Статья: "Традиции и новации в решении проектных задач в работе с детьми раннего возраста"
статья

Аюшеева Раиса Алексеевна

Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, развит, деятелен и жизнерадостен (а это – главные задачи воспитания детей в ДОУ), необходимы условия, продиктованные особенностями и тенденциями развития маленьких детей в современных условиях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аюшеева Раиса Алексеевна

Воспитатель

ГБДОУ № 28 Невского района г. Санкт-Петербурга

Традиции и новации в решении проектных задач в работе с детьми раннего возраста.

В детском саду уютно, царит живая творческая атмосфера. Материально-технические условия способствуют эмоционально - личностному развитию детей, эстетично оформленные групповые комнаты.

Л. Н. Толстой заметил, что расстояние между новорожденным и пятилетним ребенком во много раз больше расстояния между пятилетним и им, семидесятилетним стариком. Великий писатель, мыслитель и педагог понимал значимость особой восприимчивости маленьких детей к воздействию окружающей среды. И действительно, потенциальные возможности развития ребенка в дошкольном возрасте огромны. Следовательно, огромна и ответственность педагогов, воспитателей за создание условий для раннего выявления и развития задатков и способностей детей и таланта, который заключен в ребенке.

Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, развит, деятелен и жизнерадостен (а это – главные задачи воспитания детей в ДОУ), необходимы условия, продиктованные особенностями и тенденциями развития маленьких детей в современных условиях.

Подражание окружающим людям, родителям, наблюдение за их поведением, становятся одним из основных источников личностной социализации ребенка раннего возраста. Положительная, эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей, поступков и личностных качеств ребенка порождает у него уверенность в себе, веру в свои способности и возможности.

Важно учесть, что многие качества личности и формы поведения “невидимы” у детей ясельного возраста и становятся заметны тогда, когда человек в целом уже достиг значительного уровня социально - психологической зрелости.

В раннем возрасте состояние ребенка неустойчиво, зависит от настроения других детей, самочувствия малыша. Создание и поддержание в группе атмосферы любви и доброжелательности, спокойного ритма жизни, продуманной системы интересных дел и занятий – условия успешного развития детей ясельного возраста. Особое внимание следует уделить формированию умений занять себя и навыкам самообслуживания, развитию речи, формированию доступных правил поведения.

Современные требования, предъявляемые к образовательному процессу в дошкольном учреждении, меняют систему управления дошкольным образованием, определяют необходимость выработки новых подходов к управленческой и педагогической деятельности всего коллектива. Встает необходимость перестройки сознания в рамках новых ценностей, категорий и понятий, таких как конкурентоспособность, компетентность, рынок образовательных услуг, самоорганизация и самоуправление. Они определяют управленческий функционал руководителя и направление деятельности всего педагогического коллектива, ориентируя на инновационный путь обеспечения качества образования в ДОУ.

В рамках познавательно – речевого развития у детей формируются действия с предметами (дидактическими игрушками, природным и многофункциональным материалом). Идет знакомство с названием и назначением предметов и объектов, их основными свойствами (цвет, форма, величина) и качествами (мягкий, блестящий, теплый).

Использование слов типа “покажи”, “принеси”, “сделай то-то” способствует  развитию понимания речи, при создании необходимых условий – развивается понимание ребенком слов, обозначающих количество (много-мало, один-два, пустой-полный), размер (большой-маленький), пространственные отношения (в, над, под, за и пр.)

Развивается диалогическая речь, дети упражняются в правильном произношении звуков.

Формируются элементарные представления о природе, животных, живущих рядом, растениях, природных явлениях (солнышко, дождик и пр.).

В рамках социально-эмоционального развития у детей формируется потребность ребенка в общении и сотрудничестве со взрослыми по поводу предметов, игрушек, слушать и слышать взрослого, выполнять его просьбы.

Дети обучаются способам установления положительных контактов со сверстниками. Педагоги знакомят детей друг с другом, организуют несложные совместные игры, эмоциональные контакты, сближающие друг друга.

У детей формируется положительная самооценка, связанная со стремлением ребенка быть хорошим, развивается потребность в самостоятельности, уверенности в своих силах.

Осуществляется эстетическое развитие детей в умении обращать внимание на красоту природы, картин, предметов интерьера, созерцание прекрасного, обогащение яркими эмоционально-эстетическими впечатлениями от красоты окружающего мира.

Праздники, развлечения, вечера досуга, кукольные спектакли, вовлечение родителей совместную с детьми проектную деятельность, способствуют эстетическому развитию.

Огромное значение имеет вовлечение детей в разные виды изобразительной деятельности (рисование, лепку, аппликацию, конструирование), формирование интереса к процессу и результату изобразительной деятельности: рассматривание рисунка вместе с детьми, обсуждение их достоинств, экспонирование.

Все это способствует формированию  самостоятельности и уверенности детей в выполнении действий (проговаривание своих желаний, чувств и мыслей, возможность самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, обследование новых предметов, стремление освоить действия с ними), а так же развитию предпосылок творчества (перенос освоенных действий и навыков на другой материал, в другие условия, поддержание любознательности детей в позволении исследовать материалы и предметы, наблюдать за явлениями и особенностями окружающей природы и действительности).

Проектный метод в социализации ребенка, в формировании у детей грамматической структуры предложений, усвоения частей речи, звуковой стороны языка способствует обеспечению каждому ребенку своевременного формирования ведущих умений, характерных для ясельного периода жизни малыша, и зоны его ближайшего развития.

Занятия, а так же другие формы работы, содержат познавательный, речевой материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями, исследовательскими, творческими проектами, которые могут выполняться совместно с взрослыми. Важно, чтобы в процессе выполнения заданий у каждого ребенка формировалось настроение особой радости, нежности к окружающей природе и людям. Программа помогает формированию у детей к трем годам первичной картины окружающего их мира.

Использование проектных технологий помогает активизировать психические процессы, ведь ребенок исследует различные возможности, различные варианты, связанные с выполнением поставленной задачи, выбирает оптимальный способ решения задачи, определенную последовательность действий. Воспитатели, родители оказывают помощь малышу. Именно совместное выполнение замысла младшего дошкольника с родителями позволяет им лучше понять друг друга и установить эмоциональные, а так же речевые отношения. Реальная жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.

Проектирование вносит изменения в воспитание и обучение всех участников образовательного процесса в детском саду, ведь проводится большая аналитическая и диагностическая работа всего педагогического персонала. Выстраивается система мониторинга, которая позволяет не только отслеживать происходящие процессы, но и влиять на них. Мониторинг становится средством управления МДОУ, обеспечивается обратная связь между управляющей и управляемой стороной.

Напомним, что проект – работа, которая должна быть выполнена для достижения уникального, заранее определенного результата в рамках заданных сроков и бюджета.. Если работа над проектом становится однообразной, это показатель того, что проект отклоняется от намеченных целей. У каждого проекта есть жизненный цикл – набор последовательных фаз, выделяемых для лучшего контроля и управления. Завершение каждой фазы свидетельствует о достижении его очередного результата. В состав жизненного цикла входят четыре фазы: начальная (концепция), разработки, реализации и завершения. Проект заканчивается тогда, когда разрабатываемый продукт начинает использоваться, признается жизнеспособным. Проект отличают от процессной деятельности следующие особенности:

  • Точное и подробное планирование, так как проект ограничен временем и несет в себе новизну;
  • “сворачивание” проекта, как только поставленные цели реализованы;
  • Поддержание энтузиазма в проектной команде, поскольку в ней работают люди, которые реализуются в проекте благодаря собственному энтузиазму, а не возложенным на них обязанностям;
  • Планирование бюджета и расходование средств;
  • Расширение коммуникаций между подразделениями и внутри их с целью быстрого обмена информацией и обсуждения хода проекта;
  • Готовность к неожиданностям, проявление гибкости, так как в проектах не все строго заранее определено.

Чтобы выполнить проект вовремя в пределах сметы и в соответствии со спецификацией требований, им необходимо управлять. Система управления проектом включает объект управления (проект) и его субъект (команда управления проектом), связанные прямой и обратной связью, посредством которой и осуществляется управление.

В содержание основных работ по управлению проектами входит:

  • Инициация (обдумывание идей, разработка концепции проекта, оценка и утверждение, создание команды специалистов, принятие обязательств участниками проекта);
  • Планирование (определение целей, результатов, работ, планирование ресурсов, оценка продолжительности работ, календарное, организационное планирование, формирование бюджета, планирование коммуникаций в проекте, оценка рисков и разработка мер реагирования на них, разработка плана проекта – единого сводного, согласованного документа);
  • Выполнение (организация и координация выполнения плана, развитие команды проекта, обновление его плана, графика и бюджета);
  • Контроль и регулирование (представление отчетов о ходе выполнения работ проекта, управление изменениями, контроль воспитательно-образовательного процесса, сроков выполнения и стоимости проекта, контроль качества);
  • Закрытие (составление окончательного отчета, административное завершение проекта, празднование удачного завершения работы).

В основные мероприятия по реализации Программы вошли:

  • Выработка системы контроля.
  • Определение информационного обеспечения МДОУ.
  • Разработка модели управления МДОУ.
  • Планирование видов деятельности с использованием метода проекта.
  • Методическое и дидактическое обеспечение педагогического процесса.
  • Консультирование родителей.
  • Установление связей с психолого-педагогическим Центром.
  • Организация работы кружка “Логоритмика”.
  • Организация и проведение проектов с детьми и родителями.
  • Участие в творческих конкурсах.
  • Создание предметно-развивающей среды с использованием проектирования.
  • Разработка методических рекомендаций “Проектный метод в детском саду”.
  • Проведение муниципального семинара для воспитателей групп раннего возраста.
  • Изготовление дидактических материалов и пособий.
  • Выпуск брошюры “Проектировщики в памперсах” и др.

Для выполнения поставленных задач были предусмотрены следующие виды деятельности, осуществляемые проектированием:

  • Расширение ориентировки в окружающем. Развитие речи;
  • Ребенок и окружающий мир;
  • Рисование;
  • Лепка;
  • Конструирование;
  • Музыка, театрализованная деятельность;
  • Действия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами орудиями, строительным материалом;
  • Игровая деятельность;
  • Экологическое воспитание;
  • Работа с родителями.

Использовались такие формы и методы работы как: индивидуальная работа, игровые, наглядные, наглядно-действенные методы, сотворчество с воспитателями, внесение игрушек, наблюдение, экспериментальная деятельность, активизация детей на самостоятельную деятельность, показ, анализ образца, словесная инструкция воспитателя, поощрение самостоятельных действий детей, рассматривание, художественное слово, игровые ситуации, сюрпризный момент, аудио-видеозапись, подражание игровым действиям взрослого, поощрения, рассматривание иллюстраций, художественное слово, игровые действия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, изменение игрового материала, имитирование, сравнение, игровые приемы, беседа, консультации, наглядная агитация, анкетирование, оформление папок-передвижек, родительские собрания, Дни открытых дверей, досуги, мастер-классы.

Результатами реализации Программы стали:

  1. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
  2. Создание комнаты сенсорики, зоны здоровья, сказочного царства на участке ДОУ.
  3. Развитие детской речи и навыков изодеятельности детей.
  4. Развитие у детей ясельного возраста познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
  5. Активизация работы с родителями.

Реализация Программы позволила обеспечить преемственность и непрерывность образовательного процесса, повысить эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми, совершенствовать работу с родителями.

Формировались условия, необходимые для организации инновационной деятельности:

  • Организационно-педагогические, связанные с деятельностью по созданию развивающей среды;
  • Психологические, направленные на создание благоприятного климата в коллективе;
  • Повышение уровня развития детей;
  • Установление содержательных связей с родителями воспитанников.

Применение Программы обеспечило достаточно качественный уровень работы с коллективом педагогов, детей и успешное их развитие.

 Заключение

Проблема качества образования на сегодняшний день остается насущной, но недостаточно разработанной. В обществе и в развитом научно-техническом прогрессе появилось множество изменений. Существующая модель образования в России перестала удовлетворять массы, поскольку социальный заказ не соответствовал результатам. Изменился конечный результат образования.

Итоговой целью образования должна теперь стать не просто гармонично развитая личность, а личность, способная ориентироваться в потоке быстро изменяющейся информации, личность способная приспособиться к новым условиям жизни в эпоху научно-технического прогресса.

В связи с этим возникла необходимость в перестроении образовательного процесса. Началась эпоха перемен, модернизации, постепенное перестроение с обучения и воспитания общей массы, получающей готовые знания на личностно-ориентированную модель образования. Требовался переход от репродуктивного способа подачи материала в массы к продуктивной деятельности каждой отдельной личности. При этом педагог выступает помощником, направляющим эту личность в необходимое русло индивидуального развития.

В результате проектной деятельности у детей младшего дошкольного возраста формируется положительная мотивация к процессу познания. Ребенок становится более активный, коммуникабельный, расширяется круг задаваемых им вопросов. Дети становятся более самостоятельными. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении.

Проектная деятельность способствует сплочению детского коллектива. В коллективе ребенок учится взаимодействовать со сверстниками; происходит обмен информацией.

Проектная деятельность создает условия для самореализации, формирования уверенности и развития креативности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».

   Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.Р...

Статья на тему : "Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми младшей группы".

В этой статье я указала какие есть традиции и новейшие технологии для проектных задач....

Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми раннего возраста

Показателями высокого профессионального уровня воспитателя и качества педагогического процесса являются владение и успешное применение новых технологий, отражающих личностно-ориентированный подход пед...

Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми средней группы

При создании методики образования следует опираться на традиции – идеи, передающиеся из поколения в поколение, такие как: проведение культурно-массовых мероприятий, направленных на удовлетворени...

Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми средней группы.

На сегодняшний день существует множество концепций и идей в истории развития дошкольного образования, которые актуальны на сегодняшний день. Но с развитием Научно-технической революции также и ввелись...

Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми подготовительной группы.

Материал предназначен для педагогов дошкольного образования....

Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми подготовительной группы.

В связи с введением ФГОС одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей становится метод проектов. Он позволяет в полной мере обеспечивать развитие субъектов деятельн...