Статья "Музыкальная игра-сказка, как инновационный подход к развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста"
статья

Кузнецова Екатерина Викторовна

В данной статье рассмотрим музыкальную игру-сказку, как средство инновационного подхода в развитии  музыкальных способностей у дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kuznetsova_e.v.docx18.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                      Кузнецова Екатерина Викторовна

                                            музыкальный руководитель

                                                               «МБДОУДетский сад №215 «Калинка»

                                                     Сормовского р-на ,г.Н.Новгорода

                           MDOU215@ya.ru

                  тел.2231713

Музыкальная игра-сказка, как инновационный подход к развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

         В данной статье рассмотрим музыкальную игру-сказку, как средство инновационного подхода в развитии  музыкальных способностей у дошкольников.

        Сегодня современный мир трудно представить без инновационных технологий. На данном этапе информационного развития, инновации играют важную роль и в образовательной деятельности дошкольников. Используя инновационный подход в своей работе, музыкальный руководитель развивается как личность и приходит к осознанию своей полезности в коллективе и обществе, что способствует повышению его самооценки. Можно смело предположить, что путь руководителя, владеющего и  использующего инновационные технологии, будет  успешным, интересным и стопроцентным в достижении цели, которой является- развитие музыкальных способностей дошкольников. Таким образом,  использование интерактивных технологий и современных компьютерных программ является актуальным и обоснованным шагом в повышении качества обучения воспитанников дошкольного возраста.

         Цель статьи состоит в выявлении фактов, которые будут указывать на то, что музыкальная игра-сказка действительно может носить инновационный характер. И то, что музыкальная игра-сказка является средством формирования и развития музыкальных способностей у дошкольников.

        Музыкальная игра- сказка представляет собой развернутую творческую сюжетно-ролевую игру, являющуюся высшим интегрированным видом игры, объединяющим разные виды искусства- музыку, литературу, изобразительное искусство, театр. Музыкальное оформление  такой сказки несет в себе ценностное содержание, если она озвучена классической музыкой разных эпох и стилей или народной. Всю сложную работу по оформлению  сказки, а это и чтение  текста сказки, отбор музыкального сопровождения, чтобы каждый образ сказки имел свою музыкальную характеристику, созвучную по эмоциональному содержанию, берет на себя музыкальный руководитель.  К каждому персонажу подбирается музыкальная характеристика, по типу лейтмотива( фрагменты классических произведений разных эпох или народная музыка), таким образом, что музыка «откликается» на развитие сюжета, кульминации, драматургию сказки, создает настроение, созвучное переживаемому героями сказки, передает картины и звуки природы, образы животных и птиц. В такой непростой подготовительной работе на помощь приходят инновационные технологии(компьютерные программы): Microsoft Word – для работы с текстом; PowerPoint – для создания презентаций; Adobe Audition – для работы с музыкальными файлами; Photoshop – для работы с фотографиями; Nero express – для записи информации на диск; Nero vision – для работы с видео файлами; Adobe Reader – программа для работы с отсканированным текстом; ProShow Producer – создание видеоклипов, флэш презентаций; Movavi – видео конвертер. Транслирование информации через проектор на экран дает возможность зрительного восприятия и способствует усилению эмоциональной отзывчивости у детей.

         Музыка, являясь эмоциональным стержнем, побуждает ребенка выразить свое отношение к ней, героям и событиям сказки с помощью разных видов музыкальной деятельности, прежде всего, ритмопластики. По ходу сказки дети слушают музыку, передавая её характер в ритмопластических импровизациях, в танцах( с фиксированными движениями и свободных), песнях и песенных импровизациях, в игре на музыкальных инструментах. Для того, чтобы данный творческий процесс у детей проходил максимально интересно, музыкальный руководитель использует различные инновационные технологии.  Из этого следует, что музыкальная игра-сказка - может являться инновационным подходом к развитию музыкальных способностей у дошкольников.

         Особенностью музыкальной игры-сказки является возможность включения всех видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, образовательная деятельность), а также разных видов художественной деятельности (рисование под музыку образов сказки, элементов декораций, художественное слово, театр). В процессе игры дети накапливают опыт восприятия музыки разных эпох в привлекательной для них игровой деятельности, что пополняет их музыкальный тезаурус, «копилку» ценностных впечатлений. По ходу игры дети приобретают необходимые умения и навыки исполнительской и творческой деятельности, развиваются музыкальные и творческие способности. Музыкальная игра-сказка создает условия для развития умственной активности, эмоционального, творческого развития( эмоциональная окрашенность музыкальных образов, возможность варьировать игру, «Пробуя» себя в разных ролях, возможность проявления творческой самостоятельности и активности в поиске способов выразительного исполнения роли).

          Одной из задач музыкальной игры – сказки является развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, которая является основным  механизмом присвоения культурных ценностей детьми и центром музыкальности. Развиваются все основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально- слуховые представления, чувство ритма.

Являясь привлекательной для детей деятельностью, музыкальная игра-сказка способствует воспитанию ценностных ориентаций личности- развитию положительного эмоционально-оценочного отношения к культурным ценностям, эстетических чувств, интересов, вкусов, представлений о красоте, то есть формированию основ музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом, что и является следующей задачей.

       Основной задачей музыкальной игры-сказки является соотнесение игровых действий с музыкальными характеристиками образов сказки.

Правилами этой творческой игры является необходимость передать чувства, отношения, отношения героев сказки и отношение ребенка к происходящему в сказке, к звучащей музыке, выразительно сыграть свою роль.

         При озвучивании  сказок ( «Теремок», «Репка», «Гуси-лебеди» и пр.) музыкальными шедеврами - классической или народной музыкой- происходит удвоение художественных впечатлений детей в процессе познания культурных ценностей, несущих в себе огромный развивающий потенциал.

         В результате различных наблюдений за музыкальной деятельностью ребят, были  выявлены следующие проблемы: дети не достаточно полно выражают своё эмоциональное отношение к музыке;  слабо развита музыкальная память, вследствие чего возникают трудности с репродуктивным  мышлением. Как известно, ребенок познает окружающий мир через призму собственных чувств, прожитых в действии, а  музыкальная сказка-игра в синтезе с инновационными технологиями способствует у дошкольников развитию всех музыкальных навыков и полноценному развитию в социальной среде.

Список используемой литературы:

1.«Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» О.П.Радынова, Л.Н.Комиссарова, Дубна Феникс 2011г.

2. Лунина Г.В.«Воспитание детей на традициях русской культуры».М., 2005

3.ДубровскаяЕ.А, Казакова Т.Г, Юрина Н.Н. «Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. М., 2002.

4.Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. М., 2005.

5.Зимина А.Н. Музыкально-ритмическое воспитание детей 5-6 лет в детском саду/ Афтореф. Канд.дисс.М.,1964.

6. Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду» М.2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

педагогический  опыт  работы  музыкального  руководителя  Терзьян  Надежды  Матевосовны...

Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они   вызывают у ребенка большой интерес. И...

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры

Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, чт...

РЕФЕРАТ на тему: «ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность  применения   музыкально-дидактических  игр  и упражнений  заключается  в   музыкально-сенсорном   развитии  и воспитании...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема  развития творческих способностей  состоит в том, что современное быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и инновационных идей, не шаблонные, привычные дейс...

Инновационный подход к развитию воображения и речи детей дошкольного возраста.

Презентация раскрывает актуальность развития воображения и речи детей в ДОУ. Представлены два инновационных метода, способствующие развитию воображения и речи детей, - метод интеллектуальных карт и ис...

Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...