихо?», «Кто так высоко поднимает ноги?» |
6 | Акробатика | – Стойка на лопатках; | В ходе обучения исходить из возрастных особенностей и физической подготовленности детей. Использовать наглядные пособия и показ. Прибегать к образным сравнениям, активизирующим подражательные способности детей |
7 | Упражнения со скакалкой | – Качания и махи скакалкой; | Ввиду высокой интенсивности упражнений их требуется тщательно дозировать |
8 | Упражнения с мячом | – Перекаты по полу; | Упражнения с мячом могут выполняться в парах, в группах и индивидуально. Диаметр мяча – 12 см |
9 | Музыкально-ритмическая подготовка | Понятия: – музыкальный ритм; | Формы музыкально-ритмического обучения: музыкальные игры (сюжетные и соревновательные) для развития чувства ритма. Можно включать различные задания: воспроизводить звуки хлопками, топаньем |
10 | Показательные выступления | Подготовка номеров для выступления на различных мероприятиях |
|
Второй год обучения
Примерный тематический план
№ п/п | Тема | Всего | Теория | Практика | К концу второго года обучения учащиеся должны знать: уметь: – контролировать свое самочувствие; |
1 | Введение | 1 | 1 | – | |
2 | Гигиенические основы занятий. Здоровый образ жизни | 5 | 4 | 1 | |
3 | Общая и специальная физическая подготовка | 46 | 1 | 45 | |
4 | Прыжковые упражнения | 20 | 1 | 19 | |
5 | Танцевальные упражнения | 20 | 1 | 19 | |
6 | Акробатика | 25 | 1 | 24 | |
7 | Упражнения со скакалкой | 40 | 1 | 39 | |
8 | Упражнения с мячом | 40 | 1 | 39 | |
9 | Музыкально-ритмическая подготовка | 10 | 2 | 8 | |
10 | Показательные выступления | 9 | 2 | 7 | |
| Итого | 216 | 15 | 201 |
Особенности методики
На втором году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 30минут. На седьмом году жизни движения становятся более координированными и точными. В коллективной деятельности у детей формируются навыки самоорганизации и взаимоконтроля, они проявляют волевые усилия при выполнении заданий, и для них важен результат.
На каждом занятии необходимо четко ставить перед детьми задачу, дать возможность осмыслить ее и объяснить ход и способы выполнения задания. Ученик должен использовать объяснение, показ. Большое значение имеют четкий анализ и оценка деятельности детей, особенно по ходу выполнения упражнений. К этому процессу целесообразно привлекать и самих детей. В этом возрасте девочки успешно решают новые разнообразные задачи, раскрывают свои творческие возможности, артистичность.
№ п/п | Тема | Содержание | Методические рекомендации |
1 | Введение | – Правила поведения в спортзале; |
|
2 | Гигиенические основы занятий. Здоровый образ жизни | – Утренняя разминка; | Формы проведения занятий: диспут, беседа. Используются наглядные пособия |
3 | Общая и специальная физическая подготовка | Общая физическая подготовка Строевые упражнения: – строевой шаг; | Уделять внимание качеству выполнения упражнений, используя словесные приемы обучения. Ходьба выполняется под музыку |
|
| Общеразвивающие упражнения: – упражнения для развития отдельных групп мышц; | Составляется комплект ОРУ, который действует на все группы мышц. Особое внимание уделяется развитию гибкости. Комплексы составляются в соответствии со степенью двигательной готовности занимающихся. Девочки должны научиться оценивать болевое ощущение при растягивании, но до предела терпимости |
|
| Игры и игровые упражнения: – обучающие игры; | Можно начинать проведение коллективных игр (деление на команды). Важно воспитывать чувство уважения к сопернику |
|
| Специальная физическая подготовка (техническая) Базовые упражнения: – упражнения для правильной постановки ног и рук; | Правильная постановка ног и рук достигается с помощью классического экзерсиса. Основные элементы выполняются из облегченных исходных положений, чтобы избежать неблагоприятных воздействий на костно-связочный аппарат |
4 | Прыжковые упражнения | – Прыжки выпрямившись с поворотом от 45° | Прыжки выполняются после разминки. Переходить к более сложным прыжкам можно лишь после освоения простых. Дозировка должна соответствовать индивидуальным возможностям детей, чтобы предотвратить деформацию стопы |
5 | Танцевальные упражнения | Танцевальные шаги: – острый; | При разучивании танцевальных шагов используется целостный метод обучения, а при разучивании более сложных танцевальных шагов (полька, вальс) движения расчленяют |
6 | Акробатика |
| По мере усвоения акробатических элементов составляются композиции, которые выполняются под музыку. Важно обеспечить страховку на начальном этапе обучения |
7 | Упражнения со скакалкой | – Круги скакалкой; | Упражнения следует тщательно дозировать ввиду их высокой интенсивности. Изученные элементы можно закреплять, используя игры-эстафеты |
8 | Упражнения с мячом | – Передача около туловища; | Упражнения с мячом способствуют развитию ловкости, быстроты реакции, а также формированию пластичности и мягкости движений. Используются мячи диаметром 8–12 см |
9 | Музыкально-ритмическая подготовка | – Понятия: мотив, мелодия; | При показе и объяснении заданий следует учитывать возрастные особенности, чтобы дети правильно осмыслили характер и содержание музыки и сумели выразить это посредством движений. Задания надо стремиться делать творческими, разнообразными, активно воздействуя на воображение детей |
10 | Показательные выступления | Подготовка показательных номеров. Выступление на различных мероприятиях |
|
Третий год обучения
Примерный тематический план
№ п/п | Тема | Всего | Теория | Практика | К концу третьего года обучения учащиеся должны знать: – приемы оказания первой помощи; уметь: – четко выполнять базовые элементы; |
1 | Мое здоровье | 6 | 5 | 1 | |
2 | Общая и специальная физическая подготовка | 46 | 3 | 43 | |
3 | Прыжковые упражнения | 45 | 1 | 14 | |
4 | Танцевальные упражнения | 15 | 1 | 14 | |
5 | Акробатика | 10 | 1 | 9 | |
6 | Упражнения со скакалкой | 32 | 1 | 31 | |
7 | Упражнения с мячом | 32 | 1 | 31 | |
8 | Упражнения с обручем | 34 | 1 | 33 | |
9 | Музыкально-ритмическая подготовка | 11 | 2 | 9 | |
10 | Показательные выступления | 15 | – | 15 | |
| Итого | 216 | 16 | 200 |
Особенности методики
К 7–9 годам у детей начинаются структурные изменения в сердечной мышце и органах дыхания. Они повышают свои функциональные возможности и могут переносить более высокие нагрузки. Расширяется пространственная ориентация, повышаются наблюдательность и устойчивость внимания. Двигательная память ускоренно совершенствуется. Образное, конкретное мышление постепенно меняется, развивается способность к логическому мышлению. Имитационно-подражательная способность сменяется анализом, сенсомоторные связи улучшаются. Происходит переход от способности самостоятельно решать задачи к самостоятельному принятию решения и многократному повторению двигательного действия. Изменяются методы обучения – становится целесообразно использовать метод программированного обучения и метод круговой тренировки.
№ п/п | Тема | Содержание | Методические рекомендации |
1 | Мое здоровье | – Профилактика травматизма; | Темы освещаются в ходе бесед с использованием наглядных пособий |
2 | Общая и специальная физическая подготовка | Общая физическая подготовка Строевые упражнения: – ходьба в движении; | Целесообразно использовать приемы, развивающие осмысленное выполнение упражнений (команды, указания, зрительные ориентиры, элементы соревнования) |
|
| Общеразвивающие упражнения: – различные комплексы ОРУ; | Упражнения выполняются под музыку. Дозировка индиивидуальна |
|
| Игры и игровые упражнения: – подвижные игры; |
|
|
| Специальная физическая подготовка (техническая) Упражнения в равновесии: – заднее; Волнообразные движения: – боковая волна; Вращения: – одноименные повороты от 110° до 540°; | Разучивать упражнения следует сначала у опоры. Обращать внимание на мышечное напряжение в соответствующих частях тела, строго дозировать выполнение упражнений |
3 | Прыжковые упражнения | – Прыжок шагом с разбега; | При разучивании сложных прыжков применять метод расчленения на отдельные составляющие |
4 | Танцевальные упражнения | – Вальсовый шаг поворотом; | После освоения отдельных танцевальных элементов целесообразно составление танцевальных композиций |
5 | Акробатика | – «Мост» из положения стоя; | При выполнении сложных акробатических элементов педагог обязательно должен страховать учащихся, в обучении использовать наглядные пособия и показ. Целесообразно прибегать к образным сравнениям, которые активизируют подражательные способности |
6 | Упражнения со скакалкой | – Подкрутки; | Упражнения способствуют развитию динамичности, реакции, быстроты, пространственной ориентировки. После освоения отдельных элементов они соединяются в связки и композиции |
7 | Упражнения с мячом | – Перекаты по рукам и груди; | Необходимо добиваться выполнения движений с мячом синхронно с музыкой |
8 | Упражнения с обручем | – Махи одной и двумя руками; | Упражнения с обручем развивают ловкость, быстроту реакции. На начальном этапе обучения целесообразно использовать пластмассовый обруч уменьшенного диаметра (80–90 см) |
9 | Музыкально-ритмическая подготовка | – Беседы о знаменитых композиторах; | Используются музыкальные игры соревновательного характера |
10 | Показательные выступления | Участие в различных соревнованиях и выступления на мероприятиях |
|
Формы проведения занятий
Программа предполагает использование следующих форм организации занятий в системе дополнительного образования детей: занятие-игра, занятие-соревнование, занятие-поход (прогулка), показательные выступления, беседа, беседа-игра.
В зависимости от характера усвоения изучаемой темы обучение по мере необходимости проводится как групповое, коллективное, так и индивидуальное.
Предполагаемые результаты
В результате освоения данной программы происходит формирование у ребенка потребности к систематическим занятиям физической культурой, к соблюдению норм здорового образа жизни. Также формируется установка на освоение ценностей физической культуры, укрепление здоровья и культурное развитие в условиях физической активности, направленной на физическое совершенствование.
К концу программы обучающиеся:
– овладеют разнообразными двигательными умениями и навыками;
– приобретут навыки самоконтроля за состоянием здоровья;
– приобретут необходимые гигиенические навыки;
– разовьют физические и психомоторные качества;
– укрепят здоровье;
– научатся творческому самовыражению посредством двигательных действий;
– разовьют художественно-эстетический вкус, воображение и фантазию;
– научатся красиво, грациозно двигаться.
Диагностика результативности программы
Эффективность данной программы рассматривается в двух направлениях: личностном и внешнем.
Направление | Показатели | Информационный материал |
Личностное | Изменение личностных качеств ребенка | Наблюдения педагога, анкеты, тесты |
Внешнее | Сформированность познавательных и практических умений и навыков | – Результаты соревнований, конкурсы, участие в показательных выступлениях, праздниках; |
Контроль результатов обучения
Достижения ребенка сравниваются не со стандартами, а с исходными возможностями. Для этого используется стартовая диагностика. Дальнейшее отслеживание результатов обучения проводится в течение года и по итоговому тестированию в конце учебного года.
| Показатели | Методы определения |
Первая стартовая диагностика | – Уровень физического развития; | – Антропометрические данные; |
Вторая оперативная диагностика (в течение учебного года) | – Уровень физической подготовленности; | – Тесты; |
Третья итоговая диагностика (в конце учебного года) | – Уровень физической подготовленности; |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклорный кружок на базе детского сада
Фольклорный кружок на базе детского сада Музыка в дошкольном учреждении – источник особой детской радости. Ребёнок открывает...
Опыт работы "Фитбол-гимнастика в детском саду"
Из опыта работы. План работы кружка по фитбол-гимнастике на год в подготовительной группе ....
Из опыта реализации эффективных педагогических технологий и методик работы на базе детского сада
Образование - это индустрия, направленная в будущее.С.П.Капица В настоящее время педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий. Наше дошкольное образов...
программа работы кружка "Художественная гимнастика" на базе детского сада
Я работаю на базе детского сада уже более 10 лет.Занимаюсь с мальчиками и девочками художественной гимнастикой.Развиваю у деток координацию,пластику,гибкость,растяжку,силу и выносливостью.Все то, что ...
Участие в работе круглых столов, деловых игр и семинаров на базе детского сада
В детском саду проходят методические недели, проводятся различные мероприятия: семинары, деловые игры, открытые занятия, дни открытых дверей....
Родительское собрание на тему: «Организация логопедической работы с детьми на базе детского сада»
Родительское собрание на тему: «Организация логопедической работы с детьми на базе детского сада»...
«Из опыта реализации эффективных педагогических технологий и методик работы на базе детского сада»
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогической практике. Он возник еще в начале XX столетия в Америке. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гумани...