Выступление на педагогическом совете "Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр"
материал

Настасья Геннадьевна Калуциди

Теоретическая часть  (конспект)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_otkrytogo_zanyatiya_konspekt_2024.docx24.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр»

Подготовила:

музыкальный руководитель

Калуциди Н.Г.

Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр

В воспитании детей дошкольного возраста большое место отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения и музыкально-ритмических движений. Через приобщение к музыкальному искусству в ребенке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал.

Все дети от природы музыкальны. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше.

Многие психологи и педагоги под музыкальными сенсорными способностями понимают качество восприятия, позволяющее ребенку различать отдельные компоненты музыкальных звуков: высоту, тембр, длительность, силу; качество активного вслушивания, музицирования, обследования детьми музыкальных звуков в их выразительных отношениях, наглядно-действенное ознакомление с музыкальными эталонами.

 Развитие музыкально — сенсорных способностей при обучении пению, игре на детских, музыкальных инструментах помогает ребенку вслушиваться и внимательно относиться к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям, связывая это с определенными пространственными представлениями (выше — ниже, длиннее — короче). Постепенно у детей в процессе музыкальной деятельности формируются способности: мелодический слух, точное самостоятельное пение несложных песен, чувство движения, ритма, динамики, музыкальная восприимчивость и музыкальная память, активизируется слуховое внимание, появляются накопления первоначальных ориентировок в языке музыки.

Некоторые свойства звуков дети различают легко (тембр, динамика), другие – с большим трудом (звуковысотные, ритмические отношения).

Как писала Н.А. Ветлугина: «Музыкально-сенсорное воспитание проходит в музыкальной практике. В любом ее виде развиваются почти все сенсорные способности. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действия, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки»».

Основное назначение музыкально-дидактических игр и  пособий  – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике, способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. И это, по мнению Л.Н. Комиссаровой, является очень «важным аспектом развития у детей музыкальной культуры».

Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий и сюжета, а также могут не использовать зрительную наглядность. Особенностью музыкально-дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми самостоятельно вне музыкальных занятий.

Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями).

Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

Первоначально нужно использовать музыкально-дидактические игры, моделирующие звуковысотные и ритмические отношения мелодии, так как основные музыкальные способности лежат в основе переживания выразительного содержания именно звуковых и ритмических движений.

Музыкально-дидактические игры применяются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

Осваивают музыкально-дидактические игры дети постепенно. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. В начале воспитатель является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или во время других режимных процессов. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности, в том числе и самостоятельной. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления.

Музыкальные игры и пособия можно классифицировать по возможностям в развитии ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. При этом развитие музыкально-сенсорных способностей (прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную роль. Осознание этих соотношений с помощью моделирования свойств музыкальных звуков помогает воспроизведению их детьми.

Все музыкально-дидактические игры условно делятся на три группы:

  1. Игры, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш)«Солнышко и тучка»«Подбери музыку»
  2. Игры, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. «Узнай сказку»«Подбери картинку»
  3. Игры, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. «Музыкальный домик»«Кого встретил колобок?».

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Как показывает практика, систематическое применение музыкально-дидактических игр и пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

Музыкально-дидактические игры, способствующие развитию музыкально-сенсорных способностей.

(Развитие музыкально-сенсорных способностей детей в младшей группе).

  1. Игра на развитие звуковысотного слуха

Птицы и птенчики

Ход игры: У каждого ребенка по одной игрушке или картинке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки. Дети слушают звуки, если звук высокий, дети поднимают картинку с птенчиком, если звук низкий – поднимают картинку с птицей.

Игровой материал: Картинки или игрушки с большой птицей и птенцами.

  1. Игра на развитие чувства ритма

Картинки и имена

Ход игры: Ребёнок произносит своё имя громко и чётко, потом прохлопывает его: Та-ня, Се-рё-жа… Ребёнок называет себя ласково: Та-неч-ка – и протягивает какой-нибудь слог. Отхлопывает ритм в ладоши. То же с картинками и игрушками. Например: Кош-ка, ко-шеч-ка.

  1. Игра на различие динамики

Весёлый и грустный заяц

Игровой материал: картинка с весёлым зайчиком (с морковкой) и картинка грустного зайца (в зимнем лесу).

Ход игры: музыкальный руководитель показывает картинки и проигрывает пьесы соответствующие характеру картинок. После прослушивания каждой пьесы определятся её звучание (быстрое, весёлое, громкое или медленное, печальное, тихое).

  1. Игра на различие тембровой окраски (подвижная игра), чувство ритма и изменение темпа, развитие моторики (двигательная активность, пространственная ориентация, формирование умение координировать и согласовывать движения с  темпом и ритмом музыки, развитие быстроты двигательной реакции)

В лесу («Зайка скачет по кусточкам»)

Ход игры: Дети, посмотрите, какой красивый лес (показать на  слайде), здесь березки, елки, ягодки. Какие животные живут в  этом лесу? Кто там прячется за елочкой? Дети по предварительному разучиванию выстраиваются в круг и выполняют определенные движения.

  1. Тихие и громкие звоночки

Игровой материал: Погремушки или шумовые игрушки по числу детей.

Ход игры: Исполняется песня Р.Рустамова.

1. Ты звени, звоночек, тише,

Пусть тебя никто не слышит. 2 раза

2. Ты сильней звени, звонок,

Чтобы каждый слышать мог! 2 раза

На 1-й куплет дети тихо звенят, на 2-й – громко.

  1. Игра на различие тембровой окраски

На чем играю «Веселые инструменты»

Цель: Упражнять детей в различении звучания дет.муз. инструментов: бубны, погремушка, барабан, колокольчик, знать песню «Весёлые инструменты» Картушиной (оркестр на р.н.п. Веселые гуси)

Подводя итог, необходимо отметить, что именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка, в том числе и музыкально-сенсорных. И развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя и осуществляться различными методами и средствами, в  том числе с помощью музыкально-дидактических игр и пособий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и пособий

По утверждению специалистов, дошкольный возраст – синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От...

Методическая система работы. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры.

АктуальностьРазвитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться разли...

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр....

Педагогический проект "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"

Одним из важнейших средств развития музыкальности у ребенка являются музыкально-дидактические игры. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основ...