Программа кружка для детей старшей группы детского сада. "Школа юного книголюба"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа кружка
для детей старшей группы детского сада.
"Школа юного книголюба"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 37.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
для детей старшей группы детского сада.
"Школа юного книголюба"
"Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека"
В. Сухомлинский.
Пояснительная записка:
По словам Максима Горького, «книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего».
Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. Результаты исследований за последние десятилетия в ряде стран показали: читающие люди способны проблемно мыслить; имеют больший объем памяти и активное творческое воображение; лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов); точнее формулируют мысли и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении; более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении; чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Её особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения.
В круг детского чтения входят: произведения устного творчества русского народа и народов мира; классическая детская литература (отечественная и зарубежная) ; современная литература (русская и зарубежная) .
Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости и образности. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Основная задача воспитателя – прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
Дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ибо ребенок с интересом познает окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг. Книга нужна дошкольнику, чтобы увидеть весь многоликий мир, удивиться этому миру и понять его. А чтобы вовлечь дошкольника в мир книг, вызвать интерес к книгам нужно подобрать наиболее интересные для детей и эффективные для педагогов формы работы.
Программа нашего кружка составлена с учетом возрастных особенностей детей, при условии системного и планомерного обучения. Занятия проводятся еженедельно во второй половине дня воспитателями или воспитателями совместно с сотрудниками библиотеки в помещениях детского сада или в межпоселенческой детской библиотеке имени С.Т. Аксакова.
Цель программы:
- воспитание любви к книге и приобщение детей к чтению.
Задачи программы:
- знакомить детей с разнообразными жанрами литературных произведений, поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами.
- обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь в формировании грамотной речи.
- способствовать психофизиологическому развитию (фонематический слух, память, внимание, воображение, художественное и литературное творчество).
- воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.
Методы работы с книгой:
- Выразительное чтение вслух.
- Беседа о прочитанном.
- Рисование и лепка любимого героя.
- Игры и викторины для повторения и закрепления прочитанного.
Перспективный план работы кружка:
Месяц. | Тема. | Цель. | ||
Сентябрь. | 1. | "Экскурсия в детскую библиотеку". Знакомство с читальным залом, библиотекарем, его трудом. | Узнать как живут книги, вызвать интерес к ним. | |
2. | Беседа "Ее величество Книга". | Вызвать интерес к чтению художественной литературы. Раскрыть роль книги в жизни людей, показать значение книг и чтения для формирования интеллектуальных и творческих способностей детей | ||
3. | Беседа "Сказка мудростью богата". Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Познакомить детей с разнообразием русских народных сказок. Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложного жанра (волшебные сказки). Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя. | ||
4. | Знакомство с творчеством А.С. Пушкина. Чтение стихов об осени. | Познакомит детей с биографией и творчеством поэта. Воспитывать чуткость к художественному слову. Вызвать интерес к творчеству поэта, желание слушать его произведения. | ||
Октябрь. | 1. | Беседа «Откуда книга пришла» | Дать элементарные представления о том. Как создаются книги. | |
2. | Посещение группового мини музея книги. Экскурсия "Книги наших бабушек". | Дать детям представление о том как выглядели книги в прошлом век, какие в них были иллюстрации. | ||
3. | Конкурс «Оживим наши сказки». | Учить отмечать особенности сказки, понимать мотивы поступков героев, учить перевоплощаться, развивая интонационную выразительность. | ||
4. | Знакомство с творчеством Н. Носова. Чтение рассказа "Живая шляпа". | Познакомить детей с творчеством писателя Н. Носова. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературному произведению. | ||
Ноябрь. | 1. | Праздник «Посвящение в читатели» | Помочь маленьким слушателям стать читателями, прививать интерес, любовь, уважение к книге, как к источнику новой интересной информации. | |
2. | "Путешествие по русской ярмарке" | Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества. Вызвать интерес к фольклору. | ||
3. | Знакомство с творчеством Ю. Васнецова. Продуктивная деятельность: рисование "Любимые герои сказок". | Расширять представления о творчестве художника - иллюстратора детских книг. | ||
4. | "Чудо - дерево" - викторина. | Закрепить знания о произведения К.И. Чуковского. | ||
Декабрь. | 1. | Вечер «Наши любимые книжки – малышки». Игра "Книжкина больничка". | Знакомить с изданиями разного формата. Знакомить детей со способами ремонта книг, закрепить правила пользования ими. | |
2. | "Как появилась книга". Посещение выставки группового мини - музея, экскурсия " от гусиного пера до современной авторучки". | Познакомить детей с историей возникновения письменности, бумаги, книги. | ||
3. | "Путешествие по русской ярмарке" (продолжение). | Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества. Вызвать интерес к фольклору. | ||
4. | Знакомить детей с творчеством Э. Успенского. Чтение произведения "Разгром". | Познакомить детей с творчеством писателя. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературному произведению. | ||
Январь. | 1. | "Час зимней сказки". Дидактическая игра «Письмо доброго сказочника». | Раскрыть значение книг в жизни ребят. Побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. | |
2. | Театрализованное представление "Пришла коляда - открывай ворота". | Расширять представления о русских традициях и обычаях, фольклоре. | ||
3. | "Путешествие по стране Загадайка. | Поддерживать интерес к устному народному творчеству. | ||
4. | Знакомство с творчеством А. Линдгрен. Чтение произведения "Карлсон, который живет на крыше". | Знакомить детей с творчеством зарубежной писательницы. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературному произведению. | ||
Февраль. | 1. | Посещение ребятами межпоселенческой детской библиотеки. | Обмен книжек, учить делиться впечатлениями от них. Формировать интерес к профессии «библиотекарь», уважение к его труду. Воспитывать любовь к книге, развивать умение аккуратно, бережно с ней обращаться. | |
2. | «Незабытая горница». | Познакомить детей с устным народным творчеством, формировать целостное его восприятие, воспитывать уважительное отношение к народному творчеству, развивать память, кругозор, эмоциональную сферу ребенка. | ||
3. | Знакомство с творчество Л.Н. Толстого. Чтение были "Косточка". | Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев. Знакомить детей с творчеством одного из величайших писателей мира. | ||
4. | Посещение группового мини-музея, экскурсия "Современные книги". Продуктивная деятельность: "Книжки - самоделки". | Знакомить детей с разновидностями книг, разными вариантами их оформления. | ||
Март. | 1. | Беседа «Как дома живут ваши книги». | Узнать , есть ли книжная полочка дома, читают ли они дома вместе с родителями, вызвать интерес к такого рода деятельности. | |
2. | Знакомство с творчеством писателя В. Бианки. Экскурсия в групповом мини - музее "Книги о природе". | Развивать интерес к познавательной литературе. | ||
3. | «В стране вообразилии». | Развивать творческое воображение, формировать способность передавать с помощью мимики, жестов, движений различные эмоции. Познакомить детей с новыми литературными персонажами, создать мотивацию для общения с ними, воспитывать бережное отношение к книгам. | ||
4. | Комментированное чтение стихотворения Е. Благиной "Посидим в тишине". | Помогать детям выразительно с естественной интонацией читать стихи, участвовать в инсценировке. | ||
Апрель. | 1. | Путешествие в страну «Умейка». | Починка книг, подбор необходимого материала – бумага, клей и т.д., оформление коробочек аппликацией. | |
2. | Посещение в детской библиотеке выставки книг о космосе и космонавтах. | Знакомить с разновидностями познавательной литературы. | ||
3. | «В царстве мира, добра, дружбы и красоты». | Развивать творческое воображение. Познакомить детей с новыми литературными персонажами, создать мотивацию для общения с ними, воспитывать бережное отношение к книгам. | ||
4. | "Кто такой поэт?" Викторина "Час поэзии. | Приобщать детей к поэзии, учить понимать и ценить красоту русского языка, чувствовать «музыку» стиха. познакомить с русскими поэтами С. Есениным, М. Цветаевой, Ф.И. Тютчевым и др. | ||
Май. | 1. | "Сказка - ложь, да в ней намек" - КВН. | Закрепить знания детей о разнообразных русских народных сказках. Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя. | |
2. | «Встреча памяти» | Расширять знания о Родине. Формировать умение прослушивать произведения о войне. Воспитывать патриотические чувства. | ||
3. | "Час периодики - что приносит почтальон маленьким детишкам". | Познакомить с разновидностями детских журналов, историй их возникновения, способами обращения с ними. | ||
4. | Итоговая литературная викторина. | Закрепить и систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, особенностях разных жанров художественных произведений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая образовательная программа для детей старшей группы МБДОУ детский сад №100 «Маячок» комбинированного вида (по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
рабочая программа для старшей группы 2015 - 2016 учебный год...
НОД по правилам дорожного движения в подготовительной группе детского сада "ШКОЛА СВЕТОФОРА"
Игровое занятие по ПДД "Школа светофора" в ДОО....
Сценарий развлечения на 23 февраля для старшей группы детского сада «Школа молодого бойца»
Цель: Формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом....
Игра - викторина по ПДД в старшей группе детского сада «Школа дядя Стёпы»
Игра - викторина по ПДД в старшей группе детского сада «Школа дядя Стёпы»...
Спортивное развлечение по гражданской обороне для детей старшей группы детского сада « Юные спасатели».
Цель: Познакомить детей с понятием «Чрезвычайная ситуация», учить правильно действовать во время возникновения ЧС, закрепить у детей навык действия в чрезвычайных ситуациях через эста...
Программа кружка в старшей группе детского сада «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше ...