Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми подготовительной группы.
статья (подготовительная группа)
В связи с введением ФГОС одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей становится метод проектов. Он позволяет в полной мере обеспечивать развитие субъектов деятельности и инновационных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_i_novatsii_v_reshenii_proektnyh_zadach.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми подготовительной группы
В связи с введением ФГОС одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей становится метод проектов. Он позволяет в полной мере обеспечивать развитие субъектов деятельности и инновационных процессов.
Проект - педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Проектная деятельность - это целенаправленный процесс с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, проблема должна быть актуальна для участников проекта, они должны быть мотивированы.
Преимущества проектного метода воспитательно-образовательного процесса заключаются в следующем:
- он является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей;
- повышает качество образовательного процесса;
- служит развитию творческого мышления и самостоятельности дошкольников;
- способствует повышению компетентности педагогов.
Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.
Таким образом, классифицировать проекты, используемые в практике ДОУ можно:
- По составу участников: дети, родители, сотрудники - индивидуальный, парный, групповой и фронтальный;
- По продолжительности:
- краткосрочные (1-2 недели, несколько занятий);
- средней продолжительности (1-3 месяца);
- долгосрочные (учебный год)
- По целевой установке: развитие оздоровительной системы в ДОУ, развитие коммуникативных навыков и.т.п.
- По тематике.
Основными видами проектов, используемых в практике ДОУ являются:
- межгрупповые;
- групповые;
- индивидуальные;
- комплексные.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
- Исследовательские проекты предполагают проверку предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдения, эксперимент). В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.
В группах старшего дошкольного возраста выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в соответствии со своими желаниями и уровнем развития. - Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных представлений. Дети могут принимать участие в разработке отдельных фрагментов сценария, но чаще всего становятся исполнителями заданных взрослыми ролей. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна.
- Игровые проекты - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие отношения в определенных проблемных ситуациях. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей.
- Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте или явлении. Благодаря присущим детям любознательности, старшие дошкольники охотно включаются в информационные проекты в том случае, если им интересна проблема, лежащая в его основе.
- Практико-ориентированные (прикладные) проекты связаны с работой на достижение значимого результата, а результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
Работа над проектом происходит в несколько этапов:
I этап – организационно-подготовительный:
· подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
· пополнение предметно-пространственной среды;
· подбор диагностического материала для выявления знаний детей.
II этап - рефлексивно-диагностический:
· анализ педагогом своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений;
· выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
· формирование банка данных об уровне родительской компетентности по данной теме.
III этап - практический:
· коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
· определение содержания работы;
· реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;
· обобщение и распространение опыта работы;
· защита проекта.
IV этап — заключительный:
· анализ достижения целей и полученных результатов;
· определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Проектная деятельность с дошкольниками предусматривает соблюдение определенной последовательности этапов:
- Выбор темы проекта, его типа, количества участников
- Постановка проблемы.
- Постановка цели.
- Обдумывание шагов по достижению цели, форм, методов работы, распределение ролей.
- Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.
- Промежуточное обсуждение полученных данных.
- Защита проектов.
- Коллективное обсуждение. Результаты внешней оценки, выводы.
Таким образом, проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, активности, инициативности старшего дошкольника, что так необходимо в учебной деятельности будущему школьнику.
Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет старшему дошкольнику в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели.
Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, организация наблюдений взрослыми, совместные занятия продуктивной деятельностью. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подобрать разнообразный материал для реализации идей в различный центрах (развивающие центры в группах), предусмотреть интегрированность решений по разным видам деятельности в каждом из центров.
Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему обозначенную детьми. Таким образом, ребенок выступает в качестве заказчика проекта, а его осуществление происходит на подражательно исполнительском уровне. На шестом году жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность. Ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать педагога и сверстников. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют совместную деятельность со сверстниками, у них развивается самоконтроль, самооценка. Они принимают проблемы, ставят цель, способы выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.
К концу седьмого года жизни при освоении проектной деятельности у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленный познавательным и личностным развитием, формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Роль взрослого на этом этапе – поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее. Для проектирования необходима соответствующая организация предметно-познавательного пространства группы.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
В основе проекта лежит идея о направленности деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной темой. Полученные знания дошкольник может применить в реальной практической деятельности, в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее.
Метод проектов как форма организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение единой задачи, разрешение определенной проблемы.
Ключевое место в организации проектной деятельности занимает образовательная среда. Качество образовательной среды позволяет поддерживать творческую активность детей и взрослых. Эффективность воспитания во многом зависит от ее насыщенности, структурированности, проблемности. В такой образовательной среде весьма высока вероятность возникновения случая, который возбудит личный интерес, спровоцирует кризис компетентности, будет способствовать стабилизации уже перестраивающейся системы моделей или укрепит сознание собственной компетентности – словом, в зависимости от этапа развития и степени зрелости личности будет совершенствовать ее образование в том или ином отношении.
Содержание и принципы организации проектной деятельности в старшей группе во многом определяются возрастными особенностями детей шестого года жизни, их интересами и приоритетными направлениями развития, программными задачами обучения и воспитания. Для детей старшего дошкольного возраста наиболее интересными традиционно являются исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты, позволяющие реализовать стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми, желание быть значимым и полезным, видеть свою роль в общей работе, получать ощутимый результат. Особый интерес представляют проекты, в которых старшие дети выступают в качестве наставников малышей.
В соответствии с особенностями развития дошкольников на данном возрастном этапе, мотивами участия в проектной деятельности для них становятся:
- непосредственная связь проекта с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов;
- возможность достичь объективно и субъективно значимого результата;
- целостность образовательной деятельности;
- широкий спектр видов деятельности;
- важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;
- возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия;
- проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность;
- применять освоенные ранее знания и умения, опыт.
В старшей группе ДОУ могут быть представлены все виды проектов:
- ž творческие,
- ž игровые,
- ž информационные
- ž практико-ориентированные,
- ž исследовательские.
Основными задачами реализации исследовательских проектов являются:
- расширение представлений детей об окружающем мире;
- формирование интереса и симпатии к объектам природы, природным явлениям;
- поддержание и удовлетворение детской любознательности;
- формирование умения находить удивительное в привычном
- ознакомление с простейшими приемами организации наблюдения, экспериментирования, выявления причинно-следственных связей;
- расширение представлений детей о себе, формирование элементарных навыков самонаблюдения, интереса к саморазвитию, стремления и умения заботиться о своем здоровье, потребности и умения налаживать контакт с окружающими людьми.
При организации творческих, игровых и информационных проектов решаются задачи формирования у дошкольников потребности и способности интересно и с пользой проводить досуг; культуры и опыта организации свободного времени; расширения арсенала различных досуговых видов деятельности, которые старшие дошкольники могут организовать самостоятельно.
Важность практико-ориентированных проектов определяется влиянием игровой деятельности на морально-нравственное развитие ребенка, его личностное становление, формирование у детей практических навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление родителей с задачами коррекционной работы с детьми подготовительной группы.
Разработанный материал могут рекомендовать учителя-логопеды родителям детей подготовительной группы компенсирующей направленности....
Статья на тему : "Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми младшей группы".
В этой статье я указала какие есть традиции и новейшие технологии для проектных задач....
Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми раннего возраста
Показателями высокого профессионального уровня воспитателя и качества педагогического процесса являются владение и успешное применение новых технологий, отражающих личностно-ориентированный подход пед...
Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми средней группы
При создании методики образования следует опираться на традиции – идеи, передающиеся из поколения в поколение, такие как: проведение культурно-массовых мероприятий, направленных на удовлетворени...
Статья: "Традиции и новации в решении проектных задач в работе с детьми раннего возраста"
Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, разв...
Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми средней группы.
На сегодняшний день существует множество концепций и идей в истории развития дошкольного образования, которые актуальны на сегодняшний день. Но с развитием Научно-технической революции также и ввелись...
Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми подготовительной группы.
Материал предназначен для педагогов дошкольного образования....